Неразгаданная тайна плиты Гагариных

(В продолжение статьи, опубликованной  Ходатаем. Мой уже рассказ).

Почитал статью про плиту Гагариных, опубликованную здесь уважаемым Ходатаем, посмотрел свои старые записи и решил тоже рассказать про эту плиту.

9 октября 2015 г. произошло событие очень значительное для нашего района, да и для Московской области. В отдел «Краеведческий музей им. А.П. Дорониной» при озёрском Дворце Культуры жителем соседней Коломны Валерием Александровичем Родиным была передана в дар закладная плита князей Гагариных, датированная аж 1702 годом. Далеко не каждый официальный  городской, да и столичный музей может похвастаться таким артефактом.

Чугунная плита в помещении музея при озёрском ДК.

После рутинной, но необходимой процедуры оформления всех надлежащих документов, плита была выставлена на обозрение посетителям музея. Слух об этом мгновенно разнёсся по нашему небольшому городу, и народ в помещение музея повалил валом. Всем хотелось осмотреть плиту, дотронуться до неё (работники отдела на радостях не запрещали), сфотографироваться рядом с ней (всё-таки ей 300 лет!). На несколько дней это событие стало основным в культурной жизни нашего района. Посмотреть на чудо-плиту даже приехал со своей уважаемой супругой известный Каширский краевед, автор книг и несметного числа публикаций по краеведческой и исторической тематике Александр Николаевич Горелов. Так что событие «обретение плиты» вышло за рамки Озёрского района.

Работник музея В.В. Сачкова рассказывает Каширским гостям, А.Н. Горелову с супругой, про плиту.

Так что же предшествовало ему – этому событию?
В 2002 году Валерий Александрович Родин приобрёл участок в селе Белые Колодези. На этом участке был старый летний домик, у входа в который и лежала плита, о которой здесь идёт речь. По-видимому, прежние хозяева вытирали о плиту подошвы обуви. Валерий Александрович, будучи человеком любознательным и желая знать историю места, в котором он теперь обосновался, собрал и изучил всю возможную информацию о подобных плитах. О своей находке он разместил сообщение на одном историко-краеведческом сайте. А далее в это дело вмешались Промысел Божий, Судьба или Господин Случай (кому что больше нравится). Озёрский краевед  Максим Михайлович Муромский (в настоящее время руководитель отдела «Краеведческий музей им. А.П. Дорониной» при озёрском ДК), собирая и обобщая материал для очередного туристического экскурсионного маршрута, прочитал размещённую на сайте информацию о плите. Будучи «в теме», он сразу понял и оценил масштаб этого события для истории нашего района и области. Не мешкая, он переговорил с Валерием Александровичем и предложил ему передать плиту в озёрский краеведческий музей, заверив, что плита из музея никуда не «уйдёт» (что в наше вороватое время немаловажно) и займёт в экспозициях музея достойное место. К чести Валерия Александровича, тот сразу согласился, разумно рассудив, что плите место в музее того района, на территории которого она была обнаружена. Дело решили не откладывать в долгий ящик, и уже 9 октября плита стояла в озёрском музее.
Так что же это за плита такая? В чём её ценность для истории?
Сразу скажу, что, судя по сохранности (300 лет всё же) плита эта, скорее всего, не всегда лежала в земле и под открытым небом. Думаю, что много лет, большую часть времени, она стояла, лежала или хранилась в каком-то сухом помещении. Ибо она не сильно проржавела, а следов антикоррозионного покрытия, свойственного для подобных плит, установленных на улице, не имеет. Это – ещё одна загадка. Где она раньше была, кем, зачем и в каких условиях хранилась?

Чугунная плита размером 72 х70 см, имеет литейный брак при изготовлении: разнотолщинность (к низу она гораздо тоньше) и непролив левого нижнего угла (видно на фото).  В плите лишь одно крепёжное отверстие, видимо изначально конструктивно заложенное в литейную форму для того, чтобы после литья эту плиту, подцепив за отверстие, можно было из формы вынимать и перемещать. Три других отверстия по углам плиты видимо сверлить не стали, посчитав плиту с явным браком не годной к установке (а может, они и не предусматривались вовсе). Почему бракованная плита не пошла на переплавку, мы теперь уже не узнаем. Каким-то чудом в плавильную печь она не попала.

На плите надпись: «Се созидали по милости вышнего князь Иван Петрович, да князь Матвей Петрович Гагарины». В верхней части плиты отлит год её изготовления: «1702», а с остальных трех боковых сторон, — более крупным шрифтом латинскими буквами: «TBNON, SNBNT, TBNON», в углах плиты отлиты маленькие цветки или узоры в виде цветка.
В журнале «Искры» (№34, с.271) от 1 сентября 1913 года была размещена интересная заметка, имеющая отношение к «нашей» плите. В ней написано: «В Москве и её окрестностях найдено несколько сот (выделено мной) совершенно одинаковых чугунных досок с надписью: «1702 Се созидали по милости Вышняго князь Иван Петрович да князь Матвей Петрович Гагарины» и таинственными латинскими буквами «TBNON-SNBNT-TBNON».

Заметка в журнале «Искры» от 1 сентября 1913 года.

В настоящее время надпись расшифрована. Вот, что пишет форумчанин Ходатай на сайте «Я – Краевед»:

« Пропуск гласных букв, нередкое явление для того времени. «TBNON, SNBNT, TBNON»  на самом деле надпись должна выглядеть вот так: «TIBINON, SINEBANT, TIBINON»  и перевод с латыни будет таким:  «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

(Строки из Евангелия. Лука, гл.6, стих 31).

Такое огромное (только найдено несколько сот плит, а сколько их было всего?) количество закладных (как их сейчас принято называть) плит дало мне повод усомниться: а действительно ли эти плиты были ЗАКЛАДНЫМИ, т.е. монтировались (закладывались ) в стены зданий в память о Гагариных? И где найти столько «Гагаринских» (тех, к которым князья имели какое-либо отношение) зданий, чтоб заложить в их стены все эти плиты? Ведь в каждое здание принято закладывать лишь одну памятную (закладную) плиту. Может, это обычные НАПОЛЬНЫЕ чугунные плиты, весьма популярные у богатых людей того времени? В пользу «напольной» версии говорит и то, что при внимательном изучении фотографий найденных в разных местах плит, НИ НА ОДНОЙ из них (в том числе и изображённой на фотографии страницы журнала) нет крепёжных (к стене) отверстий, которые обычно делаются в подобных случаях по углам. Тут пожалуй будет уместным подчеркнуть, что независимо от того, является «наша» плита закладной или напольной, её историческая ценность и значимость для Озёрского района нисколько не меняется.
Так кто же они были эти люди, заказавшие отлить плиту? О князьях Гагариных написано много, и я не хочу здесь пересказывать содержание публикаций об этих без сомнения великих людях. Уважаемые читатели и сами могут эти публикации прочитать. Напомню лишь, что они были знатного рода, богатые, влиятельные и много сделали для России, оставив в её истории свой след.
По поводу личности Матвея Петровича Гагарина, казнённого Петром Первым «за лихоимство», я неоднократно разговаривал с авторитетным, замечательным нашим историком, краеведом, автором многих прекрасных, серьёзных книг (в том числе и о Сенницах) — Ниной Константиновной Букринской. Она мне много чего интересного рассказала, подтверждая свои слова копиями различных документов, исследований, статей. Мы с ней единодушны во мнении, что Матвей Гагарин очень много полезного сделал для России, для Сибири и стал жертвой клеветы, зависти, дворцовых интриг, коррупции, «распила» и самодурства Петра. Есть тому и доказательства, но это – сугубо наше мнение (может, и неверное)  и разговор долгий.

Разумеется, всех нас интересует вопрос: как плита попала в село Белые Колодези, на огород к Валерию Родину? Многие почему-то связывают наличие этой плиты в нашем районе с заречным селом Сенницы, где было имение Гагариных и где они в 1707 году построили храм Вознесения Господня, чудом сохранившийся и поныне.

Храм в селе Сенницы. Начали строить в 1701 г., а в 1707 г. он был освящён.

 

Памятная доска на двери храма в Сенницах.

Может, и на самом деле плита попала в Белые Колодези оттуда, из имения в Сенницах.  А может, и нет. Село Белые Колодези и само по себе было всегда большим и весьма не бедным. Плита изначально могла быть и там в каком-либо здании, так или иначе имеющем отношение к Гагариным или к их близким, друзьям. Могла «приехать» из Коломны, Москвы, да мало ли откуда ещё. Ведь Белые Колодези стояли на бойком Серпуховском (Старо Каширском) тракте, идущем берегом Оки от Серпухова к Коломне. А могла «приплыть» и по Оке, ведь село стоит на левом её берегу. Я бы не торопился так уж однозначно привязывать эту плиту к Сенницам.

Метки: , ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Краевед Озёрского района Московской области, историк, исследователь, турист, экскурсовод, почётный гражданин Озёрского района, ветеран труда.

У этой статьи 15 комментариев

  1. Елена Порошкова
    Елена Порошкова Ответить

    Сергей Михайлович!

    Удивительная вещь. Вы и Юрий Анатольевич занимаетесь музейной просветительской работой среди населения. Вчера на этом сайте появилась статья, где часть информации взята из музея. Сегодня статья — опять из музея.

    Вам пора уже зарплату платить как помощникам по краеведческому просвещению жителей городского округа Озёры отдела «Краеведческий музей им. А.П. Дорониной» при озёрском Дворце Культуры.

    Не пробовали туда устроиться? В этот отдел?

    Помню, раньше в Озёрах был музей в ДК на третьем этаже. Три длинных узких зала (а может и больше); по центру длинные ковровые дорожки; по бокам витрины; на стенах фотографии, портреты. Был понятен смысл экспозиций. Был порядок. Была чёткость. Хранитель музейных ценностей Евгений Иванович Авдеев. Все школьники в то время его знали.

    В моей памяти тот музей остался — как сегодня Красная площадь для Москвы.

    Потом начали ремонтировать дворец. Музей в коробках перенесли в бывшее помещение библиотеки на первый этаж, где и сейчас хранятся все эти вещи.

    Сегодняшний музей мне напоминает «Бабушкин сундук» в хорошем смысле этого слова. Хорошую барахолку. Без научной и просветительской работы.

    Уже название «Краеведческий» не подходит, так я думаю. Не соответствует.

    • Елена Порошкова
      Елена Порошкова Ответить

      Шикарный ответ. Улыбающиеся мысли я уважаю.

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        А материалов интересных, уникальных в архиве музея действительно собрано очень много. Но в принципе, нам с Юрием Анатольевичем никто не запрещает ими пользоваться. И для этого нам совсем не обязательно работать в музее. Мы и так своё уже давно отработали.
        А потом, мы вот статьи писать повадились и ещё к Маше в Центр с лекциями ходим. Потом я задумал помочь ей музей в школе наладить. Дел много, штаны протирать некогда. А ещё я за столом сидеть не могу. Я там ничего путного не напишу. Мне надо, чтоб ветер в лицо, снег. Я должен быть в драйве, в походе, на тропе. Вот там — вдохновение!

    • Харитонов Юрий Ответить

      Сергей Михайлович! Прикольно выглядишь!

  2. Василий Ответить

    Интересный вопрос подняла Елена Порошкова.
    Добровольцы-краеведы пишут серьёзные, интересные статьи по музейным материалам. А музейные сотрудники, получающие нормальную по озёрским меркам зарплату, сидят на этих материалах и не пишут ничего. Раньше вроде у них были редкие статьи про старинные вещи, про старые фотографии. Сейчас всё погрузилось в сон, ничего нет. И впрямь «бабушкин сундук», а не музей.

    • Елена Порошкова
      Елена Порошкова Ответить

      «Бабушкин сундук» в хорошем смысле этого слова. Некоторые музеи себя так даже официально называют «Музей «Бабушкин сундук».

      Судя по всему, сам заведующий музеем Максим Муромскмй это тоже понимает. (Не подумайте, что я к Максиму плохо отношусь. Нет, он хороший фотограф, сценарист, имеет оригинальное видение мира через объектив камеры и фотоаппарата, он любит историю. Мне нравятся его работы. Он хороший человек. Я о другом.)
      Максим снимал недавно фильм к 80-летию Дворца Культуры. Душевно получилось. Молодец! Но в этом фильме нет ни слова о Музее. Нет в ДК музея. Мы видим только за кадром экспонаты из этого музея. Кто был в музее, тот сразу это в фильме заметит и узнает. Значит и Максим свой фильм украшал этим музеем, этой барахолкой. Пользовался старинными вещами из музея. Ни слова не сказав в фильме о работе музея. А это значит, что у музея нет работы, нечего показать в фильме о музее даже его руководителю.

      Да и директор ДК Евгения Широкова всё понимает. Она сама работала в музее. В тот период еще выходила разгромная статья на Озёры-инфо про музей. Что там нет работы. Все всё понимают. Возможно, есть какие-то другие причины, которые не позволяют вывести работу музея на новый уровень. Да и статуса у музея, судя по всему, нет. Музейный отдел какой-нибудь.

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        «Разгромную статью» ту хорошо помню. Статья была не о музее. Просто надо было убрать прежнего руководителя музея, поэтому и вышла та злая очень статья. Со временем стало ясно, откуда «растут ноги» той статьи. Думаю, что инициаторы статьи не раз потом жалели о своём поступке. Только не поправить теперь ничего.

        • Елена Порошкова
          Елена Порошкова Ответить

          Статья была о музее. О том, как плохо работает музей. Какой плохой руководитель. Руководителя того сняли, а работа в музее осталась прежней. Почему, вопрос?

          • Елена Порошкова
            Елена Порошкова

            Вот сейчас возьми ту статью, измени ФИО, и статья опять актуальна.

  3. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Мне (к сожалению) нечего Вам возразить, Елена. Статья опять актуальна и вопросы остались всё те же. Спрашивается, зачем тогда всю эту «карусель» крутили? Отправить на пенсию пожилого человека? Его и так можно было спокойно отправить. С честью, с почётом, с цветами и самоваром.

    • Елена Порошкова
      Елена Порошкова Ответить

      Если бы на этом сайте «Я-Краевед» размещались наработки сотрудников Краеведческого музея, вопросов было бы меньше. Как ни крути, коллектив музея что-то же делает с 8:00 до 17:00. В своё рабочее время.

      Интересно, почему на этом краеведческом сайте нет авторов из нашего КРАЕВЕДЧЕСКОГО музея. Радовались бы, что появилась такая информационная площадка. Может всё песочницу делят!

  4. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Я уже говорил и ещё раз повторюсь.
    Мы не делим людей на «красных» и «белых» и с радостью разместим любую краеведческую публикацию, новость, если она действительно интересна и «ложится» в тематическую направленность нашего сайта.
    Если музей пришлёт мне свою статью, то в этот же день она займёт достойное, почётное место на нашем сайте.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *