Героическое прошлое Озёрского края

КНИГА
Н.С. и С.И. ПИРЯЗЕВЫ

«Капли русской славы»
Озёры, 1995 год

«Клянусь честью, ни за что на свете
я не хотел бы переменить отечество,
или иметь другую их историю, кроме
истории наших предков».
А.С.Пушкин

 

50-летию Победы
и 70-летию города Озёры
посвящается …

Авторы выражают глубокую благодарность коллективу Озерского филиала Московского индустриального банка возглавляемого Геннадием Петровичем Проталинским за то, что это издание вышло в свет.
Мы гордимся тем, что нашим спонсором стало такое солидное учреждение.
Московский индустриальный банк отличается высокой степенью надежности. Деятельность банка характеризуется дальнейшим расширением объемов активных и пассивных операций, упрочением материально-технической базы.
На этот год число пайщиков Банка составило 3154, из них:
— физических лиц — 2852, владеющих паем на общую сумму 13,1 млрд. рублей.
— юридических лиц — 302, владеющих паем на общую сумму 13,1 млрд. рублей.
Валюта баланса Банка составляет 2,8 трлн. рублей, а объем активных и пассивных операций достигает 158 трлн. рублей.

 

 

Об авторах

Пирязев Семен Иванович родился в 1923 году в с. Затворное Скопинского района Рязанской области. В Озерский район переехал в 1938 году. Пас скот. Затем поступил в ФЗУ. После училища окончил курсы помощников мастера и работал на ткацкой фабрике.
Отсюда в 1941 году убыл на фронт. С боями прошел от Сталинграда до Вены. Трижды ранен. Имеет награды: медали «За боевые заслуги», «За отвагу», орден Славы III степени и многие другие медали.
После демобилизации учился в сельскохозяйственной школе руководящих кадров колхозов. Работал в редакциях газет «Заря коммунизма», «Заря», десять лет редактировал многотиражную газету «Ленинец».
Много писал о фронтовых товарищах, воинах-озерчаиах и «просто о хороших людях.
С. И. Пирязев член Союза журналистом России.
Пирязев Николаи Семенович родился в 1946 году в с. Белые Колодези Озерского района. В 1952 году переехал с семьёй в Озеры. Здесь закончил среднюю школу. Работал слесарем, электриком. Служил в Советской Армии. С 1969 года работал в редакции «Зари», затем редактором «Текстильщика».
Заочно закончил текстильный институт, работал на инженерских должностях.
Писал зарисовки, очерки, фельетоны, новеллы, рассказы, Увлекается краеведением, топонимикой. Автор буклета «Озёры», плаката «Герои-озерчане», участник сборника местных авторов. Стаж в Союзе журналистов более 20 лет.
В этой книге С.И.Пирязевым написаны очерки «По призыву Родины-матери», «В живых навечно», «Земля войны и мира», «Приближали как могли».
Остальное написано Н.С. Пирязевым.


От авторов

Победе исполняется полвека. Половину этого срока, то есть, четверть века собирался материал для этой книги. Это практически началось в конце 1969 года, когда оба автора пришли работать заведующими отделами в возрожденную газету «Заря».
А до этого десять лет Озерский район входил в состав коломенского, и коломенские журналисты и краеведы также собирали материалы о своих героических земляках и писали про них. В 1976 году они выпустили книгу «Золотое созвездие коломенцев», где много написано и про озерчан. (Мы скажем об этом дальше).
Так вот мы тоже хотели издать книгу о наших героях. Потом нам этого показалось даже мало. Появилась мечта написать вообще о героическом прошлом нашего края. Эту задачу мы не выполнили. Слишком на многое замахнулись. В плане было: писать о георгиевских кавалерах и революционерах, соратниках Чапаева и других героях гражданской войны. Мечтали опубликовать материалы о защитнике Брестском крепости, о подпольщиках и партизанах, о кавалерах ордена Славы, об озерских женщинах-воинах. Но все это ломало сюжет, не вмещалось в одну книгу. А время поджимало. И вот есть эта неполная книга. Но надежда жива на то, что будет продолжение, будет помощь других соавторов и спонсоров-патриотов.
Возрождать русскую славу — святое дело. От этого нельзя отказаться.

 

 

ПЕРВАЯ ГЛАВА

СЛАВЯНЕ — ЭТО МЫ

 

Прочитайте еще раз это слово. А теперь закройте глаза и произнесите вслух по слогам, нараспев. Чувствуете его древнюю магическую силу? Да, определенно что-то есть. Есть ли родство этого слова с понятием слава? Корень-то общий. Хочется верить, что это родственные слова.

В энциклопедических источниках сказано: «славяне — крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. В ее составе: славяне восточные (русские, украинцы, белоруссы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы).
Мы — прямые потомки тех древних восточных славян, мы — наследники их славы, а значит нам и множить ее, славу, хранить , святое дело — передать нашим потомкам.
Многое теряется, забывается в суетной нашей жизни, повседневной серости ее буден. Память о прошлом почему обостряется в критические времена, когда воинский, ратный дух воспарит над повседневностью, перевернет сознание людей.
В тяжелые годины первой мировой войны безызвестный композитор Агапкин создал вдруг (или не вдруг!?) марш «Прощание славянки». И музыка, искусство растревожили сердца и крестьянина в лаптях, и потомственного дворянина в шитом золотом мундире, и русского, и серба. Душа славянская вплелась в эту музыку и свершилось чудо. Оно не признавало цветов. Под эти звуки вышибало слезу и у красного комиссара, и у белогвардейца, и у зеленого атамана.
И второй раз возродилась «Славянка» в жарком июне сорок первого. Над раскаленными перронами неслась мелодия марша вслед воинским эшелонам с ополченцами. Еще один феномен родился тогда. Вопреки всем воинским уставам самым душевным обращением к солдатам в окопах стало: «Как дела, славяне?» И еще: «Вперед, ура, славяне!».

К чему вся эта ностальгия? Нельзя жить без Родины — Отчизны. Нельзя быть «Иваном, не помнящим родства». Дети потомки не простят…

В группу восточных славян входили поляне, волыняне, древляне, друговичи, северяне, кривичи, словене, вятичи. Эти последние и являются, по-видимому, нашими прямыми предками. Вятичи населяли территории современных Тульской, Орловской, Смоленской, Рязанской и Московской областей.
Наши предки были настоящими детьми природы. Они занимались охотой, рыболовством, добывали мед, разводили скот, осваивали земледелие. Мужественные были люди, крепкие. Выносливые. Обстановка требовала быть таковыми. Леса были по-настоящему дремучие, реки и озера глубоки и полноводны. Ведь и охотились-то не на зайцев, а на кабанов и медведей, ловили не ерша и пескарей, а сомов и осетров. Были мирными, но считались независимыми, отличными воинам. Мечом, луком со стрелами владели в совершенстве.
Вятичи жили родовыми общинами. Во главе рода стоял старейшина. Род, как правило, образовывал поселение. Лучшими местами таких селений в наших краях были берега Оки, а также ее притоков Осетра, Большой и Малой Смедвы.

А Русь уже зарождалась как держава, государство. Киев становился стольным городом. Под его властью были уже объединены такие славянские племена как поляне, северяне, радимичи, кривичи, древляне. Особняком оставались вятичи.
Все более разгорались мечты киевских князей поставить под свою зависимость этих, таких же славян, но гордных и свободолюбивых. От послов не было толку. Они возвращались ни с чем, измученные после безрезультатных поисков вятичских вождей, или не возвращались совсем, исчезали бесследно в суровом краю. Киевский князь Святослав Игоревич решил, что ждать больше нельзя. Он сам возглавил поход в страну вятичей. Было это в 964 году.

На основе летописных источников Вадимом Каргаловым написана интересная повесть «Черные стрелы вятича». Он ярко описывает в ней этот поход. Приведем несколько мест из этих описаний.
«Три недели плыли ладьи князя Святослава, все три недели по берегам тянулись нескончаемые леса. Медно-красные сосны стояли над песчаными обрывами, как воины в строю. Вечерами к реке на водопой выходили медведи. Вытягивая лобастые головы, смотрели на ладьи и прятались в кусты ивняка, напуганные ревом боевых труб и плеском множества весел. Кабаны взрывали землю под столетними дубами и угрожающе скалили клыки, когда караван проплывал мимо. Проносились над водой громогласные птичьи стаи. В тихих омутах плескалась богатырская рыба — сом.

Вятичская земля щедро являла путникам свои богатства, обилие зверя, птицы, рыбы. Не видно было только жителей ее, многочисленного и воинственного племени вятичей…
Святослав недовольно хмурил брови. Поход на реку Оку был задуман для великого дела — поставить под власть стольного города Киева обширную землю вятичей… Единение славянских племен необходимо, чтобы дать отпор врагам…
Но безлюдье в вятичских деревнях нарушало замыслы князя. И Святослав снова и снова посылал вперед сторожевые ладьи:
— Возьмите пленника! Узнайте куда спрятались вятичи! Но вятичи будто растворились в своих немеренных лесах».

Да, наши предки были дети своей земли. Она их хранила, значит любила, так, как и они ее. Недаром целые рощи на этой земле наши предки почитали как священные. В таких местах вятичи устраивали свои капища. Это были огороженные частоколом бревен с обожженными концами святые места с утоптанной землей, багрово-красной от крови жертвоприношении, с врытым глубоко в землю деревянными идолами разной величины, вырубленными искусным топором из столетних дубов. Одно из таких мест и располагалось близ современного устья Большой Смедвы. Эти места и искали воины Святослава по совету старого воеводы Свенельда. Хитрый воевода предполагал, что к святому месту вятичи не подпустят чужеземцев. Здесь они соберутся, чтобы защищать капище. Здесь с ними можно будет поговорить. Киевляне не хотели воевать, они хотели мирных переговоров. Но все же здесь их разведчики напоролись на меткие стрелы отрока вятичского рода, которому в своей повести В. Каргалов посвятил целую главу, назвав ее «Алк из рода старого Смеда».

Приведем некоторые выдержки из этой главы:
«Отроку Алку было столько лет, сколько пальцев на трех руках. Он еще не достиг возраста мужчины, но мальчиком его уже не считали. Недавно старейшина рода Смед вручил юноше длинный прямой нож-кинжал и колчан полный боевых стрел с железными наконечниками, а среди них — две черные, с родовыми знаками…
Вятичскнй род Смеда переселился в здешние места не так давно. Безымянную речку, возле которой построили новую деревню, люди назвали по имени старейшины — Смедвой.
Алк гордился, когда незнакомые охотники в лесу, расспросив кто он, и из какого рода, уважительно отзывались о старом Смеде. И еще гордился тем, что на земле его рода было капище».
Далее фантазия автора приписывает молодому воину Алку, попавшему в дружину Святослава многие подвиги. Это интересно, но нам хочется фактов. Факт зафиксировал летописец, назвав Алка из рода Смеда, попавшего в дружину Святослава с берегов Оки.

Из исторических источников известно, что лишь недолго вятичские племена были в какой-то зависимости от киевских князей. На более ближних землях появлялись свои города, в них крепли свои князья. Угодья вятичей вошли в состав удельных Московского и Рязанского княжеств.

Какая же память хранима нашей землей о наших предках? Прежде всего это многочисленные курганы. Только в пойме реки Смедвы исследователи насчитали их более семидесяти. При раскопках курганов в наших окрестностях ученые находили перстни, кольца, пластинчатые браслеты, различного вида керамику и, конечно, наконечники стрел, копий, мечи.

И еще. Знаете, это очень интересно. Есть занятная наука — топонимика, можно сказать содружество трех таких наук как история, география, языкознание. Топонимика, как учение о географических названиях исследует происхождение их, а также условия возникновения, их судьбу, их смену.

Выдающийся советский топонимист В. А. Никонов писал:
«Географическое название не бывает случайным. Его дает общество. Как все общественные явления, оно всегда обусловлено исторически, продиктовано уровнем социально-экономического развития».

И часто ученые отдают приоритет в своих исследованиях именно топонимике. Пропали древние городища, сгнили кости и предметы быта, нет никаких следов в письменных источниках. Но речь древнейших поселенцев отложилась в названиях рек, озер, болот, гор, лесов. Неслучайно поэтому топонимику называют «языком земли».

Мы не собираемся здесь заниматься научными исследованиями. Но по ходу повествования попытаемся сделать попытки объяснения некоторых наших местных названий, если они как-то соприкасаются с нашей темой. Это же имена дома нашего. Должны же мы знать, что, как и почему называется здесь у нас, где мы живем.

Уже без дополнительных объяснений читатель представил происхождение названия реки Смедвы, деревни Смедово. Хотелось бы сделать попытку объяснения, кажется, одного из самых загадочных по названию наших селений — Дулебино.

Название сложно и подходы к его раскрытию на первый взгляд как многочисленны, так и туманны. Может быть слово «дуля», то есть груша? Из-за обилия садов в округе (по крайней мере до недавнего времени)? Или от слова «дуло», как часть огнестрельного оружия? Топонимика подобного рода также не исключена в нашей местности. Но всё это не убедительно. Теперь обратимся к справочнику «Алфавитный список предприятий связи СССР», (этот документ с названием всех почтовых отделений бывшего Союза еще цел). Здесь мы найдем единственного приблизительного тезку нашего села — селение Дулебня в Могилевской области Белоруссии.

В книге В. Мавродина «Древняя Русь» находим сведения русского летописца: «В борьбе с аварами в VI веке на Волы¬ни, в Прикарпатье, создается мощное политическое объединение восточных славян антов под руководством дулебов — волынян. Это политическое объединение дулебов-волынян и является начальным этапом русской государственности». В этой же книге приведена прямая цитата летописца: «Си же Обры воеваху на словенах и примучища Дулебы, сущая Словени..»

Из этих исторических данных делаем два важных вывода: дулебы — славянское племя, из-за притеснений они были склонны к миграции. Есть интересное учебное пособие по спецкурсу топонимики Московской области для студентов областного пединститута. В нем автор Е. М. Поспелов пишет: «Подчеркнем также, что из «Повести временных лет» и других источников известен ряд ныне не существующих народов (финно-угорские племена, чудь, меря, мещера, балтийские прусы и голядь, славянские дулебы), причем указания летописей об областях расселения этих народов крайне скупы. Поэтому топонимические данные, позволяющие в какой-то степени способствовать реконструкции этнических ореалов, приобретают особую ценность».

Находя в этой цитате еще одно подтверждение славянскому племени дулебов и месту их первоначального расселения и миграции с большей достоверностью предполагаем происхождение могилевской Дулебни и возможности вхождения потоков дулебов в дружину Святослава.

Из всего этого можно с уверенностью предполагать, что с большой вероятностью Дулебино — это от дулебов, племени славянского, появившегося на берегах Смедвы в ладьях Святослава. Возвращаясь к повести В.Кагалова «Черные стрелы вятича» вспомним, что на берегах Смедвы произошел бой вятичей с воинами Святослава. Отсюда Алк из рода Смеда попал в дружину киевского князя и уже затем прославился до летописных источников (на основе которых и написана по весть). А обратная связь такова, что другие представители славянского племени дулебов, бывшие в дружине князя, остались в наших местах, основав поселение и назвав его в честь «последних из могикан».

И заканчивая эту главу, и это маленькое топонимическое исследование, вспомним еще одно название из владений Дулебинского сельсовета. Это деревня Храброво. Хотя и не имея на то достаточных оснований, просто хочется предложить объяснение этого названия от слова «храбрый», памятуя о наших независимых воинственных предках.

Тематика и рамки очерков этой книги не позволяют здесь продолжать топонимические исследования, а ведь в наших краях в этом отношении так много интересного!

Таинствами седой старины веет от таких названий, как речка Ягарма (приток Гнилуши), деревень Тарбушево, Мощаницы, Каблучки, озеро Ситово и многих других.
В нашей местности эти имена наиболее древнего происхождения. Их возникновение, вероятнее всего, относится именно к периоду заселения славянами нашего края.
Как было бы интересно узнать историю их происхождения. Хорошо, если бы к решению этих задач подключилась молодежь.
Юные пытливые умы, где вы? Возьмитесь за это дело, оно не менее интересно, чем искать клады в земле.
Удачи, вам, юные друзья!

 

 

Продолжение следует …

На фото: Н.Пирязев.

 

Метки:

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Елена Порошкова

Журналист с 15-летним стажем. С 2000 года работала на Озёрском кабельном телевидении и в пресс-службе администрации района, была редактором газеты «Озёрская Панорама», вела официальный сайт администрации. В настоящее время занимается воспитанием своих детей. Любит природу и Озёры. Электронный адрес: ozery.adm@mail.ru

Есть 1 комментарий к статье

  1. Ходатай
    Ходатай Ответить

    А.П. Доронина немного иначе объясняет этот топоним:
    Для названия поселения аналогов мало: Дулебня (Могилевская обл.), Дулепово (Шаховской и Солнечногорский районы Московской области), названия не от племени дулебов — волынян, т.к. они не жили по р. Оке, тем более на речке Б.Смедва. Ближе название в диалекте дулеб (простак), дулебый (косой) по прозвищу или по фамилии владельца. Предположительно по землевладельцу.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *