От Оки до Баренцева моря

Село Клишино Трасненской  волости  Зарайского  уезда  Рязанской губернии. Здесь в 1907 году  на  Бугре (в н. вр. ул. Садовая) в  обычной  крестьянской семье родился мальчик, которого в  Богородице — Рождественской  церкви села Клишино окрестили и нарекли Николаем.

Дом в Клишино, где когда-то проживал с родителями Тихачев Николай Павлович.

 

Богородице — Рождественская церковь в с. Клишино.

 

Его детство ничем не отличалось от детства других крестьянских ребятишек. С малых лет — посильная помощь родителям по хозяйству, забота о младших, нехитрые уличные забавы и игры со сверстниками, учеба в церковно — приходской школе.  С весеннего половодья до  глубокой осени ребята часто собирались на Оке. Благо, что она была совсем рядом.  Достаточно было спуститься с бугра, перейти дорогу и ты уже на берегу широкой красавицы Оки, спокойно несущей свои воды к далекой Волге. Сетками, вершами, донками  или  удочками ребята ловили рыбу. Под камнями руками ловили раков и налимов. Купались, загорали.  А вечером, сидя у костра в ожидании наваристой ухи,  рассказывали всякие истории – страшилки и небылицы.  С интересом наблюдали,  как по Оке с разноцветными  сигнальными  фонарями проплывали  тяжелые груженые баржи и красивые белые пароходы.  Ребята  мечтательно смотрели им вслед: вот бы на них поплавать.  В детстве каждый о чем-нибудь мечтает и  Коля Тихачев тоже мечтал. Плавая по Оке на просмоленной лодке — плоскодонке, он представлял себя капитаном большого корабля, бороздящего бескрайние морские просторы.  Пролетали  годы, но мечты оставались несбыточными.  И вдруг самым неожиданным образом  жизнь Николая  изменилась, приблизив его к  исполнению заветного.  В СССР  было создано общество «ОСОАВИАХИМ» — общественно-политическая оборонная организация содействия обороне, авиационному и химическому строительству (предшественница ДОСААФ). Николай с радостью записался в военно-морскую группу и с гордостью стал носить тельняшку, матросскую рубаху и бескозырку, на которой была серебряная надпись «ОСОАВИАХИМ».

Тихачев Н.П. – курсант военно-морской группы «ОСОАВИАХИМ»

 

В 1929 году, получив отличную подготовку в военно-морской группе «ОСОАВИАХИМ»,  Тихачев Николай был призван Озерским РВК (с 1929 года с. Клишино было в составе Озерского района) на службу в ВМФ. Наконец-то мечта о флоте сбылась. Лодка-плоскодонка с деревянными уключинами для весел осталась на Оке, уступив место боевому кораблю – линкору «Марат» в Кронштадте. Затем был Севастополь и линкор «Парижская коммуна».

Матрос Тихачев Н.П. в начале 1930-х годов.

 

Линкор «Марат»

 

Служил кочегаром. Поначалу от тяжелой физической работы и монотонности очень уставал. Но с детства привыкший к нелегкому крестьянскому труду, быстро освоился и, постепенно постигая секреты кочегарского мастерства, стал одним из лучших. Пришло осознание того, что и от кочегара зависит многое. Это и  сохранность паросиловой  установки, постоянное поддержание оптимального давления пара в котлах, экономный расход топлива, нужная скорость  хода  боевого корабля. Добросовестное и вдумчивое отношение молодого матроса к обязанностям было оценено не только командой машинного отделения, но и командиром корабля. Николая направили на 6-месячные курсы младших командиров ВМФ. Далее – служба на эсминце «Дзержинский».

Эсминец «Дзержинский».

 

В 1932 году  Тихачев Н.П. был переведен во Владивосток, где  стал  непосредственным участником  создания Военно-морских сил на Дальнем Востоке, в январе 1935 года переименованных в Тихоокеанский флот. В декабре 1935 года за большие заслуги в поддержании высокой боевой готовности вверенного подразделения, отличную боевую и политическую подготовку  и  отличное овладение личным составом новой боевой техникой Тихачев Н.П. был награжден орденом Красной Звезды. Как перспективный офицер, на деле доказавший свою любовь и преданность военно-морскому флоту, Тихачев был направлен на учебу в Ленинградское военно-политическое училище им. Ф. Энгельса, после окончания которого в 1938 году он был назначен на должность инструктора политотдела Владивостокского укрепрайона Тихоокеанского флота. Затем – военкомом сторожевого корабля (СКР) «Метель», принимавшего участие в боевых действиях в районе озера Хасан.

Сторожевой корабль «Метель»

 

Экипаж «Метели» был награжден почетным знаком «Участник Хасанских боев», а  военком СКР  Тихачев Н.П. — вторым орденом Красной Звезды (10.1938).

С начала Великой Отечественной войны служил военкомом эсминца «Сталин», который обеспечивал боевую деятельность бригады подводных лодок Тихоокеанского Флота.

Эсминец «Сталин».

 

6 марта 1944 года назначен первым помощником командира на эсминец «Достойный» (бывший «St.Albans») в составе эскадры Краснознаменного Северного флота. Но, ни команды, ни корабля еще не было. Команду нужно было сформировать, а эсминец «St.Albans», переименованный в «Достойный», получить в Англии.

Следует пояснить, что в конце июля 1943 года фашистская Италия капитулировала. Союзники по антигитлеровской  коалиции (СССР, США, Англия) договорились о разделе итальянского флота. Советский  Союз должен был получить  линкор, крейсер, восемь эсминцев и четыре подводные лодки, что по боевой мощи составляло примерно одну треть  трофейного  флота.  Красная Армия истекала кровью, но США и Англия не спешили выполнять свои обязательства. На Тегеранской  конференции (28 ноября — 1 декабря 1943 г.) наша делегация снова напомнила союзникам об итальянских кораблях. Президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчиль согласились на передачу нам части итальянского флота в конце января 1944 года. Время шло, война продолжалась,  а союзники всё не спешили с выполнением обещаний.  Наконец 23 января 1944 они сообщили, что делить итальянский флот в настоящее время неудобно, это, дескать, настроит итальянцев против союзников, поэтому англичане могут передать во временное пользование СССР только линкор, а американцы -легкий крейсер. Председатель  Совета  Министров  СССР  И. Сталин  29 января 1944  г. и 26 февраля  1944 г. направил Ф. Рузвельту и У. Черчиллю послания, смысл которых заключался в необходимости  исполнения договоренностей. Первоначально предполагалось прием всех кораблей произвести в  северных  портах Советского Союза. Американцы 20.04.1944 г. в Мурманске  передали  крейсер «Милуоки». Англичане же затягивали переговоры  и,  наконец,  предложили  произвести передачу  кораблей в  своих  портах.

В конце концов с союзниками была  достигнута договоренность об отправке  советских приемных команд в Англию на американских транспортах в составе одного из Северных конвоев.

Северные или Арктические конвои — конвои, доставлявшие в СССР грузы по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Отправлялись из портов Англии и Шотландии через бассейн Атлантического и моря бассейна Северного Ледовитого океанов в Архангельск и Мурманск. Проход конвоев сопровождался группой прикрытия с упорными боями с немецким флотом. Арктические конвои доставили в СССР около половины всех грузов по ленд-лизу. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (около 1400 торговых судов).

28 апреля 1944 года конвой RA-59 в составе 44 транспортов и 15 кораблей охранения вышел из Мурманска. На 20 транспортах были размещены команды советских моряков.   Капитан-лейтенант Тихачев Н.П. с командой будущего эсминца «Достойный»  был на  транспорте  «William S. Thayer». Как  только вышли из Кольского залива,  суда  построились  в походный  ордер.  Вместе с кораблями  эскорта  транспорты растянулись на несколько миль по фронту.  Вначале конвой шел на северо-восток — надо было подальше оторваться от берега, чтобы гитлеровская авиация не смогла нанести удар по судам с финских и норвежских аэродромов. Наши истребители сопровождали конвой вплоть до 70-й параллели. Защита полярных конвоев по договоренности с союзниками  возлагалась  на британский  флот. Корабли  Северного флота  эскортировали караваны  только в своей операционной зоне — до меридиана 20°. В составе эскорта находились семь советских  кораблей:  эсминцы  «Гремящий»,  «Разъяренный»  и  «Куйбышев», два тральщика и два больших охотника за подводными лодками.

Первый день был на исходе. Ни вражеской авиации, ни подводных  лодок не было  слышно.  Но с  наступлением  сумерек  гидроакустики  стали  нащупывать  притаившегося врага.  Взрывы один за  другим раздавались  где-то позади. Это наши   тральщики   сбрасывали  глубинные   бомбы.  Ночью   корабли   эскорта радиолокатором обнаружили вражеский самолет. Немного позже тральщик атаковал глубинными  бомбами  подводную лодку.  Значит, немцы обнаружили  конвой.

На  многих  судах  нашим  матросам  разрешалось  вместе с американцами вести наблюдение за морем и  воздухом  в выделенных секторах, а комендоров закрепили за  орудийными расчетами,  чтобы  они при необходимости помогали союзникам.

30 апреля днем был обнаружен немецкий разведчик  Хе-111. Истребители с английских авианосцев  атаковали и  подбили вражеский самолет. Но  немецкий летчик успел сообщить своим о том, что  обнаружил большой конвой. Это случилось на подходе к острову Медвежий, который оставался справа по курсу. По данным английской воздушной разведки, немцы развернули в ночь на 29 апреля 9 подводных лодок на пути движения конвоя  RA-59 к югу и юго-западу от этого острова. Обойти их позиции было невозможно. Около  восьми часов  вечера  30  апреля  британский  корабль обнаружил вражескую подводную лодку  и  загнал ее на глубину.  А чуть позже, когда конвой находился в 25 милях к юго-западу от острова Медвежий, один  за другим прозвучали два сильных взрыва. Немецкие торпеды угодили в носовой трюм и машинное отделение транспорта  «William S. Thayer», на котором находилась  команда «Достойного».

Место гибели транспорта «Уильям С. Тайер».

 

Корабль разломился на три части.  Носовая и средняя  части судна  через пять минут затонули, но корма еще держалась на плаву.  Случайно оказавшиеся в кормовой части офицеры  «Достойного» Л. Д.  Чулков и И. Д. Дорофеев  немедленно бросились  в трюм  к личному составу. Они прежде служили на  эсминце «Железняков» и боевого опыта им было не занимать.  Осмотревшись, Чулков понял,  что  конвой  продолжает следовать  тем  же курсом, а помощи  не видно. Тем,  кто  оказался  в   воде,  были  сброшены  спасательные средства. Помощь подошла через полчаса, показавшиеся всем вечностью. Американский транспорт «Роберт Идеи», шедший концевым в колонне, спустил шлюпки и  в  них стали подбирать людей, плававших в ледяной воде.  Британский эсминец «Вольтер» также спустил шлюпку,  а затем  подошел  к  правому борту подбитого  «William S. Thayer» .  Была  большая зыбь и пришвартоваться  к транспорту удалось с трудом.  Тем не менее на эсминец подняли 70 человек. Из воды в полубессознательном  состоянии подняли  штурмана «Достойного» капитан-лейтенанта  Лезгина,  командира зенитной  батареи лейтенанта Виктора Бабия и несколько старшин и  краснофлотцев.  Старпом «Достойного»  капитан-лейтенант  Владимир Беспалов был без сознания. В течение двадцати минут ему делали искусственное дыхание, растирали, и он очнулся. Большую   часть   команды «Достойного»   удалось  спасти.  Погибло  восемь офицеров,  четырнадцать   старшин  и   краснофлотцев.  Среди погибших – капитан-лейтенант Тихачев Н.П.

Капитан-лейтенант Тихачев Николай Павлович.

 

Восемнадцать  человек получили ранения и контузии. Были жертвы и у американцев. Всех спасенных  разместили  на  английском  эсминце  «Вольтер».  Моряки английского  корабля  радушно  встретили  пострадавших,  поделились  с  ними одеждой,  накормили и  обогрели.  В тот вечер  долго не могли уснуть. Погибли люди, наши советские люди,  и это не могло не взволновать моряков. Глубокая скорбь в  душе  каждого  соседствовала с  жаждой мести  фашистским  пиратам  за  их злодеяния.

В Англии все  восемь  эсминцев, предназначенные для передачи советским морякам, находились  в таком состоянии, что принимать их было нельзя – ни один эсминец выйти в море не мог. Вооружение было крайне запущено. Торпедные аппараты  проржавели и  не разворачивались.  Не в  лучшем виде  оказались  и бомбовые устройства. Стволы  орудий имели большой расстрел. Без предварительного освобождения от грязи и ржавчины главных и вспомогательных механизмов трудно было оценить  их  техническое состояние. Котлы на четырех эсминцах требовали смены  водогрейных  трубок,  а  главные  машины  нуждались  в  переборке  и перезаливке  подшипников.  Даже  валы  турбин  заржавели.  Водонепроницаемые переборки  были проницаемы не только  для воды, но и для  крыс и  тараканов, которые расплодились в трубопроводах и арматуре.

Несмотря на то, что  шла война, англичане  жили  по мирному регламенту. Рабочий день у них начинался  в девять и  заканчивался в шестнадцать.  Кроме того, они устраивали  двухчасовой  перерыв  на  обед.  Работы  продолжались всего несколько часов,  но главное было в  том, что все остальное время внутренние помещения корабля были заперты.  Изменить распорядок хозяева долго не соглашались. Нашим морякам было обидно за свою страну, за свой народ,  который  терпел неимоверные  лишения во  имя победы,  а  здесь  наши союзники по войне не только не стремились  помочь нам быстрее  ввести боевые корабли в строй, но и  всяческими  проволочками и искусственными  задержками тормозили ход работ. Наиболее трудными оказались первые недели, когда моряки занимались тем, что удаляли из  трюмов грязь, мусор, очищали  ржавчину.  Работу  обычно начинали рано  утром,  в половине седьмого, с  приходом  англичан работали наравне  с ними, а когда они уходили, команды эсминцев  снова наводили на кораблях порядок, а потом еще проводили учения и тренировки на боевых постах.  Приемка эсминцев из-за плохого  технического  состояния кораблей сильно затянулась. Тем  не менее,  уже через  8-10  дней  после  заселения  экипажей эсминцы начали  проводить ходовые  испытания,  которые выявили ряд  новых дефектов.   16  июля 1944  года  ровно в 12.00 часов под звуки британского гимна с эсминцев были спущены королевские флаги, а  еще через  минуту  под звуки гимна Советского Союза торжественно подняты военно-морские флаги СССР. Все последующие восстановительные работы, учебные тренировки и боевая подготовка проходили под советскими флагами.

16  августа  дивизион эсминцев в составе 8 кораблей получил указание перейти из Скапа-Флоу на Фарерские острова, принять там топливо, выйти  на  встречу с  линкором «Архангельск» и взять курс Англия – Кольский залив.  Время выхода с  Фарерских островов и  скорость были выбраны с  таким расчетом, чтобы отряд сумел нагнать союзный конвой IW-59,  находившийся  в  это время на полпути из Англии в  Мурманск.  Вторая половина маршрута — зона активных  боевых  действий  вражеских  подводных  лодок.  Там  корабли  отряда  должны присоединиться  к  конвою IW-59, чтобы усилить силы эскорта.

Утром 20  августа в  небе появился вражеский самолет-разведчик.  Линкор «Архангельск» открыл по нему огонь из зениток,  и самолет, покружив немного, удалился.  Но было ясно, что конвой обнаружен и надо ждать нападения.

23  августа  корабли  отряда  увеличили  ход  и  пошли самостоятельно в Кольский залив. В течение  дня гитлеровские  подводные лодки 15 раз  пытались атаковать  наши  корабли  с  разных  направлении.  Эсминцы «Жгучий»,  «Достойный»,   «Живучий», «Дерзкий»  и «Жаркий»  по  нескольку раз  выходили в контратаки. Две из них, проведенные эсминцами «Достойный» и «Жгучий», оказались успешными. Вражеские лодки получили повреждения.

Когда  корабли пришли в Кольский  залив, И.  В. Сталин направил У. Черчиллю  телеграмму:  «Сегодня, 24 августа,  утром благополучно прибыла из  Англии в известный Вам  советский порт  эскадра в составе одного линкора и восьми миноносцев,  переданных Советскому  Союзу  Великобританией».

Полученные в Англии корабли вошли в состав эскадры Краснознаменного Северного флота и участвовали во многих  сражениях, в том числе по защите Северных конвоев.

В послевоенные годы в Мурманске был установлен памятник участникам Северных конвоев, среди которых и наш земляк капитан-лейтенант Тихачев Николай Павлович, братской могилой которому стало суровое Баренцево море.

Мурманск. Памятник участникам Северных конвоев.

………………………………………………………………………………………………..

Источники:

— Книга Г.Г. Полякова «В суровом Баренцевом море»

— Воспоминания Тихачева Н. – внука капитан-лейтенанта Тихачева Н.П.

— Фотографии из интернета

— Сведения из википедии

— Фотографии из семейного альбома Тихачевых – Гришиных (с. Клишино)

— Документы ЦАМО РФ (сайты «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа»)

 

Данная статья готовилась  специально для презентации на сайте «Я — Краевед». Любое стороннее размещение и воспроизведение данной публикации, или использование каких-либо частей и авторских материалов  публикации,  возможно только с письменного согласия автора.

 

 Кочергин  Н.Н.                                                                    3 мая 2022 г.

© Кочергин Н.Н., 2022

Метки: ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Николай Кочергин

Коренной озерчанин. Ветеран МВД. Общественный деятель в деле увековечивания памяти трудового и ратного подвига озерчан в годы Великой Отечественной войны.

У этой статьи 4 комментариев

  1. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Николай Николаевич, браво! Как всегда, всё чётко, всё выверено, всё понятно и интересно.
    Обычный клишинский мальчишка, а такая интересная судьба. Вот они — социальные лифты в действии! Не было никаких ограничений. Дерзай, учись (бесплатно!), приноси пользу Родине, и Она тебя оценит по заслугам.
    Для примера, другой наш земляк М.Е. Катуков, родился в многодетной крестьянской семье, дослужился до маршала бронетанковых войск.

  2. Заречный Ответить

    Земляк! Горжусь! Спасибо, что помните и пишете!!! Это важно

  3. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Как хорошо, что к великому празднику дня Победы серьёзно привели в порядок памятник озерчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и обустроили, капитально отремонтировали прилегающую территорию. Любо-дорого посмотреть, особенно вечером при новом освещении. Работа проделана большая, всем причастным — огромная благодарность. На днях напишу об этом (и о увековечивании памяти павших земляков на других озёрских памятниках, в Клишине и в Дулебине) подробно. Оно того стОит.

  4. Иван Ответить

    Вечная память павшим в боях за Родину. История Северных конвоев, сражения в северных морях, когда вокруг тебя, над тобой и под тобой (!) может быть противник, а повсюду лишь ледяная вода, — это подвиг.

Добавить комментарий для Сергей Рогов Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *