Рождество Христово

Большой и светлый праздник, один из главных в церковном календаре! Со своими обычаями и традициями. Например, если кто-то замыслил погадать в ночь под Рождество, — оставьте эту затею. Эта традиция уходит своими корнями в язычество, а это чуждо христианству, — можно прогадать свою судьбу. Навести порядок в доме к празднику надо накануне, да и то – до захода солнца. Шить и вязать в Рождество тоже не рекомендуется, — можно потерять зрение. Ругаться, желать людям зла, ни в коем случае, — негатив может вернуться удвоившись. Оказывается и воду в этот день пить не стоит, иначе будет томить жажда все лето. Боже упаси, лишить жизни какого-нибудь зверька или птичку, — расстанешься с собственной жизнью в течение трех лет. Давать деньги в долг, и то нельзя, — может случиться несчастье! Вот такие страсти для начала!

Чтобы избежать всяческих соблазнов, решили мы сегодня посетить церковь во имя Рождества Христова, с целью приобщиться к Святому в полной мере! И вдруг, я как-то об этом раньше не задумывался, такой церкви на нашей теперешней каширской земле не нашлось. Заглянул в раздел «Город Кашира и Каширский уезд» монографии П.И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии», изданной в Туле в 1895 году. И там не густо, всего – одна: в селе Мокрый Корь, что в 30 верстах от Каширы.

Этот храм был нам знаком, мы побывали в нем летом 2017 года. Я тогда написал заметку, которую сейчас хочу повторить. Может быть, кто-то заинтересуется и захочет поехать посмотреть. Мы и сегодня получили удовольствие, поучаствовав в престольном празднике, который провел священник о. Серафим (Иголкин).

Храм семейного счастья

Это ж надо, какой день погода на дворе нелетная! Пожалуй, лучше сказать – не летняя. Холодно, ветрено, дождливо! Середина июня, а еще ни разу возле воды на солнышке не валялись! Но, «у природы нет плохой погоды», почему бы не прокатиться по родному Тульскому краю! Ведь, без малого, полтора столетия, с 1777 по 1923 год, Кашира была Уездным тульским городом. На перекрестке трех дорог в Иваньково берем курс налево, в сторону Башино. Дорога отличная – в прошлом году уложен новый асфальт. Конечно, цель поездки определена заранее, — село Мокрый Корь, бывшего Каширского уезда Тульской губернии (сейчас – Ясногорский район). Вот, вкратце, история этого села.

В 1668 году родственник царицы Евдокии Лукьяновны (Стрешневой), жены первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича Романова — Родион Матвеевич Стрешнев, близкий соратник царя Алексея Михайловича, приобрел ряд поселений, в том числе село Мокрый Корь в Каширском уезде. С 1676 года он — дядька, то есть воспитатель будущего царя Петра I. После смерти Родиона Матвеевича в 1687 году, селом Мокрый Корь и другими окрестными деревнями владел его сын Иван Родионович Стрешнев, — стольник царя Петра I. Уже тогда Мокрый Корь был достаточно крупным населенным пунктом и состоял из 75 дворов, где проживало 572 человека. Его удобное расположение на тракте Тула – Кашира, послужило проведению здесь знаменитых еженедельных Пятницких ярмарок, на которых было представлено все, чем богата земля русская и ее водные просторы. В 1722 году село унаследовала вдова Стрешнева, — Наталья Львовна с сыновьями Василием, Петром и Николаем. В 1739 году братья Стрешневы разделили имущество, оставшееся после смерти их матери и Мокрый Корь достается Николаю Ивановичу Стрешневу, который с 1737 года и до своей кончины в 1745 году был командиром Лейб-гвардии Семеновского полка.

Далее селом владел его сын, поручик Лейб-гвардии Преображенского полка Иван Николаевич Стрешнев вместе с матерью Натальей Алексеевной, урожденной княгиней Шаховской. Именно он построил в 1762 году в селе Мокрый Корь деревянный храм Рождества Христова, о котором еще будет речь впереди. Тогда же в усадьбе Стрешневых создается садово-парковый комплекс с четырьмя искусственными прудами. Один из них — Барский, дно и берега его были отделаны мореным дубом. Второй – Красный (красивый), был выстлан плитами из известняка, который добывался неподалеку. Третий – Синий. Был еще четвертый – Псарный, где купали охотничьих собак.

В 1777 году Мокрый Корь в составе Каширского уезда был отнесен к Тульскому наместничеству, которое в 1796 году было преобразовано в Тульскую губернию. Вотчина Стрешневых — село Мокрый Корь было украшением Тульской губернии. Михаил Никитич Кречетников, первый Тульский губернатор, объезжая губернию с проверкой, был восхищен природными красотами здешних мест. Особая похвала была высказана Стрешневым за приусадебный парк. Яблочно-вишневый сад, обрамляющий барский дом, спускался к каскаду прудов, где на берегах, среди ручьев, сбегающих с холмов, были устроены цветники и причудливые беседки.

В июне 1787 года, возвращаясь в Санкт-Петербург из Крыма, в селе Мокрый Корь останавливалась Императрица Екатерина Великая. Она путешествовала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, кроме этого в свите было еще 14 карет меньших размеров, 120 кибиток и 40 запасных экипажей. При движении вереница повозок растягивалась на версту. Во время проезда Императрицы через село, было велено (князем Г.А.Потемкиным) поставить по обе стороны тракта не только местных жителей, но и крестьян окрестных приходских деревень «в пристойной крестьянской чистой одежде». А в места, где были пастбища, видные с тракта, согнать скот «дабы в проезде от поселений во всех частях лучший вид был представлен». Также было указано: «улицы в селении наметать травою с полевыми цветами, не густо присыпанными, но ельнику нигде не употреблять». При подъезде Императрицы к храму Рождества Христову, «священники в лучшем облачении с крестом выходили на улицу». В усадебном парке для Императрицы и ее окружения были «оборудованы обеденные столы». Сам обед, последующий отдых и осмотр усадьбы с прудами, заняли порядка трех часов. В память об этом посещении и за оказанный прием, Ивану Николаевичу Стрешневу был подарен императорский обеденный сервиз.

12 ноября 1802 года И.Н.Стрешнев, последний из древнего рода Стрешневых, — умирает. У села Мокрый Корь, новая хозяйка — Елизавета Петровна Глебова, урожденная Стрешнева, вдова генерал-аншефа Федора Ивановича Глебова (ум. 29.11.1799 года). 19 апреля 1803 года она выхлопотала у Императора Александра I для себя и сыновей разрешение именоваться Глебовыми — Стрешневыми. Но и их род пресекся в 1864 году.

В 1864 году главной наследницей огромного состояния Глебовых – Стрешневых, в том числе и села Мокрый Корь, стала 23-х летняя Евгения Федоровна Шаховская (в дев. Бреверн). Мать — Наталья Петровна Глебова-Стрешнева. Муж — князь Шаховской Михаил Валентинович (ум. в 1892 г.). В 1864 году Высочайшим указом им был передан герб и присвоена фамилия Шаховские-Глебовы-Стрешневы. Они были очень известны своей благотворительностью: открыли и содержали Земскую школу, опекали сиротские приюты, содержали лазареты для престарелых воинов, покровительствовали искусству. Своих детей у них не было.

В конце ноября 1918 года все имущество княгини Евгении Федоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой было национализировано большевиками. 29 октября 1919 года ее арестовали (в 78 лет!). Два с половиной года провела она в заключении. В 1922-м – освободили, и ей удалось выехать за границу. 14 ноября 1924 года парижская «Русская газета» известила родственников об отпевании Евгении Федоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой.

В начале прошлого века в селе Мокрый Корь, взамен деревянного, начали строить каменный храм Рождества Христова. 11 мая 1914 года освятили его трапезную часть. Завершить работы помешала Мировая война, затем революция. Храм закрыли, приспособив его под зерновой склад. Каменную колокольню, построенную в 1860 году подполковником Федором Петровичем Глебовым-Стрешневым — разрушили. Иконы, — какие сожгли, какие разобрали по домам. Одна из них – чудотворная Мокринская икона Пресвятой Богородицы оказалась в доме местной жительницы Валентины Александровны Зверевой. Сегодня от былого великолепия в селе не осталось и следа.

Летом 1997 года сюда из Москвы, на родину своих предков по материнской линии, приехал Игорь Васильевич Панков. Его мама тогда сильно болела. Врачи предполагали ей максимум три недели жизни. Игорь встретился с Валентиной Александровной. Посидели, вспомнили общих знакомых. Рассказал о беде.

Когда уходил, старушка окликнула: «Вернись, есть икона. Посмотри в сенях за шкафом. Хорошо, что Богородица подсказала, а то и не вспомнила бы. Возьми ее». Когда стали снимать ее со стены, икона раскололась на три части. Дома Игорь аккуратно соединил их и, пока икона была у него, он приметил, что стали происходить события, благотворно влияющие на его жизнь. Его мама прожила еще десять лет. Как-то, сама собой, пришла ему мысль о восстановлении храма в родном селе. Сельчане поддержали.

Работы начались летом 2013-го и продолжаются до сих пор. Вносятся пожертвования, некоторые участвуют личным трудом. Та часть, где когда-то находился склад, в основном восстановлена. Удивительно, но полы храма, выполненные метлахской плиткой, сохранились. Совсем недавно в алтаре были установлены резные Царские врата. Вновь на почетном месте в красивом резном окладе обретенная чудотворная Мокринская икона Пресвятой Богородицы, отреставрированная в мастерских Третьяковской галереи. Резьба по дереву — отличная работа мастеров из Домодедово: резчика Михаила Николаевича Федотова и мастера — реставратора Василия Александровича Фокина. Благоустраивается и территория возле храма.

А еще в храме стала возрождаться традиция венчания. Когда-то сюда специально приезжали — верили, что если повенчаться здесь, то брак будет долгим и нерушимым. В притворе на стене — фотографии известных людей, посетивших храм: Николай Караченцов с Людмилой Поргиной, Наталья Варлей, Зинаида Кириенко, Юрий Назаров, Бедрос Киркоров… .

О происхождении названия села, — версий много. Об одной из них сообщает П.И.Малицкий:

— … предание гласит, что с. Мокрый Корь называлось в старину селом Вязовым от прилегавшей к нему с юго-восточной стороны Вязовой рощи, сведенной более полутора ста лет тому назад, но долго сохранявшей следы свои в виде огромнейших в диаметре пней или корней, один из которых сохранился и доселе. От этого-то исполинского корня, поражающего своей величиною или, точнее, объемом и село получило название Корь (сокращ. из корень). А так как между остатками векового леса и доселе существуют не осушаемые болота, то к названию Корь придано еще название Мокрый, и село стало известно под именем Мокрый Корь.

Александр Горелов                                                                                         7 января 2019 г.

0

Метки: , ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Александр Горелов

Известный Каширский краевед, историк, спортсмен, рыбак, турист. Автор многих книг, буклетов и несметного числа публикаций о родном крае. Часто выступает с докладами, лекциями. Инициатор сохранения многих памятников старины в Кашире.

У этой статьи 10 комментариев

  1. Александр Горелов
    Александр Горелов Ответить

    Да, Сергей Михайлович, храм этот исключительно красив! Красный обожженый кирпич и отделка из белого мягкого камня. Поражают высокие колонны также выполненные из кирпича! Представляю, как радовались жители села (и гордились), когда рос ввысь этот храм. Золотые руки были у тех кирпичных дел мастеров!

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Да, Александр Николаевич. Храм даже на фотографиях очень красив. Хотя, разумеется, фотография не даёт ощущения присутствия, ощущения полёта. Конечно, в ТАКОМ храме и мысли, и мечты высокие.
      Видимо, архитектура каким-то непостижимым образом влияет на наши мысли, настроение. И древние мастера этот секрет знали.
      И ещё. Древние мудрецы считали, что талант, настроение, вдохновение, любовь, вложенные Мастером в какой-либо предмет (картину, скульптуру, храм, дом , аллею и т.д.) никуда не пропадают, а как бы передаются, транслируются людям.
      Возьми картину «Рожь» Шишкина и «Чёрный квадрат» Малевича. Чувствуешь разницу?

  2. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    ​А нынешние нарисуют какую-нибудь мазню, или построят уродливую ерунду и с важным видом объясняют нам с тобой, что мы мол ничего не понимаем в высоком Искусстве!
    А в искусстве, в красоте ничего и не надо ПОНИМАТЬ. Красивое, талантливое — его сразу видишь, ощущаешь душой. Тут ни знаний, ни образования какого-то особенного не надо. Просто смотришь, и душа радуется, отзывается, ликует!

  3. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    ​Магия искусства, красоты — тема для меня очень интересная. Я давно её разрабатываю. Взять к примеру древние наши глиняные горшки. Вот фрагмент такого горшка, найденный на Люблине. Ведь все эти линии — они не функциональны, ни на что не влияют. Но ведь известно, что древние люди ничего не делали просто так, всё имело смысл, приносило пользу. А эти линии? Считалось, что во все эти рисунки на горшках, расшитые рубахи, наличники на окнах Мастер вкладывал Душу и Силу. И эта вложенная им Сила оберегала предмет и его хозяина от всего злого.

  4. Харитонов Юрий Ответить

    Спасибо, Александр Николаевич!Всегда интересно познавать историю родного края. А то, что ломали, жгли, взрывали церкви и храмы расплачиваемся мы, ныне живущие.Большой грех сотворили большевики и, видимо, аукаться нам ещё будет это долго…

  5. Речной Ответить

    Интересный рассказ. Не знал, что неподалёку от Каширы есть такой красивый и большой храм. И название села очень красивое, необычное.

  6. Речной Ответить

    Очень ещё интересный храм в Алёшкове. У него тоже колонны есть. Сейчас он отреставрирован. Вот таким он был в 1987 году. Фото Андрея Агафонова.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Отличная фотография! Благодарю! Помню эту арку перед входом в церковь, даже проходил под ней. Там справа ещё стены от домика церковного смотрителя (сторожа?) стояли. Сейчас там нет уже ничего этого.

  7. Ходатай
    Ходатай Ответить

    Хороший рассказ. Спасибо! И Вам «Речной» тоже спасибо за фотографию храма в с. Алешково.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *