Игуменья Серафима. История поиска

Нынешним летом попросил я своего друга, замечательного Озерского краеведа Сергея Михайловича Рогова проводить меня на их городское кладбище и показать одну могилку, о которой пойдет речь впереди.

Второе июля, солнечный день, народу – никого. Если бы не шелест листвы над головой, — полная тишина! Вокруг нас, среди высоких елей и берез, ровные ряды захоронений: кресты, памятники, ограды. Там, где стоим, преобладает 1943-й год захоронений. Могилка, ради которой мы пришли сюда — без ограды. Только небольшой холмик, поросший травой сквозь слой хвойных иголок и три простых металлических креста, когда-то покрашенных серебрянкой. Средний крест, украшенный завитушками из катанки, с закрашенной прямоугольной пластинкой. Слева, прикреплен жетон с выдавленными на нем цифрами – 3137. То ли, — номер захоронения, то ли, что еще. Таких «номерков» больше нигде не видно. Два креста сварены из стальных полос, а третий — справа, собран из 2-х дюймовых водопроводных труб с деревянными заглушками на концах и двух крестовин.

Прежде, чем ответить на вопрос, чем интересна нам эта могилка, необходимо сказать о Юрии Анатольевиче Харитонове. Он коренной озерчанин, подполковник милиции, в прошлом — начальник уголовного розыска Озерского ОВД, увлечен историей родного края (наш человек!) и пишет на эту тему интересные заметки. Собственно, мы и познакомились в феврале этого года в краеведческом музее на презентации его замечательной книги «Спорт. События. Люди. Город Озеры. ХХ век». Зная мой интерес к Каширскому Никитскому женскому монастырю, вот что он тогда рассказал:
— В далеком детстве, моя бабушка, навещая могилку своей 17-летней дочери, умершей в 1943 году, часто брала меня с собой и я помню, что она всегда останавливалась у одной «братской» могилы с тремя крестами, которая была неподалеку от нашей, читала молитву и крестилась. Был я тогда пионером и никаких вопросов на эту тему не задавал. Хорошо помню, хотя и не дословно, что на металлической пластинке была надпись о покоящихся здесь игуменье Серафиме и монахинях.

Очень интересная информация! Я пересмотрел все, что имелось у меня по Каширскому монастырю. Выписал из Каширской «Книги памяти жертв политических репрессий» (2008г.) сведения о пятнадцати «служителях культа», проживавших в Озерах, в том числе, о двух монахинях -Прасковье Семеновой (1873 г. р.) из Озер и Марии Сильчевой (1871 г. р.) из Сосновки. Имя Серафима попалось только один раз. При игуменье Сергии, которую я считал последней настоятельницей Каширского Никитского женского монастыря, письмоводительницей служила некая Серафима. Тем не менее, на Озерское кладбище, спасибо Сергею Михайловичу, я все равно съездил и захоронение, про которое рассказал Юрий Анатольевич, посмотрел.

То, что произошло дальше, иначе, как Промыслом Божьим не назовешь! В эти же самые летние дни, получил я от историка и краеведа из Тулы Владимира Николаевича Сухопарова, с которым давно переписываюсь, два документа, обнаруженные им в Государственном архиве Тульской области (ГАТО). Первый, — «Сведения о состоянии Каширского Никитского женского монастыря за 1914 год». Второй, — «Послужной список монахинь и послушниц указных и находящихся на испытании в Каширском Никитском женском общежительном монастыре за 1915 год». Оба они составлены и подписаны игуменью Серафимой, настоятельницей Каширского Никитского женского общежительного монастыря. Во втором документе есть сведения и о самой Серафиме, ставшей настоятельницей после кончины игуменьи Сергии в феврале 1914 года:
1. Настоятельница Игумения Серафима 47 лет, обучалась в Петроградском Елисаветинском училище, дочь Петроградскаго 1-й гильдии купца, в мире именовалась Елисавета Семеонова Ильичева, девица, пострижена в монашество 1903 г. Марта 1 д. в Каширском женском монастыре. Поступила в монастырь 1888 Октября 22. Определена в число послушниц 1893 Мая 19. До 1911 года послушания проходила письмоводительницы и заведующей строительными материалами и постройкой монастыря, а с 1911 года определена казначеею монастыря 1911 Окт. 3. Назначена Настоятельницею монастыря 1914 Марта 17. Возведена в сан Игумении 1914 Марта 25. Во внимание к понесенным ею заботам и трудам новаго каменнаго храма в с. Руново Каширскаго уез. Преподано благословение Преосвященнейшим Лаврентием Епископом Тульским и Белевским при свидетельстве №7560 1906 Декабря 31. Во внимание к отлично устроенной и полезной деятельности по постройке в с. Рудневе Каширскаго уез. новаго храма награждена благословением Св. Синода с грамотою 1913 Мая 6. За заслуги по духовному ведомству награждена наперсным крестом по определению Св. Синода 1915 Мая 6.

Узнав мирское имя игуменьи Серафимы, мы стали действовать дальше. Седьмого ноября Юрий Анатольевич Харитонов обратился с запросом в Озерский ЗАГС и … все сошлось!

— Елизавета Семеновна Ильичева умерла 1 февраля 1943 года в г. Озёры. На момент смерти ей было 73 полных года. Предположительно она 1869 года рождения. Она проживала по адресу г. Озёры, ул. Горская (ныне ул. Юрия Сергеева), дом № 27. Сегодня этого дома нет, пустырь и какие — то сараи. Старожилы говорят, что старый дом сгорел несколько лет назад. Но один из старожилов улицы Горской вспомнил, что в этом доме была пристройка типа террасы или веранды и в ней до 1947-1948 года жили монахини.

— Повстречался с четырьмя старожилами улицы Горской. Увы, никто не помнит про жизнь монахинь во время войны на этой улице. Вернулся к первоисточнику и уточнил, что монахини проживали в пристройке к сараю, но помещение было тёплое, сделано, по всей видимости, из железнодорожных шпал. Помещение имело одно окошко и печь, в 1945-47 годах в нем жили три монахини. Еще уточнил, что дом № 27 по улице Горской в 1939 году принадлежал Кондратьеву Дмитрию Дмитриевичу и его жене Зинаиде Александровне. У них были две дочери Инна Дмитриевна и Римма Дмитриевна.

Это была удача! Еще раз, внимательно посмотрев Послужной список монахинь и послушниц за 1915 год (249 чел.), составленный игуменью Серафимой (Ильичевой), я выписал оттуда данные двух женщин с надеждой, что они имеют отношение к игуменье:
— 79. Татиана Петрова Ильичева, 29 лет, обучалась в монастырской школе, из крестьянскаго сословия, девица. Поступила в монастырь 1907 Мая 18. Проходит послушание рукодельницы. (Проживает по безсрочной паспортной книжке, выданной Богатищевским Волостным правлением Каширскаго уезда Тульской губернии 1909 Февраля 20 дня за №575). Качеств хороших, к послушанию способна;
— 44. Анна Терентиева Ильичева, 35 лет, обучалась в Петроградской профессиональной школе, из крестьянскаго сословия, вдова по первом браке. Поступила в монастырь 1906 Августа 11. Определена в число послушниц 1915 Августа 18. Проходит послушание помощницы по письмоводству. Качеств хороших, к послушанию способна.

И вновь слово Юрию Анатольевичу после его обращения в Озерский ЗАГС:
— Ильичевой Татьяны Петровны в списках погребенных на нашем городском кладбище нет, а вот с Анной Терентьевной меня поджидала удача. Она действительно покоится на городском кладбище г. Озёры. Умерла 3 ноября 1956 года по причине рассеянного склероза, в возрасте 75 лет. В 1915 году ей по Послужному списку было 35 лет, прибавить еще 40 лет и все сходится по возрасту. На момент смерти она проживала в подсобном хозяйстве Озёрского комбината, номера дома нет (так в Книге записей). Я предполагаю, что это подсобное хозяйство хлопчато-бумажного комбината «Рабочий». В настоящее время это улица им. Юрия Сергеева, бывшая ул. Горская. От того места, где проживала игуменья Серафима, совсем близко (через высокую насыпь ж/д полотна). Там, где было подсобное хозяйство, сегодня ангары, склады и несколько жилых домов.

Итак, вполне вероятно, что Анна Терентьевна была замужем за родственником игуменьи Серафимы (Ильичевой) и, оставшись вдовой, поступила в августе 1906 года в Каширский монастырь. И дальше, вынужденно покинув обитель после ее закрытия, они продолжали держаться вместе.

А вот, когда и почему они попали в соседний город Озеры, кто была третья монахиня, упокоившаяся рядом с ними, — еще предстоит выяснить.

А пока, подводя итог нашему расследованию, которое наверняка еще продолжится, хочу добавить, слова искренней благодарности за участие заведующей Озёрским отделом ЗАГС Ренгевич Наталье Олеговне. Она не только нашла дату кончины игуменьи Серафимы (в миру Ильичевой), но и помогла Юрию Анатольевичу Харитонову отработать другие направления в поиске, позволившие пролить свет на эту историю.

Заметка будет напечатана в Каширской газете «Диалоги» №49 от 6 декабря 2017 года.

Метки: ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Александр Горелов

Известный Каширский краевед, историк, спортсмен, рыбак, турист. Автор многих книг, буклетов и несметного числа публикаций о родном крае. Часто выступает с докладами, лекциями. Инициатор сохранения многих памятников старины в Кашире.

У этой статьи 7 комментариев

  1. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Ну, мужики, молодцы! Отличная работа! Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Поздравляю! Всё очень серьёзно и убедительно. Совместная Озёрско-Каширская работа. Города-побратимы. Духовные скрепы!

  2. Вячеслав Ответить

    Чувствую, скоро ещё одна могилка всплывёт — «с перевернутым крестом».
    Смогут ли Шерлок Холмс и доктор Ватсон провести расследование?

  3. ходатай
    ходатай Ответить

    Ну как бы, ответ то по ней имеется. Видимо в силу не многословности он не всех устраивает,хотя отвечал специалист по некрологии и тофалогии. У Сергея Михайловича данный ответ имеется. Вообщем он сводится к тому, что это ошибка камнетеса.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Немного уточню Ходатая. Ошибка ПЬЯНОГО каменотёса, скорее всего. Но мне всё же кажется, что должно быть какое-то другое объяснение. Ведь родственники покойного, взглянув на этот памятник, наверняка скажут мастеру; «Ты чего здесь, гад пьяный, нарисовал?» Не верю, чтоб они так просто смирились: «Ну, перевернул по ошибке крест, да и хрен бы с ним. Сойдёт!»

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *