Село Бояркино.  Утерянный и обретённый храм. (Полная версия на сайте)

Сегодня на сайте «Я – краевед» особенный, радостный день!

Сегодня мы, по многочисленным просьбам наших читателей,  размещаем здесь в полном объёме очередную большую, основательную работу  озёрского краеведа, подполковника милиции Юрия Анатольевича Харитонова.

В народе говорят, что оперов бывших не бывает. Это утверждение в полной мере можно отнести к Юрию Анатольевичу и ко всем, без исключения, его краеведческим публикациям. Его стремление докопаться до Истины, до самых корней, до истоков и причин того или иного исторического события, порой просто поражает.  Историческая правда, разумное, взрослое отношение к событиям прошлого, глубокий анализ всей имеющейся информации, кропотливый сбор новых фактов, «перекрёстный допрос» очевидцев —  красной нитью проходят во всех трудах Юрия Анатольевича.

Говорить об этом тут можно долго. Но давайте мы лучше почитаем очередной рассказ-расследование уважаемого нашего краеведа.  А выводы читатели сделают сами. (Отзывы и комментарии приветствуются).

Читаем.

Село Бояркино. Утерянный и обретённый храм.

Эту уникальную папку с огромным количеством документов об истории села Бояркино, Озёрского района передал в дар краеведческому музею имени А.П. Дорониной Вуколов Виктор Васильевич, 1935 года рождения. Во время Великой Отечественной войны он проживал в селе у своих родных тёток  Соломатиной Ирины Михайловны  и Комлецовой  Пелагеи Михайловны (в девичестве Вуколовых). Тётки работали в колхозе имени Сталина и всеми силами поддерживали племянника в трудные и голодные дни суровой и безжалостной войны.

Виктор Васильевич в центральном историческом архиве  Москвы (ЦИАМ) собрал ценнейший материал ХVII – ХХ веков  по селу Бояркино, которое милостиво его приютило  в военное лихолетье.

С его разрешения я довожу до наших читателей историю создания пятиглавого красавца храма в волостном селе Бояркино, который, к великому сожалению, просуществовал менее 60-ти лет.

Часть I

Деревянная церковь

  История Преображенской церкви в селе Бояркино своими корнями уходит вглубь ХVI столетия, в правление Иоанна IV   Васильевича, прозванного в народе Грозным.   По его повелению в 1577-78 годах проводилась перепись Московского царства. В Писцовой книге по Коломенскому уезду упоминается «… с. Бояркино, вверх рчк. Коломенки, а в нем церковь Преображенья Спасова, древена…»  Что собой  представляла  церковь тех далёких времён, по всей видимости, мы никогда теперь не узнаем.

         Однако до наших дней дошли записи о том, что в 1750 году в селе Бояркино имелась  Преображенская церковь, в которой работало два священника. Священник Никита Матвеев и священник  Федор Афанасьев. А селом на ту пору владела Мария Ильина дочь Барыкова. Через 24 года село принадлежало бригадирше Прасковье Ивановой дочери Барыковой и вдове Алёне Ивановой дочери Барыковой. Сельцом Уварово владел князь Александр Борисович Куракин (до него сельцо принадлежало генералу Петру Ивановичу Салтыкову).

Деревня Холмы на ту пору принадлежало  графу Мартину Карловичу Скавронскому, а сельцо Синцово (так в документах — прим. автора) – секунд-майору Александру Степанову сыну Бахметеву.  (ЦИАМ, ф.203, оп.745, д.636, л.225, метрическая книга)

В 1774 году в селе Бояркино была   построена  церковь  во имя Преображения Господня (в страховой оценке от 02.08. 1910 г указано, что церковь возведена в 1771 году). «Построена церковь была тщанием прихожан. Здание деревянное с таковое колокольнею, покрытая  железом. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Преображения Господня, в приделах тёплых – по правую сторону во имя Пророка  Божия Илия, а по левую – во имя  Славного Великомученика Георгия» (По клировой ведомости за 1881 год. Коломенский секретарь Берёзкин,  л.19, № 866).

Деревянная церковь стояла на каменном цоколе. Длина храма, считая и колокольню 19 саженей (40,5 метров), наибольшая ширина — семь сажень и 2 аршина (около 16, 5 м), высота до верха карниза 5 сажень (10,5 м), окон больших – 19, малых — 4.  И наружных дверей семь штук (!!!)  В церкви имеются две голландские печи и в притворе контрамарка (круглая печь, обитая железом, для варки не приспособлена).   Колокольня выполнена в три яруса, общею высотою (до верха карниза) – 12 сажень (25,5 м –  для сравнения высота примерно  8-го  этажного дома).       Каждый из трёх престолов (престольных праздников) был закреплён за жителями конкретных деревень: Преображения Господня – за прихожанами из села Бояркино и деревни  Холмы. Великомученика Георгия – за прихожанами из сельца Большое Уварово и деревни  Кудрявцево. Пророка Илии – д. Паткино, д. Сенцово.

Прошло ещё  сорок лет со дня постройки деревянной церкви. Наши предки   не  уклонялись от работ, а наоборот поддерживали  церковные строения в исправности и целости, бескорыстно проводили мелкий и крупный ремонт. Под церковь отводились, как правило,  лучшие земли,  очень часто церковь  располагалась на возвышенности видимой всей округе.        Церковь  села Бояркино обслуживала 364 двора, в которых проживало 1088 душ мужского пола и 1162 души женского пола. Кроме того было, и четыре двора раскольников, а в них 17 душ мужского пола и 44-женского.

Но со временем и церковь, и особенно колокольня обветшали. Колокольня  из-за ветхости представляла явную угрозу, и содержать на ней колокола стало небезопасно. В 1824 году жители Бояркино  помещица Титулярная Советница (гражданский чин IХ класса, своего рода так называемый  кандидат в советники)  Вера Михайловна Барыкова, церковный староста Евсей Назарин, жительница сельца Большое  Уварово   Действительная Тайная советница (гражданский чин II класса в Табели о рангах) Екатерина Дмитриевна Куракина и другие обращаются в Святейший Правительственный Синод со Всепокорнейшим прошением, в котором излагают проблемы возникшие с деревянной церковью.

Через некоторое время  Высокопреосвященному  Филарету, Архиепископу Московскому и Коломенскому последовал Указ Его Императорского Величества, самодержца  Российского, в котором повелевалось:

— Церковь в селе Бояркино перекрыть и покрасить.

— Колокольню разобрать, так как её перестройка законами не позволена, а колокола снять и подвесить на столбах рядом с церковью.

— Прихожанам составить новое Прошение в Московскую духовную консисторию о необходимости строительства каменной церкви в селе Бояркино.

Согласно Указу деревянная церковь была перекрыта, покрашена, а колокола сняты с колокольни и подвешены  возле церкви на столбах.

 

Зарождение храма

Прошло  более пятидесяти лет, прежде чем было составлено второе прошение о дозволении построить  каменный храм в селе Бояркино, Коломенского уезда, Московской губернии  (ЦИАМ – центральный исторический архив Москвы, фонд 203, оп.452, лист 19)

«В Правительственный Синод, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкой  Сергиевской Лавры, от жителей  деревень Бояркинского прихода

Покорнейшее прошение.

Коломенского уезда в селе Бояркино существующий в настоящее время деревянный храм во имя Преображения Господня приходит в ветхость. А потому покорнейше просим  Архипастырского разрешения  Вашего Высочества в память мученической кончины Государя Императора Александра II устроить новый каменный храм по прилагаемому при сём плану с тремя приделами.  Во имя  Преображения Господня главный придел и остальные два во имя Великомученика Георгия и Пророка Илии. Производство работ будет на себя принято уважаемым нами строителем Василием Сидоровым, в чём и доверяем все дела постройки.

Прихожане:

Сидоров Семён Сидорович (д. Холмы);

Комиссаров  Иван Васильевич  (д. Холмы);

Горохов Филипп Иванович (д. Холмы);

Крюков (возможно Крыков) Тимофей Никифорович (д. Холмы)

Верёвкин Михаил Петрович – Петербургский купец, уроженец  (д. Холмы);

Комиссаров Василий Алексеевич (д. Холмы);

Сумаков Илларион Алексеевич (д. Большое Уварово);

Столбов Матвей ( возможно Трофим)  Евстафьевич ( д. Большое Уварово);

Ильин Егор Осянович – церковный староста  (с. Бояркино);

Сидоров Василий Сидорович – главный строитель (д. Холмы)

Прошение было подано 5 декабря 1881 года, а уже 31 декабря из строительного отделения Московского Губернского правления последовал ответ. «При предварительном рассмотрении присланного Духовной Консисторией  за № 6907 проекта на постройку в память мученической кончины Государя Императора Александра II (Император погиб от бомбы, брошенной народовольцем  1 марта 1881 по старому стилю – прим. автора) нового каменного храма вместо существующего деревянного в селе Бояркино, Коломенского уезда оказалось:

1. Проект представляет неудовлетворительную архитектуру, а проектируемые части в местах соединения купольной части с её основаниями, устройство крыш на выступающих частях и прочих деталях невозможны в натуре.

2. К проекту не приложено никакой пояснительной записки с расчётом устойчивости и прочности сводов и купола. И сам проект доставлен в одном экземпляре, а потому утверждён быть не может.

О чём согласно Постановлению, состоявшегося 29 сего декабря строительное отделение с возвращением означенного проекта и имеет честь уведомить Духовную Консисторию  для зависящего распоряжения».

Губернский инженер (подпись)

Старший делопроизводитель (подпись)

 

В январе 1882 года продолжилась переписка прихожан Бояркинской церкви с Московской Духовной Консисторией и строительным отделением Губернского правления. В своем письме  Василий Сидорович Сидоров ручается о том, что как и состояния прихожан, давших согласие на строение храма, так и его состояние вполне хватит на построение нового каменного храма и « во всяком случае, не может произойти остановки в построение оного.  При этом прежний деревянный храм будет неприкосновенен, и Богослужение в нём будет совершаться также,  как-то  совершается и в настоящее время и едва ли из уважения к древности  храма будет когда-либо разобран и по построению нового». Далее  Василий Сидоров пишет, что села  Бояркина госпожа  Данилова Прасковья Сергеевна жертвует из собственных земель одну десятину для производства  и обжига кирпича, ещё половину десятины для склада материалов, необходимых для построения храма. Земля, жертвованная ею, после построения храма  должна быть возвращена ей в собственное владение. (1 десятина = 1,09 га). Отмечается в прошении и об исправлении выявленных недостатков.

Подключились переписке и служители Бояркинской церкви, а именно: священник Петр  Андреевич Невский, дьякон Григорий Рождественский, псаломщики Иван Смирнов и Егор Некрасов. А также жители с. Бояркино Иван Быстров, Сергей Поляков, Евдоким Савостьянов и сельский староста Антон Фомич Ребров.

И 14 апреля 1882 года из Губернского правления пришло письмо, в котором говорилось, что «…строительное отделение имеет честь препроводить при сём рассмотрении одобренный проект на постройку в память мученической кончины Государя Императора Александра II нового каменного храма вместо существующего деревянного в селе Бояркино, Коломенского уезда.  … присовокупляя, что постройка эта в техническом отношении может быть допущена, считаем, чтобы работы были произведены с соблюдением установленных законом правил и под надзором техника, имеющего на то право»

         Прошу  уважаемого читателя обратить внимание на сроки прохождение документов по инстанциям. За четыре месяца с момента подачи прошения на строительство проект был отклонен и направлен на доработку,  переделан, вновь рассмотрен и одобрен.

При отсутствии современной офисной техники как-то: телефоны, сканеры, копиры,  компьютеры с электронной почтой, при отсутствии автомобильного транспорта, электричества – такая скорость просто не укладывается в сознании. Умели славяне не только воевать, но и  великолепно проектировать,  красиво строить, достойно обрабатывать землю и делать открытия в разных областях науки.

 

Открытие храма

 Храм был возведён за четыре с половиной   года.  С большой долей вероятности на момент  ввода  храма (1886 год) священником в нём числился Петр Андреевич Невский, 1849 года рождения. Он родился в семье священника, обучался в  Московской Духовной семинарии наукам богословским, истории всеобщей, церковной и русской, логике, психологии, педагогике, математике, физике, словесности, греческому и латинскому языкам, а также практическому руководству для сельских пастырей. По окончании курса наук в 1870 г. с аттестатом 2 разряда, был определен наставником в Суковскую земскую школу.

В 1871 г. перемещен в Горскую земскую школу на ту же должность. В 1872 г. определен в псаломщики к Введенской, села Горы, церкви, с оставлением в должности наставника Горского училища, до 1876 года.

В 1878 году  он был определен в священники на настоящее место (предположительно в церковь села Бояркино, клировая ведомость за 1899 г).

          В 1883 году Пётр Невский назначается законоучителем в Бояркинскую смешанную школу. В приходском сельце Уварове по желанию крестьян и при помощи Иллариона Алексеевича Сумакова им открыта церковно-приходская школа, в которой за время ее существования с 1892 по 1895 г. состоял законоучителем и заведующим. В здании возобновленной деревянной церкви с. Бояркина им открыта церковно-приходская школа, в которой он состоял заведующим и законоучителем со дня ее открытия в 1896 году. При его участии крестьяне деревни Холмы построили собственное школьное здание для церковно-приходской школы, ранее помещавшейся в наемном доме.

А построенный храм впечатлял своими размерами, архитектурой, убранством. Храм был оштукатурен как снаружи, так и изнутри. Снаружи стены выкрашены клеевой краской, а внутри — масляной краской и расписан живописью и орнаментом. Покрыт железом, выкрашенной медянкою. Длина храма, считая и колокольню 20 саженей (42,5 м), наибольшая ширина — 21,5 м. На храме имеется пять глав. Одна большая посередине и четыре малые. Окон больших -16 штук и малых в средней главе — 8. Иконостас вызолоченный. Колокольня в пять ярусов, общею высотой до верха карниза 20 саженей (42,5м – высота 14-ти этажного дома). Данные о храме взяты из страховой оценки за 1910 год, августа 2 дня – прим. автора.

Фото начала ХХ века. Спасо-Преображенский  храм села Бояркино. Архив семьи Субботиных

Уважаемый читатель вглядитесь в это великолепие. В духовную красоту, могущество, силу и веру наших с вами предков. Каменная ограда, такие же красивые врата, высоченная колокольня,  мелодичный звон колоколов которой разносился на много вёрст вокруг.  На фотографии в левом углу видна и старая деревянная церковь, справа от ворот,   возле изгороди заметен бюст Императору Александру II.

Храм Преображения Господня считался одним из самых богато украшенных в Коломенском уезде. Внутреннее убранство храма  впечатляло и завораживало.  Под общим купольным пространством, разделенным арками на три нефы (неф – от греческого «неус» — часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или обеих сторон   рядом колонн или столбов) стояли в ряд три золочёных иконостаса. Шестнадцать резных золоченых киотов украшали алтарь, клиросы и сам храм.

Освящение храма произошло в 1886 году. Старейший краевед села Бояркино, учитель и один из основателей школьного музея Василий Александрович Давыдов предполагал, что освящение могло состояться 19 августа в день празднования Преображения Господне (яблочный спас).  Однако в церковных изданиях (изд. «Храмы Озёрского благочиния») имеется конкретная дата – 8 ноября 1886 года. Сегодня это уж не столь актуально.  Предлагаю  читателю насладиться  описанием освящения Преображенского храма, которое было напечатано в «Московских церковных ведомостях».

Авторство  принадлежит перу священника Введенской церкви из  села Горы Фигуровскому.

«Надолго останется в памяти и перейдет из рода в род, еще небывалое в летописях села Бояркина, торжественное Архиерейское освящение вновь созданного, каменного благолепного храма, который по своей внешней архитектуре и благолепию внутреннего украшения может стать в ряду не только провинциальных сельских, но и многих градских и даже некоторых столичных храмов….

Накануне освящения храма изволил прибыть в село Бояркино Преосвященный Мисаил, Епископ Дмитриевский. В час вечерний с высокой и массивной колокольни раздался благовест нового колокола ко всенощной, возвещающий о том, что желанный час для торжества освящения наступает, светлая минута заветных и священных ожиданий и желаний для храмостроителей уже близка. Масса народа русского православного благоговейно осенила себя крестным знамением. В храме и вне его слышен был благоговейный лепет святых слов: «Славу Богу! Слава Богу!».

Раздался трезвон, возвестивший о выходе Преосвященного. Архимандрит Ново-Голутвинского монастыря Иоаннокий  с собором иереев в светлых облачениях встретил Преосвященнейшего.  Весь новый храм загорелся сотнями огней, и ослепительно ярко соединяясь с блеском золотого иконостаса, произвёл на присутствующих чувство чего-то неземного, небесного. Поистине торжественная минута! Началась всенощная при мелодичном пении известного хора Щербаковых, соседнего фабричного села Озёры.

В сам день освящения была совершена Божественная литургия в старой деревянной церкви, и в девять утра раздался благовест, призывающий к торжественному освящению храма. Народ из соседних сёл и деревень, накануне прибывший к торжеству, в ожидании выхода Преосвященнейшего, желая принять благословение, густою массою стоял от самого храма до дома священника, где имел квартиру Владыка.

Ровно в девять часов Преосвященный изволил прибыть в храм, где встречен был священным собором. Началось само торжество освящения главного престола во имя Преображения Господня. Благоговейное служение владыки, мелодичное и стройное пение певчих при сильном голосе протодиакона Санкт-Петербургского  Исаакиевского собора  Громова В.И. при внутреннем благолепии храма – всё это произвело на присутствующих чувство поистине чего-то Божественно-небесного, чувство, которое трогало до слёз сердца людей не только благоговейных, но и тех, которые редко плачут слезами молитвенного восторга радости.

По окончании Божественной литургии по просьбе и желанию храмостроителей Преосвященнейший благословил образ  Преподобного Иллариона одного из числа храмостроителей  И.А. Сумакова (Илларион Алексеевич Сумаков   житель сельца Большое Уварово – прим. автора), как человека более всех потрудившегося».

Преосвященный Мисаил, Епископ Дмитриевский.  Фото из интернета.

В 1890 году в селе Бояркино проживало 440 души, имелась квартира урядника, было волостное правление, земское училище и земская больница. В 1913 году к волостному правлению, квартире урядника, земской больнице и земскому училищу прибавилось чайная лавка и кузница («Население местности Московской губернии» изд.1913 г) При  Спасо-Преображенской церкви села Бояркино  имелись каменные часовни  в деревне Холмы и сельце Сенцово, деревянная часовня – в сельце Большое Уварово. Ближайшая церковь Велико-Васильевская располагалась  в селе Якшино, в трёх верстах от села Бояркино. Церковно приходская школа была в д. Холмы   (в 1910 г в ней обучалось 25 мальчиков и 18 девочек) и земская школа  в Большом Уварове.

Часовня в деревне Холмы. Фонд краеведческого музея имени А.П. Дорониной
Высота часовни — более 11 м, площадь – 6,4 х 9,9 кв м, окон – 4, дверей-2.
До ближайшего жилого строения -28 метров

 

Уничтожение храма.

 Согласно клировым ведомостям  за 1916 год, всего за год до Великой Октябрьской социалистической  революции (так писали в учебниках истории)  священником Спасо-Преображеского храма второго благочинного округа села Бояркино, Коломенского уезда  являлся  Субботин Александр Иванович 1875 г.р., а дьяконом служил Фаминцев Дмитрий Иванович  1867 года рождения.   Псаломщиком был Беляев Пётр Иванович 30 лет от роду, просфорницей – Добролюбова Александра Семёновна, 80 лет, вдова дьякона из г. Серпухова.  Церковный староста – Никольский Александр Иосифович 1857 года рождения.

Каменный храм стоял в центре села, в 100-150 метрах  к югу от того  места, где в ХХI  веке был  выстроен  новый деревянный храм. Как и положено, по христианским обычаям вокруг  церкви и недалеко от него располагалось кладбище. Именитый дворянин Данилов Алексей Данилович был похоронен в январе 1860 года возле церкви.  Его сын  Михаил Алексеевич Данилов (24.09.1831 – 15.06.1898) инженер путеец сделал блестящую карьеру.  Он являлся действительным статским советником (гражданский чин IV  класса в Табеле о рангах) и был захоронен в склепе Спасо-Преображенского храма.  Фамилия Даниловых сохранилась до нашего времени на карте Озерского района — на железнодорожной ветке Коломна — Озеры есть станция Даниловская (Даниловка возле д. Большое Уварово) В  семейном склепе нашла своё упокоение сёстра  М.А. Данилова – Вера Алексеевна, умершая 22 ноября 1908 г.

За огромные заслуги перед Православной  Церковью  братья строители Сидоровы из деревни Холмы были удостоены чести погребения под сводами храма Преображения Господня.  Но покоя их души не нашли  даже в самом, казалось, святом месте на Руси…

Как не красив и прочен был Преображенский храм, и стоять бы ему многие века, и радовать  ни одно поколение прихожан своим величием, призывая перезвоном своих колоколов к  нравственной чистоте, целомудрию и трудолюбию, мужеству и вере, но  произошла великая смута в государстве Российском, лишившая безбожников ума и сердца, а христиан мира.

Вспомните слова гимна  СССР

(официально текст являлся гимном с 1918 по1944 год)

«..Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим,

Кто был никем – тот станет всем…

Никто не даст нам избавленья:

Ни Бог, ни царь и ни герой –

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

Чтоб свергнуть гнёт рукой умелой,

Отвоевать своё добро,-

Вздувайте горн и куйте смело

Пока железо горячо!»

По сути это был призыв крушить и ломать всё старое.  Крушить веру и право,  ломать государственное устройство,  экспроприировать частную собственность, изгонять и расправляться с интеллигенцией, офицерством и духовенством. Со всеми теми, кого посчитают неугодными.

Из Декрета СНК (Совет Народных Комиссаров — высший исполнительный орган страны того времени) «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В нем подчеркивалось, что никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они также не имеют. Кроме того, в декрете говорилось: «Всё имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием», — в переводе на понятный язык имущество просто конфискуются.

Это решение явилось директивой местным органам власти немедленно приступить к грабежу. Революционные фанатики громили церкви и храмы, жестоко преследовали духовенство. Мародерство  достигло неслыханных размеров. Параллельно с грабежом шел процесс варварского разрушения церквей и храмов. Жгли иконы, ломали церковную утварь, уничтожали книги.

В Бояркинском храме были уничтожены метрические книги, которые  хранились с 1802 года (!), сожжены  57 томов писания Святых отцов.

Участь  красавца храма была решена с выходом Постановления  ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года. Какое-то время храм ещё существовал, но 5 мая 1938 года, принимая во внимание ходатайство граждан селений Бояркино, Сенцово, Липитино о закрытии Бояркинской  церкви (вы верите в такое ходатайство?)  Президиум Московского областного Исполнительного Комитета  Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов  разрешает Озёрскому  райисполкому церковь в селе Бояркино закрыть, а здание использовать под клуб.

Но райисполком со временем пошёл гораздо дальше.

Церковное  здание вначале было обращено в клуб, а позже использовалось под хранение зерна. Но, видно, даже обезглавленные и обезображенные здания храмов раздражали глаза новых хозяев жизни.

Деревянный храм, прослуживший селу более полутора веков, в 1937 году был сожжен (!)  С каменного храма сбросили колокола,  а самый большой колокол при падении так глубоко ушел в землю, что его пришлось выкапывать. Храм был взорван. И поднялась  у кого-то рука уложить взрывчатку под такое великолепие и достоинство.  Но перед взрывом успели осквернить все семейные склепы. В подклете храма были разорены усыпальницы, гробы выволочены на улицу и разграблены. По дошедшим до нас слухам, ещё долго валялись разоренные гробы на улице возле храма, пока новая власть не озаботилась их  убрать.

На развалинах храма ярые безбожники из местных активистов устроили кощунство и глумление над церковными святынями. Особенно изгалялся член правления колхоза имени Сталина (фамилию по этическим соображениям называть не буду), но это не прошло для него бесследно. Через несколько лет, уже после окончания войны, он возвращался домой сидя на телеге почему-то с левой стороны по ходу лошади.

То ли лошадь чего-то испугалась,  то ли  ударил он её кнутом не рассчитав силы, но лошадь перед самым домом взбрыкнула  и протащила возницу на большой скорости вдоль избы, зажав ноги между телегой и стеной дома.

Член правления  колхоза упал без чувств и на ноги больше не поднялся.   Несколько лет он тяжко мучился. Да так и найдя сил для покаяния, скончался.

Вот уж поистине, кого Бог хочет наказать – того ума лишает. Так и не понял он причину недуга своего.

Уже в эпоху близкую к развивающему социализму (был такой период в нашей стране — прим. автора) задумало совхозное руководство строение овощехранилища в центре села за магазинами. Недалеко от того места где ранее стоял каменный  храм. Других свободных земель, по всей видимости, в совхозе, в котором насчитывалось сотни и сотни  гектаров, не нашлось. Подогнали экскаватор, вырыли траншею, вывернув могилы десятков предков. Не пошло то строение впрок. Овощи в хранилище мёрзли, заливались вешними водами, гнили и через несколько лет хранилище перестали использовать по назначению, а вскоре оно обрушилось.

Почему при такой обширной  территории, мы пытаемся строить на костях своих предков?  Не буду называть места в нашем районе, где на кладбищах стоят и жилые, и административные здания, и гаражи. Краеведы  и не только они об этих местах знают. А вопрос так и остаётся открытым.

А недалеко от того места где ранее величаво располагался каменный храм  в начале ХХI века возведена новая деревянная  церковь.  Вновь зазвучали колокола с молитвами над одним из древнейших селений нашего края.

Март 2018 года Преображенская церковь в селе Бояркино.

 

Послесловие или церкви и часовни, которые мы потеряли навсегда.

— церковь Троицы Живоначальной  в Ростиславле;

— церковь Василия Великого в Якшино;

— церковь Успения Пресвятой Богородицы в Люблино;

— церковь Флора и Лавра  в селе Фроловское;

— часовня в  деревне Дулебино;

— часовня в деревне Холмы;

— церковь Успения Пресвятой Богородицы в Протасово;

— часовня Покрова  Пресвятой Богородицы в Рёброво;

— церковь Николы Чудотворца в Комарёво;

— часовня в деревне Облезьево;

— часовня в деревне Большое Уварово;

— церковь Трёх Святителей в Кобяково;

— церковь Всех Святых в городе Озёры;

— часовня в деревне Обухово.

 

январь –март 2018 г.

Юрий ХАРИТОНОВ

 

 

Источники:

1. История села Бояркино собранная В.В. Вуколовым.

2. «Православие. Полная энциклопедия». Изд. группа «Весь» 2008 г.

3. «Храмы Озёрского Благочиния» — г. Озёры, 2000 год.

4. Архивы и сказы жителей села Бояркино.

5. Фонды Озёрского краеведческого музея имени А.П. Дорониной

 P.S.   Во второй части я расскажу о тяжелой и трагической судьбе священнослужителей Храма Преображения Господня и их родственниках.

 

 

Метки: , ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Харитонов Юрий

Родился в г. Озёры. Ветеран МВД. Автор книги о развитии спорта в Озёрском районе, соавтор книги "Наш маленький город в Великой войне".

У этой статьи 22 комментариев

  1. Лариса Ответить

    Спасибо Юрий Анатольевич за статью!Можно сказать так,за душу берет!Я не знаю,что ещё написать,я под большим впечатлением от статьи!Ещё раз спасибо,и низкий поклон за ваш труд!!!

  2. Сергий Ответить

    Прочитал, очень интересно ,познавательно и назидательно.

  3. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Юрий Анатольевич! Моё почтение! Чистая, серьёзная работа! Я очень рад, что в Озёрах есть такой краевед, как ты! Новых тебе успехов. С нетерпением жду продолжения твоего рассказа.

  4. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Набожный человек Сергей Маслюков написал на мой репост этой статьи в ОК:
    «Спасибо Юрию Анатольевичу за огромный и бесценный труд.Еще раз всем нам повод задуматься-что же такое должно произойти чтобы мы все жили как сыновья одного Отца Небесного.Просто сравните тот храм с этим теперешним-цепенеешь перед величием.В то же время хочется поблагодарить людей за то что память восстановлена.» (с)
    https://ok.ru/profile/565167442927/statuses/68240679966191

  5. Василий Ответить

    Юрий Анатольевич Харитонов, как всегда, порадовал нас хорошим, содержательным рассказом. Серьёзная, прямо научная, работа с документами. Интересные, неизвестные ранее, факты. Много нового, впервые сказанного. Часовня в Холмах. Кто о ней раньше знал? Теперь вот знаем. И многое другое. Спасибо!

  6. Юлия Андреевна Осеева Ответить

    Здравствуйте! Спасибо автору за текст, не знаю, читает ли он здесь комментарии. Я нашла эту статью, потому что ищу информацию о своем предке, Сумакове Илларионе Алексеевиче, жителе сельца Большое Уварово, принимавшем активное участие в создании храма в Бояркино. Хотела бы обратиться к автору с вопросом, если это возможно: не встречалось ли ему по пути исследования источников, которые могли бы хранить информацию, ценную с генеалогической точки зрения? Хотя радостно и приятно читать и то, что уже написано. Но вдруг? А вдруг еще и фото какие-нибудь обнаруживались по дороге? В общем, буду благодарна за любую подсказку. И, конечно, за то, что, в отличие от статьи на сайте parohia.prihod.ru, Вы не перепутали фамилию, а пронесли ее сквозь весь текст без ошибок 🙂

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Здравствуйте, уважаемая Юлия Андреевна! Добро пожаловать на наш сайт! Автор — Юрий Анатольевич Харитонов — крутой опер, а теперь ещё и историк-краевед регулярно читает комментарии сайта, тем более уж к своей статье.
      Уверен, что он ответит что-то Вам тут.

  7. Харитонов Юрий Ответить

    Юлия Андреевна, добрый день! Немного нездоровилось поэтому и на сайт не заходил. Благодарить в первую очередь необходимо Вуколова Виктора Васильевича, который проделал огромнейшую работу. Ему уже много лет, поэтому с его разрешения и согласия, я изучил собранный материал и представил так, как я его увидел. Во-вторых. Про вашего родственника Сумакова Иллариона Алексеевича. Я, конечно, не ставил перед собой вопрос проследить о генеалогической линии, но можно вернуться к источникам и еще раз всё внимательно просмотреть. Было бы неплохо, если бы вы упомянули другие фамилии из родственников Иллариона Алексеевича.В третьих. Сергей Михайлович Рогов превозносит меня. Хотя я и очень любил свою службу, но никогда не был крутым опером. Мы были ЧЕСТНЫМИ операми, как и все мои коллеги по службе тех уже далёких лет. Вы можете мне позвонить 916 102 29 70.

  8. Юлия Андреевна Осеева Ответить

    Здравствуйте, Юрий Анатольевич! СПасибо, что так быстро ответили. Я Вам с удовольствем позвоню, если позволите, после возвращения из командировки, в среду. Про «другие фамилии» не очень поняла, но самый главный вопрос у меня как раз по проверке фамилий. Я всю ночь искала информацию (потому что в Вашем тексте была новая для меня — про школу), и не могу понять, действительно ли школа связана с моим родственником. В двух источниках есть подтверждение, что с ним. А в третьем даты это опровергают. Потерялась немного…

  9. Харитонов Юрий Ответить

    У Иллариона Алексеевича возможно были двоюродные братья, замужние родные сёстры, замужние дочери и т.д. Про школу. «В приходском сельце Уварове по желанию крестьян и при помощи Иллариона Алексеевича Сумакова им открыта церковно-приходская школа». Да, старожилы деревни мне рассказывали, что в Большом Уварове была церковно-приходская школа и возле неё стоял бюст Александру II. Затем школа в советское время стала называться начальной. Здание цело до сего времени. Много -много лет назад на здании была установлена мемориальная доска о том, что в этой школе учился дважды Герой Советского Союза, маршал бронетанковых войск СССР Катуков М.Е. Доску отливали на заводе в г. Луцк однополчане М. Е. Катукова. Но в 90 годв ХХ столетия из школы сделали общежитие для рабочих совхоза «Дзержинец» д. Боково — Акулово. Доска пропала, точно также как и пропала вторая мемориальная доска сделанная менее помпезно. А здание, к которому имеет отношение ваш родственник Сумаков И.А. стоит, но оно уже, кажется, в частной собственности.

  10. Юлия Андреевна Осеева Ответить

    Юрий Анатольевич. еще раз спасибо, что отвечаете — для меня этот поиск очень важен. Позволю тогда себе задать более точный вопрос. Я нашла книгу, посвященную жизни М.Е.Катукова, где цитируются его воспоминания — и в них действительно сказано, что «мой» Илларион Алексеевич сумаков и его брат Михаил были меценатами, поддерживающими появление и существование этой школы. Но позже я наткнулась на документ (не сохранила ссылку, к сожалению), в котором тоже с опорой на аутентичные источники, этим меценатом назывался Илларион Алексеевич не сумаков, а сумароков. Более того, цитировалась пресса, где рассказывалось о появлении бюста Александру 2, и в рамках открытия памятника был обед как раз у Иллариона Алексеевича. Дата указана — 1911 год. Но мой предок умер в 1897, и этому есть документальное подтверждение. Вот и пытаюсь разобраться, это путаница фамилий и имен, их действительно было двое полных тезок с похожими фамилиями, ил дело в чем-то другом. В общем, буду рада любым ссылкам на источники, которые буду изучать и разрешать эту загадку 🙂 Ну и за любые рассказы от старожилов, в которых фигурирует моя семья. Еще раз спасибо!

    • Харитонов Юрий Ответить

      Юлия Андреевна!В ближайшие время я пересмотрю архив Вуколова. Что найду сообщу. Но мне кажется, что Сумаков и Сумароков одно и тоже. Просто где-то, на какой-то стадии произошла описка, которую растиражировали в последствии все краеведы. И еще. Сегодня я разговаривал со старейшим краеведом села Бояркино Давыдовым Василием Александровичем и он мне поведал о том, что Кутаков М.Е. уехал в Петербург и жил у родственника Иллариона Алексеевича Сумакова, возможно у его брата. Кстати, вы и сами можете переговорить с Василием Александровичем. Память у него отличная. Так, что жду звонка.

      • Евгений Ответить

        Самое приятное в деле краеведа. КОНКРЕТНОСТЬ. Конкретная помощь.
        Конкретно выявленный факт, событие, находка.
        Молодчина, замечательно работаете.👍👍👍

  11. Николай Кочергин
    Николай Кочергин Ответить

    Юрий Анатольевич, очень интересный и познавательный рассказ. Хотелось бы дополнить, что на месте разрушенной часовни в Холмах был магазин. В настоящее время — двухэтажный дом.Правда, в этом доме почему-то никто не живет. Оригинал фотографии часовни бережно хранится в семье Махоткиной Натальи Алексеевны, проживающей напротив того места, где когда-то была часовня.

  12. Семён Сычёв
    Семён Сычёв Ответить

    Дед рассказывал, что в Обухово тоже была часовня. Её долго использовали под склад. Зерно кажется в ней хранили, а может ещё чего. Поселение где нет церкви, называли деревней. Там где церковь есть, называли село. А как называлась деревня в которой церкви нет, а есть часовня?

  13. Евгений Исаев
    Евгений Исаев Ответить

    А как называлась деревня, в которой церкви нет, а есть часовня? Сельцо.

  14. Валентин Ответить

    Большое спасибо за фотографию храма в Бояркино! Сложно поверить, что был такой храм и теперь он утрачен. Фотография — большая находка!! Скажите, а могут где-то сохраниться и другие фотографии?

Добавить комментарий для Василий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *