Неожиданный поворот в расследовании по упавшему в годы войны за околицей села Комарёво самолёту

После моих многих опросов очевидцев, их потомков, бесед, консультаций, выездов на место трагедии с целью поисков обломков самолёта, можно с большой долей вероятности предположить, что погибшим и захороненным на сельском кладбище пилотом упавшего в годы войны за околицей села Комарёво истребителя был младший   лейтенант Гущин Сергей Дмитриевич 1917 г.р из 423 истребительного авиационного полка.

Про то, что в годы войны в окрестностях села Комарёво упал наш военный самолёт, и что пилот этого самолёта похоронен на местном сельском кладбище я знал с раннего детства. Ведь сам я родился и вырос в Болотове, а в Комарёве у меня много родни, друзей, знакомых.  Меня всегда там радушно примут,  накормят и напоят. Так или иначе, но вся моя жизнь связана с селом Комарёво. Знал я и о могиле лётчика, неоднократно  (навещая могилы похороненных неподалёку моих родственников) бывал на ней, клал скромные букетики собранных неподалёку в лесу ландышей, незабудок. Читал надпись «Безымянному защитнику подмосковного неба». И всегда удивлялся, а почему безымянному-то? У него что, имени-фамилии не было?

Надпись на скромной могильной плите.

Тема погибшего лётчика и его «безымянности» меня не отпускала, и я в своих изысканиях возвращался к ней вновь и вновь. Беседовал с немногочисленными уже (сколько времени-то прошло!) очевидцами того трагического события, общался с командирами работающих «по войне» и по поиску сбитых в подмосковном небе во время войны самолётов официальных поисковых отрядов  Кириллом  Юрьевичем Низамутдиновым (отряд «ИстокЪ» г. Домодедово) и Алексеем Николаевичем Гуськовым (отряд «Надежда» г. Коломна). Не раз выезжал с ними на место падения самолёта, искали с помощью металлодетектора его обломки, фрагменты. Кое-что нашли, кое-что узнали. По этим поискам и экспедициям у меня на этом сайте было несколько публикаций (ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ).

Командир поискового отряда «ИстокЪ» (г. Домодедово) Кирилл Юрьевич Низамутдинов (справа).

 

Командир поискового отряда «Надежда» (г. Коломна) Алексей Николаевич Гуськов (крайний справа).

 

Найденные нами на месте катастрофы мелкие обломки самолёта.

Нельзя сказать, что мои труды были безрезультатны. Копилась информация, кое-что прояснялось, вырисовывалось. Что-то наоборот отметалось, выводилось за скобки. Но всё было как-то не то, не складывалось, не давало более-менее ясной картины произошедшей трагедии, не давало уверенности в верности пути поиска. Но ведь тупиковая дорога — это тоже дорога. Её тоже надо пройти, и она хороша хотя бы тем, что пройдя её до конца, понимаешь, что она — тупиковая и идёшь к цели уже по другой дороге. Но обязательно идёшь!

Попыток узнать фамилию и имя Героя, похороненного в безымянной могиле на Комарёвском кладбище я не оставлял. И вот она — Удача!

Могила лётчика на сельском Комарёвском кладбище.

Я написал письмо Михаилу Немову — серьёзному  поисковику,  давно занимающемуся изучением истории Озерского района вообще и истории ВОВ в частности, нашему земляку, живущему в Белых Колодезях и в Москве, по поводу упавшего в Комарёве самолёта. И получил от него очень интересную, перспективную, заслуживающую самого серьёзного внимания и дальнейшего изучения информацию. Вот его мне ответ:

«Здравствуйте, уважаемый Сергей Михайлович!

Высылаю вам  фото журнала наблюдения за небом озёрского истребительного батальона. Думаю, самая интересная для вас запись: о «приземлении» самолета у села Комарёво, датированная  6 октября 1941 г. Возможно это и есть дата крушения самолета, а не ЛЕТО 1942. (Просто он был записан, как приземлившийся). Это подтверждает и справка «о катастрофах самолетов в Озерском р-не»

Как вариант личности пилота — младший лейтенант Гущин Сергей Дмитриевич (1917 г.р) из 423 истребительного авиационного полка, не вернулся с боевого задания на самолёте И-16.» (с)

Запись в журнале озёрского истребительного батальона от 6.10.1941 г: «За Комарёвом приземлился самолёт»

Это вполне сходится и с рассказами очевидцев тех далёких событий. Жители Комарёва говорили мне, что самолёт упал, когда копали картошку! Конечно, копать картошку в начале октября — поздновато явно. Но надо учесть, что была война, мужиков всех забрали на фронт, а женщин мобилизовали рыть окопы в две нитки вдоль реки и по кромке леса от Кременьев до Жилива (40 км х 2 = 80 км!). Какая уж тут картошка! Картошку копали урывками и с большим опозданием, иногда и ночами (днём ещё и на фабрике работали).

Огромное спасибо Михаилу Немову! Новый импульс, новый поворот в расследовании. Разумеется, что это пока лишь одна из  нескольких версий, но она имеет право на существование и серьёзную проработку.

Вот, что удалось узнать мне на сегодняшний день, на 26 ноября 2020 г. Конечно, я сразу же «зарядил» всех, кто в теме, чтоб помогли уж до конца выяснить с этим геройски погибшим лётчиком. Мужики обещали помочь. Буду ждать результатов.

Огромная благодарность ВСЕМ, кто мне в этом деле помогал, помогает и согласился дальше помогать! Мужики, я перед вами в долгу, но за мной не пропадёт!

P.S. Сразу после публикации этой статьи известный Каширский краевед, мой давний друг и коллега, автор многих книг и публикаций везде, и на этом сайте в частности,  Александр Николаевич Горелов прислал мне следующую информацию:

«На сайте «Память народа» я нашел два документа по ГУЩИНУ Сергею Дмитриевичу. Приказ об исключении из списков и фото. Еще есть такая информация. «Гущин Сергей Дмитриевич, 1917 г. р., чл. ВЛКСМ, в Красной армии с 1938 г., закончил Качинское лётное училище в 1940 г., Получил назначение в авиаполк в Белоруссии. Последнее место службы — 423-й авиаполк под Москвой. Погиб в авиабоях под Москвой. акта выбытия 10.10.1941 г. Отец Гущин Дмитрий Иванович, с. Боль… (неразб.) Мытищинского р-на Моск. обл.

Скорее всего, родина ГУЩИНА Сергея Дмитриевича, село Болтино Мытищинского района Моск. обл. 10 км от МКД — на Клязьминском водохранилище. Но это надо проверить!» (с)

Запись об исключении из списков.

 

Гущин Сергей Дмитриевич.

Спасибо, Александр Николаевич! Сам-то я в этих бумагах не силён, больше ногами хожу, ищу, смотрю, беседую.

По мере поступления информации статья будет дополняться. Люди включились в дело, люди мне помогают. Посмотрим, что из этого получится. Если опять что не так, буду искать дальше.

Вот Владимир Иванов мне написал в ОК: «Произошёл взрыв большой силы , т.к самолёт раскидало на большое расстояние . В своё время дядя Володя Раков рассказывал, что двигатель отлетел метров на 100 от места падения. Это подтверждает то, что самолет был с боезапасом , а не «пустой» после боя или бомбометания . А также о дате ( октябрь 1941 г).» (Прим. мои: самолёт мог не взорваться, а просто развалиться от сильного удара о землю).

Покойный дядя Витя Иванов из Комарёва говорил, что самолёт, прежде чем упасть, «тарахтел» в небе, иногда двигатель вообще замолкал, глох, работал рывками. А летел он с востока на запад, не горел, не дымил. А бабулька с Александровки, за огородом которой упал самолёт, говорила, что у неё на огороде валялись две небольшие бомбы с самолёта. Их потом военные забрали. Может, и впрямь бомбы, а может подвешиваемые под крылья авиационные реактивные снаряды, или детали какие от самолёта. Бабулька тогда девочкой была маленькой.

Сергей Рогов                                          26 ноября 2020 г.

P.S. Любое стороннее использование авторских материалов данной публикации возможно только с согласия автора.

Метки: , , ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Коренной озерчанин, Почётный гражданин Озёрского района, краевед, турист, экскурсовод.

У этой статьи 11 комментариев

  1. Татьяна Кустова Ответить

    Сергей, Вы проделали огромный путь, приближая эти события к реальности. Огромное Вам спасибо! Здоровья, бодрости духа и, конечно, успехов!

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Спасибо на добром слове, уважаемая Татьяна!
      Ну, пока осторожный оптимизм. Ведь уже сколько раз по этой теме я радостно восклицал: «Вот, нашёл!» А потом приходилось начинать всё сначала. Но в этом вся и прелесть, азарт поисковый. В любом случае круг поисков сужается. И это — тоже хороший результат. Жизнь, вообще, интересная штука! Я её люблю.

  2. Юрий Трофимов
    Юрий Трофимов Ответить

    По срокам уборки картофеля могу добавить — в этом году местные аграрии убирали картофель с полей буквально за неделю или чуть больше — до первых морозов. Точную дату я не скажу, но это начало ноября или конец октября. Конечно, климат с тех времён резко изменился. Но, это на всякий случай — на заметку.

  3. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Моего давнего единомышленника, соратника, умного и ценного помощника и наставника, дорогого друга, известного Каширского краеведа, автора нескольких книг и несметного числа всяких публикаций, заядлого рыбака, грибника и туриста Александра Николаевича Горелова сердечно поздравляю с Днём рождения!

    Желаю здоровья, долголетия, бодрости, достатка, благополучия, новых книг, публикаций, выступлений, походов! Ещё повоюем, Александр Николаевич. Какие наши годы!

  4. Аристарх Ответить

    А книги истребительных батальонов,или тетради сохранились?и где эту информацию можно почитать.Интересует Каширский район.Село Барабанов и Пятница…Спасибо.Аристарх…

  5. Свой
    Свой Ответить

    Есть вариант найти родственников Гущина С. Д. из д. Болтино и связаться с ними, может, у них будет какая-то информация. Болтино очень сильно разрослось, но немного сохранилась и старая застройка (в основном вокруг церкви), так что возможно, остались и старожилы. Написал письма в Дом Культуры Болтино и в Троицкую церковь.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Отлично, молодец! Тут важна любая информация, любая зацепка. Если даже и не подтвердится Гущин С.Д., значит, одним вариантом меньше будет и круг поиска сузится.

  6. Ирина Ответить

    Уважаемый Сергей!
    Моя тетя, жительница села Комарево, была знакома с очевидцами гибели летчика. Они говорили, что у погибшего летчика была азиатский тип внешности. Может быть эта информация как-то поможет в поисках.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Благодарю, Ирина! Про азиатский тип внешности я тоже наслышан. Мы приняли к сведению и эту версию, и работаем по многим направлениям. Точка в этом деле ещё далеко не поставлена. Версий несколько, выясняем.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *