Старая Кашира

В продолжение темы исчезнувших городов.

Старая Кашира – городище квадратной формы, расположенное вблизи р. Ока, на другом берегу от современной Каширы, на берегу реки Каширки. Примыкает к деревне Городище, на другой стороне – село Старая Кашира.

Село Старая Кашира расположено на месте бывшего посадского города-крепости Кошира, впервые упоминавшегося в 1356-м году.
По версии академика С.Б. Веселовского городище Кошира, возможно было основано ордынцами на дороге из Орды на Север.

Кашира впервые упоминается в 1356 в духовной грамоте сына Ивана Калиты московского князя Ивана II Красного как село, завещанное им своему сыну Дмитрию (В последствии Донскому).  А в 1355 епископ Коломенский Афанасий титуловался также «Каширским». Возможно городом  Кошира (Кашира) уже  стала при Дмитрии Донском.  Но доподлинно известно  в 1480 Кашира уже была городом, который Иван III приказал сжечь, не надеясь защитить его от ожидавшегося набега татарского хана Ахмата.  В 1483 по договору между рязанским и московским князьями Кашира окончательно переходит под власть Москвы. После «Стояния на Угре» Кашира давалась на «окормление» татарским князьям Магамет-Амину (1496-1502), Абдул-Лятифу  (1512-1516) и Али-Шаху  (известному по русским летописям как Шигалей) (1532-1533).

В 1531 году по приказу Василия  Третьего  строятся  стены по типу «ломбардийских» крепостей. Размерами и планировкой стены повторяют Зарайскую крепость, но не кирпичные, а древо-земляные.

Вид сверху

Вот так описывает средневековую Каширу писцовая книга за 1578 год; «…место городовое… в длину 80 сажен, а поперёк 60 сажен, а у города были двое ворота: большие да меньшие, водяные, на реку на Коширу. На городе было 8 башен да 180 городен, да у городовой стены колодезь, от него был выведен тайник к реке к Кошире…, а в нём была соборная церковь Успения Пречистой, древяна»… Из восьми крепостных башен две были проездные. В городе было пять слобод (Плотничья, Белая, где находились осадные дворы местного дворянства, Черная, где жили ремесленники, не находившиеся на государственной службе и поэтому не освобожденные от несения посадского налога – «тягла», Ямская, Рыболовная) и 14 деревянных храмов.

В XVI в. город около двадцати раз опустошался набегами татар. После последнего набега хана Давлет-Гирея в 1571-м году Кошира была разграблена и сожжена…

Но восстанавливать Коширу (Каширу) не стали и в начале XVII-го века перенесли Каширу на правый берег Оки: «Для перенесения на новое место Каширы за реку была поменяна земля с Ильиными. Ильины стали владеть старой Каширой, а один стал воеводой в Новой Кашире».
В 1620-м году Якову Ильину была дана Государева ввозная, которую он предъявил писцам в1627-м году, и в которой Государевым указом определялось, что поместье, что за речкой, за старой Каширкой, именуемая Рождественская слободка, принадлежит ему Якову Ильину.

А так как городище Старая Кашира располагалось на противоположном берегу от слободки, то и Рождественская слободка в дальнейшем стала именоваться – Заречной. Только лишь к концу XIX-го века Заречная слободка стала именоваться – Старая Кашира, а место где расположены заросшие остатки городища Кошира, стало называться просто – Городище.

    

В 1816-м году владельцами села дворянами Ильиными, был построен храмиконы Божьей Матери «Знамение», по инициативе и активном участии в строительстве Елизаветы Фёдоровны Ильиной.

Церковь возведена на краю огромной природной чаши. С юго-восточной стороны храма открывается, потрясающий своим величием, простором и красотой, раскинувшийся на десятки километров, приокский пейзаж. Церковь построена из красного кирпича, изукрашена резными деталями из белого камня. Сооружён храм в лучших традициях русского классицизма. Боковые притворы были украшены портиками тосканского ордена (ныне разрушены). Храм увенчан восьмигранной в плане ротондой, раскрепованной по сторонам света.
Трехъярусная колокольня соединена с четвериком посредством трапезной. С южной стороны ( со стороны Оки) к храмовым портикам, украшенным (в прошлом) колонами, от церковных врат поднималась широкая белокаменная лестница… Но в 1938 году храм был закрыт, но он сохранился и сейчас идет реконструкция возвращая его к былому величаю на радость прихожанам, да и просто путникам.

.

Из интернета, также частично использованы фрагменты исторического этюда Старая-Кашира.

Автор Е. Родионов

Метки:

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Ходатай

Историк-любитель или любитель историй.

У этой статьи 16 комментариев

    • Евгений Ответить

      А ваше личное отношение какое к этому?
      Я понял одно, что за два миллиона из архелогического памятника хотят сделать какой то новодел.
      Я что то плохо отношусь к реконструкциям. Мне кажется реконструируя, делая более красивым и привлекательным для глаз туристов обывателей, мы утрачиваем какую то суть.
      Если воссаздать облик древнего города, то лучще это сделать рядом на пустыре, а само городище не трогать.

      • Свой
        Свой Ответить

        Под реконструкцией я имел в виду визуальную реконструкцию — картинку то есть, чтобы приблизительно понимать, как выглядела крепость, допустим. Только для качественной реконструкции должны быть археологические и исторические основания.

        А насчет новости я не в курсе, нужно спрашивать у Сергея Рогова и Александра Горелова. Тем более что 19 января в д. Городище вроде как прошла очередная встреча археологической конференции Южного Поочья «Оки связующая нить???

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Вот городище Старая Кашира (Кошира) с высоты. Фото Глеба Шахновича, взято из его группы «Глазами птиц» https://ok.ru/glazamiptits
        Если честно, то мне эта идея превращения крепости в парк или какой-то музей под открытым небом, тем более с такой скоростью, не очень нравится. Масштабная стройка, большое финансирование. Тут попахивает (ну, вы поняли, чем).
        Самое главное, что там НИКОГДА не проводилось грамотных археологических раскопок. Археологи там лопату в землю не втыкали. И вдруг сразу парк, город-сад.
        Ростиславль Коваль копает двадцать (!) лет! И признаётся, что «зачистил» всего примерно 20% территории городища. http://www.option.ru/company/society/rostislavl
        А тут хотят прям строить, украшать и т.д. А археологические раскопки?
        ОХРАННЫЕ раскопки? Мы прекрасно знаем, как и какими темпами они проводятся. (Чего там кисточками да скальпелями копать, всё равно под бульдозер пойдёт, под экскаватор).
        А ведь древняя крепость может таить в себе много открытий. Есть серьёзные аргументы, что люди жили на этом месте гораздо раньше, чем поставили крепость. Такое практически везде наблюдается на древних городищах. Люди жили «по людям» (Взять хоть тот же Ростиславль. Каменный век, РЖВ, вятичи и так далее).
        Конечно, местные власти рады. Такое серьёзное финансовое вливание, почёт, телевидение, пресса и т.д.)

  1. ходатай
    ходатай Ответить

    Интересная информация. На этом месте при желании и финансовой поддержке государства можно действительно создать музей под открытым небом.

  2. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Тут вот ещё в чём загвоздка (Слышал на одной из конференций в кулуарах).
    1531 год. Он уже хорошо известен, хорошо описан (это время). На городище НЕТ СЕНСАЦИИ, нет «шлема Александра Македонского». А на рутину, на «бытовуху» денег сейчас никто на экспедицию не даст. И всегда по Кашире этим руководствовались: «1531 год? А чего там копать? Там всё ясно!»

    • Ходатай
      Ходатай Ответить

      В том то и дело Сергей Михайлович. Это действительно обычный средневековый город. Более раннее поселение Дьяковской культуры было в другом месте,на другом берегу Оки в одном из районов современной Каширы. Поэтому, археологи справедливо замечают, что сенсации при раскопках вряд ли будут, но ничего исключать нельзя. Охранные раскопки конечно же необходимо провести, а по их результатам уже приступать к работе,но с минимальным повреждением культурного слоя. Вообще,если сделают музей под открытым небом, а не просто освоят финансовые средства, я за!
      Ну или из области фантастики. Нет денег на раскопки, найдите десяток поисковиков и пусть работают, даже под присмотром кого нибудь из уполномоченных лиц, с обязательством сдать на описание все находки,но с последующим возвратом если данная находка не предоставляет ценности для РАН. И на мой взгляд, весь вопрос по раскопкам будет закрыт в ближайшие пару-тройку недель.)))

  3. И. Артемьев Ответить

    Добрый день!Размеры крепости впечатляют. А информации о ней не так уж и много.Ехал мимо, со стороны Ступина особо величавый вид открывается, и заинтересовался.
    Большое спасибо за статью.

  4. Владимир Ответить

    Странно, как на таком клочке земли уместилось 8 башень, 5 слобод и 14 храмов…. Что то вне то в описании……

  5. русин! Ответить

    Место силы и опоры предков. Стоит ли что-то тут реконструировать, вопрос открытый.

    А я задаюсь другим вопросом-почему земляной вал выстроен по разной высоте? С запада овраг и речушка,поэтому решили насыпать вал меньшей высоты?

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Крепость строили на природном холме, срезая с него макушку и отсыпая землю по периметру. Сам холм был неодинаков по высоте и «проседал» склоном к речке.
      И да, не было необходимости со стороны Каширки отсыпать высокий вал. Речка сама являлась очень хорошей преградой для штурмующих. Речка родниковая, не замерзала долго, преграда серьёзная.

  6. Котов Роман Ответить

    Всегда смущало несоответствие площади крепости и количество описанных в источниках слобода и церквей. Как они все там помещались? Сравнивая с площадью слобода Каширы правобережной, как то совсем в голову не укладывается. Хотя, если разобраться, крепость это и есть Белая слобода, и только она. Все прочие свободы были за тыном И сохранились в виде сел Городище и Старая Кашира. Что, в частности, поддерживается наличием описанной в другой статье г-на Рогова дороги Кашира-Коломна (через Зыбино).

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Я тоже недоумеваю, как ТАКОЕ количество церквей могло уместиться на сравнительно небольшой территории? Ведь там ещё обязательно должны были быть помещения для воинского гарнизона крепости, складские помещения для стратегического запаса продуктов и т.д.
      Но оспаривать не буду, т.к. не специалист в этом деле.

  7. Андрей Ответить

    Добрый день! Очень интересная статья. У меня бабушка по линии матери родилась в 1896г в селе Старая Кашира, в семье сохранились устные предания о жизни в то время. Тема любопытная.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Андрей, приветствую! Тема очень любопытная. Было бы очень хорошо, если бы Вы эти устные предания записали, хотя бы фрагментами. Мы бы с удовольствием разместили их на этом сайте.
      Если в этом Вам нужна какая-то помощь, напишите здесь в комментариях, я найду способ с Вами связаться.
      С уважением!

      • Андрей Ответить

        Сергей, добрый день! Я недавно был в Старой Кашире и Белопесоцком. Будет интересно пообщаться. Анна, моя бабушка родилась в Старой Кашире в1896г., крестилась в церкви села (видимо Знаменской), венчалась в 1918г в церкви села Середня. Девичья фамилия Патокина, в замужестве Уткина, потом переехали жить в Белопесоцкое «первый дом от монастыря». Он и сейчас сохранился. Сейчас все поменялось, за сто лет другие люди, прежние имена забылись. Более 100 лет прошло.Очень большой строк. Все стерлось. О жизни в Старой Кашире мама рассказывала со слов своей мамы о какой-то Аннушке, которая жила в селе, занималась знахарством. Про нее рассказывали различные истории. Из жизни в Белопесоцком мама рассказывала как немцы бомбили швейную фабрику на другом берегу Оки. Я собрал небольшой архивный материал, хочу его как-то систематизировать

Добавить комментарий для ходатай Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *