Когда пылали небеса. Автор: Абрамов В.Н.

Из «Книги ПАМЯТИ»
Озёрского муниципального района Московской области
(2-е дополнительное издание)

КОГДА ПЫЛАЛИ НЕБЕСА
Близится знаменательная дата — День воинской славы России 5 декабря, начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой. В этом году это не простое событие, а юбилейное — исполняется 65 лет знаменитой Московской битве. (прим.: 2006 г.)
Озерчане по-особому чувствуют и воспринимают это событие. Очень тяжелые испытания выпали на их долю в последние месяцы страшного сорок первого года. Это и бомбежки, и эвакуация промышленного оборудования, сельхозтехники и скота, и строительство оборонительных сооружений, на которое привлекалось практически все взрослое население города и окрестностей. Заслуги наших земляков оценены по достоинству — 1415 озерчан награждены медалями «За оборону Москвы».К счастью, озёрская земля не стала ареной сражений, но небо озёрского края часто становилось местом ожесточенных воздушных боев. Над окрестностями сбивались вражеские самолеты, стремившиеся прорваться к Москве, здесь же погибали наши «красные соколы». Озерчане свято хранят память о погибших защитниках московского неба. В селе Комарево бережно ухаживают за могилой погибшего летчика. К сожалению, имя его так и осталось неизвестным. А вот на Донашево-Якшинском кладбище обелиск увенчан красной звездой и написаны фамилия, имя, отчество и дата жизни погибшего летчика. Здесь потрудились следопыты Бояркинской сельской средней школы под руководством замечательного краеведа В.А. Давыдова. Они обнаружили останки погибшего истребителя, нашли документы пилота, разыскали родственников погибшего героя Посошкова А.А. и увековечили его память. Фрагменты обломков самолета экспонируются в школьном музее.

На правом берегу Оки в селе Клишино также установлен обелиск погибшим летчикам. Под изображением самолета надпись: «Защитникам московского неба». Ниже вписаны их имена: Савин Николай Васильевич и Чуприна Петр Николаевич. Тот бой над деревней Каблучки помнят многие старожилы. Но в данном случае лучше процитировать официальный документ.

«ДОНЕСЕНИЕ
Московскому облвоенкому
28 ноября 1941 года
Прошу довести до сведения штаба второго дальнего разведывательного полка о следующем.
Самолет-бомбардировщик указанного полка находился в разведке 28.11.41 г. В 14 часов во время боя с немецким истребителем «мессершмиттом-109» загорелся и погиб в местечке Каблучки Озёрского района.
Экипаж самолета — командир, старший лейтенант Савин и летчик Чуприн погибли. Радист-стрелок младший сержант А.И. Борисов ранен и направлен на излечение в госпиталь.
Озёрский военком, ст. лейтенант Воеводин»

В скупых строчках донесения военкома не представляется картины боя и даже допущена неточность. Петр Николаевич Чуприн был штурманом экипажа, и правильное написание его фамилии именно такое, с «а» на конце.
Здесь важно отметить такой факт, что именно из района Озер в знаменитый рейд по окружению фашистской группировки, прорвавшейся к Кашире, ушли подразделения генерала П.А. Белова — командира кавалерийского корпуса, получившего только что приказ о присвоении корпусу звания Первого гвардейского. Впоследствии оставшийся в живых летчик-стрелок А.И.Борисов в своих воспоминаниях говорил о том, что экипаж имел боевое задание: разведать участок дороги Кашира — Михайлов и прилегающие к ней территории, то есть именно те места, по которым предполагался контрудар группировки генерала Белова. Это была важнейшая операция войны, она как бы первая ласточка генерального контрнаступления под Москвой, именно поэтому за проведением всей этой операции внимательно следил генеральный штаб и лично Верховный Главнокомандующий. Понятно поэтому, какие важные сведения имел на борту бомбардировщик Пе-2, выполнявший в данном случае разведывательный полет. Именно поэтому и постарались взять его в клещи фашистские истребители. По предположительным данным, их было три самолета. В частности, радист-стрелок Борисов вспоминал о том, что один из подбитых им лично «мессершмиттов» задымился и ушел за линию фронта. Все это очень интересно и несомненно могло бы стать основой целого отдельного повествования о подвиге экипажа советского самолета.

Однако членов недавно организованного в Озерах литературно-исторического объединения «Озерский летописец» интересовала прежде всего судьба самого погибшего бомбардировщика. Многие старожилы знали точное место падения самолета, однако с тех пор минуло ровно 64 года, и поиск останков самолета в заросшем овраге превратился в настоящую экспедицию. Первую группу поиска составили председатель Озерского краеведческого музея Н.С. Пирязев, член союза журналистов России Е.В. Исаев, эколог В.А. Суслов. Впервые энтузиастам удалось обнаружить шасси, амортизаторы и барабаны шин колес боевой машины. Один из фрагментов обломков — узел подвески шасси — был доставлен в Озерский краеведческий музей. Через неделю, несмотря на выпавший снег, поисковики продолжили дело. На этот раз на место события выехали Е.В. Исаев и «семейная бригада» краеведов Пирязевых в составе старшего Николая Семеновича, его сына Андрея и внучки Марии. Теперь из земли был извлечен еще один обломок самолета, представляющий собой склепанную из угольников, с обломанными краями дюралевой обшивки часть несущей конструкции самолета. Он также был доставлен в зал краеведческого музея. Кроме этого, тогда же была составлена глазомерная съемка расположения обломков самолета, с помощью биолокации выявлены места нахождения металла под землей. Поисковики попытались также воссоздать предполагаемую траекторию падения бомбардировщика.

Однако, как правило, энтузиастам всегда сопутствуют скептики: они засомневались: «Да те ли это обломки?». Активный озерский краевед, статьи которого опубликованы во многих региональных изданиях, Ю.В. Панов взялся доказать, что обломки принадлежат именно самолету Пе-2. Ему, как говорится, были и карты в руки, поскольку всю свою сознательную жизнь буквально до выхода на пенсию Юрий Васильевич проработал в научно—исследовательском институте авиационной промышленности. К своим бывшим коллегам он и отправился за помощью с фотоснимками обломков самолета. От них в Озеры он привез полную идентификацию обломков и подробные схемы, чертежи пикирующего бомбардировщика Пе-2.
В ближайшее время намечается продолжить поиски с привлечением специальных технических средств при поддержке районной администрации.

Автор: Абрамов Владимир Николаевич

2006 год

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Елена Порошкова

Коренная озерчанка. В прошлом работала на ОКТ и в пресс-службе администрации района, была редактором газеты «Озёрская Панорама», вела официальный сайт администрации.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *