Чему и как учили в школах в царское время?

С советских времен мы привыкли слышать при рассказах о царской школе, что в ней, в основном, учили Закон Божий и никому не нужный латинский язык, а провинившихся либо секли, либо ставили в угол голыми коленями  на горох.

О времена, о нравы!  Что ж, дури хватало  и хватает  всегда и во всем. Но главное заключалось в том, что после отмены крепостного права,  образование в России получило импульс развития. В селе Озеры открылась первая школа. Постепенно стали открываться учебные заведения разного профиля и разного уровня образования. К началу 20 в.  в стране получили распространение церковно-приходские школы, различные  гимназии, реальные училища, трудовые школы, коммерческие и прочие специальные училища. Они создавались государством, земствами, частными лицами, церковью. Это имело отношение и к таким селам, как Озеры.

После революции большевики столкнулись с массой неграмотного населения. В чем причина такого положения?  В значительной мере причина кроется в Великой (Первой мировой) войне, на которой побило большую часть грамотной молодежи, а кому удалось выжить, погибли в годы гражданской войны. По данным Большой советской энциклопедии 73% призывников на войну были грамотными. Конечно, уровень грамотности у всех был различный. Однако, миф о том, что царское правительство мало заботилось о грамотности своего населения постепенно рассеивается под давлением фактов.

В книге А.П.Дорониной представлены некоторые факты, развития образования в Озерах, так сообщается, что первая школа здесь открылась на содержании фабриканта  В.М.Моргунова и располагалась в его доме. За заслуги в деле народного просвещения Василий Максимович был представлен к Золотой медали на Аннинской ленте.

В 1883 году в одном из отчетов обследования фабрик и заводов записано, что в селе Озёры есть две школы, мужская и женская уездного земства. Еще двухклассная  школа  школа находилась при фабрике Ф.Щербакова и называлась двух классной школой Министерства Народного Просвещения,  она имела пятигодичное обучение, состояла из двух отделений. В первом отделении обучались с первого по третий класс, а во втором отделении с четвертого по пятый класс. Она помещалась в небольшом доме на территории фабричного двора Щербаковых , затем  была переведена в дом Щербакова. В школе учились дети служащих фабрик и рабочих, которых отбирал сам хозяин. В этой же школе обучались певчие детской хоровой капеллы  Щербакова, которые находились на содержании хозяина.

г. Озёры. Дом фабриканта Щербакова, в котором дети обучались наукам и хоровому пению.

Вот Вам и фабриканты — кровососы. В книге Дорониной содержатся интересные факты и о других школах, о росте числа учащихся и т.д. Впрочем дело народного образования продвигалось не так просто, как может показаться. Оно сталкивалось естественным образом с препятствиями, с которыми всегда сталкивается любое прогрессивное начинание .

В начале 20 в. главой правительства становится П.А.Столыпин (1906 г.),  при нем народное образование в России получило новый импульс. Приступая к своим реформам, он считал важнейшей задачей дело народного  образования, без которого, по его убеждению, реформирование экономики и всей общественной жизни невозможно. Столыпин ставил вопрос не об открытии отдельных школ, а о создании в стране сети учебных заведений, с “разнообразными типами учебных заведений,  с широким развитием профессиональных знаний, но с обязательным минимумом общего образования”.  Эти учебные заведения должны были обеспечить “доступность, а в последствии и обязательное начальное образование для всего населения Империи”. К сожалению после смерти П.А.Столыпина дело народного образования  столкнулось с еще большими трудностями, как и вся его программа его реформ.

Чему же учили в школах того времени?. Передо мной документ 5-й Озерской Трудовой Школы 2-й ступени. Это “Удостоверение”, выданное некой Елене Ивановне Николаевой в том, что она с 1 сентября 1912 г. обучалась в этой школе. В “Удостоверении” дается перечень предметов, изучавшихся во время обучения. Обращает на себя внимание, что  изучение Закона Божьего здесь не предусматривалось. Этот документ интересен тем, что он является живым свидетельством богатого содержания образования в школах того времени,  рассчитанного не на элиту, а на простых граждан. При этом речь идет не о столичной школе и даже не о школе уездного города, а об обычной школе подмосковного села.

И так, “во время нахождения в 5-й Озерской Трудовой Школе давались сведения” по русскому языку, немецкому и французскому языкам. русской истории, истории древнего мира, истории средних веков и нового времени, географии, арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, бухгалтерии, политической экономии, химии, товароведению с технологией, каллиграфии, рисованию и черчению. В педагогике в таких случаях принято  говорить,  что в училище готовили всесторонне развитых личностей, что не одно и то же с “натаскиванием учащихся”, как хотели представить дело большевики.

В 1910 году в доме фабрикантов Моргунова на нижнем этаже было открыто учебное заведение гимназического типа, это — Коммерческое училище на 40-50 человек, в котором готовили счетоводов, товароведов, экономистов, бухгалтеров. Училище имело хорошую библиотеку (потом ее перевели в Коломну, интересно, когда это случилось и почему?)

Принято считать, что в те времена работе учителей были характерны  формализм и  начетничество. Посмотрим еще один документ, относящийся к работе  Коммерческого училища. Это Записка  “От Педагогического комитета Озерского коммерческого училища родителям учащихся”(от 17 ноября 1914 г.), документ убеждает в том, что учителя заботились повышении знаний учащихся и стремились исключить пресловутый формализм в их учебе.

Читаем:   «Педагогический комитет доводит до сведения родителей, что сложившийся в училище порядок “вредно отражается как на продуктивности работы учащихся, так и на их отношении к делу. Среди учащихся создается стремление готовить уроки не ради знания, а лишь для получения удовлетворительной оценки”. Такая постановка вопроса далека от формализма, а свидетельство стремления педагогов избавиться от него и привить учащимся осознанное отношение к учебе. Педагоги в своей стратегии опирались на меры, которые мы назвали бы мерами по укреплению связи школы и родителей.

Читаем дальше: “Педагогический Комитет полагает целесообразным ввести приглашения родителей неуспевающих учеников для личных переговоров с каждым преподавателем в отдельности, если воздействие преподавателя на самого ученика не дает желаемых результатов. Такие приглашения родителей постановлено производить для того, чтобы дать родителю возможность обратить на учащегося самое серьезное внимание”.

Думается комментарии здесь излишни, а мрачный образ царской школы и повальной неграмотности населения при чтении подобных документов способны постепенно рассеяться.

И еще, хочется привести заключение доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института Российской истории РАН Тамару Красовскую о том, что из себя представляла царская школа.

Она считает, что “к 1916 году царская школа стала очень соответствовать вызовам времени. Были деревенские школы, городские, ведомственные. Были в то время в России и разные национальные школы — мусульманские, еврейские, буддистские. И немало – около 20 тысяч.”

“В 1915-1916-ом годах,- сообщает Т.Красовская,-  у нас был хороший министр образования Игнатьев. Он собрал все достижения, которые уже свершились в науке, и придумал, как эти знания должны прийти в школу, через какие учебные предметы. У нас была умная средняя школа, которая готовила современных, грамотных людей.”

P.S.  В заключении добавим: на 1915 г. по данным Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона (1916)  в Московской губернии грамотных мальчиков  в возрасте 12-15 лет было 95% и 75% девочек .

Валерий Овсянников                                      18 декабря 2021 г.

Фотография Приходского училища взята из интернета.

Метки:

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Валерий Овсянников

Доктор исторических наук, профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, родился и жил в Озёрах.

У этой статьи 26 комментариев

  1. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Хороший, объективный, без политической ангажированности рассказ о реальном состоянии дел в образовательной системе дореволюционного села Озёры. Оказывается, не так плохо всё и было. Фабриканты уделяли серьёзное внимание обучению озерчан. Ведь для работы на дорогущих английских станках были нужны люди грамотные, кого попало от сохи туда не поставишь. И технологические процессы производства ткани требовали грамотности и определённых знаний.
    Да и (согласитесь) жить в окружении грамотных, умных людей как-то приятнее. А фабриканты жили здесь, в Озёрах и наивно полагали, что и их дети с внуками будут в Озёрах спокойно жить. Вот и обустраивали всё для нормальной жизни: улицы, освещение, церковь, Клишинский мост, железная дорога на Голутвин, больницы, школы, хоры и т.д.

  2. Руслан Ответить

    Очень интересно…как,когда и что развивалось.Опять же убеждаюсь лично ,что фабрика внесла огромнейший вклад в историю своего города!Не только экономическое развитие,но и грамотность населения!!!

  3. Димитрий Ответить

    Спасибо за правдивое и не ангажированное изложение исторических фактов!

    Трудно представить каким бы сейчас было наше Отечество, если бы сберегли Столыпина, не случись октябрьский переворот и всё последующее…(((

  4. Евгений
    Евгений Ответить

    Сослагательность в данном случае лишнее, мне кажется…
    Что было бы если бы нас Наполеон завоевал? Мамай или Девлет Гирей стал бы в свое время правителем на Руси?
    Лучше пользоваться настоящим, то что есть. Сравнение к примеру уровня образования в царской России и сейчас тоже не совсем корректно. Ведь образованность, знания, нельзя измерить мешками или килотоннами.
    А вот сравнение, ближнее по времени, это то что надо. 30 лет назад и сейчас. Именно такое сравнение и говорит о прогрессе, а если взять нашу страну, то о регрессе нации.
    Хотя…это мое мнение. без претензий на истину в последней инстанции.
    Средний уровень образованности очень сложно вывести. Но сейчас, как мне кажется разбежка между умными и глупыми громадная.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Резонные мысли, Евгений Иванович. Сослагательность не продуктивна. Помечтать-то можно, разумеется, и очень интересно и полезно для тренировки ума наверняка. Но толку-то что с того? Что произошло, то произошло, и тому есть причины веские.
      Разбежка между умными и глупыми — да, есть, заметна. Но почему-то именно глупые прутся (и проходят!) во власть, в чиновники, от которых зависит наша жизнь. Вот и начинаешь задумываться, а действительно ли они глупые? (А мы — умные?).

      • Евгений
        Евгений Ответить

        Тут, как бы, тяжело определить глупый или не глупый во власти. Как это определить? По количеству уворованных денег? Так это не от ума, это скорее от изворотливости, наглости, алчности от желания жить «кучеряво».

  5. валерий
    валерий Ответить

    Уважаемый Евгений Иванович, Вы правы, что сослагательное наклонение не конструктивно. Поэтому в своей статье я и не ставил цель сравнений, а стремился показать уровень образования в конце 19-нач.20 вв. Уровень образования, конечно, не измеряют килограммами и мешками, но оно имеет свои критерии. Образование должно отвечать потребностям общества и совершенствоваться по мере развития этого общества. Главное — отвечает образование этим потребностям или нет? Вопрос о глупых во власти, конечно, интересный, но не ко мне, он выходит за рамки моей статьи.

  6. Евгений
    Евгений Ответить

    Валерий Иванович, я всегда читаю ваши статьи! И мне очень симпатизируют и темы, которые вы затрагиваете и как доводите свои мысли до читателей. Большое спасибо Впам.
    Про сослагательность я писал Дмитрию, правда не адресовал, но коммент мой стоит сразу за его комментом.
    Совершенно согласен, что образование должно отвечать потребностям общества. И все же я считаю, что образование и уровень жизни идут бок о бок. И сравнивать уровни образования в 19 и 21 веке очень сложно.
    Очень довлеют над нами не конструктивные, а субЪективные подходы, приемы и оценки.

  7. валерий
    валерий Ответить

    Евгений Иванович, конечно, все процессы развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены, А сравнивать уровни образования в конце 19-нач. 20 вв и в эпоху «победной поступи социализма» любили большевики и не хотели признать, что многое из образования того времени они взяли себе, но не признавали этого.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Валерий Иванович, я ещё застал немало людей, живших в Озёрах ещё до революции. Разумеется, все они были уже в почтенном возрасте. Но я хорошо помню, как они рассказывали о прошлой жизни. Сама манера рассказа, подачи материала меня, помню, поразила. Грамотная речь, чёткое изложение мысли, правильно построенные предложения. Слог какой! Чувствовалось, что эти люди получили определённое образование, не из подворотни люди. Вот это запомнилось.

    • Свой
      Свой Ответить

      Вставлю свои 5 копеек 🙂

      Есть легендарное видео, набравшее почти 4.5 миллиона просмотров на ютубе
      Называется «До и после полуночи. Владимир Молчанов в пивной (1991)»

      В комментариях к видео абсолютно все сошлись во мнении, что тогда, ровно 30 лет назад, общались культурнее, я приведу несколько цитат из обсуждения:

      — Удивительно как люди культурно говорят, без мата ,слов паразитов, от социолого до зека!!

      — на сколько же люди были культурней, слушать приятно)

      — Вроде люди поддатые, уставшие, а разговор более конкретный и эрудированный, чем у трезвых людей нашего времени, вот у нас сейчас действительно хамство кругом. Я прям удивился от того, какие люди были раньше.

      — Как будто в прошлое попал. Вроде простые люди , а говорят грамотно и от души, не рисуясь. 🙂

      — Бывший зэк, мальчишка пьяненький, но такой культурный !

      — За 30 лет суть и тема разговоров не поменялись, но какая речь тогда была культурная и грамотная

      — Блин такие люди были раньше воспитанные без мата и дружные ) у многих такая поставленная речь ) честно даже приятно их слушать

      — Ты посмотри как люди разговаривают, четко, внятно, вдумчиво и без МАТА! Хоть и выпивохи, но образованные

      Для современных людей (особенно не учившихся при СССР) речь советских граждан тех времён может казаться гораздо более культурной. Полагаю, что похожее восприятие было и у советских граждан при общении с теми, кто учился при царе.

  8. валерий
    валерий Ответить

    Автор поставил серьезный вопрос о культуре общения, но привел абсолютно не убедительный ролик, который не содержит серьезной информации о том, что «30 лет назад общались культурнее» и, поэтому, не дает «пищи» для обсуждения.

    • Свой
      Свой Ответить

      Валерий Иванович, ролик действительно не может служить никаким аргументом, я с вами согласен, но по какой-то причине в комментариях к нему десятки, если не сотни людей высказали своё мнение по поводу культуры речи в пивной. Наверное потому что за 30 лет культура речи упростилась, многие словесные обороты стали редкими, и в то же время появилось множество новых слов-паразитов. Ещё вошло в обиход несметное количество заимствований, новых слов, терминов и сокращений. Широко распространён интернет-сленг, мат а также элементы блатного жаргона. Со всеми этими изменениями речь уже несколько другая (разумеется, не у всех). Особенно заметно это в медиапространстве (интернет, сми, телевидение), в сравнении с которым выигрывает советская пивная. Наверное поэтому многими комментаторами был сделан такой субъективный вывод, с которым я кстати согласен.

      • Евгений
        Евгений Ответить

        Ну люди любят высказываться, даже не задумываясь- а нужно ли их мнение кому либо? Так устроен человек, Так было и раньше, формы были несколько другими. В пивнушках, под шафе, язычок то конечно развязывался. Если бы в это же время и спрашивать о том же самом людей на улице, то услышали бы несколько другие мнения. Думаю, Молчанов, просто пиарился. Так как ничего серьезного или необычного или информативного он не почерпнул с ответов в пивной. Какой там контингент знали все. Естественно, что даже у самого пьяного, при виде камеры (а она не маленьких размеров в те времена была), света, кучи людей в сопровождении и обеспечении съемки у Молчанова, охранников, срабатывал определенный тормоз и мат «отключался». Хотя мы же не видели ВСЕГО, что сняли. Скорее всего СМОНТИРОВАЛИ, чтоб можно было пускать в эфир. А сейчас это кого то в восторг приводит.
        А речь она всегда имела и слова паразиты и тенденции к упрощению выражений. Заимствования были всегда. За «железным» занавесом их было меньше, а блатного фольклора было тьма, если взять к примеру амнистию Клима Ворошилова в 50 ых, когда выпустили просто тьму уголовного элемента из тюрем, и этот элемент проник во все сферы.
        Советская пивная не может выиграть никогда и ни у кого.
        Это «Клуб неудачников». Его даже в «соревнования» никто не допустит.
        Мне кажется этот материал дали от желания идеализировать советское прошлое. Такое часто бывает, кто царизм идеализирует, кто монархизм, кто Сталина, кто Брежнева. Повторюсь, но жить нужно сейчас и сегодня. Вы в силах повлиять на воспитания поколения только в маленькой толике-в воспитании собственных детей. А как говорят ученые, в наших детях 95% унаследовано, и наши воспитательные потуги это 5%. Только собственный пример для своих детей. Будем такими, какими хотим видеть своих детей и будет нам счастье.

  9. валерий
    валерий Ответить

    Свой! (к сожалению не знаю Вашего имени и отчества) абсолютно согласен с Вами, что нынешняя речь, о которой Вы пишите, невыносима для нормального русского человека.Но, по моему, не стоит идеализировать прошлого. Я за свою, можно сказать, долгую жизнь наслушался такого, что и вспоминать не хочется. Мне приходилось общаться с людьми различных социальны групп и матом, и бранью не гнушался ни кто. Правда различные люди применяли ее по разному. И помню подобные пивнушки. Не все там было так как показано в видике. А то, что этот видик посмотрело так много народа, так это, выражаясь их языком, хайп. Сталкиваясь с безумием нынешнего времени мы часто, чисто психологически, идеализируем прошлое. В воспоминаниях о нем хотим укрыться от настоящего.Может я слишком категоричен, но такое у меня сложилось впечатление.

    • Евгений
      Евгений Ответить

      А в чем «безумие нынешнего времени»?
      Мы живем в век информации. Сейчас — рванула шахта и об этом знают все. Даже те кого совсем это знание не интересует. И раньше тоже «рвались» шахты и я уверен, что больше чем сейчас. И людей гибло тьма, и самолеты падали чаще. Но в прошлое время об этом никто не знал, или знал по слухам. Властей и начальников никто не винил- «ну получилось так».
      А сейчас? Шахта рванула- вот вам ее владелец, ах ты гад такой, из за тебя люди гибнут, а ты только деньги «лопатом» гребешь!И пошло и поехало.
      Да, скоре всего греб бабосы. И он получит. Но общество взбудоражено этим и другими аналогичными фактами. И именно из этого и сложилась ваше мнение о безумии нынешнего времени…
      А Молчанов пиарился, я в этом уверен на 100%. Ну тогда может не в ходу был этот термин, пока мы его не позаимствовали, как и «хайп»,но то что позаимствовали, то правильно сделали, по крайней мере СРАЗУ ВСЕМ ПОНЯТНО ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ДЕЛАЛОСЬ.

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        «И людей гибло тьма, и самолеты падали чаще».
        Нет, самолёты падали в СССР очень редко. Знаю не понаслышке. Я одно время работал на военном заводе в отделе, который как раз занимался выяснением причин возникновения дефектов в процессе эксплуатации реактивной авиации, поломок, отказов, аварий, катастроф. Я был рядовым инженером, но информацией владел.
        По каждому случаю (даже незначительному) поломок, отказа техники проводилось тщательное расследование, выяснялись все обстоятельства, причины и т.д. И ОБЯЗАТЕЛЬНО находили и наказывали конкретных виновников. А уж если самолёт упал и погибли люди, то последствия были ну очень серьёзные для виновных в катастрофе.

        Сейчас у нас очень мало своих, российских гражданских самолётов, и они давно и многократно выработали положенный им ресурс. И очень много старых, списанных уже зарубежными авиакомпаниями пассажирских самолётов. Летаем на старье, отсюда и все происшествия. Подозреваю, что и техническое обслуживание лайнеров не соответствует уровню обслуживания времён СССР. Тогда каждый механик за свою гайку головой отвечал.

        • Евгений
          Евгений Ответить

          В процентном отношении от общего количества- самолеты падали чаще!
          Это факт.
          Так же и на железной дороге, по каждому факту аварии проводили целый комплекс мероприятий.

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        «А в чем «безумие нынешнего времени»?
        Безумие в том, что никто из чиновников ни за что особо и не отвечает. Издают приказы, не проверяя их на соответствие Конституции. Отключают у стариков бесплатный проезд в транспорте, который положен им по закону, и который они заработали честным, многолетним трудом. Увольняют людей с работы только за то, что люди думают головой и не хотят быть безмолвным стадом. Чиновники открыто делают публичные заявления, которые не соответствуют Российским законам и заверениям Гаранта.
        Безумие в постоянном росте цен, тарифов, в состоянии нашей медицины родной, в состоянии хотя бы озёрских трубопроводов, в которых заплатка на заплатке.
        Безумие в том, что у нас полтора месяца тёк по городу ручей с дерьмом, а администрация (бывшая, к счастью) отписками да шуточками отделывалась. 9 мая, День Победы, а у нас по городу ручей с дерьмом тёк. Помню, представитель администрации заявил мне тогда, что вопрос с ручьём сложный, и быстро его не решить. На что я ответил, что вообще-то наши отцы за 8 дней Берлин взяли.
        https://ya-kraeved.ru/techyot-ruchej-bezhit-ruchej/

        • Евгений
          Евгений Ответить

          Сергей Михайлович, какие приказы и какие чиновники то? Кто то посмел ослушаться Гаранта? Тот либо сидит, либо за границей.
          К росту цен старшее поколение никогда не привыкнет. А рост цен, между прочим, никогда не прекратится.
          А в руководстве дерьмо сидит…так именно поэтому и дерьмо течет

          • Сергей Рогов
            Сергей Рогов

            «А в руководстве дерьмо сидит…так именно поэтому и дерьмо течет». (с)

            Вот, вспомнилось.

  10. валерий
    валерий Ответить

    Все это происходит потому, что в головах «разруха». Кто о бобле думает,у кого дурь дремучая, а губастые девицы трясут своими молочными железами и мечтают подцепить папика. Обратите внимание, как телевидение, т.н. эстрада, интернет оболванивают головы граждан. Гонят сплошную чернуху, нагнетают тотальный негатив,какая-то идиотическая веселость, сплошные игры на миллионы и т.п. А ведь все это давно прописано в инструкциях по психологической войне ( я их читал). Вот,поэтому и самолеты падают, и шахты взрываются, а мужики матерятся и от безысходности водку трескают, потом не могут разобраться, от кого, какой ребенок родила очумевшая подруга жизни.

    • Евгений
      Евгений Ответить

      Губастые девицы занимаются тем, чем могут, в соответствии с количеством в бОшках серого вещества… Вы как раз написали чем. То что телевидение интернет что то нагнетает, хочу сказать, что, не смотрите ТВ и не пользуйтесь тырнетом. Ведь никто не заставляет вас этого делать?
      Вот молодежь практически не смотрит ящик, да, пользуются тырнетом и опять же зависит от каждого конкретного индивидуума, ЧТО он делает в тырнете. Кто то порно смотрит, а кто то конкретную работу делает, программы пишет, научной работой занимается. Нельзя так огульно- «ящик — оболванивает», я бы сказал, что он дооболванивает. То есть, кто уже болван, того и дальше оболванивает.

  11. Евгений
    Евгений Ответить

    Теперь позвольте пару слов без протокола:
    Чему нас учит семья и школа?
    Что жизнь сама таких накажет строго.
    Тут мы согласны, скажи, Серега?

    Вот он проснется и, конечно, скажет.
    Пусть жизнь осудит, да, Сергей? Пусть жизнь накажет.
    Так отпустите, вам же легче будет,
    Чего возиться, коль жизнь осудит!?

  12. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Что имеем в итоге? Статья уважаемого Валерия Ивановича , как всегда, не оставила людей равнодушными (вот умеет ведь!) и вызвала много комментариев. Это очень хорошо. Есть, над чем поразмышлять, есть, что обсудить.

Добавить комментарий для валерий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *