Акция «Высокий полёт «Орла»

Высокий полёт «Орла»

   На исходе июля, в мистический день полного лунного затмения и накануне Дня Военно-морского флота, журналисты Издательского дома «Чудеса и приключения» дали старт новой историко-познавательной экспедиции «ИИ-2018», которая посвящена 350-летию спуска на воду первого русского парусного военного корабля «Орёл».

При поддержке Московского краеведческого общества и Историко — художественного музея городского округа Луховицы Московской области мы посетили славное село Дединово на берегу реки Оки, где подмосковными и голландскими мастерами был построен легендарный первенец нашего ныне столь могучего военного флота, который получил своё название в честь русского государственного герба.

…Внешне наш путь в Дединово был прост. Сели на автомобиль  в центре Москвы, преодолели по скоростному шоссе добрую  сотню верст, переплыли через полноводную Оку на экзотическом грузовом пароме и… И оказались в дальнем уголке Подмосковья, где всё пронизано историей.

Паром.

На самом деле наш путь к постижению тайн и загадок «Орла»  начался ещё зимой, когда Оку сковывал лёд, а мы часами работали под сводами архивных залов и научных библиотек. А ещё посещали музеи, вели увлекательные беседы и переписывались по «электронке»  с краеведами и историками, с корабелами и военными моряками.

Большая модель корабля.

На первый взгляд недолгая история «Орла» известна досконально. В мае 1668 года корпус судна был спущен на воду реки Оки с верфи дворцового села Дединово. Почти год корабль простоял на причале, где на него поставили мачты, оснастили такелажем и всем остальным, что необходимо для полноценного военного фрегата. С началом навигации 1669 года корабль отправился в плавание по Оке, по Волге, через Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов, другие города, вплоть до Астрахани. Задачей оснащённого 22 пушками «Орла» и его команды была охрана купеческих караванов на Каспийском море. Но служить пришлось недолго. В 1670 году корабль сожгли восставшие под предводительством Степана Разина казаки и крестьяне.

Модель корабля «Орёл»

На самом деле наши предварительные архивные исследования показали, что во всей этой истории довольно много таинственного и спорного. Корабелы не согласны с причислением этого судна к классу фрегатов. Историки утверждают, что корабль сожгли в 1671 году. Краеведы пытаются доказать, что никому не нужный «Орёл» сгнил в одном из волжских лиманов неподалёку от Астрахани. Много противоречий в сохранившихся документах, касающихся строительства корабля. Туманна история с назначением голландского капитана судна. Да и факт того, что именно с выбором флага для «Орла» начинается славная многовековая история нашего триколора, вызывает массу вопросов. В ходе многомесячных архивных разысканий, изучения официальной переписки, реляций, дневников, других документов, мы обогатились таким количеством любопытной информации, что решили непременно поделиться самыми интересными фактами с читателями журнала «Чудеса и приключения». Но не просто опубликовать обновленную версию истории построенного по указу царя Алексея Михайловича необычного для тогдашней патриархальной Московии судна. Мы решили пройти по тому пути, который 350 лет назад преодолел по судоходным рекам центральной России «Орёл», отчаливший от пристани в Дединово и добравшийся до берегов Каспия. А заодно напомнить о том, что явилось прообразом первого морского устава русского флота, как начиналась отечественная международная торговля, где располагались «базы» доморощенных пиратов и куда они могли запрятать сокровища с разграбленных купеческих караванов.

Акция

В итоге экспедиция «Искателей истины», терпеливо выслушав строгое напутствие нашего мудрого руководителя – профессора Геннадия Петровича Мальцева, подхватив шёлковые знамёна Издательского дома «Чудеса и приключения» и пригласив в компанию надёжных друзей, отравилась в путь…

Об удивительном селе Дединове, о прошлом и настоящем этого края, об артефактах здешнего краеведческого музея и о том, как на окской верфи начиналась история «Орла» — читайте в октябрьском номере журнала «Чудеса и приключения».

Памятник

А пока вы ждёте его выхода в свет, предлагаем вам подумать о возможности сотрудничества с полевой командой экспедиции «ИИ-2018». Если вы располагаете интересными фактами из истории корабля «Орёл», легендами о пребывании судна и его команды в ваших городах и селениях на берегах Оки, Волги, в Астрахани – пишите и звоните нам в редакцию. Давайте вместе пройдем по следам знаменитого корабля! Пишите и звоните в редакцию журнала «Чудеса и приключения». Мы рады всем!

Александр Нефедов,

фото Анны Нефедовой

Метки: ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Александр Нефедов

Первый заместитель Главного редактора журнала "Чудеса и приключения", член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы, почетный работник печати города Москвы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *