Старость меня дома не застанет. Экскурсия в Серпухов

И снова группа каширских пенсионеров отправилась в путешествие. На этот раз по родному подмосковному краю – в старинный город Серпухов. Когда-то, добраться туда было проще простого. Два часа ходу со всеми остановками на «Заре» от каширской пристани. Не только удобно, но и масса впечатлений от Окских речных просторов.

Сейчас по-другому, но тоже неплохо: комфортабельный автобус, ровная дорога и красивые пейзажи за окном. Не прошло и часа, как мы въехали в Серпухов. Подсел гид, и началась обзорная экскурсия по исторической части города.

Расположенные на окских рубежах и служившие крепостями в период длительной борьбы с монгольскими и литовско-польскими завоевателями, Серпухов (1339) и Кашира (1356) были надёжными форпостами Московского княжества. У Карамзина читаем про наказы Государя по случаю вестей о неприятельских нашествиях: «… велел Федору Кирилловичу Плещееву ехать из Серпухова на Каширу, взяв с собой дворян и жильцов. А по пути на Каширу расставить их по три-четыре на перелазах через Оку и сторожить днями и ночами непрестанно. Чтобы чужие военные люди к Оке безвестно не прошли и не перелезли, уезды не повоевали и к городам не пришли. Также сделать и от Коломны до Каширы». («История государства Российского». Гл.Х).

Сегодня Серпухов — город с населением 126 тысяч человек (в Кашире – 49 тысяч). Серпуховичам, в целом, удалось сохранить историческую часть города, хотя за годы советской власти многое потеряно безвозвратно. Наши города во многом схожи, та же холмистая местность, двухэтажные застройки, зелень и множество церковных храмов.

Первая остановка у ворот Высоцкого мужского монастыря, основанного в 1374 году самим Сергием Радонежским на высоком холме левого берега притока Оки – Нары. Холм так и назывался – Высокий. Первым игуменом монастыря был инок Троице-Сергиевой Лавры — Афанасий (Старший). В начале ХХ века Высоцкий монастырь один из самых благоустроенных монастырей нашего Отечества. 8 ноября 1918 года в древнюю русскую обитель вошла 4-я рота Латышского стрелкового полка. В первую же ночь запылал костер из бесценных храмовых икон. Чуть позже здесь был организован губернский концентрационный лагерь. В 1931 году Высоцкий монастырь полностью прекратил свою деятельность. Его возрождение началось в 1991 году.

Среди множества святынь, особо почитаемыми являются чудотворный образ святого Георгия Победоносца, который всегда брало в поход Серпуховское ополчение и икона «Неупиваемая чаша», молитвами перед которой люди исцеляются от пьянства.

Интересуясь историей каширских церквей, я нашел «зацепочку» с Серпуховом. 7-8 июля 1894 года в Кашире состоялось знаменательное событие, — торжественное освящение Преображенского собора. Так вот, — освящение его левого Придела в честь святителя Тихона Задонского, по просьбе Владыки Тульской и Белевской епархии Иринея, — проводил приглашенный архимандрит Серпуховского Высоцкого монастыря Иннокентий. А построен был этот Преображенский собор по проекту Владислава Осиповича Грудзина (1824-1901), который с 1875 по 1894 год занимал должность городского архитектора Серпухова.

Садимся в автобус, короткий переезд и мы у холма над слиянием рек Серпейки и Нары. Соборная гора, — святое место. Здесь когда-то размещался белокаменный Серпуховской Кремль. В 1934 году его разобрали для строительства московского метрополитена. Древние камни перемололи на щебенку. Чудом сохранился Троицкий собор, возвращенный в 2011 году церкви.

 «Есть еще порох в пороховницах», коли вся группа успешно «взяла вершину» Соборной горы и, в течение получаса, слушая гида, любовалась панорамой старого Серпухова.

Кстати, поднимались мы на Соборную гору мимо Мемориала воинской и боевой славы. На кургане установлен православный крест, а по периметру выложены гранитные плиты, с высеченными на них фамилиями воинов, отдавших жизнь за Родину. Тут же – памятник Воину-освободителю. Точно такой же, как и в Трептов-парке в Берлине, но меньше размером. Это не копия. Скульптор Евгений Вучетич сделал его еще до основного монумента.

В двадцатых числах ноября 1941 года, отсюда, из-под Серпухова, был переброшен в Каширу 1-й кавалерийский корпус генерал-майора П.А.Белова, который в ночь на 28 ноября начал стремительное наступление и отбросил немцев к югу от Каширы на полсотни верст.

Мы в Серпуховском историко-краеведческом музее. Он разместился в старинном особняке текстильных фабрикантов и благотворителей Мараевых. Архитектура, внутреннее убранство залов, старинная мебель, посуда, иконы, старопечатные книги и шитье — все впечатляет. Богатейшая коллекция картин русских передвижников и зарубежных художников эпохи Средневековья. Шишкин, братья Маковские, Левитан, Поленов, Саврасов, Васнецов, всех не перечислить.

Возле «Крестьянской девушки» я задержался. Это работа Абрама Ефимовича Архипова, известного русского художника (1862-1930), академика живописи. Попав в начале ХХ века «на этюды» в наши края, он всем сердцем полюбил Каширу и ежегодно снимал летнюю дачу на крутой горе с видом на Оку у каширского купца Гусева. Так что вполне можно допустить, что эта молодая крестьянка — из каширских девиц.

Коли пошел разговор о купцах, вот еще пара «зацепочек» Каширы с Серпуховом. Многим известна красивая легенда о том, как появились на колокольне Введенской церкви часы-куранты, изготовленные в Санкт-Петербурге в середине XIX века. Эти часы, которые и сейчас отмеряют время, — своеобразный выкуп, сделанный серпуховским купцом-рыботорговцем Александром Федоровичем Перцевым, за невесту – красавицу Глафиру, дочь каширского купца 3-ей гильдии Ивана Никаноровича Попова, владевшего суконной фабрикой. На средства другого серпуховского купца Василия Ивановича Каштанова в 1895 году был выстроен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи в монастырском Скиту близ Соколовой Пустыни. После его смерти, дочь – Лидия Васильевна Сомова, положила на обеспечение храма непрерывно доходный билет в 6000 рублей. К сожалению, церковь не сохранилась, — сожгли.

Последним пунктом нашего путешествия стал древний Введенский Владычный женский монастырь. Благоденствие его длилось до 1917 года. Здесь поместили школу «красных военлетов», где в числе прочих учился летать легендарный Валерий Чкалов. В 1978 году училище закрыли, и бывший монастырь стал стремительно превращаться в руины. Запасливые серпуховичи растащили все, что можно было приспособить для личного хозяйства, вплоть до кирпичей святых стен. В 1995 году Владычный монастырь вернулся к церковной деятельности.

Как проходило его восстановление, очень интересно описано в книге монахини Ирины (Шевченко) — «… все будет, как надо» (Изд. 2006 г.).

А павлины в монастырском питомнике (павлин – символ Серпухова), как не просили их каширские путешественники «распушить хвостик», по каким-то своим причинам, так этого и не сделали …

Метки:

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Александр Горелов

Известный Каширский краевед, историк, спортсмен, рыбак, турист. Автор многих книг, буклетов и несметного числа публикаций о родном крае. Часто выступает с докладами, лекциями. Инициатор сохранения многих памятников старины в Кашире.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *