Царское дело. Памятнику Александру II в г. Озёры

К 200-летию со Дня рождения Императора Александра II
(17 [29] апреля 1818 —1 [13] марта 1881)

Царское Дело

История каждого города, так или иначе, связана с историей памятников находящихся на его улицах. Неважно даже, архитектурное это сооружение, где когда-то располагалось крупное производство, жильё помещиков, купцов, градоначальников и фабрикантов или же скульптурное изваяние, которое многие годы украшало одну из городских площадей. Количеством тех и других, к сожалению, наш город Озёры особо похвастаться не может. На всё, как принято говорить, имелись свои веские причины. Тем не менее, архитектурным памятникам, исчезнувшим старинным зданиям и монументам в черте Озёр, можно посвятить отдельную работу – материал для исследования имеется. Мы же остановимся на одном из монументов, заслуживающих особое внимание — памятнике царю Александру II, располагавшемуся на Главной улице, тогда ещё села Озёры.

Привлекая внимание к этой теме, прежде всего, хотелось познакомить читателя с новыми сведениями, а не только повторять уже известные. Потраченные мною в поиске усилия были не напрасны. Появились новые любопытные факты. Однако в предлагаемом материале отражено далеко не всё, что мне и самому хотелось бы узнать об этом памятнике. Оставлю, как говорится, что-то будущему поколению и сообщу читателю «хорошо забытое старое» и кое-что новое, добытое самостоятельно.

Наверняка одним из волнующих вопросов любого озерчанина или гостя нашего города касательно этого монумента будет вопрос о причинах его появления на нашей земле. Была ли какая-либо прямая связь между селом Озёры и погибшем от руки террориста в 1881 году, монархом? Прямая связь, как и предполагалось, отсутствовала. Хотя село по тогдашним меркам было довольно И крупным в Московской губернии, развивающимся, но, всё же, не таким выдающимся, чтобы его посетила августейшая особа. А вот причины косвенные имелись, и довольно весомые. Прежде всего, стоит отметить реформы, проводимые царём. 1861 год был годом отмены крепостного права в России. И одной из причин, скорее всего основной, появления памятника в Озёрах было празднование 50-летия этой даты. «После торжественно отпразднованного в 1911 г. 50- летия со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости один за другим открывались и освящались памятники царю- освободителю в разных волостях, целая сеть памятников покрыла Московскую губернию, большею частию это были бронзовые бюсты на небольшом пьедестале» (В.Ф. Джунковский «Воспоминания»).

Такие бюсты были установлены в сельце Большое Уварово и в селе Бояркино рядом с храмом. А на большой памятник средства, как водится, собирались заранее, и его установили в 1912 году на Главной улице незадолго до трёхсотлетия Дома Романовых, 21 февраля (3 марта) 1913 года, которое широко и помпезно отмечалось по всей России и за её пределами. Установка памятников во все времена было делом политическим и первые лица села Озёры, которыми тогда являлись фабриканты Щербаковы и Моргуновы, выходцы из крестьян, такую важную дату пропустить не могли. Скорее всего, они внесли внушительную сумму в общую казну одними из первых. Волостные центры по всей матушке России могли рассчитывать на свои соразмерные средства, позволяющие установить менее дорогой памятник – бюст царю-освободителю. Их тоже устанавливали рядом с церковью или волостным правлением.. Стоит отметить, что число таких памятников, установленных в небольших российских сёлах, дошло за короткое время до нескольких тысяч. Для того, чтобы оценить масштабы этого явления приведу тексты некоторых телеграмм тех лет: «Ставрополь, 24 января 1911. Все села губернии заказали через губернатора памятники Царю-Освободителю»; «Тула, 15 февраля 1911. Большинством волостных сходов всех уездов губернии составлены приговоры, а также ассигнованы средства на постановку памятника-бюста Александру II перед зданиями волостных правлений»; «Ярославль, 28 сентября 1911. Волостными и сельскими сходами крестьян Ярославской губернии постановлено соорудить памятники Царю-Освободителю, преимущественно перед зданиями волостных правлений, всего в 23 селениях. Часть памятников уже поставлена».

Михаил Фёдорович Щербаков.

Но вернёмся с бескрайних просторов России на нашу малую родину, в село Озёры. Как нам известно, развитие фабричного производства в конце ХIХ- начале ХХ века в Озёрах достигло довольно высокого уровня. В 1890 году село входило в десятку «…важнейших центров фабрично-заводской промышленности Европейской России в сельской местности» (В.И. Ленин «Развитие капитализма в России», ПСС, том 3, стр. 605-609). Также как в середине ХIХ века, развитие мануфактур позволило их владельцам (Моргуновым и Щербаковым) заложить на свои средства фундамент будущей Введенской церкви (ныне Троицкой), через 60 лет их богатые потомки могли позволить себе поставить рядом с церковью не бюст, а памятник царю- освободителю довольно внушительных размеров, отлитый из металла на каменном постаменте. Многие памятники Александру II отливались в Питере и доставлялись к месту установки поездом. В Озёрах железнодорожная ветка уже давно существовала, поэтому проблем с доставкой быть не могло.

Если внимательно посмотреть на сохранившееся фото, то мы можем увидеть, что его высота соответствовала высоте крыши над крыльцом северного входа Введенского храма в Озёрах. Крыльцо и крыша сохранились по сей день. А это, не много не мало, 5 метров точно. Фотограф запечатлел один из парадов на площади перед храмом, где мы видим присутствие пожарной дружины Товарищества мануфактур Фёдора Щербакова сыновей. А вот церемонию открытия памятника посетил генерал-губернатор В.Ф. Джунковский.

Точной даты торжественного открытия памятника в Озёрах мне найти пока не удалось, но известно, что активное участие в этом процессе принимал и настоятель Введенского храма священник Никольский, прослуживший в Озёрах более 50 лет. Умер он 14 мая 1917 года и был похоронен рядом с храмом.

Интересно, что точно такой же памятник был поставлен во Владимире (1913 г.) и, что даже удивительно, в Кишинёве (1885 г., с Кишинёвом же царя связывало то, что здесь им был провозглашён манифест об объявлении войны Турции в 1877 году, в результате которой Болгария и Румыния получили независимость). Внимательно просмотрев фотографии, мне удалось уловить сходство этих памятников. Наверное, это был один из самых популярных проектов монумента. Вообще же, их было несколько, и лучшими из них считались проекты скульптора А.М. Опекушина, известного нам по памятнику Пушкину в Москве. В одной из переписок мастер писал следующее о своей предстоящей работе: «Мне кажется, я мог бы вылепить статую покойного Императора, закрыв глаза, до такой степени у меня жив в памяти его образ». 4 марта исполняется 90 лет со дня смерти выдающегося скульптора.

Александр Михайлович Опекушин

Прошло всего каких-то 6 лет с момента установки памятника в Озёрах. Наверное, это недолгий срок в жизни памятника. 12 апреля 1918 года Совнарком принял декрет «О памятниках Республики». Во исполнение этого документа вскоре были уничтожены сотни монументов. Вот некоторые из статей этого декрета: «В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:

1. Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению на склады, частью использованию утилитарного характера.

2. Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ республики и заведующего отделом изобразительных искусств при комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.

4. Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы». Под декретом стояли подписи Ленина, Сталина и Луначарского. Куда исчез памятник с Главной улицы Озёр доподлинно неизвестно. Скорее всего, он был отправлен на переплавку. Возможно, даже на Коломзавод. Ввиду того, что в то время более важной причиной была причина идеологическая, а не хозяйственная, некоторые из памятников Александру II могут покоиться на дне рек и озёр необъятной России. Быть может, наши потомки когда-нибудь смогут их увидеть

А вот как происходил демонтаж нашего памятника кое-что известно. Пришедшие к власти революционеры вынуждены были обратиться за помощью к отдавшему ключи от своей фабрики в руки тех же революционеров фабриканту М.Ф. Щербакову. С 1894 года он был ещё и руководителем пожарной команды в Озёрах. Михаил Фёдорович в который раз произнёс короткую многозначительную фразу, вошедшую в историю. Его последовательность и логичность действий тем более понятна сейчас. «Я пожарный, а не полицейский», — ответил отказом Щербаков. Впоследствии большевики наверняка искали случая припомнить ему это несогласие. Памятник с большими усилиями демонтировали руками пролетариата.

Следующий удар в сердце нашего города был нанесён через 11 лет, в 1929 году, когда «сталинские соколы» сняли колокола и взорвали колокольню Введенского храма. Незадолго до этого события, человек, имя которого вошло в историю как последнего представителя фамилии фабрикантов Щербаковых, положивших начало развитию Озёр, покинул свой родной город. Видимо, предчувствуя эти события, Михаил Фёдорович не смог здесь более оставаться…

С момента установки памятника царю-освободителю минуло уже чуть более ста лет. В нашем городе за это время прошли значительные перемены, коснувшиеся не только его внешнего вида, но и его содержания, как, впрочем, и во всей стране. На улицах Озёр побывали различные монументы, отражающие ту или иную эпоху. Были памятники Сталину, Ленину, скульптуры детей и девушек с веслом (некоторые из них сохранились). Появились новые памятники: репрессированным, погибшим в локальных войнах и другие. Чем же примечательно нынешнее время? И нужны ли нам памятники, отражающие веяние времени сегодняшнего? Что мы делаем и сделали такого, о чём хотелось бы напомнить своим потомкам лет через 50 или 100? Подумать сегодня есть о чём, прислушаться к себе – где у нас болит, а где ноет, и попробовать для начала обратиться к своему сознанию и к своей душе. Или мы так и будем жить без царя в голове и с болью в сердце?

Автор — МАКСИМ МУРОМСКИЙ (muromaks@yandex.ru)

Оригинал в формате pdf

Метки: , ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Озёрский Краеведческий Музей

Озёрский краеведческий музей им А. П. Дорониной (Московская обл., г. Озёры, ул. Ленина, дом 20; телефон: (70) 2-16-84)

У этой статьи 18 комментариев

  1. Евгений Исаев
    Евгений Исаев Ответить

    Ну, дела! Максим, замолви слово за каменного пешехода около бывшей фабричной проходной.

  2. Евгений
    Евгений Ответить

    Классная статья.
    Очень познавательная.
    Спасибо Максим.
    А памятники ставят именно для ПАМЯТИ.Наверное они нужны всякие. Тут главное бережно к ним относиться. А потомки сами разберуться в важности и нужности. Устанавливая плиту, бюст мы говорим о своем отношении к событиям, людям. Отношение же к ним наверное и не должно быть одинаковым.
    Так сказать не должны люди в едином душевном порыве устраивать массовые мероприятия.Это уже и не памятник, а идол получается.

  3. Евгений
    Евгений Ответить

    Идолизация нас не оставляла более 100 советских лет. Ну и соответственно несколько исковеркала наше сознание в части отношения к памятникам.
    Лично у меня отношения к памятникам естественным, природным так сказать более трепетное, чем к памятникам рукотворным. Но и те и другие вызывают уважение.
    Это наша история. Это было. Ломать и переиначивать прошлое мы не имеем права. Каждый вправе иметь свое отношение и свое мнение. Нужно уважать друг друга и наших предков

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Я тоже к рукотворным памятникам не очень. Моё мнение, что их ставят не в память о человеке (событии), а чтоб самим потом около них красоваться, тусоваться, намекая как бы, что мы тоже вроде как «пахали».
      Вот скоро день Победы будет. Чиновники наши, чуть район не профукавшие, в трудную минуту скромно отмалчивающиеся, будут стоять у памятников и слова всякие правильные говорить. О Памяти, о патриотизме, героизме, любви к Родине, необходимости грудью за неё стоять и т.д.
      Мой папа покойный — фронтовик, танкист, орденоносец никогда к этим памятникам 9 мая не ходил. Выпивал дома водки рюмку-другую, вспоминал, плакал иногда. А к памятникам не шёл. Всегда говорил: «Начальники там не нас-фронтовиков, а себя тешат. На всех трибунах не мы, а они стоят, красуются»

      Вот у Игоря Растеряева песня есть https://www.youtube.com/watch?v=jk5xUwtl1Dg

      • Евгений
        Евгений Ответить

        Согласен Сергей Михайлович. На все 100%. Относительно тусовщиков.

  4. Евгений
    Евгений Ответить

    Теперь и комменты ограничены в объеме.
    Предлагаю пользоваться….. лыбиками (смайликами).
    Ну а чо тыкать клавку понапрасну.
    Каждый лепит смайл…как коммент. И всем понятно будет отношение
    👍
    👏
    👎

    💰
    🇷🇺
    🐑
    Ну и т.д.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Комменты ограничены, чтоб роботы не лезли со своими английскими «простынями». Я уже позвонил, человек думает, решим что-нибудь.
      Насчёт этих смайликов я не очень. Мне всё же приятнее и понятнее было бы прочитать несколько слов от человека, его мнение и аргументацию: почему ему нравится (не нравится).

      • Евгений
        Евгений Ответить

        Есть разница между набираемям текстом и репостами и есть машинные методы определения, что есть что. Уловок куча, но к примеру, любой язык, кроме русского можно не пускать вообще. То бишь, что сам набрал, да по русски, то можно не ограничивать, точнее ограничить, но на более высоком уровне. А если репост, то его или ограничить или вообще запретить.

  5. Евгений
    Евгений Ответить

    Ну, если еще и редактировать свой коммент можно было, то хоть ошибки исправляли…
    А лыбики…эт я пошутил…конечно

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Спасибо, Евгений! Обязательно подумаем над всем, что Вы написали. Как-нибудь решим и всё нормально будет.
      Одно радует, что сайт наш в поисковиках популярным становится. Иначе роботы так бы не попёрли косяком. Одолели. Мы их втроём тут мочим целыми днями, а они прут и прут!

  6. Евгений
    Евгений Ответить

    Согласен Сергей Михайлович. На все 100%. Относительно тусовщиков.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Многие согласны, Евгений. Особенно те, настоящие фронтовики. Их мало осталось, но они есть. Один мне, выпив фронтовые 100 грамм, сказал: «Вот, вы каждый год с помпой празднуете День Победы. Это хорошо, это правильно. Но это — заслуга НАШЕГО поколения! А ВАШИ-то заслуги где? ВЫ чем можете гордиться? «Пенопластовым» домом на Челноках? Стоящими в руинах фабриками озёрскими, которые при нас и в войну продолжали работать?
      Не потому-ли вы с таким размахом празднуете 9 мая, что у вас своих-то праздников и достижений нет?»

      Мне нечего было ему возразить, задумался крепко.

      • Евгений
        Евгений Ответить

        А с другой стороны празднование Дня Победы это и чествование наших предков, победителей. Демонстрация уважения.
        Это очень важно и необходимо и для тех кто еще жив и для нас и для наших детей.
        Поэтому на пиарищихся руководителей ( свадебных генералов), можно не обращать внимания совсем.

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Всё верно, уважаемый Евгений. Добавлю только, что уважение к ветеранам надо демонстрировать не только правильными словами и салютами 9 мая, но и в повседневной жизни. Обеспечив их достойным жильём, качественным медицинским обслуживанием, санаториями, домами отдыха, высоким уровнем жизни. Чтоб они видели, что воевали не зря. Что страна, которую они отстояли и спасли, живёт не хуже страны, Знамя Победы над которой они подняли, водрузили. Живёт достойно, богато, радостно и с каждым днём всё лучше.
          Вот это будет НАСТОЯЩЕЕ чествование наших предков, победителей!

  7. Харитонов Юрий Ответить

    Трудно сегодня представить и даже поверить но 9 Мая первые 19 лет после окончания войны не был праздничным днём. Почему? Не знаю. Не ценили мы свою Победу по полной программе. Если мне не изменяет память, то первую послевоенную юбилейную медаль учредили к ХХ Победы. А в 1970 году, на 25- летие Победы фронтовикам вручали нагрудные знаки. Тоже не знаю почему! И первые 20-25 лет после окончания войны фронтовики как-то стеснялись носить свои награды. Да собирались за столом на улице, да выпивали, да вспоминали о войне, даже пытались иногда что-то спеть, но вот наград не одевали, да и памятнику не особо ходили, хотя памятник воину-освободителю уже стоял на пл. Коммунистической, там где недавно засыпали фонтан на «озёрском Арбате».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *