Заброшенный тракт Кашира-Коломна

Старые дороги довольно интересная тема для исследований. За последние 100 лет в Московском и других регионах появилось много новых дорог, шоссе и маршрутов. И в то же время за ненадобностью заброшены, заросли и оставлены людьми многие старинные дороги. От многих остались лишь тропы и даже старики в деревнях не всегда могут вспомнить, как на этих дорогах некогда кипела жизнь. Только поисковики, вооружившись картами (Шуберта, Генштаба и другими), штурмуют эти дороги, являясь по сути последними их путниками.

В архивах Библиотечного портала Московской области (Проект Министерства культуры Московской области, наш информационный партнёр, который писал о нашем сайте) была найдена интересная книга:

Шоссе и грунтовые дороги (маршруты); Сост. Ген. штаба полк. Е.А. Искрицкий; Военно-статистическое описание Московского военного округа; 1909 год

В этой книге более 1000 страниц. И она содержит описания всех путей Московского военного округа, нанесённых на 25-ти верстовую карту Европейской России. Маршруты составлены по рекогносцировкам офицеров, произведённых летом 1907 и 1908 годов. Изучить вы её можете здесь (а быстрый переход к страницам можно осуществить, нажав на кнопку меню справа от стрелочек).

Старая дорога Кашира-Городище-Кобяково-Лядово-Туменское-Коломна

Итак, 100 лет назад не было шоссе Коломна-Озёры и Озёры-Ступино. Предположу, что и переправа через Оку осуществлялась изредка и посредством плавсредств. Единственной дорогой «федерального значения» в этих краях была дорога Серпухов-Кашира-Коломна. Проходила она через Лужки, Зиброво, Турово, Прилуки, Соколову пустынь, Лужники, Белопесоцкий, Городище, Васильевку, Кобяково, Лядово, Туменское (Грайвороны), Подлипки и Паново.

Об этой дороге пишет и С. Рогов в своей статье Кобяково прокормит всякого:

Знаменитый уездный Каширский тракт – бойкая в то время дорога от Каширы на Коломну и далее на Москву. Поселения, стоящие на трактах, всегда считались зажиточными (торговля, трактиры, постоялые дворы, сено и овёс для лошадей, постоянный, хороший доход) и могли позволить себе строительство церквей, что зачастую делалось… Тракт этот очень древний. Есть версия, что по нему из Коломны на переправу под Серпуховым и далее на Куликово поле осенью 1380 г. шла часть войска Дмитрия Московского (впоследствии Донского) и дружественных ему князей. Эта дорога прямая и намного короче, чем путь по дуге, берегом Оки, да и не могло такое большое войско идти лишь одной дорогой. Так что версия эта вполне оправдана и вероятна. Подтверждением тому служат находки поисковиков – медные и даже серебряные украшения конской упряжи («конина», как они их называют), а так же серебряные ордынские монеты – дирхемы. Вообще, поисковики очень любят Кобяково и Каширский тракт. Они утверждают, что в здешних находках (монетах, крестиках, пряжках, украшениях конской сбруи) представлена вся наша история начиная от Дмитрия Донского и до сегодняшних дней.

С. П. Шибанова в своей книге «Страницы истории Озёрских текстильных фабрик» так пишет о Каширском тракте:

Это был «важный коммерческий тракт, по которому зимою тянулись к Москве обширные транспорта с хлебом. Через него же проходил Венёвский почтовый тракт.

Краевед А.П. Доронина отмечает, что «…на Каширский тракт выходили просёлочные пути из уездных города Коломны и селений. Выход на #Большак из села Озёры шёл по левому берегу Оки на Болотово, Комарёво (низом у берега), Тарбушево (рядом с берегом), ниже кургана-могильника, около прудов, Кременье, Восцы, Старую Каширу и другие селения.

В найденной нами книге описание Каширского тракта можно найти на 774775776777 страницах. (796 и далее по оцифровке на сайте)

Описание дороги начинается со строк

В сухую погоду движение по дороге доступно для всех родов войск и обозов. Весной почти вся дорога заливается разливом Оки и движение по ней прекращается

Естественно, речь идёт об участке дороге в районе Каширы. Интересно далее описание моста через Оку:

Между с. Лужники и г. Кашира через Оку мост плавучий на бревнах, длиной 25 саженей, шириной 2,5 сажени (около 50*5 метров).

Описана ещё одна переправа — плавучий мост у Белопесоцкого длиной 95 саженей.

Далее описание дороги следующее:

От г.Кашира до д. Туменское транспортная дорога шириной 12 саженей. От Туменского до Коломны шоссе шириной 2,5 саженей. По сторонам шоссе неглубокие канавы.

12 саженей — это дорога шириной 25 метров. Если это не ошибка, то это было очень крупная магистраль. Странно, что она сужается ближе к Коломне.

Также вы можете найти описания мостов у д. Городище и Лядово. Указана и ширина рек Каширка (16 саженей) и Коломенка (2 сажени). То есть 100 лет назад эти реки были в два раза шире. Что только подтверждает предположение о том, то воды повсеместно становится меньше. В книге отмечены и места для биваков (расположение войск на отдых вне населённых пунктов) — у д. Городище на корпус и у д. Городок на дивизию пехоты с артиллерией и кавалерией. Также на 1067 странице расписаны позиции войск у Коломны.

100 лет назад эта была одна из ключевых магистралей в округе, связывавшая не только Каширу и Коломну, но и все окрестные деревни. Строительство новых дорог, в том числе асфальтовых, привело к тому, что дорогу эту теперь можно найти только на старых картах.

PS Посетив Кобяково этим летом, мы были на месте, где проходил этот тракт. Сейчас там проложены ЛЭП. От самой 25-метровой дороги ничего не осталось, на её месте только полузаросшие дороги для охотников и грибников.

PS. Вот эта дорога на интерактивной карте. Она проходит по центру (ныне заброшенная деревня Васильевская-Кобяково).

Посмотреть всю карту на портале retromap.ru

Заглавная фотография взята отсюда и приведена для наглядности

Метки: , , ,

Поделитесь в соцсетях:

У этой статьи 11 комментариев

  1. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Интересная информация, благодарю!

    «Только поисковики, вооружившись картами (Шуберта, Генштаба и другими), штурмуют эти дороги, являясь по сути последними их путниками.» Как красиво и даже романтично написано! Понравилось.

    Вот такую охотничью рогатину случайно нашли в сентябре 2019 г. на Каширском тракте

    • Свой
      Свой Ответить

      Спасибо, Сергей Михайлович, перенимаю опыт, благо есть у кого)

      Почему рогатина охотничья, а не боевая, кстати?

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Ну тут много надо рассказывать, чем отличается рогатина от боевого копья. Если коротко, то размерами и весом лезвия. «Перо» (наконечник) рогатины весит 700-1000г. против 200-400г. у обычного копья. Эта рогатина весит 800 грамм. На длинном боевом древке она будет тяжёлая и не маневренная. Да и пробить кольчугу (панцирь)таким широким лезвием — это какую силищу надо иметь.
        Рогатины применяли и в бою, но в основном ополчение. Брали из дома то, что есть: топоры и рогатины.
        Эту железяку мне специалисты определили именно как охотничью РОГАТИНУ. Нашли на тракте неподалёку от деревни Нивки.

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Вот Александр Петрович Баркашов, авторитетный знаток средневекового оружия, дополнил в группе ВК про рогатину:

        «Специалисты видимо путают пешее копьё и копьё конного воина, когда говорят про вес. Копья пеших воинов были довольно разными. Например встречать конницу лучше было на копья с широким лезвием (пером), чтобы нанести широкие раны лошади. Что бы вывести её из строя. В довольно позднее время, где то в 15 веке появился вариант копья — совня, у которого лезвие длинной до 60 см и ширина 12-14 см. Им можно было и колоть и рубить. В основном его использовали пешие воины, но иногда и конные. Так что разница между охотничьим и боевым копьём пешего воина практически отсутствует.» (с)

  2. Харитонов Юрий Ответить

    Ширина 25 саженей. Это 53 метра. Довольно широко даже для совпеменных магистралей. Это не описка или опечатка в первоисточнике? А так довольно интересно и познавательно.

    • Свой
      Свой Ответить

      Юрий Анатольевич, я тоже подумал, что опечатка. Но полистав всю книгу понял, что это обычная ширина транспортных дорог того времени. Встречаются даже шириной 30 саженей (64 метра) и довольно часто.

      Ответ я нашел здесь
      https://zen.yandex.ru/media/tainyurala/ekaterininskii-trakt-dvuhsotletniaia-doroga-po-kotoroi-do-sih-por-mojno-ezdit-5be2a9f6ae7aa900a9377483

      По приказу Александра I были утверждены правила обустройства трактов. Согласно требованиям, предполагалось использовать под устройство тракта полосу шириной в 30 сажен (порядка 60 метров). Под проезжую часть отводилось 10 сажен (около 22 метров), по 5 сажен (10 метров) с каждой стороны надлежало использовать для обустройства сточных канав и зеленых насаждений, остальную часть выделяли под перегон домашнего скота. Строили и поддерживали тракт крестьяне, обложенные дорожной повинностью. В качестве стимула им предлагали возможность заработать неплохие деньги на транспортной инфраструктуре, обустроив придорожный сервис: организуя постоялые дворы и торговые точки. Так что тракты становились довольно притягательным для крестьян и местечковых помещиков.

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Тут по ширине просто всё. Тракт имел несколько «полос» движения. Когда совсем разбивали в ненастье одну колею, переходили на другую, а первая постепенно затягивалась, выравнивалась сама.

  3. Елена Порошкова
    Елена Порошкова Ответить

    Из книги «Страницы истории Озёрских текстильных фабрик»
    Автор: Светлана Петровна Шибанова
    Озёры, 2015г.
    «Однако, большую часть времени Ока была не судоходна. В окрестностях села Озёры было несколько используемых населением дорожных трактов (большая проезжая дорога).

    Самым большим был #Каширский тракт, назывался #Большаком. Это был «важный коммерческий тракт, по которому зимою тянулись к Москве обширные транспорта с хлебом. Через него же проходил Венёвский почтовый тракт.»

    Краевед А.П. Доронина отмечает, что «…на Каширский тракт выходили просёлочные пути из уездных города Коломны и селений. Выход на #Большак из села Озёры шёл по левому берегу Оки на Болотово, Комарёво ( низом у берега), Тарбушево (рядом с берегом), ниже кургана-могильника, около прудов, Кременье, Восцы, Старую Каширу и другие селения.

    По правому берегу Оки шёл #Люблинский тракт с его просёлочными дорогами. От уездов Тульской губернии тракт шёл на бывший город Люблин, проходил пристань на Оке с паромной переправой на Болотово, в селе Озёры он шёл по Большой (Главной), а затем Коломенской улице, бугор железнодорожной насыпи, железнодорожный мост, направляясь на восток через село Горы на Коломну и Москву».»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *