Кладбищенский хоррор, или Зарайские похождения на фоне циклона. Часть I


…Мрачные легенды старинного и заброшенного еврейского кладбища на окраине Зарайска, которое мы смогли отыскать благодаря любезности угрюмых местных могильщиков, буквально ожили на фоне пасмурного неба и стремительно растущего атмосферного давления. Драматизма добавило и чтение при накрапывающем дожде душераздирающих эпитафий на мраморных надгробиях над могилами загадочных купцов Иуды Локтева, его сына Ивана Иудовича и юной жены-красавицы Локтева – младшего, внезапно скончавшейся в 19 лет при загадочных обстоятельствах. История этого семейства требует отдельного рассказа и он — впереди. Главная цель нашей поездки в ненастный сентябрьский день в древний город на Осетре, первоначально заключалась в другом: воочию увидеть еврейское кладбище и совершить магический ритуал общения с духом скульптора Анны Семеновны Голубкиной, посвященной в Париже по инициативе Максимилиана Волошина в сакральные таинства древнеегипетских мистерий.

Голубкина родилась и похоронена в Зарайске. Подробности её смерти, связанной со зловещим бюстом Льва Толстого, достойны пера последователей Говарда Лавкрафта. Но и место её захоронения, сама атмосфера этой части кладбища, огороженного кирпичной стеной с воротами в английском готическом стиле, создали особую ауру при совершении нами священнодействия, к которому мы так тщательно готовились. И наши старания оказались не напрасны. Возникшие вдруг над барельефом великого мастера скульптурных портретов искрящиеся шарики плазмоидов окутали нас пугающим туманным сиянием и мы получили вожделенные откровения от ученицы Родена . Нам открылся Путь, по которому… Но и об этом мы в своё время обязательно расскажем подробнее. А пока. Пока признаемся, что наше путешествие в Зарайск оказалось этаким загробно-мемориальным. Посудите сами. Мы смогли прикоснуться к гробу с останками Марии Федоровны (1800 – 1837) – матери Федора Достоевского, во цвете лет скончавшейся от чахотки.

Она уже не одно десятилетие ожидает могильного упокоения, но пока чиновники и церковники согласовывают свои действия, прах несчастной хранится под сводами замечательного храма в самом центре не менее удивительного зарайского кремля.

Мы поклонились трём крестам, увековечившим память о трагически погибших зарайском князе, его супруги и их сыне,побывали возле холма – братской могилы, где похоронены сотни защитников крепости, которые были безжалостно убиты в 1608 году во время польско-литовской интервенции. Посетили древний заброшенный погост в районе Пушкарской слободы. Теперь здесь на полянке с вросшими в землю древними надгробиями установлен знак, удивляющий многих ценителей произведений Михаила Шолохова .

Оказывается, предки Лауреата Нобелевской премии и классика соцреализма были выходцами из Зарайска. Никакие они не казаки…Мы по незнанию и простоте душевной попили студёной ключевой водицы (и даже налили с собой в термосы) из источника, проистекающего из недр, как оказалось, прОклятого кладбища. И позднее, местные старожилы, которым мы рассказали о своих приключениях, смотрели на нас с удивлением , нескрываемой жалостью и категорически посоветовали больше так не делать…

А дальше…Мы изучили стелу, посвященную варварски убитому престарелому генерал-лейтенанту Келлеру. Осмотрели шикарный дом, где в 1891-1895 годах жил после возвращения из ссылки в Сибири революционер-народник Григорий Мачтет. И текст его нЕкогда культовой песни «Замучен тяжёлой неволей» утратил для нас накала своего звучания при виде того, как борец за свободу по-барски «бедовал» в захолустной провинции. Мы посмотрели, как ведутся на территории кремля археологические раскопки древней неолитической стоянки, изучили руины великолепных домов середины позапрошлого века, послушали будоражащий фантазию рассказ краеведа о вскрытии в 1950-е годы могил местных дворян и купцов… Мы узнали множество таких неудобных исторических легенд и бытовых подробностей сегодняшней местной жизни, что пока не решаемся рассказать о них широкой публике. Впрочем, продолжение рассказа о путешествии в Зарайск следует…

Метки:

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Аександр Нефедов

заместитель Главного редактора журнала "Чудеса и приключения", член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы, почетный работник печати города Москвы

У этой статьи 8 комментариев

  1. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Как интересно, Александр Викторович! Тоже очень хочу научиться с духами общаться, они ведь много чего интересного рассказать могут. Не уверен, что у меня это получится. Тут, наверное, какими-то особенными качествами надо обладать. Ведь не будут же они прям с первым встречным разговаривать!

  2. Флександр
    Флександр Ответить

    Одно из важных качеств — слияние с природой, с окружающим миром, умение «раствориться» в нём.Вы этим качеством явно обладаете. Что же касается многих других — это тема разговора не здесь…

  3. Свой
    Свой Ответить

    Заинтересовали. Зарайск интересен, как никак — самая маленькая из сохранившихся крепостей в России. Кроме того, Зарайский Кремль ни разу не был захвачен врагом (поправьте, если ошибаюсь).

  4. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    «Мы по незнанию и простоте душевной попили студёной ключевой водицы (и даже налили с собой в термосы) из источника, проистекающего из недр, как оказалось, прОклятого кладбища. И позднее, местные старожилы, которым мы рассказали о своих приключениях, смотрели на нас с удивлением , нескрываемой жалостью и категорически посоветовали больше так не делать…» (с)

    Я вот тоже давно заметил, что по странному стечению обстоятельств многие «святые» источники находятся именно под кладбищами. Т.е. грунтовая вода с кладбищ попадает в эти источники. Примеры: родник в Комарёве, родники на Люблине, впадающий в Смедву Гремучий (Гремящий) родник в Дулебине. Как будто кто-то НАРОЧНО делает кладбища ИМЕННО над родниками, чтоб люди эту отравленную воду пили.
    Вот кто это делает и зачем? Вопрос. Но я уверен, что это — не просто совпадение.
    Сам я воду из таких родников никогда не пью и никогда в них не купаюсь. Я люблю потаённые, лесные родники, где мало людей бывает. Кольский родник, Волчий родник.
    Что скажете, уважаемые магистры оккультных наук?

    • Кочегар Ответить

      Я это тоже заметил в Комарёво, Сергей Михалыч. Но окунался в ту купель на Крещение разок и думаю, что все кладбищенские бациллы в тот момент находились в анабиозе. Но больше я туда не лазил — бережёного и КПСС бережёт! 🙂

  5. Харитонов Иван Ответить

    Оказывается, предки Лауреата Нобелевской премии и классика соцреализма были выходцами из Зарайска. Никакие они не казаки…
    А Шолохов М.А. при всем уважении казаком и не был, но произведение великое написал. Это Я о «Тихом Доне». Он был так называемым приписным казаком и только его потомки могут себя называть полноценными казаками. Но об этом отдельно, это уклад Всевеликого войска Донского в двух словах об этом не расскажешь.

    «Отец — Александр Михайлович Шолохов (1865—1925) — выходец из Рязанской губернии, к казачеству не принадлежал, был «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, управляющим на паровой мельнице и т. д. Дед отца был купцом третьей гильдии, родом из города Зарайска, он переселился со своей большой семьёй на Верхнюю Донщину в середине 1870-х годов, приобрёл дом с подворьем и занялся скупкой зерна.» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

  6. Флександр
    Флександр Ответить

    Уважаемый Иван!
    Спасибо, что Вы так уважительно относитесь к творчеству М.Шолохова в частности и к нашей славной истории вообще.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *