на 1 февраля 2021 г. величина снежного покрова в озёрских краях составила 39 см
1 февраля 2021 г. ходил в лес, замерял величину (высоту) снежного покрова. Замерял, как положено,…
В 1819 году в деревне Малое Уварово, что находится, примерно, на полпути от Озер до Коломны, в семье крестьянина Ермилы Разоренова родился сын, которого назвали Алексеем. Рождение детей в крестьянских семьях было обычным явлением, хотя и радостным для родителей. Кто бы мог подумать тогда, 23 июля, что Алексею уготована участь не крестьянина, а одного из известных московских поэтов — самоучек второй половины 19 в., которые со временем объединились в литературный кружек под руководством известного в то время поэта, то же самоучки, Ивана Захаровича Сурикова.
Сегодня имя И.З.Сурикова мало известно, но его песню «Степь да степь кругом» знали и пели многие поколения, помнят ее и сейчас. А на его стихи «Я ли в поле да ни травушка была» П.И.Чайковский написал музыку и эта песня поется по сей день.
Так вот поэты-самоучки Москвы были завсегдатаями лавки Разоренова в Палашевском переулке, можно сказать в центре Москвы. В их числе московские поэты И.З.Суриков, А.И.Плещев, И.А.Белоусов и др. Алексей Ермилович был дружен с В.Гиляровским, который почти ежеджневно посещал его. Поэты-самоучки или, как их называли, «крестьянские» поэты составили свой, особый, пласт русской культуры, а их произведения стали отражением души русского человека. В этой связи нужно вспомнить и Сергея Есенина, который относился к той же плеяде «крестьянских поэтов».
Известный ученый, историк литературы Б.П.Городецкий писал, что «в их стихах передавались горькие раздумья крестьянина-бедняка, заброшенного в город в поисках заработка, его любовь к родной земле, к крестьянскому труду, поэтизация и идеализация мирной деревенской жизни, озарённая отсветом разочарований безысходно тяжёлого существования в трущобах города».
Но, уважаемые читатели, давайте все по порядку. Вот, что писал сам о себе Алексей Ермилович:
«Никакого образования не получил кроме начатков грамотности от приходского пономаря (по псалтири); добрую половину жизни провел в Москве; скитался, впрочем, и по многим другим городам матушки России: был в Петербурге, Казани, Симбирске и других городах.
Приходилось мне быть и приказчиком, и лакеем (в 1850 годах), и разносчиком. Последнее время (около 25 лет) торгую в мелочной овощной лавочке.
Вся жизнь моя прошла в тяжелой борьбе за существование, среди нужды, лишений, тьмы невежества и людей умом убогих. Писательские стремления пробудились во мне очень рано, но большинству моих опытов не суждено было увидеть печати. Всё, что было мною написано и напечатано, вылилось прямо из души в такие минуты, когда я чувствовал непреодолимую потребность писать. Могу сказать, что я пел всегда искренно и просто, не забывая при этом никогда тех великих заветов, которые мне удавалось почерпать из великих творений великих писателей — бойцов за свет и правду. Мне теперь более 70 лет, но я и теперь все так же бодр духом, как и в далекие дни моей молодости, к сожалению, прожитой, благодаря той же среде, в которой я жил, не совсем осмысленно. Но я до сей поры не перестаю выбиваться из тьмы к свету и из-за прилавка своей лавочки слежу, по мере возможности, за тем, как растет родное слово, как зреет родная мысль на ниве народной, засеянной рукою великих сеятелей, в иную жизнь отошедших».
Первым, одним из наиболее известных сочинений Разоренова, стало стихотворение «Не брани меня родная», на слова которого профессор консерватории А.Дюбюк написал музыку, и популярность этого романса не прошла до сих пор. Иногда слова песни считают народными, но это не так, теперь мы это знаем. Аексей Ермилович рассказал историю создания этого произведения своему другу Ивану Белоусову – известному в то время поэту.
Молодой Разоренов, — писал И. Белоусов, — тогда жил в Казани (1953) и работал статистом в казанском театре. Тогда же он и пробовал себя в качестве поэта-песенника. Среди театральных коллег прослыл «сочинителем».
Однажды в театр на гастроли приехала какая-то актриса из столицы. Желая немного разнообразить свой репертуар, она захотела исполнить русскую песню, но с тем условием, чтобы она была не слишком популярна, а лучше даже и неизвестна.
Служители театра вспомнили о «сочинителе» и уже на следующий день перед актрисой лежал готовый романс, впоследствии ставший всенародно любимым.
Попутно заметим, что той певицей, для которой был написан ромас, была Надежда Васильевна Самойлова – известная актриса и певица, солистка Мариинского Императорского театра. Судьба романса сложилась удачно, его исполняли известные певицы на различных сценах. Известными исполнительницами были Н.Обухова, Л.Зыкина, Е.Образцова, А.Пугачева и др. Давайте послушаем незабвенную Людмилу Зыкину. Щелкните по ссылке.
В начале 60-х гг. Алексей Ермилович перебрался в Москву, где и обзавелся маленькой («как шкаф») «мелочной» лавкой.
И.А.Белоусов вспоминал встречу с Разореновым:
« Помню, он был одет по-старомодному в длиннополый русский сюртук, сапоги с высокими голенищами; жилет — фасона Гарибальди — был наглухо застегнут; шея повязана черной атласной косынкой».
О московском периоде жизни Разоренова сведения ограничены и повторяющиеся у различных авторов. Сошлемся на обобщающую информацию коломенских краеведов, которые приняли участие в конкурсе «Культурный след» в целях создания мемориальной доски с информацией о народном поэте-самородке А. Е. Разоренове рядом с местом, где он родился.
«Преданность литературе и родному слову были характерными чертами поэта-самородка Алексея Ермиловича Разоренова. Несмотря на все сложности судьбы, он оставался верен однажды выбранной цели – постичь премудрости стихосложения и стать поэтом…»
В. А. Гиляровский, живший в Москве неподалеку, ежедневно заходил в гости к поэту и оставил о нем свои записи:
«Это был старик огромного роста, богатырского сложения, читал наизусть чуть не всего Пушкина, а «Евгения Онегина» знал всего и любил цитировать».
Весьма интересны воспоминания об А. Е. Разоренове его современника А. А. Коринфского :
«В высшей степени оригинально было видеть старика лавочника в длиннополом (московском) полукафтане, декламирующего из-за прилавка целые монологи из «Гамлета», «Короля Лира», «Ляпунова», «Скопина Шуйского», «Велизария» и других пьес и с чисто юношеским увлечением произносящего наизусть любимые места из «Демона», «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Громобоя».
Стихи А. Е. Разоренова печатались в «Русском курьере», «Грамоте», «Радуге», «Иллюстрированной газете», «Воскресном досуге», «Московском листке», в сборниках «Рассвет», «Родные звуки», «Грезы» и других изданиях ….»
В конце 80-х гг. Разоренов готовил к публикации свой первый сборник стихов, но издание не состоялось, незадолго до смерти он сжёг большую часть своих рукописей.
Говоря о романсах Разоренова, уместно будет вспомнить и другое известное произведение Алексея Ермиловича, полное природной свежести и жизненной радости: «За грибами в лес девицы». Это произведение почему – то тоже до сих пор считается народным, хотя оно написано на основе поэмы «По грибы». Ее также можно услышать и сейчас в исполнении оперных и эстрадных певцов. Послушаем, как ее исполняет Ирина Журина.
Наконец не менее известная трогательная песня «У церкви стояла карета». Здесь то же авторство Разоренова не всегда указывается. Часто эти стихи связывают с именем Матвея Ожегова — крупного собирателя народных песен. В 1896 г. он издал сборник русских народных песен «Безумная», куда включил и стихотворение «У церкви стояла карета». С тех пор так и пошло – народная песня. В числе известных ее исполнителей были Жана Бичевская и ансамбль «Золотое кольцо». Послушаем.
Особое место в творчестве Разоренова занимает изучение им романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», что привело его к стремлению продолжить, написанное великим поэтом. Неожиданное, но вполне обдуманное решение Алексея Ермиловича..
Его работа была завершена в 1890 году, когда в типографии Л. и А. Снегиревых была напечатана его книга «К неоконченному роману „Евгений Онегин“ соч. А. Пушкина продолжение и окончание соч. А. Разоренова».
Роману предшествуют два эпиграфа.
Один А.С. Пушкина:
Блажен, кто про себя таил
Души высокие созданья
И от людей, как от могил,
Не ждал за чувство воздаянья.
Другой – Разоренова:
Но тот блаженней много крат,
Кто чувством с ближними делился,
На суд их правый не сердился
И не желал от них наград.
Эти эпиграфы свидетельствуют о разных взглядах их авторов на предмет романа «Евгений Онегин, что и побудило Разоренова дописать роман Пушкина.
«Среди писателей-самоучек, — писал В.Б.Муравьев, — существовал культ Пушкина — от Сурикова до Есенина».
«Конечно, — считает Муравьев, — образ Пушкина и его творчество каждый из них толковал по-своему, но все они считали Пушкина идеалом поэта и примером для себя.
Вопрос о продолжении и окончании «Евгения Онегина» возник сразу же, как только была издана в 1832 году восьмая глава романа со строками, в которых поэт сообщал, что «оставляет» своего героя «навсегда», что роман окончен, но при этом недвусмысленно давал понять, что в общем-то он бросает историю незавершенно. И это при том, что читатели, среди которых были и знакомые дамы поэта, и друзья-литераторы, требовали продолжения и окончания романа. Читательниц особенно не устраивала неопределенность развязки, они хотели бы «поправить» Пушкина и устроить судьбу Татьяны и Онегина более счастливо.»
Однако, — пишет В.Б.Муравьев, — вернемся к сочинению А. Е. Разоренова.
«Его книга начинается стихотворным предисловием, в котором автор объясняет свои намерения и причину, почему он написал это «Продолжение и окончание».
Сначала он обращается к А. С. Пушкину:
О, тень великого поэта!
Из недр неведомого света
На труд ничтожный мой взгляни —
И, если стою — побрани
За то, что к твоему творенью
Я окончанье написал
И, волю дав воображенью,
Героя в нем дорисовал.
Далее автор адресуется уже к читателю книги:
…здесь сам Пушкин виноват,
Что я являюсь к вам поэтом…
Его читая сочиненья,
Я так им очарован был,
Что я себя и все забыл.
И вдруг, в порыве увлеченья
Не много думав, сгоряча,
Я создал это вам творенье,
Что называется, — сплеча.
Издание же своего «творенья» он объясняет тем, что
…желал сердечно
Пред строгим светом показать,
Как сильно было то влиянье
Родного гения-певца
На самоучку-простеца
Без всякого образованья…
После предисловия идет «Продолжение и окончание» романа в стихах. Оно состоит из двадцати глав и эпилога. Главы написаны почти «онегинской строфой».
А, уважаемые читатели, каково? Каков самоучка? Какая сила духа, какое стремление «выбраться из тьмы к свету», познанию прекрасного? Хорош Алексей Ермилович, не побоялся встать рядом с гением Пушкина. А что, человек знал себе цену и при всем почтении к «родному гению-певцу» постигал мудрость «высокого штиля» поэтического слова. Он выполнил то, чего не сделал Александр Сергеевич, но по своему, так, как он понимал роман и суть жизни человеческой, какое развитие событий было ему ближе.
О, тень великого поэта!
Из недр невиданного света
На труд ничтожный мой
Взгляни —
И если стою – побрани.
За то, что твоему творенью
Я окончанье написал
И, волю дав воображенью,
Героя в нем дорисовал.
Уважаемые читатели, Вас не заинтриговало все это? Если заинтриговало, Вы можете найти «продолжение» романа в интернете и прочитать его.
Умер Алексей Ермилович 22 января 1891 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Его друзья поэты-самоучки, участники суриковского кружка, в память о нем издали его посмертный сборник стихов «Грезы», куда включили автобиографию Разоренова. Незадолго до смерти Алексей Ермилович подвел грустный итог своей жизни в стихотворении «Последнее желание»:
Пройдя почти весь жизни путь,
Растратив весь остаток силы,
За час один лишь до могилы
Как я желал бы отдохнуть!
Склониться бы на грудь такую,
Где б сердце билось для меня,
Услышать ласки, речь родную
И тем утешить бы себя;
Чтоб мог я верить всей душою,
Что я еще не всем чужой;
Заплакать сладкою слезою,
Прощаясь с жизнею земной…
Но нет того! И сердцу больно,—
Для всех я лишний и чужой!
И взор туманится невольно
Не сладкой — горькою слезой
«Я знаю,- писал он в своей автобиографии, — что в моих стихах есть много несовершенств и погрешностей, но я смело могу сказать, что пел всегда искренне и просто, не забывая при этом никогда тех великих заветов, которые мне удалось почерпнуть из великих творений великих писателей».
Спустя много времени другой известный поэт посвятил А.Е.Разоренову стихотворение, в котором есть такие слова:
Выскочив из собственного тела,
К восхищенью чуек, зипунов,
То он был неистовый Отелло,
То вожак Прокопий Ляпунов.
И в конце, слезу в стакан роняя,
На лице размазывая грязь,
Пел он: «Не брани меня, родная…»,
Девицею красной становясь.
Но когда две толстые трепушки
Добиваться стали что есть сил:
«Кто же автор?» –
Он им буркнул: «Пушкин…
Пушкин всё на свете сочинил…
(Е.А.Евтушенко)
P.S. Меня постоянно мучила мысль, почему наши «крестьянские» поэты всегда в официальном литературоведении оказывались, где-то на вторых местах, иногда их творчество вообще замалчивалось, а произведения относились в ранг «народных»? Ответ на этот вопрос я нашел в книге «Русские поэты второй половины 19 в.», где прямо сказано, что: «наиболее характерным типом вокальной лирики второй половины XIX – начала XX века становится свободолюбивая революционная песня в разных жанровых ее разновидностях: агитационная, гимназическая, сатирическая, траурный марш. Созданные поэтическими представителями разных поколений и течений освободительной борьбы русского народа – революционной демократии, революционного народничества и пролетариата, – эти песни из подполья, из нелегальных кружков и организаций распространялись по тюрьмам и ссылкам, проникали в массы, звучали на демонстрациях и на митингах, во время забастовок, стачек и баррикадных боев».
Что тут скажешь? Вы уж, уважаемые читатели, думайте сами, а я так скажу, в тюрьмах – то пелись революционные песни, а по избам пели «Не брани меня родная…», в нашей компании мы эту и ей подобные песни поем и сегодня.
Валерий Овсянников 20 октября 2021 г.
В основу данной публикации легли материалы из СТАТЬИ с сайта Stupinsku.ru
(Администрация сайта «Я — Краевед»)
Уважаемые читатели! Вот уже 87 человек прочитало статью о нашем земляке А.Е. Разоренове, но ни кто так и не оставил своего комментария. А жаль. Ведь нам интересно Ваше мнение, оно помогает нам выбирать темы для публикаций. Выразите, хотя бы, кратко Ваше отношение к прочитанному, может Вам все это и не интересно? Заранее благодарю за понимание.
Валерий Иванович, дорогой! Это вполне закономерно, что на серьёзные, исторические, познавательные и информативные статьи комментариев бывает не много.
Вот если бы про Андросова или примерно: «Я замужем, но вот как-то совершенно случайно переспала с соседом с пятого этажа, а сосед с третьего этажа (с которым я тоже спала) очень на меня за это обиделся. Что мне теперь делать и говорить ли мужу?».
Вот на такую публикацию комментариев и советов было бы много.
Статья интересная, информативная, для меня вообще эта информация новая. Благодарю!
Сергей Михайлович,точно,как всегда!
Валерий Иванович…. дорогой ты мой… СПАСИБО… вот это История… с большой буквы… без всякого подмесу..
Если ты Костя Сериков, то привет тебе, рад, что ты следишь за сайтами. Давно не виделись. Спасибо тебе на добром слове.
Да конечно это я!
Класс!!!
Костя, тебе статья понравилась. А вот интересно, что привлекло в ней твое внимание?
Уважаемый Валерий Иванович,статья просто великолепна!Действительно,мы очень мало знаем своих родных поэтов-песенников…А уж откуда они родом,так и вовсе..На самом деле,на виду были те,которые прославляли Родину,писали песни патриотического плана,а остальные,хоть и писавшие душевные для народа,песни,всегда оставались в тени.Ну и ладно.Хорошо, есть у нас историки,которые рассказывают нам про наших,доморощенных Звезд!
«На самом деле,на виду были те,которые прославляли Родину,писали песни патриотического плана…» (С)
Разумеется, Галина. «На виду» были те, которых нам на этот «вид» выставляли, пропагандировали. В школах, в СМИ, по ТВ крутили и говорили о них постоянно.
Про Пушкина нам говорили — мы его знаем. Про Разорёнова не говорили — мы его и не знали соответственно. Причём, говорили нам, как надо им было и что надо им было. Про того же Пушкина нам в школе говорили, что он — борец с царским режимом и убит чуть ли не по указанию царя. Про Лермонтова — то же самое, чуть ли не революционер прям. А на деле, когда начинаешь самостоятельно во всём разбираться, так эти ребята сами на пулю нарывались, прям искали её, своим поведением так и лезли на пистолет.
Тут политика, идеология и ещё много чего. Надо говорить, писать, тогда и будут знать.
Галина, рад, что Вам статья понравилась, спасибо.
Валерий Иванович, вот тут в ОК потомками поэта интересуются.
Есть в Озерском районе фамилия Разоренов!
Например в Сенницах.
И… я бы сказал, что фамилия не распространенная, и ежели в какой то местности , в районе, деревне попадается одна и та же фамилия, то они точно родственники.
Генеаологи говорят так: Каждый однофамилец, просто недоказанный родственник. Если фамилия известная, популярная, то могут быть однофамильцы, если не очень распространенная, то точно родственники.
Можно конечно покопать метрические книги. Тема интересная. Жалко времени нет…
Все спешим…бежим… Определяем для себя наиболее важное. А что важнее, что главнее и нужнее определяет только время…
Уважаемая Татьяна, конечно надо всячески пропагандировать таких наших земляков. Может на других озерских сайтах, к примеру Озеры-культура, сайт администрации и т.п. Где-то я читал, Алексей Ермилович неоднократно приезжал в Уварово к племянникам. О детях не знаю. Я пытаюсь найти его автобиографию, она где-то в Ленинской библиотеке хранится. Найду, опубликую, поищу стихи. Можете почитать его продолжение «Евгения Онегина», запросите на яндексе. К стати, его дом в Уварове сохранился, там живут его родственники. Вот поле деятельности для краеведов. У родственников наверняка есть документы и воспоминания. Успехов энтузиастам.