Кобяково прокормит всякого

Рассказ этот написан мной в мае 2012 года. Потом я был в этой деревне ещё много раз и дополнял его новыми подробностями. Нравится она мне, эта деревня.

Впервые я попал в это сказочное, благословенное Богом место в начале октября 2010 года. Тогда ко мне обратилась женщина, ребёнок которой вот уже не один год был довольно серьёзно болен. Она поведала мне, что слышала, будто где-то в окрестностях Кобякова раньше был святой источник, вода которого давала людям, особенно детям, исцеление от многих хворей, попросила меня этот источник найти, чтобы потом привезти туда своего ребёнка. Я сам – отец, и к просьбе отчаявшейся женщины отнёсся серьёзно. Уж поможет этот источник, не поможет – другой вопрос. Но отказать и тем самым убить в отчаявшейся матери Надежду – это не ко мне. Да и что мы, в своей гордыне, по сути знаем о силах Природы, об устройстве Мира и о Божьем промысле?

Чудодейственный источник у деревни Кобяково.

Об этом источнике мне много лет назад рассказывал Александр Александрович Гомзяков – знаменитый на весь Озёрский район охотник, краевед и фенолог из Комарёва (с Выселок, с Александровки). Помнится, он говорил, что родник этот находится  восточнее Кобякова, неподалёку от места, где раньше стояла церковь. Люди со всей округи ходили к источнику, просили у него здоровья, обливались его водой, набирали воду с собой, окунали в источник хворых детей. А в благодарность бросали по древнему обычаю в воду монетки, колечки, серёжки, бусинки и развешивали на ветвях поблизости детские рубашки, крестики, иконки. Повязывали, загадав желание, разноцветные ленточки – наши SMS послания предкам, просили удачи в любовных делах, лада и согласия в семейной жизни.

Ну что ж, для начала поисков имеющихся сведений не мало. Раз источник в глухом лесу существует, значит его можно найти. Есть определённая метода поиска святых знаменитых источников прошлого, о сути которой я пока умолчу. Скажу лишь, что основными, обязательными условиями для начала поисков являются наличие следующих факторов:

-источник действительно был (есть);

-источник освящён;

-источник был популярен среди окрестных жителей.

Вооружившись километровой военной картой, компасом, радужным настроением и предвкушением новых открытий и впечатлений, отправляюсь в путь.

20.05.2015. Дорога на Кобяково. (Московская обл., если что).

Стояла ровная, солнечная осень 2010 г. Утренний заморозок приятно бодрил. Мой старенький, надёжный, ставший уже притчей во языцах, простенький, без наворотов велосипед «Минск» весело бежал по дороге, оставляя позади километры, тревоги, сомнения, житейские проблемы. Лес окрасился яркими красками, радуя глаза и душу. Над полями, заросшими густой, несколько лет не кошенной травой, разгоняя лежащий в низинах туман, поднималось яркое солнце, обещая хороший день. Пахло увядающими травами, опадающими листьями – запахи осени.

Я еду в Кобяково. Далеко не каждый озерчанин знает эту затерянную в лесах и в лугах деревню. Находится она в 18 км северо-западнее Озёр, на окраине района, в стороне от накатанных, всем известным туристическим маршрутов, а также вдали от разных партий, политических баталий, предвыборной суеты. Именно благодаря этому и сохранила свой неповторимый, скромный, застенчивый облик, самобытность и чистую, не изуродованную последствиями шальных пикников и шашлыков экологию. Отсутствие более-менее приличных дорог и невозможность большую часть года пробраться туда на машине (пешком сейчас ходить стесняются) поистине обернулось для деревни благом, очень затруднив возможность попасть туда туристам, грибникам, поисковикам, случайным людям. Здесь нет даже (о чудо!) вездесущих выходцев из бывших Союзных республик! В такую глухомань пробираются самые отчаянные, а таких всегда не много. Зато браконьеров этот край любят, «пасутся» здесь круглый год. Даже зимой на снегоходах здесь гоняют.

Кобяково.

Название своё деревня, скорее всего, получила от фамилии своего владельца Кобякова – представителя знатного, богатого рода рязанских бояр. У краеведа В.И. Полянчева в «Зарайской летописи» читаем: «1517-1518. Великий князь рязанский Иван Иванович пожаловал боярина Михаила Дмитриевича Кобякова наместничеством в городе Ростиславле…» Наместник Великого князя в пограничном с Московским княжеством городе – крепости должность не маленькая и кому попало не давалась. Человек, наделённый такими большими полномочиями наверняка должен был обладать незаурядными организаторскими, воинскими и дипломатическими способностями.

У А.П. Дорониной про Кобяково читаем: «Упоминается в писцовой Книге Московского государства в 16 веке… По указателю селений и жителей уездов Московской губернии К. Нистрема, Москва 1852 год, записано: «Кобяково (Фёдоровское) село 2-го стана… крестьян 64 души мужского пола, 56 женского пола, церковь, 19 дворов… на Каширском уездном тракте…» По переписи 1926 г. по Коломенскому уезду в деревне Кобяково значилось 29 дворов, 149 жителей… На 1-е июля 1931 года деревня в составе Стояньевского сельсовета имела 29 дворов, 150 жителей…»

Въезд в Кобяково со стороны Стояньева.

Сейчас в деревне около десятка жилых домов, зимуют всего в трёх, а раньше, до революции, жизнь здесь была стабильная, сытная, безбедная. В деревне было два постоялых двора, два кабака, кузница, церковь. И всё это благодаря тому, что через Кобяково проходил знаменитый уездный Каширский тракт – бойкая в то время дорога от Каширы на Коломну и далее на Москву. Поселения, стоящие на трактах, всегда считались зажиточными (торговля, трактиры, постоялые дворы, сено и овёс для лошадей, постоянный, хороший доход) и могли позволить себе строительство церквей, что зачастую делалось. Алёшково, Суково, Батайки стояли на тракте, и во всех этих сёлах были кирпичные церкви. Для сравнения Стояньево. Всего в двух километрах от Кобякова, значительно крупнее, многолюднее, а вот церкви там не было. Потому, что стоит не на тракте! Воистину: «Трудами праведными не наживёшь хоромы каменные!» Кстати, тракт этот очень древний. Есть версия, что по нему из Коломны на переправу под Серпуховым и далее на Куликово поле осенью 1380 г. шла часть войска Дмитрия Московского (впоследствии Донского) и дружественных ему князей. Эта дорога прямая и намного короче, чем путь по дуге, берегом Оки, да и не могло такое большое войско идти лишь одной дорогой. Так что версия эта вполне оправдана и вероятна. Подтверждением тому служат находки поисковиков – медные и даже серебряные украшения конской упряжи («конина», как они их называют), а так же серебряные ордынские монеты – дирхемы. Вообще, поисковики очень любят Кобяково и Каширский тракт. Они утверждают, что в здешних находках (монетах, крестиках, пряжках, украшениях конской сбруи) представлена вся наша история начиная от Дмитрия Донского и до сегодняшних дней. К тому же юго-западнее Кобякова, в лесу, по дороге на Винёвские Дворики ранее стояла деревня Васильевская (она ещё есть на старых картах), впоследствии по невыясненным пока причинам исчезнувшая. Старожилы деревню не помнят, зато помнят сторожку в краю леса. Там жгли уголь. А ещё там был питомник лесных деревьев, выращивали липы, сосны, дубы. Сторожка эта просуществовала где-то до 1947 года. Севернее Кобякова, на левом берегу ныне пересыхающей и текущей лишь весной речке Азаровки до революции стояла дача озёрского фабриканта Моргунова. А ещё в глухом лесу, рядом с дорогой на село Куртино был охотничий домик Щербаковых и Моргуновых.

Революция 1917г. не обошла Кобяково стороной. Были и террор, и экспроприация зерна, и годы коллективизации, и страшная Великая Отечественная война 1941-1945 года. Из приблизительно 35 мужчин, ушедших защищать Родину, домой вернулись всего 14. На мраморной доске скромного обелиска, установленного в центре деревни, неподалёку от колодца, выбиты фамилии 21 жителя Кобякова, не вернувшихся с войны. Обелиск этот ограждён железной оградкой, ухожен.

Обелиск в память о жителях Кобякова, погибших в Великой Отечественной войне.

Ещё один обелиск, сваренный из железных листов, с красной звездой наверху стоит на южной стороне Кобяковского кладбища, около высоковольтной ЛЭП. Охотники и грибники, будучи у этого простенького, сделанного вскладчину жестяного обелиска, считают своим долгом помянуть павших воинов, выпить за их упокой рюмочку-другую. Это стало уже многолетней, доброй традицией. На Пасху сердобольные местные жители кладут к обоим обелискам крашеные яйца, кусочки кулича, конфеты, цветы. У нас в деревнях умеют помнить!

Обелиск павшим землякам в лесу у кладбища.

После войны жизнь в Кобякове (впрочем, как и везде) была трудная, голодная. Нужно было поднимать Страну. Работали в колхозе от зари до зари. За трудодни, за продукты. Денег, как таковых, на руках не было совсем. Чтобы купить одежду, обувь, да хотя бы просто мыло, жители Кобякова заготавливали дрова, сено, собирали ягоды, грибы, делали сметану, масло и везли всё это через Стояньево и лесом по Узкоколейке в Озёры, продавать. В Озёрах – фабрики. Там рабочим платили деньги! Еле-еле сводящие концы с концами озерчане казались жителям Кобякова сказочными богачами. После 1953г. многие, особенно молодёжь,  подались в Озёры, Коломну, Ступино.

Есть и такие домики.

Деревня опустела, обезлюдела, пришла в упадок. В девяностые годы (спасибо Горбачёву, Ельцину, перестройке, безработице) люди стали тянуться назад в Кобяково. К родным корням, к родному порогу.

Жизнь продолжается!

Сначала жили летом, занимались огородами, чтобы как то прокормиться. Затем стали прихватывать весну и осень (в деревне жить дешевле). А сейчас некоторые люди живут в Кобякове круглый год. Теперь то уж точно деревня не умрёт.

Улица деревни Кобяково.

Приезжают дети и внуки старожил, ставят дома, большие заборы, сажают огороды, обживаются. Вырыли глубокие колодцы, поставили в них бетонные кольца.

Патриотический колодец. Попьёшь воды и будешь Родину любить.

Упорно, пока с переменным успехом, бутят дорогу лесом от Стояньева. Я нисколько не сомневаюсь, что этим решительным, крепким людям по плечу любые дела. Уверен, что ещё на своём веку увижу Кобяково людным, добротным, благоустроенным, процветающим.

Чтобы попасть в эту жизнеутверждающую, гостеприимную деревню нужно по шоссе доехать до Стояньева. (От центра Озёр это порядка 21 км, если через Тарбушево). Метрах в ста севернее Стояньева от шоссе влево хороший съезд с белыми бетонными столбиками. Отсюда до Кобякова порядка двух км. Грунтовая, накатанная дорого идёт полем и спускается в низину. Сколько раз уже ходил и ездил на велосипеде я по этой дороге, после того, как 1,5 года назад открыл для себя эти места! И вот сейчас (1 мая 2012г.) я вновь шагаю по ней. (Не даром бросал в колею монетку, чтобы опять сюда вернуться). Весна, тепло, солнце заливает поля, кричат чибисы, жаворонки поют свою весёлую песню. Пахнет свежими, недавно распустившимися берёзовыми листьями. Дорога плавно уходит в низину. Весной там всегда вода и бучило. И точно, увязнув по самые оси в глиняной жиже, в низине стоит «Нива», а рядом с ней «кручёный» внедорожник. Два мужика с Гомзяковских дач, вымазавшись в глине, пытаются «Ниву» вытолкнуть. Моему появлению обрадовались, как будто я с фронта вернулся. Втроём «Ниву» мы из грязи выталкиваем, а с внедорожником они теперь сами разберутся. Иду дальше. Дорога входит в лес. Здесь её постоянно бутят гарью и строительным мусором, но несмотря на все усилия, ездить по ней весьма сложно. Впереди, на выезде из леса, стоит ещё один внедорожник. Это – поисковики из Москвы. Молодые парни в хорошем камуфляже приехали прозванивать металлодетекторами Кобяковские поля и старый Каширский тракт. Они здесь уже не первый раз, места эти для них привлекательны. Постояли, поговорили. Пожелав парням удачи, двигаюсь дальше. Внезапно густой, мрачный лес кончился и взору открылись бескрайние, зарастающие летом высокой, по пояс травой луга, ограниченные зубчатой стеной леса, линии электропередач с железными столбами и далёкие крыши Кобякова. Разбитая грунтовая дорога ведёт в деревню, вытянувшуюсяся вдоль правого склона оврага. На въезде слева маленький прудик, полный весной и до дна пересыхающий летом. Козы, овцы, куры чувствуют здесь себя полноправными хозяевами. Улица очень широкая, поросшая молодой зелёной травкой, пустынная. Редкие, когда то добротные, из толстых брёвен, на хороших, высоких фундаментах, довольно просторные дома. (До коллективизации здесь жили крепко, сытно). Ныне дома эти ветшают, стареют. Крайний на западной стороне деревни дом давно заброшен, разваливается, зияет пустыми оконными и дверными проёмами. Сиротливо торчит печная труба. Кругом заросли густого (осенью на нём бывают крупные, алые ягоды) шиповника. Около домов свечками, по несколько штук, растут высокие, до четырёх метров, можжевельники. (Интересно, что в Кобякове, Речицах, Стояньеве, Алёшкове можжевельники у домов сажают часто, а вот в Болотове, Комарёве издавна считают, что можжевельник у дома – к покойнику. Как будто в домах, около которых можжевельника нет, люди живут вечно.) Клёны, рябины, яблоки, горшки на изгороди, грядки в огородах и звенящая, обволакивающая тишина. Ну такая тишина, что даже биение собственного сердца слышно! Кажется, что и люди то здесь не живут. Но нет. Два колодца из бетонных колец, добротных, крытых, (считается, что колодезная вода не любит солнечного света и уходит) с мутной весной и очень чистой и мягкой летом водой. Тарелки телевизионных антенн, бельё на верёвках, машины «Нива» и «УАЗы» (больше в село весной ни на чём не въедешь) убедительно доказывают, что жизнь здесь всё-таки есть! И я сам в этом убедился. Пока фотографировал старые дома, ко мне подошёл местный старожил и староста Сергей Павлович Липин.

Сергей Павлович Липин. Очень много мне чего интересного рассказал.

Он круглогодично живёт в Кобякове в небольшом, обустроенном, крепком доме. Сергей Павлович – интересный рассказчик, с хорошей (несмотря на почтенный возраст) памятью и светлой головой. Хорошо помнит детство, войну, голодные, послевоенные годы. Как и многие тогда уезжал из деревни, много работал («раньше у магазинов мужики не стояли!»), но всё же вернулся в родное Кобяково, о чём ни разу не пожалел. Принимал активное участие в установке в деревне обелиска с фамилиями односельчан, павших в годы войны. Интересуется историей деревни, хорошо знает округу, лесные дороги, всех местных людей. Интересно рассуждает о прошлой и нынешней жизни. Помнит много фамилий, названий, дат. Жмём друг другу руки, и я иду дальше. На восточном краю деревни старый дом – пятистенок с новеньким железным забором. От калитки на меня злобно лает довольно крупная дворняга.

 

Этот пёс оказался вовсе не злым. Со временем мы с ним даже подружились.

На лай собаки из дома выходит женщина – Тимофеева Валентина Емельяновна. Разговорились. Сама она родом из Коломны, а в Кобякове родился и вырос её  покойный ныне  муж. Валентина Емельяновна тоже круглый год живёт в Кобякове, приглядывает за домом, занимается огородом. Привыкла к жизни в глуши и нисколько не скучает – некогда. Пригласила меня в дом, напоила чаем. Дом у неё большой, из двух половин, «старой» половине 156 лет. Потемневшие от времени потолки, на стенах несколько, показывающих разное время, часов, фотографии родственников. Всё как то просто, уютно и доброжелательно. Побеседовали, попили чая с конфетами (репортёский хлеб не всегда горек!), прощаемся. Выхожу за деревню, иду на восток. Засыпанная известняковым щебнем дорога на бывшую деревню Гомзяково, на Московские дачи.

Дорога на Гомзяково.

Подхожу к кладбищу, и вижу расположившуюся на молодой траве группу пожилых людей. Местные, ходили на кладбище помянуть родственников, решили отдохнуть и перекусить. Увидев меня, приветливо замахали руками: «Сынок, (мне понравилось!) иди к нам, праздник сегодня, Первомай!» Подсел к ним.

Мне очень нравятся эти простые, трудолюбивые люди, живущие в таких вот глухих уголках, вдали от «благ» цивилизации, и вовсе не считающие свою жизнь тяжёлой, экстремальной, справедливо полагая, что весь экстрим – он в городах. А здесь, в деревне, что? Трава выросла – скосят, снега навалило – тропку к колодцу, к поленнице, к туалету прочистят. Дрова – в лесу, картошка в огороде. Врачей нет, значит, болеть не будут. За водкой далеко ехать – что-нибудь придумают. Гостей встретят, врагов проводят.

Давно подметил, что люди в отдалённых уголках, особенно пожилые, живо интересуются, как там дела в городе, кто у нас там самый большой начальник? Узнав, что больших начальников у нас два, и администрации аж целых две, очень удивляются и наивно, с деревенской прямотой, спрашивают: «А зачем?» Когда я начинаю рассказывать про принцип разделения полномочий, они мгновенно улавливают самую суть вопроса и с неотразимой крестьянской логикой подводят итог моим спутанным, пространным объяснениям: «Так значит получается, что в доме один хозяин, а в огороде – другой?» Сражённый их проницательностью, подыгрывая им, я говорю, что есть ещё хозяева в курятнике и на сеновале! После этого, обычно, все смеёмся!

Пожилые люди рассказывают, что лет 60 назад в небольшом здании нынешнего ЗАГСа сидело человек 15 служащих, которые «рулили» сразу всеми вопросами (служба одного окна!). Когда я робко возражаю, что раньше, наверное, проблем было меньше, на меня смотрят, как на несмышленого ребёнка: «Сынок, это в войну-то и после войны проблем было меньше?»

Поблагодарив за хлеб-соль иду на Кобяковское кладбище, что находится в лесу, рядом с высоковольтной ЛЭП и с трёх сторон ограниченно оврагами. Возвышенная площадка, диаметром метров 35 с битым кирпичом и торчащими из земли стальными швеллерами. Всё, что осталось от церкви. О церкви этой известно не много. Построена она где-то в 1840-1850 годах. В приход церкви входили Кобяково, Стояньево, Гомзяково. В 1937 году церковь была разрушена. Иконы рубили топорами, топтали ногами. Часть икон сердобольные жители разобрали по домам. При церкви была приходская школа – четырёхлетка и богадельня, куда зимой собирались нищие с Каширского тракта. Отсюда и поговорка: «Кобяково прокормит всякого». 6 сентября 2012 г. на месте церкви был установлен и освящён памятный крест.

Памятный крест на месте церкви.

От бывшей церкви вниз вытянулось кладбище. Очень старое, спокойное. (Как будто бывают кладбища шумные). Известняковые могильные памятники, читаем: «Здесь покоится тело крестьянина деревни Стояньево Никифора Тимофеева. Скончался 1897 году.» Интересно, что наши предки прекрасно понимали разницу между телом и душой. «Здесь покоится тело…» А душа где? Ещё один надгробный памятник на кладбище вызвал массу вопросов. С виду обычный, вертикальный (усечённая четырёхгранная пирамида), высотой чуть больше метра памятник из нашего, местного рыхлого известняка. Но символы, изображённые на нём очень интересные и не типичные для наших краёв. На западной плоскости памятника изображён «косой» крест. Верхняя перекладина креста расположена наклонно, под углом 45. Такой крест вроде считается дореформенным, старообрядческим. С восточной, противоположной стороны на памятнике изображён и вовсе редкий для наших краёв символ – большая чаша.

Странный памятник с «неправильным» крестом и чашей на обратной стороне. Нигде больше такого не видел.

Я заинтересовался данной символикой. Обожаю ходить по сельским кладбищам, разглядывать надгробные плиты, читать надписи на них, но таких символов на надгробьях я не встречал. Знающие люди сказали мне, что чаша символизирует служение, самоотречение ради высокого деяния, каждодневный подвиг. Ещё одна деталь. Памятник стоит на могиле, расположенной в 120м от бывшей церкви. Из чего можно сделать вывод, что человек, упокоенный в этой могиле, скорее всего был не очень знатен и не очень богат. Иначе его похоронили бы в церковной ограде, ближе к алтарю. Или наоборот, был и знатен и богат, но не был прилежным христианином. А в таком случае, не видать ему церковной ограды, как своих ушей! У «батюшек» с этим строго. Так что покойный предположительно был старообрядческим священником, который в ограде послереформенной церкви похороненным быть не может, либо масоном, которому путь в церковную ограду и в Царствие Небесное вообще заказан. Но тут могут быть и другие, совсем неожиданные объяснения. Если кто-то что-то знает про эту конкретную могилу или про символы, изображённые на памятнике, я буду очень признателен за любую информацию по этому вопросу.

Примечательно, что известняковая тумба с изображённым на ней крестом, на котором нижняя (косая) перекладина выполнена «неправильно» (если следовать классическим канонам) лежит неподалёку от бывшей церкви. Что-то они начудили с этими крестами.

Тумба с «неправильной» косой перекладиной на кресте.

На нескольких надгробьях фамилии Ушаковых. Вообще, на этом маленьком кладбище много надгробий из известняка, что ещё раз подтверждает, что в Кобякове до революции жили люди далеко не бедные! Местные жители говорят, что и мраморные, и гранитные плиты надгробные тоже раньше на кладбище лежали. Но где-то в 1970 году их потихоньку какие-то нездешние люди погрузили на машину и увезли, неизвестно куда.

Метров 300 ниже кладбища по дремучему оврагу, на правой его стороне притаился бывший когда то знаменитым на всю округу Святой источник, которому приписывают чудодейственную, целительную силу. Старожилы говорит, что до 1950 г. источник ещё был весьма популярен, но потом как то сразу пришёл в забвение. (Я считаю, что после 1953г. люди получили возможность уезжать из деревень. Постепенно деревни совсем обезлюдили, и на источник ходить просто стало некому. Машин тогда практически не было, и добраться до источника людям издалека было не возможно. Да и атеистическое воспитание сыграло свою роль). Ещё совсем недавно, лет пять назад источник имел дубовый сруб. Жители рассказывают, что сердобольные набожные люди сруб этот старый разобрали и источник почистили. Я уж не стал уточнять, что источник «почистили» ступинские поисковики. В поисках находок даже сруб разобрали. «Подняли» с поллитровую банку старинных монет, колечек, крестиков, бусинок.

Сейчас это – затянутая илом яма из которой в речку лениво, чуть заметно сочится ручеёк. Кто не знает, пройдёт мимо и внимания не обратит. Но своих феноменальных целительских способностей источник, судя по всему, не утратил. Один браконьер, встреченный мной в лесу, рассказал, что однажды, уже в ноябре, по снегу, они заранили здоровенного кабана. Кабан пошёл с сильной кровью и уже начал «рыскать» (от слабости шататься из стороны в сторону). Браконьеры спокойно, не торопясь шли за ним, «добирали». След тянулся в овраг, пересекал речку и источник. В источнике мутная вода, на снегу вокруг шматки грязи. Видно, обезумевший от боли и потери крови зверь, ничего не видя перед собой, вломился в источник. Далее след пошёл вверх, в сторону просеки ЛЭП. Но вот чудо. След стал постепенно выравниваться, крови становилось всё меньше, лишь редкие, рубиновые на свежевыпавшем снегу, капельки. Зверь ушёл в соседний Ступинский район. Тропить его дальше, в чужом районе браконьеры побоялись. «Вот такой чудодейственный источник» — закончил свой рассказ браконьер. И чуть помолчав добавил: «А может, целиться надо было лучше!»

Ручеёк из источника впадает в речку, текущую по дну оврага. Название этой речки – Азаровка. (А ещё местные всё чаще стали называть её «ручей Печальник». В честь того, что он течёт рядом с кладбищем, наверное). Аз – на древнеславянском языке означает первый, первоначальный. Ар – земля, а также Арии – народы, шедшие с Севера после глобальной катастрофы, произошедшей по мнению учёных (доктор философских наук В.Н. Дёмин) примерно 12 тысяч лет назад. Таким образом Азаровка буквально означает «первые Арии, первопроходцы, первые на земле». Примечательно, что на одном локальном участке, всего в шести км друг от друга протекает две речки, имеющие в своём названии древнеславянское Ар. Азаровка и Ягарма. Похоже, люди жили в этих местах с незапамятных времён. Что бы там нибыло, но речки, названные древним, давно умершим языком сами по себе уже чудо и большая загадка. Ныне Азаровка облюбовали бобры, через каждые пятьдесят метров настроившие на ней свои плотины. Осин огромных наваляли, везде тропы.

Бобры валят деревья.

Настоящая бобровая деревня! Кабаны тоже любят эти глухие, непролазные места. Часто попадаются их лёжки, переходы. Да и дубов здесь по окрайкам много, а жёлуди для кабанов – лакомство.

Километрах в двух севернее Кобякова раньше находилась деревня Гомзяково, ныне исчезнувшая. Но это – уже другая история.

 

 

Метки: ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Краевед Озёрского района Московской области, историк, исследователь, турист, экскурсовод, почётный гражданин Озёрского района, ветеран труда.

У этой статьи 20 комментариев

  1. Евгений
    Евгений Ответить

    Отличный рассказ. Респект Сергей Михайлович. Отличный рассказ!

  2. Евгений
    Евгений Ответить

    Сергей Михайлович, я тоже считаю, что часть войск Дмитрия Донского шли на Куликово поле старой дорогой от Коломны, до ст.Каширы. О чем и говорит карта. Размещаю фото. Также размещаю фото, как проходила дорога на современной карте. Алешково и Суково с Батайками в стороне. Дорога до сих пор угадывается на спутниковых картах.
    Единственное что, художник рисовавший старую карту видимо чуток попутал, прорисовывая края. Он перепутал наше Федоровское ( Кобяково), с Федоровским которое расположено гораздо севернее. Он нарисовал дорогу на Москву от нашего Кобяково. Далее Мещерино и слева Городня. В районе Мещерино действительно имеется Федоровское, но оно точно не то.Такого быть не может. Да и войска шли кратчайшими путями, крюки закладывать смысла нет.
    Но мы конечно простим художнику оплошность. На этой карте довольно точно прорисован маршрут похода. Я так понимаю, что это двигался головной отряд. Обозы и отряды комплектовавшиеся от подходивших сил, шли каждый своим путем, в том числе и вдоль Оки.
    Все к тому же Сенькиному броду.
    Кстати нашел легенду. Кто такой Сенька. Сенька это местный разбойник, которому надоело гонять и грабить, состарился видимо и взял под контроль брод в районе Лопасни. Построил избушку и собирал мзду. Чтоб типа не шарились туда сюда бесконтрольно.
    Видимо все это было до междуусобицы и набегов с юга. Иначе бы Сенька пострадал первым.
    На награбленное и на собираемое с брода он заложил деревню Сенькино. Там же в легенде и про богатства, которые он спрятал в лесу близ Сенькино.
    Тут я хотел бы еще заметить. Пойменная часть Лопасни, в древние времена, была все же западнее. Есть свидетельство летописца, что Дмитрий Донской остановился возле брода, на берегу озера Долгое в тени дерева.
    Ну если просто померить расстояние, от брода до озера получается 1.5 км. Возможно и озеро было более полноводнее и ближе к сенькиному перелазу, но то что пойма Лопасни была западнее это очевидно. При разливе окская вода доходила бывало до самого Турово. При такой песочной почве ( а там дюны песчаные даже в лесу на более высоких местах) перемещение русла маленькой речки происходит постоянно.
    Все это я к тому, что брод во времени перемещался за устьем Лопасни. Лопасня его и делала неся песок в Оку и был он выше по течению. Но все же не намного. Я думаю примерно до 3 км.
    Вопрос конечно еще поисследуем.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Так дорог от Старой Каширы на Коломну было несколько. Каширский тракт, который Вы нарисовали. Чуть южнее — ещё тракт, который называли (называют) «Верхняя дорога». Я писал про него в своём путеводителе. От крепости в Городищах, далее Батайки (там даже улица, по которой дорога идёт называется Стрелецкая), Суково, Алёшково, Речицы, Обухово, Селище наше, Паткино и дальше дорога раздваивалась на Бояркино и до Коломны, а ещё до Гор и на нынешнюю «пьяную» дорогу до Коломны. На карте Шуберта эта дорога (тракт) ещё есть. Я специально красную линию на 5 мм. выше провёл, чтоб её видно было.

  3. Свой
    Свой Ответить

    Душевный рассказ получился! Спасибо!

    Насчет Азаровки не соглашусь. Думаю, всё гораздо проще — от имени Азарий и производных фамилий — Азаров итд. И само наименование «ариев» как народа вроде не фигурирует в древних славянских летописях. Да и звучит «Азар» совсем не по-славянски, а как раз по-византийски/гречески/еврейски как-то. В общем пришлое.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Какие летописи ты считаешь славянскими, уважаемый Свой? Те, которые писали монахи в монастырях? Они информацию фильтровали. В нынешних газетах тоже много чего не фигурирует, но это вовсе не значит, что этого нет вообще.
      Вот доктор философских наук В.Н. Дёмин (не хухры-мухры) пишет о большом переселении людей с Севера и приводит доказательства. У нас рядом с деревней Жиливо есть озеро Рама. (Дёмин его тоже упоминает).
      Вообще все названия очень трудно точно и однозначно аргументировать. Сразу много контр вопросов. Азарий? А кто это такой? Почему в его честь? Тоже без ответа.

      • Свой
        Свой Ответить

        Считаю, надо разделять понятия происхождения народов и языков, хотя местами это переплетено все. Может, кто-то там откуда-то и переселился, это предмет изучения и споров. Но вот само слово арии отсутствует и в летописях и в новгородских берестяных грамотах и вообще в русском языке появилось относительно недавно. О нем ещё спорят, то ли древнеиндийское, то ли древнескандинавское. Но сам корень этого слова, его звучание не славянское. И если летописцы что-то и сочиняли в своих трудах, то наверное это касалось в большей части оценки и роли князей, событий итд. Трудно представить, что у них там стояла задача вычеркнуть народ ариев, переписать само происхождение славян или что-то в этом роде — задачи были проще. Это сейчас куча всяких гипотез и теорий. А Азаровка происходит, судя по всему, от имени Азарий или фамилии Азаров. Это имя пришло к нам вместе с христианством из Византии, а корни имеет древнееврейские. Поэтому считаю, что не может топоним Азаровка относится к ариям, ну никак. В этом случае само слово арии фигурировало бы и в наших летописях и в берестяных грамотах и было бы распространено как самостоятельный древний топоним, например Ариевград, речка арийка))) итд. Но такого нет.
        (Но вообще теоретически это возможно, только если копнуть в само происхождение имени Азарий у древних евреев, вот на том уровне вероятно)

        Ps. хотя вот тут изучают географические «арийские» топонимы http://www.kozelskcyclopedia.ru/2011-10-26-06-07-21/379-otkuda-u-russkih-rek-ariiskye-nasvanyja но даже учитывая разные версии их происхождения, все равно они очень редки.

        И ввиду всего этого происхождение р.Азаровка от крестьянина Азарова, чья фамилия пришла к нам из Византии, на мой взгляд наиболее вероятно

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Хорошо! Пусть будет от византийского Азария. Ведь однозначно происхождение названия мы всё равно вряд-ли узнаем.

  4. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Про «Верхнюю дорогу». Поисковики подтвердили. Элементы конской упряжи (конина), крестики равносторонние, змеевики иногда. Ну и «чешуя» удельная. Движение там было интенсивное.Весной дорога чуть подсохнет, ездили по ней. Колеями разобьют — переходят на другую, параллельную подсохшую к тому времени. И так постоянно «перескакивали». Шоссеек-то не было!

    • Евгений
      Евгений Ответить

      На Федоровское (Кобяково) шла другая дорога. Каширский тракт. Да, у Шуберта он хорошо прорисован. Есть все основания утверждать,что именно этот тракт является очень древним. Сколько жили люди в Коломне и в Городищах, столько и существовала эта дорога. Потому то она и развитие имела. Дворы постоялые и деревни.
      Это лишний раз доказывает более древнее развитие здешних мест.
      Существование верхней дороги тоже очевидно. Это как бы дорога районного масштаба. Расстояние между ними довольно приличное. Если тракт нацелен из Городищ прямо на Коломну, то верхняя нацелена по деревням

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Так я и не говорю, что «моя» дорога: Городище, Батайки, Суково, Алёшково и т.д. шла на Фёдоровское (Кобяково). Она на Кобяково не шла, была южнее. Каширский тракт и Верхняя дорога — дороги примерно параллельные, но разные абсолютно. Но «мою» Верхнюю дорогу порой тоже называют Каширским трактом. Ведь в конце концов она тоже приводила в Коломну. (Должна же она где-нибудь кончаться!)

  5. Харитонов Юрий Ответить

    Будто сам побывал в тех местах. Ранее заезжал несколько раз в Кобяково по делам моей беспокойной службы. Но любоваться красотами было не досуг. Спасибо, Сергей Михайлович!

  6. Елена Порошкова
    Елена Порошкова Ответить

    Спасибо, Сергей Михайлович! Будто сама побывала в тех местах (вместе с Юрием Анатольевичем).

  7. ходатай
    ходатай Ответить

    Тумба с «неправильной» косой перекладиной на кресте.
    Ну с символикой этого памятника проще.
    У молокан нижняя косая перекладина креста наклонена наоборот, в правую сторону.
    https://studfiles.net/preview/1870613/
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5

    Вот такой крест был поднят в 2011 году в Московской области точного места не знаю. На сайте «Ревьюдетектор» определили на конец XIX-века, ну и тоже склонились к версии, что крест молокан, хотя у них не особо приветствуется ношение крестов. Была еще версия о армянском кресте, но не была доказана.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Спасибо, уважаемый Ходатай! Отличная работа! Значит, в Кобякове (или в соседних деревнях) жили молокане.
      http://fb.ru/article/253338/kto-takie-molokane-istoriya-i-osnovyi-veryi

      Да, мне доводилось слышать, что в наших краях до революции жили молокане. Отзывы о них были хорошие. Тихие, спокойные, работящие люди.В семьях много детей. Не курили и не пили спиртное. Не признавали «батюшек», считая их бездельниками. В церковь не ходили, утверждая, что для того, чтобы обратиться к Богу, посредники не нужны. Считали, что Бог — он везде, а не только в церкви. Приводили слова Иисуса из Евангелия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19,20)
      Собирались у кого-нибудь в доме и там читали Библию и молились. В брак вступали только с единоверцами. Все, кто мне рассказывал о них, упоминали их трудолюбие и доброжелательность.

  8. Лысый кот Ответить

    На шуберте указана Р.Рязаровка вместо Азаровки, это ошибка?

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Да. Это обычная ошибка. Я знаю, что на Шуберте она указана Рязаровкой, но так её не называли. Таких ошибок при перерисовывании карт делали немало.

  9. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Вот, что ответил по странному кресту командир отряда «ИстокЪ» из Домодедова Кирилл Юрьевич Низамутдинов. Он серьёзно и надгробными памятниками занимается.

    «Вот кстати что отвечают на счет этого надгробия.
    «Стилистика
    Вообще этот тип но с двумя прямыми перекладинами называется патриарший, так что вполне может быть стилистика на могиле священника чтобы придать статус духовного лица, но не патриаха » (с)

Добавить комментарий для Сергей Рогов Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *