Кобяково – место, где спокойно и привольно душе

Про деревню Кобяково я рассказывал не один раз. Сознаюсь, к этой, стоящей на стыке двух районов (Коломенского теперь и Ступинского), затерянной в лесах и полях деревушке у меня давняя любовь.

Меня постоянно туда, в те края,  тянет. Я люблю там бывать. Вечная, обволакивающая, манящая тишина и покой разлиты над этими полями, перелесками, оврагами, домиками. Все проблемы (которые у меня, как и у любого человека, периодически имеют место быть) остаются на шоссе у деревни Стояньево, стоит лишь мне сделать шаг с асфальта на ведущую к Кобякову грунтовую дорогу. Кстати, нынешней осенью эту дорогу частично отсыпали известняковой щебёнкой, что значительно упростило возможность проехать в эту деревню. (Об этом чуть ниже расскажу). В Кобякове всегда царит атмосфера доброжелательности и гостеприимства, ненавязчивого интереса к путнику и желания с ним неторопливо пообщаться и о своей деревне рассказать.

Короче, Кобяково – очень хорошее место для пеших туристических и краеведческих походов. Тут и свежий воздух, и прекрасные, неброские пейзажи природы Средней полосы России, и хорошее настроение, и новые открытия и впечатления. Надо туда идти, что мы с супругой 23 октября и сделали.

Изумрудно яркий, солнечный день тихой и довольно тёплой поздней осени. Друг Саша Агапов довёз нас до Стояньева, чуть проехал по щебёнке до опушки леса, а уж дальше мы пешком идём. Лесная дорога щебёнкой пока не отсыпана, довольно грязная, с лужами, поэтому мы идём параллельно ей, но лесом. (Там, в лесу тоже есть такая тропинка хорошая, сухая).

Выходим на Кобяковские поля. Всё залито низким осенним солнцем, дающим странное оранжевое освещение и причудливые длинные тени. Входим в деревню.

Начало нашего осмотра деревни.

Навстречу нам выходит молодой мужчина Иван – внук старожила деревни Сергея Павловича Липина, с которым я  ещё в мае 2012 г долго беседовал и который много чего интересного мне про Кобяково рассказал. Помнится, он тогда старостой деревни был, вот и подошёл ко мне спросить, чего это я тут с фотоаппаратом выискиваю. Так и познакомились.

Тишина и покой в деревне.

Иван сообщил мне, что Сергей Павлович жив, бодр, в ясном уме и твёрдой памяти, что меня очень порадовало. (Зайти, поговорить с Сергеем Павловичем я поостерёгся: человек в возрасте, а тут вирус свирепствует и всё такое). Потом к нам (узнав меня) подошёл ещё один житель деревни – Дмитрий. Говорит, что в Кобякове он бывает часто, много времени в деревне проводит и летом, и зимой.  Хорошо поговорили, кое-что новое и интересное я узнал, хотя бы про ту же отсыпанную щебёнкой дорогу. Конечно, надёжная дорога – это хорошо. Можно в осеннюю и весеннюю распутицы на машине в Кобяково теперь приехать. Да и скорая помощь, и пожарная машина (не дай Бог) приедут теперь быстрее. Но и разные воришки, любители лазить по безлюдным на зиму домам, собирать всё металлическое со двора, тоже теперь могут спокойно до деревни доехать. Глаз да глаз за ними нужен. (Ну и ружьё хорошее). Так что дорога – не всегда благо, а иногда и лишняя забота жителям деревни. Хотя понятно, что дорога не для воришек делается. Зимнее воровство по деревням  — тема болезненная для всех дачников, особенно в таких вот удалённых от города, малолюдных деревеньках.

Порадовало, что оба наших собеседника: и Иван, и Дмитрий знают и читают сайт «Я – Краевед»,  в курсе публикаций на сайте. Наш сайт дошёл до самых удалённых и глухих уголков района.

Такие радостные дома.

Обелиск односельчанам, погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны. Из приблизительно 35 мужчин (со слов С.П. Липина), ушедших защищать Родину, домой вернулись всего 14. На мраморной доске  обелиска выбиты фамилии 21 жителя Кобякова, не вернувшихся с войны — очень много для такой небольшой деревни, потери были очень ощутимые. И так — по всем деревням и сёлам нашего края. В войну и после войны в деревнях, в колхозах страну  кормили и поднимали в основном женщины, пока не подросли парни 1928 года рождения и позже.

Обелиск мужчинам Кобякова, павшим на полях сражений в годы Великой Отечественной войны.

Неторопливо ходим по деревне, смотрим, фотографируем. Навстречу нам с совсем негрозным, скорее для порядка, лаем бежит давний мой, ещё с сентября 2014 года знакомый пёс Кумир.

Мой давний знакомый  пёс Кумир. Дождался меня.

В палисаднике крайнего дома у восточной околицы Кобякова растут огромные, высоченные можжевельники. Я таких высоких можжевельников, пожалуй, нигде у нас больше не видел. Причём, это – самые обычные можжевельники, которые растут в нашем лесу. Видимо, место для них оказалось очень удачное, раз они так вымахали.

Огромные можжевельники. Таких больших я нигде в нашей округе не видел.

Идём к маленькому кладбищу, что на опушке леса неподалёку. Скромный обелиск воинам, павшим на полях сражений Великой Отечественной войны. Грибники, охотники, браконьеры частенько останавливаются у этого лесного обелиска, чтоб пропустить рюмку-другую, перекусить, помянуть Героев, и кобяковских, и своих родственников заодно до кучи. Традиция! (Мой папа покойный — фронтовик, танкист, орденоносец всегда говорил, что считает героями всех, кто погиб на той войне. Пусть человек один день всего был в окопах и даже выстрелить из винтовки по врагу ни разу не успел. Он всё равно — Герой. Он поехал на фронт защищать Родину и отдал жизнь за неё!).

Обелиск воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

Металлический памятный крест, установленный 6 сентября 2012 г на месте бывшей церкви.

Памятный крест на месте бывшей церкви.

6.09.2012. Кобяково. Освящение памятного креста на месте церкви.

На перекладине креста кусок кирпича с надписью: «Обломок от церкви Трёх Святителей Великих с.Кобяково.  Постр(оена) сер(едина) XVII в. Разр(ушена) сер(едина) XX  в.».

(На самом деле построена в середине XVIII в, закрыта в 1924 г., потом разобрана. Дата разрушения точно не известна, но до войны, до 1941 г, вероятнее всего в 1936 — 1940 годах, нуждается в уточнении).

Кусок кирпича от разрушенной церкви. Память.

Далее две непонятные пока тумбы (фрагменты церковных колонн, надгробья?) с крестами с «неправильно» наклонёнными косыми перекладинами. В комментариях по прошлой моей статье про Кобяково мы выяснили, что такие кресты, скорее всего, были у секты молокан – последователей одного из течений духовного христианства. Трудолюбивые, непьющие и некурящие молокане в Кобякове? А почему бы и нет?

Тумбы (надгробия, фрагменты колонны?) с «неправильно» наклонённой косой перекладиной на кресте.

Кстати, на том же маленьком кобяковском кладбище мы обнаружили ряд родственных могил, где косая перекладина на крестах крайних могил тоже была наклонена «неправильно». Что это? Сознательная дань традиции, или досадная ошибка при вкапывании в землю крестов?

У крайних двух крестов на фото косая перекладина наклонена необычно.

Ну и конечно же мы навестили странный надгробный памятник с изображением чаши на одной стороне и нигде больше мной не виденного креста с косой ВЕРХНЕЙ перекладиной на другой стороне.

Памятник со странными изображениями чаши и креста с косой верхней перекладиной. Тайна этих символов ещё не разгадана.

Тайна этого памятника до настоящего времени не разгадана. Версий есть несколько, но все они неубедительны. Пока ясно лишь одно: нигде на территории бывшего Озёрского района таких (с такими изображениями) памятников больше нет. Памятник уникален.

И ещё мы узнали, прогуливаясь по кладбищу, что в Кобякове было много долгожителей. Плошкины Сергей Иванович (пол года не дотянул до 96 лет) и Анастасия Ефимовна (89 лет). Есть и другие долгожители.

Идём к знаменитому в прошлом, целебному и обладающему чудодейственной силой (по рассказам старожил) роднику, что в безлюдном месте, неподалёку от кладбища, в овраге, по которому течёт (только весной теперь) речка Азаровка. (Мы его  чистили и углубляли 13 июля 2019 г. Помнится, и поработали тогда хорошо, дружно, и у костерка посидели, отдохнули тоже душевно).

Вот так сейчас выглядит родник. Вода есть.

К нашей радости, место, где находится родник всё накрыто водой. Многие родники и овраги в нашей округе сейчас пересохли, а здесь вода есть и немало её. Монетку бросаем, чтоб ещё сюда обязательно вернуться.

Родник.

Как рассказал нам местный житель Дмитрий, воды в овраге стало больше потому, что там поселились бобры и понастроили своих плотин. В день нашего похода в Кобяково Дмитрий тоже решил проехаться по окрестностям деревни, и  вот что из этого вышло.

Воды в окрестностях Кобякова прибавилось. (Фото Дмитрия).

Вечереет. В закатном холодном солнце окрестности Кобякова таинственны и особенно красивы. Стоим, любуемся, фотографируем, наслаждаемся тишиной и прозрачным чистым воздухом.

Осенний вечер в окрестностях Кобякова.

Вкусный горячий чай с мятой из термоса с бутербродами. В сумерках идём к Стояньеву. С шоссе Максим Сергеевич Баранов любезно забирает нас и на своей машине везёт домой.

До новой встречи, Кобяково!

Сергей Рогов                                                                                                   28 октября 2021 г.

Метки: , ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Коренной озерчанин, Почётный гражданин Озёрского района, краевед, турист, экскурсовод.

У этой статьи 32 комментариев

  1. Семён Сычёв
    Семён Сычёв Ответить

    Бобры одолели. Все речки, все овраги плотинами перегородили, деревья валят почём зря. Даже в жилых деревнях на прудах живут спокойно и безобразничают. Всё вётла вокруг прудов погрызли, одни пеньки острые торчат.

  2. Владимир Ответить

    Спасибо, что даете попутешествовать, хотя и виртуально. Класс! Ну а по поводу молокан и крестов… Уже зрелом возрасте за последнее десятилетие похоронил в тамбовской обл всех бабушек и дедушек. Православные. Жили они в соседних сёлах, как Кобяково и Стояньево, даже ближе, но в десятков раз крупнее упомянутых. Так вот, похоронные процессы очень сильно различаются в этих селах в плане регламента 2-3 дней, песнопениях, традиций при этом. Понял только одно — всё зависит от пришедшей на отчитывание «главной всезнающей» набожной женщины. Именно она устанавливает правила «как надо и как положено», а остальные с этим соглашаются, т.к. «не спецы» в похоронном деле. И такая монашка есть в каждой деревне и ни одна. Вот по такому же принципу и кто то когда то выделил «молокан», а Вы еще назвали их и «сектой», что подхватят далее читатели и что плотно засядет им в голову. А там не секта, там обычные христиане с неким различием в подходе к песнопению и праздновании праздников. Никаких тайн и смыслов. Вы, например, бросаете вот уже несколько лет монетки во все болота, ручейки и речки…. Вы сектант, поклоняющийся темным духам, которые всегда обитали в вышеназванных местах? А светлые предки христиане всегда считали, кто ходит на болота — связывали таких со служением темным силам и с проданной душой…. А Вы там самый частый гость. Кто вы, основываясь на вышесказанном?

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      «Кто вы, основываясь на вышесказанном?». (С)

      Я — это я. А люди могут считать меня, кем угодно. Меня это мало беспокоит. «Хоть горшком назови…»

  3. Дмитрий Мартынов Ответить

    Мне вот интересно, откуда информация у автора второго комментария, что в ручейках и речках обитают(или обитали) злые духи, это в воде, в проточной, которая даёт жизнь всему живому…Хотя после светлых предков христиан, которые что то там считали…

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Меня тоже, честно говоря, удивило. Вода даёт жизнь всему живому, водой омываются, очищаются, исцеляются. (Культ родников на Руси).
      В Крещенскую ночь в воде купаются (даже Президенты).
      Какие «тёмные духи?».

      «А светлые предки христиане всегда считали, кто ходит на болота — связывали таких со служением темным силам и с проданной душой…» (С)

      Улыбнуло. Значит все, кто ходят на болота (на наши Большие Торфа, к примеру) за клюквой, голубикой, за грибами, карасей ловить и на охоту за утками — служат «тёмным силам» и продали душу?
      Тогда, по логике, те, кто ходят на пляж, допустим, служат светлым силам и с душой у них всё в порядке.

      • Холина Галина
        Холина Галина Ответить

        Действительно,странная «информация» про воду у странного Владимира..У всех конфессий вода является средством очищения,приобретения святости,изгнания недугов,в том числе психических…Вода — это ВСЁ!Были у людей на Земле времена,когда и болотная вода ох как пригождалась…Сергей Михайлович,продолжайте исследования,и нам иногда рассказывайте эти истории..Да..между прочим..заболевание бешенство в научном мире называется гидрофобия,водобоязнь.

    • Ростислав Ответить

      Криничницы — согласно поверьям, прекрасные девы с длинными пушистыми русыми косами, хранительницы криниц (то есть родников). Криницы издавна пользуются уважением у славянских народов. Если люди не ухаживают за криницей – криничницы замыкают источник и вода исчезает. Вода в криницах целебная, потому что криничницы ее оберегают.

      Но не сказано, что злые!

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Интересно, Ростислав. Народные поверья — вообще тема очень интересная. В них — взгляд человека на Природу, на взаимодействие с Природой, на поведение на Природе, на Жизнь вообще.

  4. валерий
    валерий Ответить

    Сергей Михайлович, материал хороший. Вам удается, казалось бы простые, привычные взгляду вещи показать в очень душевном и познавательном виде. Спасибо. Интересный рассказ о бывшей церкви и сохранившемся камне. Хотелось бы этот сюжет по подробнее. Пытался найти ответ на вопрос о крестах, не нашел. Может посоветоваться с озерским Батюшкой, может он чего знает? Владимир явно погорячился. Его эмоции бегут впереди знаний. Володя, сравнивать духовную культуру тамбовской и озерской деревни следует очень осторожно, во многом они разные. Ваше отношение к болотам своими корнями уходит в язычество.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Спасибо на добром слове, Валерий Иванович!
      По кресту мы с Максимом Муромским (директор Озёрского краеведческого музея) разговаривали со священниками и даже водили их к этому кресту, показывали. (Это когда памятный крест на месте церкви освящали).
      Ещё я спрашивал у сотрудника Института Археологии РАН, который специализируется именно на могильных надгробьях, памятниках.
      НИКТО ничего определённого по этому странному кресту не сказал, к сожалению. Загадка пока.
      Именно церковью в Кобякове я плотно не занимался, написал, что знаю. Наверняка есть и более подробная информация.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Валерий Иванович, про какой сюжет Вам хотелось бы подробнее? Про церковь я написал всё, что знаю. Камень — это просто обломок кирпича от церкви на котором добрые люди сделали надпись и положили обломок этот на перекладину памятного креста. (Там он и лежит).
      Памятный крест освящён 6 сентября 2012 г. Я был на освящении. Интересно. Молитвы там, кадило и всё такое. А потом стол был серьёзный на природе, желающие (а были и из Кобякова три женщины) могли угоститься, чем Бог послал. Хорошо посидели, душевно, без всяких умничаний, и батюшки с нами. Праздник!
      Спасибо за мысль. Редкое фото освящения креста поставил в текст статьи, чтоб не потерялось.

      • валерий
        валерий Ответить

        Я имел ввиду историю церкви, ведь это 17 в., не новодел какой-нибудь. Вообще — то хорошо бы иметь карту старых церквей района, она может подвигнуть к интересным историческим выводам развития края.

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Добрые люди, сделавшие надпись на кирпиче, немного ошиблись с датой постройки церкви, или имели ввиду, что изначально на этом месте стояла деревянная церковь.
          На самом деле церковь (кирпичная) построена в середине XVIII в, закрыта в 1924 г., потом разобрана. Дата разрушения точно не известна, но до войны, до 1941 г, вероятнее всего в 1936 — 1940 годах. (Нуждается в уточнении).
          Карту старых церквей района сделать — не вопрос. Я все церкви знаю.

  5. Михаил И Ответить

    Статья интересная и комментарии эмоциональные. Странно, что такой безобидный старинный русский обычай бросать в родники, в пруды и озёра, в речки и реки монетку, чтоб опять вернуться на это место, в комментарии Владимира выставлен чуть ли не упрёком С.М. Рогову. Обычай этот известен давно. В Нагорной дубраве был родник, в котором давно уже нашли много монет, крестиков и прочей мелочи. Были такие родники с монетками и в других местах. На родники, пруды, реки и прочие водоёмы ходят крестным ходом 18 января ночью освящать воду. Поход на «Иордань». Потом в этих прорубях дружно купаются все. Да и статья не про монетки ни разу. Фотографии интересные. Будто сам в Кобякове побывал.

  6. Холина Галина
    Холина Галина Ответить

    Про можжевельники..одно из древнейших хвойников.С ним у народа есть много всевозможных обычаев и правил.Я смотрела на деревья в Кобякове.Им много лет.Возможно,когда-то их посадили у калитки для «охраны».А на просторе это дерево растет быстрее,чем в смешанном лесу.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Тема «охранных» функций можжевельника очень обширна. Им окуривали заболевших людей, домашних животных, жилища окуривали. Перед входными воротами во двор дома сажали. Ну и на дорожку, по которой несли человека в последний путь, ветки можжевельника бросали. И ещё много чего.

    • Евгений
      Евгений Ответить

      Недалеко от Кобяково, в сторону ступинского района , в лесу случайно обнаружили огромную ель. Ель и ель. Но оказывается самопроизрастающих елей в нашем районе нет. Только кем то посаженные. Так вот около той ели была то ли дача, то ли охотничья сторожка наших фабрикантов. Рядом нашли скопление растущей крапивы- первый признак, что здесь жили люди, далее большую яму и разбросанный печной кирпич- черные копатели копали под местом установки печки, видимо клад искали.
      Ель огромная, жалко не обладаю способностями определить возраст растущего дерева. Ну лет 100 то точно.

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Да, ели просто так у нас не растут почему-то, только посаженные людьми, как и лиственницы.
        Место это хорошо знаю. Это — охотничья сторожка фабрикантов Щербаковых и Моргуновых. Таких сторожек в наших лесах было не одна.
        Клад там навряд ли был, туго у нас с кладами-то, да и не в таких местах их прячут. «Оброны» могли быть вполне. Люди там отдыхали, выпивали, наверняка теряли деньги мелкие. Потом, обычай закладывать монетки под углы строений и в щели брёвен избы. Не бог весть что, так, для коллекции.

        • Евгений
          Евгений Ответить

          Сергей Михайлович, сейчас на мемориальные доски наносят не только погибших на войне, а всех, кто воевал. Чтоб увековечить память о всех воинах. В живых редко кто остался. 76 лет назад война кончилась.

          • Сергей Рогов
            Сергей Рогов

            Сейчас — да. Но обелиск с фамилиями в Кобякове был установлен не сейчас, и С.П. Липин мне говорил, что на доске фамилии тех, кто с войны не вернулся.

      • Холина Галина
        Холина Галина Ответить

        Возраст ели можно определить по мутовкам на стволе.Т.е.сосчитать ряды сучьев…

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Галина, а можно подробнее? Я тоже встречал в лесу огромные, одиночные ели. Хотелось бы хоть примерно знать их возраст. Интересно.

          • Холина Галина
            Холина Галина

            Когда Вы смотрите на ствол дерева,то на нем видно «окольцевание» его сучьями.Если сучьев уже нет,то есть следы от них.Вот,если эти кольца из сучьев подсчитать,то и будет возраст дерева.Но этот простой способ можно применить не ко всем деревьям — это надо знать,какой прирост дает дерево ежегодно.Для ели это применимо..

  7. Евгений
    Евгений Ответить

    Кстати, интересный способ. Ведь каждый год дерево закладывает почки, из которых растут сучья. И на стволе и на ветках. Хотя тут нужен видимо определенный навык или опыт. Выращиваю каштан из ореха, возраст знаю егошный, надо попробовать посчитать ряды сучьев.

  8. Николай Ответить

    Живёт деревня, несмотря ни на что! Всегда интересуют, трогают какие-то нотки пейзажи почти заброшенных деревень. Что-то в них есть такое печальное и что-то родное. В общем спасибо за виртуальный тур!

  9. Свой
    Свой Ответить

    Спасибо, Сергей Михайлович, за возможность прогуляться по Кобякову! Очень рад тому, что родник полон, пусть даже через край. Все-таки он не затянулся и не зарос, а почистили мы его может и не идеально, но помогли ему тоже здорово, тем более затянут и позабыт он был очень давно. Будем смотреть по весне и лету, очень интересует его дальнейшая судьба.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      И мы помогли роднику, почистили его, и бобры тоже помогли. Плотин по оврагу нагородили, уровень воды подняли. Все — молодцы!

  10. Олег Ответить

    Бывал в Кобяково когда еще дороги не было.
    Побродил с металлоискателем по окрестным полям.
    Ничего примечательного хотя село на тракте стояло, самая старая находка чешуйка Ивана 3

  11. Евгений
    Евгений Ответить

    Может кому то интересно будет. В свободном доступе МК Кобяково

  12. Евгений
    Евгений Ответить

    у меня так случайно осталось около 60 скринов с МК, по Кобяково, Гомзяково и Рудаково. Типа такого

Добавить комментарий для Сергей Рогов Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *