На празднике Перуна

(Текст для интересующихся, без смысловых нагрузок и подробностей)

Одним днём съездили на Перунов день к ССО на Красотынку, что под Калугой. Благодарим нашего сотоварища на «колёсах», проявившего личную заинтересованность в поездке и даже «заболевшего» для своей работы. Старт был намечен на 6 утра и даже вовремя состоялся. Дабы не терять времени даром и не тащить с собой ничего лишнего, едем прямо в полном облачении, по всей народной выкладке. И во всеоружии — шашка, булава, дирк, боевой топор — событие обязывает. Погода прямо с утра задалась хорошей и не стала омрачать путешествия. Словом, небо обещало было быть за нас.

Уже на месте поставили на стоянку машину и пошли осмотреться. Я, к примеру, не бывал на Красотынке достаточно давно. Кто из нас всего с месяц, кто-то никогда. Просторно, зелено, народу не очень много. На Перунов день всегда бывает не так многолюдно как, например, на праздновании Купалы. Торговцы и мастеровые люди на Ремесленной улице все знакомые. И мы деловито шагаем по рядам, останавливаясь прицениться, словом перекинуться, старых знакомых поприветствовать. Почти сразу в глаза бросилась группа полицейских — приехали проверять славянское собрание на предмет национализма, экстремистской символики и прочей запрещёнки. Сотрудники недобро покосились не то на копию топора Рагнара у Саши, не то на мой дирк на поясе. С подозрением смотрели на разодетых гостей праздника. Уж не знаю, героин ли они искали расфасованный на торговом ряду, оружие ли, а может быть невольников, приведённых для продажи из заморских стран, но ничего не нашли. Мы, конечно, повеселились над ситуацией и в свою очередь смотрели на сотрудников в погонах как на забывших с утра опохмелиться. Организаторы их проводили куда надо, всё показали, рассказали, впрочем современные славяне тоже не дураки, и заранее знали о прибытии «людей в сером».

Далее наш товарищ решил приодеться подобающим образом в славянскую рубаху для обряда. А мы, обступив его, давали «советы бывалых», одобряли выбор, пока он вертелся, пытаясь разглядеть своё новое облачение. Ну и всячески искренне расхваливали. Как это часто бывает, наш друг вместо покупки рубахи приоделся полностью. С белой завистью смотрим на его новый внешний вид, радуемся за него как за себя.

Факт: одеваясь в этничное, народное, сразу чувствуешь себя иначе, приобщаешься, проникаешься, ощущаешь что-то настоящее. По ощущениям — внутреннее объединяется с внешним. Единственное, чего первое время очень не хватает — это наличия карманов на одежде. Поэтому к поясу всегда привешены или через плечо перекинуты всевозможные тканные или кожаные сумки. Нет на традиционной одежде привычных нам карманов — ни мелочь какую, ни руки от скуки сунуть некуда). Но это явление временное, вскоре чувствуешь себя так, словно с малых лет в подобном ходил.

После этого сразу же направляемся к капищу — друг наш изъявил желание пройти обряд имянаречения. Новоприобретённая рубаха ритуально надевается, а старая снимается и сжигается в священном огне. Это, конечно, далеко не все действия при обряде, но об этом подробно не буду. На то оно и таинство, чтобы не рассказывать обо всём. Волхв неодобрительно смотрел на меня, когда я из-за ограды фотографировал нашего друга во время ритуала. Частные обряды фотографировать как бы нежелательно, но как это бывает: раз боги про фотографию умолчали, то человеческие запреты — можно обойти!

Словом, ушёл на встречу с богами один человек, а вернулся уже другим. И с другим именем. Кому надо знать это имя — тот теперь знает. Мы его поздравляем, а он демонстрирует нам маленький камешек, полученный от волхвов вместе с новым именем. Камешек с острова Рюген, со скалы Арконы.

Славянский центр безусловно разросся с того времени, когда я был здесь в последний раз. Появился молодой и ухоженный фруктовый сад. Выросли новые бытовые и хозяйственные постройки на Ремесленной улице: кузня, высокие навесы от непогоды, подобие харчевни с традиционной кухней. Игровые площадки и качели для детей. Деревянный Храм Сварога высится во всей красе, и мы с любопытством заглядываем через открытые двери на его диковинное, по-хорошему варварское убранство. Чуть в стороне видна стройка длинного общинного дома. Организация на высшем уровне, что безусловно — в плюс. Трава, где это необходимо окошена и убрана, туалеты, питьевой воды в достатке, душевые, везде брёвнышки-скамеечки, охрана из славянских общинников, даже удобные места для курения оборудованы. Из минусов — мало музыки, мало традиционного многоголосого женского пения, слышного обычно то тут, то там попеременно с утра до глубокой ночи. Очень это колорита и атмосферности добавляет. С другой стороны — это и не массовые купальские гуляния без отдыха и сна.

Только мы расселись за столом под навесом, появилась окрута — ряженые, скоморохи. Они вне правил обыденности — раскрашенные, размалёванные, в масках, одетые в тряпьё, ведущие себя порой вызывающе. Это те, кто общается с людьми через образы в игровой ритуализованной форме. Примеряя маски, впуская в себя сущности из мира духов, они творят магию преображения, поют, шутят, играют. Традиция такая — чудить, задирать и высмеивать людей, дразниться и всячески приставать. Вообще бывает всё достаточно беззлобно, но порой и они перегибают. Относиться к ним всерьёз не следует, скорее как к малым детям или слегка умалишённым). А лучше дать себе волю — поиграть с ними, попеть, угостить их, как-то весело отреагировать, но ни в коем случае не злиться и не избегать. А то только хуже будет — не отстанут! Такая театрализованная мистерия.

Мы вроде бы откупились от ряженых сосисками и бананами, но не тут-то было! Не проходит и праздника, чтобы кто-то не поинтересовался, что у меня под килтом и насколько под ним настоящий шотландец! Приходится соответствовать канону уже много лет))! А вот люди, не знакомые с древней традицией ношения килта на голое тело, зачем-то хотят всё знать и требуют подтверждения. Иногда вместе смеёмся, иногда вопрошающие бывают сами смущены. Но не проходит и праздника, чтобы я не оголил для кого-то свой шотландский зад! Другой вопрос — кто встаёт в более невыгодное положение: я — сомнением человека в «подлинности шотландца» или сам требующий «удостоверения» — увиденным зрелищем!? Вывод: не хочешь видеть что под килтом — не проси! Тут же кто-то из ряженых вспомнил меня, сказав, что приобретал у меня некогда хороший варган. Чрезвычайно порадовал рыжебородый здоровенный мужик, ряженый и раскрашенный под цыганку. Очень «ей» один из наших парней глянулся). В общем, всё народно, весело-задорно, как в известной частушке про «Мимо тёщиного дома…»

Потом отправились метать ножи и копья. Тут мы сразу же отличились — сломали одну сулицу (метательное копьё). Одного нашего боевого (в прямом смысле) товарища мы видели редко и разве что мельком. Похоже, он успел поучаствовать во всех молодецких воинских состязаниях. За поеданием арбуза незаметно пришло время и общего обряда. Народ дружно потянулся на капище. Ну и мы двинулись босыми, чтоб поближе к земле и богам.

Два часа обряда пролетели как пять минут. Мы удачно встали рядом с волынщиком и девушкой с барабанами, так что по ходу действия неудержимо тянуло в мелкий припляс. К моменту выхода с капища воздух заметно похолодел, а небо налилось свинцовостью, пошёл дождь — всё как полагается в день главного Небесного бога. Добрый знак! Жертвы приняты, просьбы услышаны! Перун откликнулся на коллективное обращение своего народа. Удивительно, но едва люди покинул капище, как небо опрокинуло на Красотынку добротный, хоть и недолговременный дождь. Мы ещё постояли, по мокли, полюбовались небом, обулись, оделись, и под дробный стук небесной воды о машину выехали домой. Ещё и хорошего попутчика подобрали. А позади нас сквозь тучи уже проглядывало и приветливо улыбалось славянам солнце. Праздник продолжался, а нам пора восвояси. Миссия выполнена. Возможно, кому-то это всё покажется глупостью и суеверием невежественных людей, но для нас это моменты единения с большим славянским миром, часть язычества, часть традиции.

Вячеслав Тарасов                                                 24 июля 2019 г.

Метки: , , , ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Вячеслав Тарасов

Озерчанин, писатель, философ, турист

У этой статьи 2 комментариев

  1. Флександр
    Флександр Ответить

    Абсолютно ВСЁ — не глупость. Особенно понравился позитивный настрой автора. Я его БУКВАЛЬНО чувствовал, читая этот текст.

  2. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Хороший рассказ, Вячеслав! Отличная работа! Читал с удовольствием. Успехов тебе! Не останавливайся. Это — как велосипед: пока педали крутишь — он вертикально едет.

Добавить комментарий для Флександр Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *