Наш земляк М.Н. Кочетов

  Кто-то скупо и чётко отсчитал нам часы

  Нашей жизни короткой, как бетон полосы …

Из песни В.С.Высоцкого «О погибшем летчике».

Время неумолимо. Все дальше и дальше от нас священный День Победы. Да, не оскудеет ПАМЯТЬ людская о ее творцах — погибших и выживших! Этот мой рассказ об одном из них.

МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ КОЧЕТОВ.

Родился в 1920 году на каширской земле, в сотне километров к югу от Москвы. На рубеже веков здесь, рядом с московским трактом, проложили железную дорогу. От станции Белопесоцкой тянется главная улица (слобода) с тем же названием к древнему Свято-Троицкому Белопесоцкому монастырю, что на пригорке почти у самой Оки. Кругом густой сосновый бор, занявший весь песчаный берег. Широким ручейком бежит через поселок речка Кремиченка и впадает в Оку возле грандиозного железнодорожного моста под Каширой.

М.Н. Кочетов

Во 2-й половине 30-х годов, совсем рядом — в Крутышках, построили аэродром, на котором дислоцировался 445-й истребительный авиаполк Московского округа ПВО. Нетрудно представить задравших голову к небу, местных мальчишек при пролете над ними серебристых рукотворных птиц. Чуть ли не ежедневно вещало Всесоюзное радио, и писали газеты о героических подвигах известных советских летчиков, — Валерии Чкалове, Николае Каманине, Анатолии Ляпидевском, Иване Доронине, Василии Молокове и многих других. Потому и неудивительно, что Михаил стал заниматься в Ступинском аэроклубе. Его мечты о небе обрели реальность. В 1939 году Михаил Кочетов становится курсантом Оренбургского летного училища. Здесь и застала его начавшаяся война. В 1942 году, младший лейтенант Кочетов был распределен в 8-ю перегоночную авиационную эскадрилью 3-й запасной авиабригады.

Его фронтовое участие нетрудно проследить по наградам. 22 февраля 1943 года за успешное выполнение боевых заданий М.Н.Кочетову вручают первую государственную награду — медаль «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ». Из Наградного листа: «[…] В 8-й перегоночной авиаэскадрилье [Кочетов] работает с февраля месяца 1942 г. За время работы перегнал по разным маршрутам 86 самолетов ЯК-1, в т. ч. с 1 октября 1942 г. на расстояние от 100 до 1000 км 15 самолетов. Имеет 5 вылетов на сопровождение особо-важных самолетов ЛИ-2 на СТАЛИНГРАДСКИЙ фронт».

25 сентября 1944 года Михаил Кочетов представлен к награждению орденом «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ». Из Наградного листа: «Тов. Кочетов за время работы в 8-й перегоночной авиаэскадрилье, а затем в 851-м авиаполку проявил себя дисциплинированноым и выдержанным офицером. […] Лейтенант Кочетов перегнал без аварий и поломок всего 214 самолетов ЯК-1 и ЯК-3, в т. ч. на расстояние свыше 100 км — 135 самолетов, из них с 1 октября 1942 г. перегнал без аварий и поломок 97 самолетов. Звено лейтенанта Кочетова перегнало без аварий и поломок 322 самолета ЯК-1 и ЯК-3 […]».

В день окончания войны c Германией, 9 мая 1945 года, Михаил Николаевич Кочетов награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

Его ратный труд был отмечен и позже. 18 августа 1945 года М.Н.Кочетов  награжден орденом Отечественной войны 1 степени. 20 июня 1949 года за успешное выполнение поставленной задачи – второй медалью «За боевые заслуги».

878-й Гвардейский Калинковичский авиаполк 216-й Гомельской Краснознаменной ордена Суворова истребительной авиадивизии, в котором служил капитан М.Н.Кочетов, с 01.07.1949 по 05.07.1952 года,  базировался в Бакинском районе ПВО Азербайджана на аэродроме в Сангачалы.

Не предсказуема судьба профессионального военного летчика. После разгрома японских войск на Корейском полуострове столкнулись интересы двух бывших союзников – СССР и США. Именно этим и объяснялось, естественно без огласки, присутствие с июня 1950 года значительного военного контингента с обеих сторон.

Последний снимок перед командировкой 1952 г.

Из воспоминаний полковника в отставке Замескина Николая Михайловича (1922-2001), участника боевых действий в Корейской войне:

— В конце мая [1952] пошли разговоры, что в Баку формируется авиадивизия для выполнения особого задания. Потом для этой дивизии стали выделять лётчиков. Всё это проводилось с какой-то таинственностью, что вызывало разные слухи. Даже те из направленных, которые не подходили по требованиям, отмалчивались. Позовут, мол, а там сами узнаете.

     15 июля 1952 года специальным поездом, штабы управления всех 3-х полков дивизии (878-й, 676-й и 518-й),  а также весь лётный и технический состав 216-й ИАД, выехали из Баку в Китай. После пересечения советско-китайской границы, на станции Маньчжурия, всех переодели в форму китайских народных добровольцев и забрали все документы, удостоверяющие о принадлежности к советским военнослужащим.

     Вскоре после этого эшелон с новыми «китайскими добровольцами», прибыл в Северо-Восточный Китай  на границу с КНДР. По прибытии, 216-я ИАД вошла в состав 64-го отдельного авиакорпуса ПВО, которым в тот период командовал генерал-майор Г.А.Лобов. Дивизия получила в своё пользование аэродром Мяогоу, где поначалу расположились все 3 полка дивизии, плюс там же базировался и авиаполк «ночников». Чуть позже китайцами был построен новый аэродром Дапу, куда и был перебазирован 676-й ИАП. Первый облёт своих самолётов в китайском небе лётчики 878-го ИАП совершили уже 31 июля, а затем 3 дня подряд производили облёт района боевых действий.

     Первый боевой вылет лётчики полка совершили в составе всей дивизии. Это произошло 5 августа, и этот вылет имел трагический итог: противник блокировал аэродром Мяогоу, когда наши истребители вернулись с боевого задания. Лётчики 878-го ИАП успели произвести посадку, а вот заходившие на посадку самолёты двух других полков дивизии, были атакованы на кругу истребителями противника F-86. Ими был сбит один из наших «МиГов», благо лётчик спасся на парашюте. А уже на другой день, то есть 6 августа, под удар «Сейбров» попали лётчики 878-го полка: под неожиданную атаку группы F-86 из состава 334-й FIS попала 1-я эскадрилья полка. Полк понёс первые потери в этой войне: было сбито 2 самолёта. При этом погиб старший лейтенант Михаил Иванович Кочетов (Замескин запамятовал, правильно: капитан, а отчество — Николаевич), а старший лейтенант   В. И. Прилепов был подбит, совершил вынужденную посадку и остался цел. Таков был, печальный итог первых дней пребывания полка на этой войне.

Похоронная процессия.

Гвардии капитан Кочетов Михаил Николаевич, командир звена МиГ-15бис, был похоронен с соответствующими воинскими почестями на мемориальном Русском кладбище в Порт-Артуре (г. Люйшунь, Китайская народная республика), возникшем вскоре после окончания Русско-Японской войны 1904-1905 гг.

Памятник на могиле М.Н. Кочетова.

На захоронении установлен бетонный обелиск, увенчанный Красной звездой. На табличке силуэт взлетающего самолета и фотография:

Капитан

КОЧЕТОВ

Михаил Николаевич.

1920-1952

Погиб при исполнении

служебного долга

  Тишина и покой кругом. Как тут не вспомнить строки легендарного вальса «На сопках Манчжурии», — они как-раз об этом месте:

Тихо вокруг, сопки покрыты мглой,

Вот из-за туч блеснула луна,

Могилы хранят покой.

Белеют кресты – это герои спят.

Прошлого тени кружатся вновь,

О жертвах боев твердят …

***

Товарищи у памятника.

Вместо эпилога:

Впервые, я узнал о погибшем в Корее капитане М.Н.Кочетове от московского краеведа Елены Владимировны Прохоровой два года назад. Она нашла эту короткую информацию, собирая материал о летчиках располагавшейся когда-то в Бирюлево под Москвой воинской части. Совсем же недавно, Алексей Балашов, координатор каширского «БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА» обнаружил на этом сайте запись о Михаиле Николаевиче Кочетове, помещенную его внучкой Натальей Вячеславовной Ляскиной (Кочетовой), проживающей в г. Крымске. Она с честью хранит ПАМЯТЬ О СВОЕМ ДЕДЕ и написала в соавторстве с крымским писателем Владимиром Георгиевичем  Долгоненко небольшую, но такую важную для нас, — каширян и ступинцев, книгу «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ …», посвятив её  ПАМЯТИ военного летчика-истребителя М.Н.Кочетова».

Документы о награждении государственными наградами участника ВОВ летчика Кочетова М.Н. скопированы мной на сайте «ПАМЯТЬ НАРОДА» (ЦАМО: шкаф 45, ящ.16 и ф.33, оп.690306, д.3564).

СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАШЕГО ЗЕМЛЯКА, ГВАРДИИ КАПИТАНА КОЧЕТОВА МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА ПОСВЯЩАЮ

Александр Горелов                                                                 28.04.2020.

(Картинка воздушного боя — из интернета)

Метки: ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Александр Горелов

Известный Каширский краевед, историк, спортсмен, рыбак, турист. Автор многих книг, буклетов и несметного числа публикаций о родном крае. Часто выступает с докладами, лекциями. Инициатор сохранения многих памятников старины в Кашире.

У этой статьи 2 комментариев

  1. Харитонов Юрий Ответить

    Спасибо, Александр Николаевич! Как много неизвестных страничек в истории страны, в биографиях людей. Буквально два дня назад встретил ранним утром (из самоизоляции выхожу с участка только в это время) соседа. Он помоложе нас, но служил на дизельной подводной лодке. И ходили они с Северного флота в Средиземное море. Около года были в походе. Буду вновь искать встречи, чтобы донести эту увлекательную историю. Спасибо, ещё раз!

  2. Николай Кочергин
    Николай Кочергин Ответить

    Александр Николаевич, спасибо огромное за интересную краеведческую работу, за сохранение памяти о защитниках Отечества. От всей души желаю Вам доброго здоровья и успехов. Ждём Ваших новых публикаций.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *