Размышления накануне дня святого Валентина

«Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Воланд).

В России появился новомодный праздник — день святого Валентина. До сих пор однозначно не установлено, был ли этот Валентин на самом деле, или это просто рекламный, собирательный образ.
Чем же он так знаменит? За что его У НАС стали почитать? Если верить тому, что о нём написано, то Валентин этот тайком венчал римских легионеров, которые, ПО УСЛОВИЮ КОНТРАКТА не могли жениться и заводить семьи в период своей службы в войсках, дабы не отвлекаться. То есть, этот Валентин нарушал закон и снижал боеспособность армии. Вот такие Валентины и развалили Римскую Империю. Тут я ничего удивительного для себя не вижу. Это — их пресловутая толерантность и «европейские ценности», которые нам сейчас пытаются привить. Как будто у нас на Руси не было и нет героев, подвигом которых можно гордиться, память которых нужно чтить. Взять хотя бы город Зарайск, расположенный совсем близко от наших Озёр. Там, в кремле, есть могила князя Фёдора, его жены Евпраксии и их малолетнего сына Ивана.

Могила Фёдора, Евпраксии и малолетнего Ивана в Зарайском кремле.

Все они приняли смерть, чтоб избежать плена и позора во время похода на Рязанские земли войска Батыя. Вот нам образец любви, супружеской верности, верности своей земле и обычаем предков.
Я ничего никому не пытаюсь навязывать, каждый вправе сам решать, что и когда ему праздновать. Просто хочу напомнить, что наш край богат своими героями и нам вовсе нет нужды искать их на стороне. Вот рассказ про наших князей.

Начало Батыева нашествия на Русь.

В декабрьские короткие дни началось нашествие войск Батыя на Русь. Мы вспоминаем те трагические события и чтим память наших земляков – княжескую супружескую чету: Фёдора и Евпраксию с их малолетним сыном Иваном.
Начало зимы 1237 года. Хан Батый с огромным войском стоит на реке Воронеже, близ границ Рязанского княжества. Железные, непобедимые тумены замерли в ожидании приказа двинуться на русские земли, чтобы рубить, жечь, грабить, сеять ужас. И первым на их пути стоит Рязанское княжество.

5.10.2016. Старая Рязань — русская Троя.

Предчувствие неотвратимой, непоправимой, не виданной доселе беды липкой пеленой окутало Рязанские земли. В зимнем, студёном воздухе разлит запах смерти. Но великий князь Юрий Ингваревич Рязанский вовсе не сидит, сложа руки. Он шлёт гонцов во Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу с просьбой о помощи. Но Владимирский князь не даёт свою дружину, полагая, что она понадобится ему для обороны собственной земли. Тогда Юрий Рязанский посылает за своими братьями: Давыдом Муромским и Глебом Коломенским и за князьями Олегом Красным, Всеволодом Пронским и другими князьями. Рати дружественных Юрию Ингваревичу князей стягиваются к Рязани. Но для того, чтобы собрать войско и выдвинуть его к границам Рязанской земли, нужно время, а его то как раз и не хватает. Чтобы оттянуть момент вторжения вражеских войск в свою землю, великий князь Юрий посылает к Батыю своего сына Фёдора со свитой и богатыми дарами и с просьбой не ходить на Рязанское княжество. Любой отец без труда может представить и понять, какой ценой далось князю Юрию такое решение.
Что произошло дальше, читаем в «Повести о разорении Рязани Батыем»: «И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Фёдор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим. Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своём распалился в похоти своей и сказал князю Фёдору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Фёдор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жён своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и жёнами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Фёдора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам и других князей и воинов лучших поубивал».

Тут Батый впервые столкнулся с русским духом, с русским характером. Русские жить не умеют, а умирать они умеют! Князь Фёдор первым из наших князей отказался выполнить волю хана. Не покорился, не встал на колени.

5.10.2016. Памятный крест на территории Старой Рязани.

А что же княгиня Евпраксия? «И один из пестунов князя Фёдора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Фёдора Юрьевича. Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своём и держала любимое чадо своё – князя Ивана Фёдоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти».

Евпраксия была княгиней, знатного рода, очень красивой, и вполне могла бы безбедно, ни в чём не нуждаясь жить в гареме Батыя или другого какого знатного хана. Но она не захотела осквернять память геройски погибшего мужа, не захотела стать «чернильницей» и спать с убийцами её супруга. Она (в расцвете лет!) выбрала смерть и прославила себя в веках! Вечная память!

5.10.2016. Вид с площадки городища Старая Рязань.

Князь Фёдор, княгиня Евпраксия с малолетним сыном Иваном первыми воспротивились врагу и тем самым заложили далёкую пока ещё победу над завоевателями. Смерть княжеской семьи вовсе не была напрасной. Время было выиграно, что дало возможность собрать войска на рубеже Рязанских земель.
Великий князь Юрий Рязанский, узнав о гибели сына, очень переживал, горевал, но вовсе не терял присутствия духа и верности своей земле. «И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство своё и расставлять полки». Я полагаю, что собирать воинство и расставлять полки князь Юрий начал намного раньше, как только отправил сына Фёдора к Батыю. Иначе бы он не успел подтянуть к Рязани рати дружественных ему князей и выстроить их в боевые порядки. Теперь же великий князь Юрий Рязанский был готов к встрече с врагом. «И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ Рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало… И едва одолели их сильные полки татарские».
16 декабря 1237 г. Войска Батыя подошли к Рязани, начался штурм. Целых пять дней город оборонялся и отбивал атаки врага. В ночь с 20 на 21 декабря (самая длинная ночь в году, начало празднование рождения Бога Коляды у славян, зимнее Солнцестояние) Войско Батыя вломилось в Рязань. 21 декабря Рязань была взята. Это символично. Последние дни перед зимним солнцеворотом считаются самыми опасными. В это время жестокие, разрушительные силы Нави, Тьмы особенно сильны. Думаю, что шаманы Батыя этот момент тоже учли  и именно в эти дни войска начали штурм города, не считаясь с большими потерями.

5.10.2016. Друг Александр привёз меня в Старую Рязань, за что я ему очень благодарен.

 

5.10.2016. Руины церкви Бориса и Глеба в Старой Рязани.

Так что поход Батыя по Рязанской земле вовсе не был увеселительной прогулкой. Здесь самонадеянные, надменные ханы встретили сильное сопротивление. Князь Фёдор Юрьевич отдал свою жизнь не только за Рязанскую землю. Отсрочив переговорами момент нападения Батыя на Русь, он дал возможность коалиционным силам русских князей собраться под Коломной и дать захватчикам бой. В этом очень упорном, кровопролитном сражении Батый понёс ощутимые потери. В бою был убит даже прямой потомок Чингизхана царевич Кулькан. Это был единственный царевич-чингизид, убитый во время похода Батыя на Восточную Европу.

5.10.2016. Руины церкви Бориса и Глеба в Старой Рязани.

После ухода войск Орды из пределов Рязанской земли, князь Ингварь Ингваревич взял тело князя Фёдора, отвёз его в Зарайск, где разбилась, «заразила» себя княгиня Евпраксия, и похоронил его вместе с верной супругой и малолетним сыном, установив в 1238 году каменные кресты на месте погребения. Могилы эти на протяжении веков оберегались, обустраивались и являлись местом особого уважения и поминания для жителей города Зарайска, да и для всех русских людей. В 1665 году вместо обветшавших от времени старых крестов стольник Никита Григорьевич Гагарин «по обещанию» поставил памятник-надгробие. До 1822 года могилы с надгробием находились в алтаре храма Иоанна Предтечи, что говорит об особом почитании земляками своих героических предков. Со временем храм обветшал, его разобрали до основания и поставили новый, но уже не на прежнем месте. Надгробие оказалось под открытым небом, и над ним установили навес в виде шатра на четырех каменных колоннах. В 1930 году могилы Зарайских князей-мучеников сравняли с землёй. Далее шли годы забвения. И только в августе 1997 года на месте погребения княжеской семьи были установлены деревянные кресты. В настоящее время над местом захоронения героев стараниями добрых людей вновь установлены каменные кресты.
Особое поминовение князей-мучеников в городе Зарайске с панихидой и с литией у их праха перед тремя крестами совершается 10 и 11 августа, в день принесения Чудотворной иконы святителя Николая в Зарайск и встречи образа князем Фёдором. Считаю вполне возможным чтить память князей-мучеников и 19 декабря, на Николу-Зимнего, так как предположительно они погибли в районе этой даты. Князей-мучеников чтят не только в Зарайске. Имена их вошли в соборные памяти, установленные в 1960-1990 годах и вошли в список Всех святых (по ликам) в земле Российской просиявших (май 1987 года). Жаль, что святые благоверные князья Зарайские Фёдор, Евпраксия и Иоанн до настоящего времени не канонизированы, но это ни в коей мере не умаляет их подвига и светлой о них памяти!

К чему я всё это рассказал? А всё к тому, что для нас, озерчан, зарайские князья-мученики Фёдор, Евпраксия и их малолетний сын Иван являются земляками и мы вполне можем установит для себя обычай чтить их память, как образец мужества, служения Родине, любви и супружеской верности.

5.10.2016. Старая Рязань.

(Картины для иллюстрации — из интернета. Фотографии мои.)

 

Сергей Рогов

Метки: ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Коренной озерчанин, Почётный гражданин Озёрского района, краевед, турист, экскурсовод.

У этой статьи 19 комментариев

  1. Харитонов Юрий Ответить

    Поучительный рассказ. На Руси всегда хватало героев своего времени. А нам, их потомкам, необходимо помнить и чтить своих предков. Спасибо, Сергей Михайлович.

  2. Евгений Ответить

    Спасибо Сергей Михайлович за экскурс в историю. Хотелось бы и мне высказать некоторые соображения по сему вопросу.
    Начну с древних времен.
    К сожалению Русь не была едина в те времена. Было много междоусобных конфликтов. Удельные князья не только старались охранять свою землю, но и пытались отхватить от соседа кусок пожирнее. Эти конфликты ослабояли каждого кнчщя отдельно и в целом всю Русь. Это давало возможность внешним врагам делать набеги и грабить поочередно русские земли.
    Не все в нашей истории однозначно даже в ближайших веках, а уж о тех временах и подавно.
    Есть сомнения в существовании самого монголотатарского ига. Мне кажется этот образ собирательным. Кто были эти монголотатары? Точно, что набеги совершались не с монгольских земель, они жили тут же за Волгой. Такие же удельные князья.
    Под монголотатар грубо говоря косили и с ними водили дружбу многочисленные разбойничьи группировки. Тот же Кудеяр, он грабил смоленские, калужские, тульские, рязанские, воронежские, липецкие, курские, орловские земли. Возникало тьма разбойничих шаек «под Кудеяра». Получается он был везде. И он был силен настолько, что замахнулся на разорение и разграбление Москвы. Именно он привел к вратам столицы крымского хана Девлет гирея. Договорился с ним разграбить Москву.
    А договор Олега рязанского с Мамаем? Это вообще вопиющий факт.
    Когда Дмитрий Донской повел на куликово поле войско, князь Олег соблюдал нейтралитет настолько, что Донскому пришлось обходить рязанские земли, что бы не ввязаться в конфликт и не ослабить свое войско. И князь Олег спокойно наблюдал, когда на куликовом поле гибли русские, такие же как он.
    Много пятен в истории, много искаженных трактовок.
    Недавно прочел, что когла Чингиз хан умер, его привезли хоронить…на родину, и похоронили…в русской земле.
    Был однажды в Калмыкии, в Цаган амане, там стоит памятник воину калмыку на коне, уж не помню его имени, можно найти конечно, но не в этом дело. Я его сфотал, он совсем не похож на тех калмыков которые там живут, скорее на монгола. Получится размещу фото.
    Мысль моя о том, что не стоит нам, не имея по сути достоверной инфы о том КАК ОНО БЫЛО. Идеализировать прошлое, да и вообще идеализировать то о чем мы мало знаем.
    И о празднике Дне святого Валентина. Его считают Днем Влюбленных. Молодежи, влюбленным это нравится. Мы еще в восьмидисятых годах прошлого века тоже отмечали этот праздник, девушки дарили парням которых они любили » мартинички», такие две вишенки изготовленнве из красной и голубой пряжи.
    Всем это нравилось.
    Ну почему бы и не быть Празднику для влюбленных? И поверьте, мало кого интересует кто такой Валентин, будь он хоть Васисуалий.
    Да, и если покопаться в наших праздниках, то очень многие удивятся, к примеру, тому же 8 го марта.
    Высказал соображения.
    Сейчас найду фото, калмыка- монгола

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Так я нигде и не писал, что праздновать день памяти этого Валентина — плохо. Я просто скромно напомнил, что у нас и своих героев и просто хороших людей и традиций тоже много. А уж люди пусть сами выбирают, какие праздники им нравятся.
      Олега Ивановича Рязанского очень уважаю и никаким предателем не считаю. Олег защищал свой народ, свою землю. А иначе и быть не могло. Олег — князь и другой земли у него не будет (в другой земле — свой князь).
      Что такое великие княжества в те времена? По сути — самостоятельные государства со всеми признаками по Марксу (Власть, границы, армия, свои законы, свои деньги).
      И ещё не известно, кто для Олега опаснее. Мамай, пришедший грабить или Дмитрий, мечтающий прибрать рязанские земли.
      «Собиратель земли Русской». Да тогда ни о каком «собирании», объединении и речи не шло. Князья просто подминали под себя более слабых соседей. И этим занимались все князья.
      Олег не пропустил Дмитрия через свои земли? Не один князь не пропустил бы. Идёт развёрнутое войско, боевым порядком. А вдруг Дмитрий скажет: «А ну его, Мамая этого!» и повернёт на Рязань? Или с Мамаем сговорится (такое тоже бывало).
      Олег был очень рад столкновению Дмитрия с Мамаем. Два его опасных врага рубят друг друга.
      Просто, вся наша история писалась «под Москву». Все грабительские, захватнические войны Москвы с соседями оправдываются Великой идеей «Объединения».
      Сразу после разорения Рязанского княжества Тохтамышем в 1382 году на Рязанские земли обрушились свежие рати собирателя и защитника Русской земли Дмитрия. «Не по мнозих же днех князь Дмитрий Иванович посла рать свою на князя Олга Резанского, Олег же не во мнозе дружине едва утече, а землю до остатка пусту сотвориша, пуще ему бысть татарские рати». Вот так! «Пуще ему быть татарские рати». Т.е. Дмитрий опустошил Рязанские земли «до остатка пусту» и «пуще татарские рати».
      Тохтамыш и Дмитрий — ещё те были ребята! Не просто было княжить Олегу Ивановичу!

      • Евгений Ответить

        Ну я и не о предательстве Олега в принципе писал, да и не думал об этом. Хотя уверен, Олег тоже не сидел без дела, и грабил аналогично соседей.
        Уважать или не уважать кого то из далекого прошлого вопрос тоже не стоял. Это ваше право, и ваше желание, вот его я уважаю.
        Я писал о том, что сплошь были одни междоусобицы. И общий враг как то не вырисовывался. Иначе бы произошло обьединение.
        Что пишут историки или летописцы, то же нужно очень сильно просеивать, и отномится к этому глубоко диалектически, потому что история именно пишется и обычно всегда в угоду власти. Московские летописцы точно в угоду Донскому, а рязанские в угоду Олегу.
        В такой ситуации почитать бы летописцев Мамая, Девлета, наверное много удивительных фактов нашли.

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          История — это не то, как было на самом деле, а то, как ДОЛЖНО было быть. Вот лет через 200 найдут где-нибудь на чердаке подшивку местной газеты. Прочитают и будут думать, что Озёрам очень везло с мэрами. Все они денно и нощно пеклись о благополучии озерчан. (Может и канонизируют кого из мэров нынешних, икона будет).
          Согласен, что была сплошная междоусобица и наши князья громили, рубили и грабили соседей и друг дружку похлеще всяких «монгол-татар». Воевали все со всеми.

    • ходатай
      ходатай Ответить

      Вы знаете Евгений касаемо Св. Валентина отчасти вы правы, но у нас есть свой аналог этому празднику день Св. Петра и Февроньи и это именно наш праздник, ну так с точки зрения патриотизма, а не навязанный из вне.
      Да и еще на на так называемом западе, сейчас еще и иная любовь в моде. Поэтому, конечно если сей праздник нравится(я имею ввиду как праздник), то это личное дело каждого , а так полагаю, что все же негоже нам его праздновать. ИМХО конечно.

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Соглашусь с уважаемым Ходатаем. А почему бы нам не возродить прекрасный древний наш праздник любви и влюблённых Купалу? (Летнее солнцестояние, ночь с 21 на 22 июня). Костры, хороводы, песни, венки по воде, купания. Нормальный праздник.
        И память Петра и Февроньи — тоже нормально.
        Я не против «забугорных» праздников, но и свои традиции размывать не есть хорошо.

  3. Евгений Ответить

    А я и написал, что праздновал День Влюбленных, кстати даже еще раньше- в конце 70 ых. И в советские времена никто его не навязывал. Канешно и не рекламировал.
    Это сейчас, когда о нем много говорят, начинают искать кто этот Валентин, наш или не наш праздник, а давайте альтернативу сделаем чужеродному празднику.
    Я так думаю, что эти поползновения идут от советской привычки делить всех людей на своих или не своих, местных или приезжих( варягов), хороших и плохих, друзей и врагов, т.е.от попытки упростить и разграничить. Типа это белое, а это черное.
    А мир наш сложнее с массой белых и черных полутонов.
    А праздник св.Петра и Февроньи празднуется, буквальногола три назад был в Зарайске на праздновании. Все очень прилично, красиво и правильно. Вот только приживется он или нет это вопрос.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Вот. Уже наметилась какая-то общая линия. Я не против иностранных праздников. Мне не нравится, когда нам их активно навязывают, «впаривают», раскручивают. Понятно, что это — деньги.
      А я в противовес им Зарайских князей, Купалу. Чтоб людям было, из чего выбрать. А то, если говорить людям (особенно детям) только о Валентине, они и будут знать одного Валентина. Пусть всех знают и выбирают сами. Выберут Валентина — да на здоровье!

      • Евгений Ответить

        Это значит нужно воспитывать подрастающее поколение правильно!!!
        А воспитывая правильно в духе патриотизма, любви к родному краю, мы по сути творим историю. Историю родного края и страны.

  4. Евгений Ответить

    И ВООБЩЕ ВСЕХ С МАСЛЕНИЦЕЙ!!!
    Печем блины и блинчики,оладьи и оладушки.
    Сами кушаем и гостей потчиваем.
    С маслицем да с медком, с вареньицем да со сметанкой.

  5. Елена Хохлова
    Елена Хохлова Ответить

    Ну не могу не вставить своё слово в защиту Дня влюблённых. Ты знаешь, Сергей Михайлович, что я 14 февраля ценю и почитаю, мы говорили с тобой об этом! И почитаю я вовсе не Валентина, неважно, кто он, а просто День, когда можно лишний раз сказать своим дорогим людям слова любви, высказать симпатию друзьям. Мы так мало говорим друг другу хороших слов! А о Февронье лучше не надо. Её коварство, которым она женила Петра на себе, наверняка ей счастья не принесло, что бы ни говорили легенды. И 8 июля не о любви, а о семье. А я всё про любовь!Будьте все счастливы!С Днём влюблённых

  6. mir Ответить

    Никакого Федора, ни Евпраксии не было. Все это миф, выдуманный в 16 веке церковниками. Ни в одном синодике рязанских князей этих имен нет, лишь в поздних списках 17 в. Так что сказка красивая, но к настоящей истории никакого отношения не имеет.

    • Валерий Ответить

      А разве это красивая сказка? Мама в умопомешательстве бросилась вниз вместе со своим ребёнком. Это просто кошмар какой-то, а ей памятники ставят и к местночтимым святым причислили, хотя она самоубийца и нераскаянная убийца своего малолетнего сына. Что за мода пошла нынче. Взять ту же Февронию, которая окрутила князя Петра. Охотницу за богатыми мужьями сделали символом любви и верности. Да и история эта с кожной болезнью князя Петра – ведь получил он её убивая оборотня, который спал с женой его старшего брата князя Павла. Если мы верим в эту сказку с Петром и Февронией, давайте и в оборотней поверим.

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Учёные, изучая и анализируя все имеющиеся на сегодняшний день источники, рукописи склонны считать, что княгиня Евпраксия бросилась с высоты вместе с сыном в момент штурма войсками Батыя Рязани (или Зарайска). Когда уже было ясно, что враг ворвётся (или ворвался) в город. Тогда всё логично. Она не хотела позорного и унизительного плена.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *