Кряква – самая крупная и самая распространенная дикая утка
Кряква, пожалуй, самая известная, самая крупная и самая распространенная из всех видов диких уток. Сегодня…
О произведениях дулебинского цикла.
Деревенская пахота
Такой заголовок мы придумали для того, чтобы полнее отразить тему этого очерка. Деревенская, потому что именно в сельской дулебинской округе наиболее проявилось творчество писателя. Слово «пахота» кроме основного смысла имеет и переносное значение, олицетворяющее всякую тяжелую, напряженную работу.
Первые литературные опыты Дмитрия Васильевича относятся к петербургскому периоду его жизни. Это были небольшие рассказы о столичной деятельности. Отечественная критика заметила начинающего писателя и сулила ему успех в будущем.
«Внутренний голос предсказывал мне, что во мне что-то есть, что я могу что-то сделать, могу пойти вперед, но для этого нужны другие условия, нужно прежде всего расстаться с праздной жизнью и оставить Петербург. Я так и сделал. Написав матушке о моем намерении, я в 1846 году, с наступлением весны, уехал в деревню».
Первая повесть писателя «Деревня» сразу же явилась значительным событием в литературной жизни России. Это произведение и открывает цикл большой литературной деятельности Д.В. Григоровича 1846 года. В географическом плане события повести «Деревня» относятся к вымышленному селению — село Кузьминское, тем не менее в начале восьмой главы находим упоминание местного топонима: он (Силантий) работал по оброку и являлся домой из Озерок, деревни в тридцати верстах от Кузьминского, не иначе, как только в большие праздники».
Следующим по списку, наверное, самым знаменитым произведением Григоровича прошлого века явился «Антон Горемыка». Вот о нем-то столько написано-переписано, что нет смысла что-либо дополнять.
Далее по значительности произведением дулебинского цикла, объединенным сложным сюжетом, можно назвать «Капельмейстер Сусликов», «Похождение Накатова или недолгое богатство» и «Неудавшаяся жизнь». В этих повестях и рассказах Григорович описывает трагические судьбы выходцев из простого народа.
Другое раннее произведение Григоровича, названное «Четыре времени года», представляет собой попытку изобразить с литературным пафосом красоту трудовой жизни крестьян на фоне цикла сельскохозяйственных работ, связанных со сменой времен года.
Следующие по списку два произведения — «Светлое Христово Воскресение» и «Прохожий» объединены общей тематикой, религиозным направлением. Это, как известно, не приветствовалось в советское время, поэтому эти рассказы практически незнакомы массовому читателю. Произведение ценно тем, что в нем Дмитрий Васильевич дает описание пирушек, хороводов, гаданий, заговоров и калядок, которые традиционно проводились в Рождественскую ночь во многих селениях нашей округи. В рассказе есть все: и жуткая, дикая метель, и замерзающий нищий прохожий, и бедняки, которые пригрели, обласкали умирающего старца-путника. За это и снизошла на них божья благодать — они стали обладателями богатого клада. Вот какие были последние слова умирающего прохожего: «Пошли… сына в село Аблезино… там за рощей… после громового колодца… дупло… зарыта кубышка, двадцать лет копил!.. Ни¬кому только… не сказывай…, — продолжал он ослабевающим голосом. — Вы меня… призрели… возьмите… за добро ваше… господи! Прости прегрешения… ох!»
Как вы поняли, клад героя рассказа Григорович поместил неподалеку от своего имения.
Мы считаем, что нашим детям, школьникам гораздо интереснее и полезнее прочитать «Прохожего», чем «Гуттаперчевого мальчика».
Близко к жанру вышеназванным и следующее произведение — «Смедовская долина». Хотя в художественном отношении оно значительно слабее остальных, для нас представляет интерес конкретным пейзажным описанием долины реки Смедвы.
Особо хочется выделить повесть «Пахарь», потому что именно этому произведению сам писатель придавал большое значение. Он признался, что выразил в нем свои «задушевные убеждения». Работать над повестью он начал еще в 1852 году, несколько раз оставлял его и вновь возвращался к нему. Автор книги «Д.В. Григорович — писатель и искусствовед» В. Мещеряков так охарактеризовал его: «Пахарь» как бы написан двумя людьми, во многом несхожими. Один — возвеличивает крестьянский труд, утверждает право «простонародья» на признание его заслуг; другой — прославляет вековечное терпение и кротость русского народа, во всем полагающегося на милость Божию и не помышляющего ни о каких переменах». Рекомендуем массовому читателю обратить большее внимание на «Пахаря» Ивана, чем на «Горемыку» Антона.
Оставшиеся без разбора произведения Григоровича упомянутые в списке малозначительны и представляют для нас меньший интерес, разумеется, кроме центрального романа Дмитрия Васильевича «Рыбаки». Ему авторы намерены посвятить отдельную статью.
Метки: архив Пирязева, Дмитрий Васильевич Григорович