Хозяйка (по мотивам легенд о Ростиславле)

(По мотивам местных легенд о Ростиславле)

В наших краях бытует предание, что история эта случилась в стародавние времена. Ростиславль тогда еще был сильным, богатым, многолюдным городом – грозным стражем всей округи. На территории города бил сильный родник с прозрачной, студёной водой, от которого оврагом сбегала вниз шустрая речка. Родник и речка обеспечивали чистой водой всех жителей города.

В окрестностях Ростиславля, около Свиридонова, в месте, надежно укрытом от посторонних глаз густым лесом, возвышались несколько курганов, расположенных метрах в 50 друг от друга.

Люди издавна старались обходить это место стороной – поговаривали, что там «нечисто».

Рассказывали шепотом, что по ночам там прямо из-под земли появляются рослые, сильные воины, за землистый цвет лиц прозванные в народе «тёмными» или «чёрными». Ещё болтали, что в полнолуние над курганами можно увидеть прозрачное, светящееся в ночи облако белого тумана, контурами напоминающее женскую фигуру – Хозяйку скрытых от людей заговорами, тайных подземелий Ростиславля. Молва упорно утверждала, что под Ростиславлем и его окрестностями находится другой, подземный город. В нём-то и живут таинственные «тёмные», а также хранятся несметные сокровища. А еще, скрытое за семью печатями, там находится страшное, всесокрушающее оружие древних космических цивилизаций, о котором известно лишь то, что оно называется «Молнией Перуна».

С наступлением ночи «тёмные» выпускают из своих подземелий Стражу – воинов для охраны курганов, кладов, могил предков и тайных входов в пещеры. Встреча со Стражей не сулила «верхним» людям ничего хорошего. Кладоискателей, лозоходцев, искателей легкой наживы Стража попросту убивала, а молодых девушек и женщин уводила в подземный город. Все жители «нижнего города», включая Стражу, подчинялись Хозяйке – женщине, явившейся в наш мир с далёких звёзд, умевшей менять свой облик и жить среди людей или вообще быть невидимой.

Хозяйка относилась к «верхним» людям вполне лояльно, и даже помогала, коли в этом случалась необходимость. Так, в минуту смертельной опасности, когда передовые отряды Батыя, угрожая городу, подошли к Ростиславлю совсем близко, внезапно (среди зимы!) разразилась страшная гроза. Молнии вспарывали ночное небо, гремел гром, ревел ветер, ломая деревья и снося вражеские шатры. Ржали и метались обезумевшие кони, падали замертво пораженные молнией люди… Завоеватели в ужасе бежали от стен Ростиславля.

Как бы там ни было, но следов разорения и сожжения Ростиславля ратями Батыя при раскопках не обнаружено.

Значит, что-то остановило у стен города железные Батыевы тумены, что-то испугало хищных, кровожадных ханов? Причина, по которой завоеватели не решились штурмовать город, должна была быть весьма серьезной!

Еще говорили, что именно Хозяйка одолжила Евпатию Коловрату дружину своих непобедимых воинов. «Тёмные» наводили ужас на захватчиков, круша самые элитные их дружины и сами оставаясь при этом невредимыми. Они не боялись ничего, кроме солнечных лучей, поэтому нападали на врага ночью или днём в сильную метель.

Из снежного вихря появлялись они внезапно перед врагом и начинали крушить всё без разбору на своём пути. А потом так же внезапно и бесшумно в этом вихре исчезали, растворялись. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские, и сек ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали» (Повесть о Евпатии Коловрате»). Ходят слухи, что Евпатия после его героической гибели в бою похоронили где-то здесь, в окрестностях Ростиславля.

С той поры прошло много лет. Однажды жители Ростиславля при проведении каких-то земляных работ обнаружили небольшую пещеру, в глубине которой гордо стоял дубовый идол грозного бога войны – Перуна. Недолго думая, идола извлекли на поверхность и сожгли, а пещеру надежно засыпали землей, поставив на том месте огромный каменный крест. А спустя какое-то время и вовсе об этом случае забыли.

Остатки древо-земляной стены детинца Ростиславля (ошибочно называют валом). Стена насквозь прорезана археологами.

И вот однажды, во время полуночного крещенского водосвятия из толпы горожан вышла молодая, стройная женщина. Подойдя к пылавшему неподалеку костру, незнакомка выхватила из него горящий уголек и, бросив его в родник, произнесла: «Это вам плата за Перуна!» Уголек зашипел и погас, коснувшись воды, а люди бросились к женщине и попытались было задержать странную незнакомку. Но случилось невероятное: ослепив толпу ярким светом, им под ноги ударила молния. Когда глаза изумленных горожан вновь привыкли к темноте, таинственной женщины уже не было.

С тех пор сильный родник, питавший город, стал слабеть, затихать и через пару лет иссяк. За водой теперь приходилось спускаться вниз, к реке или к небольшому родничку у берега Оки. Нелегко стало доставлять воду вверх, в город. Люди постепенно стали покидать Ростиславль в поисках более приспособленного для жизни места, переселяясь целыми семьями в окрестные села. Город постепенно обезлюдел и пришел в запустение.

Косвенным доказательством того, что эта легенда – не досужая выдумка, может служить тот факт, что в грозу молнии частенько ударяют в Ростиславльский утес, или, как его еще у нас называют, в Лысый бугор. Об этом прекрасно известно здешним рыбакам и туристам, которые, едва почуяв грозу, стараются уйти подальше от Ростиславльской кручи. «Чёрных археологов», «лозоходцев», «спелеологов» и прочих рисковых парней хочу предупредить: «Ребята, хватит уже искушать судьбу! Не гневите Хозяйку!»

Но Хозяйка не так сурова к людям, не причиняющим Ростиславлю вреда, не оставляющим после себя поломанных деревьев, бутылок и мусора. Она может даже над ними и пошутить. Однажды летней ночью компания добрых друзей весело отдыхала на площадке у обрыва, неподалёку от бывшей церкви. Горел костёр, звучали музыка, песни, смех. Обычный отдых хорошей компанией с хорошей выпивкой и закуской. В разгар веселья несколько женщин отошли от костра в темноту по нужде. И вдруг все разом увидели саму Хозяйку, стоящую в белом одеянии в 30 метрах от них и спокойно на них взирающую. Все дружно с визгом рванули к костру, на бегу натягивая трусики.

В пользу того, что все эти многочисленные легенды про подземный город и пещеры имеют под собой вполне реальную основу говорит то, что живший в Озёрах ныне покойный профессор геологии Г.Н. Джабаров объяснил мне, что в наших рыхлых известняках вполне возможно наличие больших природных, карстовых (карст – растворение поверхностными и подземными водами мягких пород: гипса, известняка и т.д. с образованием сообщающих пустот, пещер, воронок) пещер, которые могут тянуться на весьма значительные расстояния.

Послесловие

«Только бы русские не пронюхали раньше времени, что за сокровища спрятаны у них под ногами. Ведь удалось же зимой 1941 года, когда вот-вот должна была пасть Москва, забросить элитную эсэсовскую часть под Рязань, где в подземельях древнего городища, по документам, хранящимся в Аненэрбе, упрятаны были бесценные реликвии русских князей, в значительной своей части связанных с Гипербореей. Русские князья поспешно схоронили их в чрезвычайных обстоятельствах монгольского нашествия, где они пролежали до нынешних времён. Предполагаемая ценность упрятанного под землей была такова, что Розенберг посчитал необходимым десантировать под Рязань специальный отряд, не дожидаясь, пока части Вермахта ворвутся в Москву. В тот год германская армия Москву так и не взяла, а миссия эсесовского спецотряда не достигла цели. Его люди должны были продержаться в захваченных подземельях месяц-полтора, до падения Москвы. После чего их вместе с найденным и упакованным грузом могло бы эвакуировать на тягачах особое подразделение СС. Сложилось же всё с точностью до наоборот: бесценные тулеанские трофеи остались там, где их обнаружили и захватили. Приказа на уничтожение не было, поскольку никто даже предположить не мог, что Московская битва закончится жестоким поражением немцев. Элитный эсэсовский отряд вынужден был в цивильной одежде на свой страх и риск пробиваться тылами к отодвинутой на Запад линии фронта. Русский мороз и элементарный голод сделали свое дело: живыми выбраться из тыла сумели лишь двое…»
(Доктор философских наук В.Н.Демин. «Русь Нордическая» Москва, Вече, 2007, стр. 63)

Мой отец, служивший в истребительном батальоне г. Озеры, рассказывал мне: где-то в феврале 1942 года их собрали по тревоге и объявили, что в заречной зоне объявились три немецких парашютиста – два в районе села Сенницы, и ещё один – недалеко от деревни Протасово. Бойцы истребительного батальона стояли в оцеплении, а операцию по захвату немцев в обстановке строжайшей секретности проводил небольшой отряд НКВД. Немцев поймали, взяли без боя, о подробностях этой операции отцу ничего не известно, но по её завершении бойцы истребительного батальона прочесали местность, где скрывались вражеские лазутчики. При этом был обнаружен замаскированный схрон, в котором находились лопаты, кирки, веревки, фонари, а также патроны, гранаты и взрывчатка. Кто, когда и  с какой целью делал этот схрон, имеет ли он отношение к пойманным немцам — неизвестно. Территория вокруг схрона сразу же была оцеплена бойцами НКВД, а с ребят истребительного батальона, нашедших схрон, взята подписка о неразглашении. Что стало дальше с немецкими парашютистами и с имуществом схрона, отец не знает. Сам схрон был взорван.

Осмелюсь предположить, что возможной целью вражеских парашютистов было проникнуть в подземелья Ростиславльского утеса, дабы завладеть оружием древних – легендарной «молнией Перуна».

Лет двадцать назад я много времени уделял поискам подземных ходов Ростиславля, и кое-какие соображения на этот счет у меня имеются. Но пока поостерегусь их обнародовать, дабы не сочли меня сумасшедшим (если уже таковым не считают).

Ростиславль с его тайнами, версиями, легендами притягивает (и ещё долго будет притягивать) к себе археологов, историков, краеведов, туристов, мистиков, экстрасенсов, художников и просто людей, любящих поразмышлять об истории, о жизни. Он даёт людям заряд бодрости, энергии, оптимизма и уверенности. Даёт пищу для размышлений.

Неутомимый исследователь, краевед, археолог, писатель, перекопавший саперной лопаткой все окрестности, Н.В. Богатырёв, многие годы посвятивший поискам подземных коммуникаций Ростиславля, был абсолютно уверен в их существовании. По этой теме он собран бесценный материал, но, к сожалению, тайну своих изысканий он унес в могилу.

(Фото мои и из интернета)

Сергей Рогов.

Метки: ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Коренной озерчанин, Почётный гражданин Озёрского района, краевед, турист, экскурсовод.

У этой статьи 15 комментариев

  1. ходатай
    ходатай Ответить

    По данным В.Ю. Коваля (археолог который ведет раскопки на городище Ростиславль) не было монгол-татар в первый их поход в 1237 году под стенами Ростиславля. Хотя конечно странно это,не увидеть его они не могли и в тылу оставлять целый город стратегически не грамотно. Видимо это еще одна из загадок этого красивого места озерской земли.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Да. Это — очень большая загадка. В.Ю. Коваль говорил, что следы сожжения и штурма города ну очень хорошо сохраняются. Уголь толстым слоем лежит веками и ничего с ним не делается, хоть в печку клади и топи.Оплавленное оружие, разрубленные черепа, кости. НИЧЕГО этого на Ростиславле нет! Рядом Зарайск. Сожжён дотла. От Зарайска на Ростиславль была дорога и монголо-татары по ней не проехались? Даже не поинтересовались, куда эта дорога ведёт? Это — большая тайна и загадка.

      • ходатай
        ходатай Ответить

        Сергей Михайлович нет прямого доказательства о разорении Батыем Зарайска, об этом говорится только в истории самого города, а на карте похода Батыя города Зарайск (в то время Красное) нет, да и достоверных упоминаний тоже нет. Хотя это не говорит, что он избежал разорения мог быть не упомянут,т.к.к Зарайску могли быть направлены не основные силы,но факт остается фактом.

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Уважаемый Ходатай! Ты ведь наверняка смотрел не ту самую карту, которая лежала на столе у Батыя. Карту эту рисовали гораздо позже. В ней могут быть и неточности.

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          А вот такое объяснение не катит? «Не сохранилось свидетельств и об участи Зарайска, когда татары двинулись от Рязани на Коломну. Но есть легенды, будто бы Никола сделал его невидимым и вражьи войска прошли стороной.» http://www.history-ryazan.ru/node/361

  2. Ходатай
    Ходатай Ответить

    Нет Сергей Михайлович, вернемся к одной из легенд города Ростиславль и Белоколодезского монастыря, т.е. тому самому подземному ходу,который их якобы соединял. Ну так вот,поняв что враг надвигается на город жители ушли по подземному ходу. Монгол-татары подойдя к пустому городу раст роились,что воевать им не с кем, так как известно,что они все же были воины и развернулись обратно. Шутка конечно.

    • Евгений Ответить

      Да, легенда такая и ход был. Только не под Окой, а выходил в овраг Трасна. Он глубокий, скрытный. При нападении разбойников, монахи по подземному ходу уходили в овраг, по оврагу ручеек тек и дальше впадал в Оку. Он и сейчас есть, только совсем маленький. Монахи уплывали на лодках. Может и лодки хранились в подземном ходе. И самое ценное тоже хранилось там же. Чтоб была возможность уйти быстро.

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Слышал такую легенду. Все слышали. Нам бы для начала с монахами этими разобраться. Ход, овраг, лодки. А почему бы и нет? Всякое может быть!

        • Евгений Ответить

          Мне так рассказывала одна жительница Б.Колодезей, со слов бабушки. Она много рассказывала, было это лет 30 назад. Рассказывала про родник, в начале Нагорной Дубравы, где находили множество серебряных монет. Про монастырь, про табличку с планом подземных ходов, похищенную в церковном сарае. Про то как корова проваливалась и как засыпали открывшийся ход после вспашки.
          Но вот в викимапии «монастырем» обозначен только мыс, там пахать практически невозможно — камень. И с ее слов, я помню, что весь этот пустырь, поле перед Б.Колодезями называли монастырем.
          Конкретную инфу видимо можно «откопать»в коломенском монастыре.
          Только кто допустит до этой информации?

          • Сергей Рогов
            Сергей Рогов

            Родник — было такое на самом деле. И монеты в нём были, много. Серебряных-то мало как раз, больше всё медные. Ещё крестики простенькие, серёжки, перстеньки, бусинки. Про табличку «Семь церквей» (место, откуда семь церквей видно и где, якобы, клад зарыт) тоже наслышан. Про провалившуюся в раскоп Богатырёва корову, слышал от очевидцев тех событий. По монастырю — только слухи. Конкретно не знаю ничего.

  3. Ходатай
    Ходатай Ответить

    Да, про монастырь много слухов и жители Б.Колодезей действительно указывают место якобы его нахождения,еще говорят,что погост был при монастыре и что якобы при копке фундаментов под дачи на него наткнулись,но все найденные останки вывезли в неизвестном направлении.

  4. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Вот ещё Ростиславль. 15.06.2018. Не отпускает! Побывав там однажды, навсегда становишься пленником этого волшебного места, жителем Города.

  5. Keyed Ответить

    Надо кого-нибудь из известных экстрасенсов из Битвы Экстрасенсов пригласить на это городище Ростиславля. Глядишь что-нибудь интересное сказали.
    А так, я понимаю, спецы Аненэрбе вовсю использывали сведения получаемые экстрасенсами. И по их наводке они вышли на то место, куда потом забросили этот немецкий спецотряд. И раз немцы его нашли, значит и русские его могут найти.
    Только надо искать.
    Насчет возможного денежного клада, это очевидно всё мелочевка..
    А вот «Молния Перуна», некие реликвии русских князей Гипербореи, это действительно очень интересно.
    Гитлер все на Тибет экспедиции Аненербе посылал в поисках секретного оружия «Калачакры».
    А вход в парралельные миры в Антарктиде, сотрудники немецкой Аненербе нашли..

  6. Евгений Ответить

    Таков вот человек…
    С лёгкостью верит во все сказочное, загадочное, мистическое.
    При чем при полном отсутствии фактов и доказательств.
    Наверное жизнь без этого была бы скушной, неинтересно и никчемушной…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *