Концерт в озёрском электро-театре

Уже сколько раз приходилось слышать самые не лестные слова в адрес русского народа. Как только не хулили его? И дикий он, и неотесанный, и невежественный и так далее, и тому подобное.  Чаще приходилось слышать, что  «До 1917 года в селе Озёры для жителей почти не было культурных учреждений, кроме полутора десятка трактиров, питейных заведений и двух церквей». (А. П. Доронина «Страницы истории Озёрского края», г. Озёры, 2011 г. стр 131).

Что тут говорить? В каждом народе всегда хватало и хватает всего всякого. Но вот попался мне интереснейший документ , относящийся к началу 20 в. Я даже не поверил своим глазам.

Речь идет о программе «Литературно – вокального вечера При участии  К.И. Балина,  П.Р. Самсонова и хора под управлением М.Ф. Щербакова».   Вечер состоялся 24 августа 1914 г. в помещении электро – театра, что находился в городском саду на Большой улице.

Представьте себе: далекая окраина Московской губернии, заштатное село,  идет война, а они песни поют  и стихи читают. Ну, думаю, опять тебе будут «Конфетки, бараночки…», цыганщина и все такое прочее.  К моей радости все оказалось совсем не так.

Концерт был организован в пользу воинов «Русской Действующей армии   и их семейств», поэтому в программу было включено хоровое исполнение марша «Громче трубы боевые раздавайтесь».

Программа концерта была построена, как принято говорить, на классическом репертуаре. Концерт открывался песней Д. Столыпина на слова М. Лермонтова «Два великана». Послушаем и мы в прекрасном исполнении Марка Рейзена.

Второе отделение открывала песня на музыку П.И. Чайковского, слова Я. Полонского «Ночь». Послушаем и эту песню в исполнении Натальи Евстафьевой.

В этом концепте звучала музыка не только отечественных авторов. Нашлось место и зарубежным произведениям. Хор Щербакова исполнил Ф. Мендельсона «Беги со мной» ( слова Гейне), что удивительно,  далее хор успешно справился с исполнением испанской песни П. Лакомба «Эстудиа».

Всего в концерте было исполнено восемь  музыкальных произведений и два литературных, которые исполнил П.Р. Самсонов. Вот вам, земляки, и ткачи с крестьянами, а как поют! После концерта публика перешла к танцам, как и было предусмотрено программой.

Уважаемые читатели, кому еще не наскучил  мой рассказ о культурной жизни наших земляков, я продолжу  его еще одним эпизодом  по «Программе концерта любителей хорового пения под управлением П.М. Копченкова». Дата и место проведения не указаны. От себя скажу,  что Петр Михайлович Копченков – личность заметная в музыкальном мире. В Озерах в начале 20 в. он был регентом церковного хора, но этим его деятельность не ограничивалась и заслуживает отдельного обстоятельного освещения.

Концерт состоял из трех отделений и каждое включало исполнение пяти произведений. (!)  Была представлена музыка П.И.Чайковского, А.А. Алябьева, Н.А. Римского-Корсакого и др.

Копченков представил свою песню «От павших твердынь Порт-Артура». Прекрасное  музыкальное произведение, но  слова очень жалостливые. Давайте послушаем в исполнении Хора русской песни Радио и ТВ, солист К.Станиславчик.

Слова написаны известной, в свое время, переводчицей и поэтессой Т. Щепкиной-Куперник, правнучкой  великого актера М. Щепкина. А вот музыка признана народной. Та же Щепкина-Куперник писала, что  на ее стихотворение «музыки никто не писал. Это было в полном смысле слова народное творчество». Еще встречаются утверждения, что это — «музыка революции». А вот в программке нашего концерта автором указан наш земляк П.Копченков.

Что ж, пора заканчивать нам наш музыкальный вечер. Хотелось бы верить, что вы не соскучились.

Ну, а теперь по программе, как водится, танцы до упаду..

Валерий Овсянников                                                          18 ноября 2021 г.

Метки:

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Валерий Овсянников

Доктор исторических наук, профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, родился и жил в Озёрах.

У этой статьи 28 комментариев

  1. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Хорошая статья, Валерий Иванович. И тема очень актуальная Вами затронута — культурная жизнь дореволюционного села Озёры.

    Я об этом тоже писал несколько лет назад в своей работе по фабриканту М.Ф. Щербакову:
    «Так что не совсем права была многоуважаемая А. П. Доронина, категорично утверждая, что: «До 1917 года в селе Озёры почти не было культурных учреждений, кроме полутора десятка трактиров, питейных заведений и двух церквей» (2 – стр. 131). Послушать милую Анну Павловну, так у нас до 1917 года вообще нигде ничего не было! Хотя далее она же сама пишет: «В 1903 году в Бояркинской, Горской волостях было прочитано 50 лекций, которые посетило 7,5 тысячи человек, в том числе в селе Озёры – 2,5 тыс. человек. Лекции были посвящены религиозно-нравственным вопросам. Такого же содержания на фабрике Ф. Щербакова сыновей проводились концерты ученического хора» (2 – стр. 131). Интересно, сейчас у нас читают 50 лекций в году, посвящённых религиозно-нравственным вопросам? Так когда же была культура: тогда или сейчас?». (С)
    Оригинал здесь http://ya-kraeved.ru/xozyain-mixail-fyodorovich-shherbakov/

    Приятно, что нашёлся авторитетный человек, который совершенно самостоятельно подтвердил своей работой то, о чём думал я, работая по М.Ф. Щербакову.

  2. Евгений
    Евгений Ответить

    Заметьте в небольшом селе Озеры до советской власти было 15 питейных заведений…. Ну о какой культуре можно говорить тогда? Только о культуре пития….

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Евгений Иванович, а сколько сейчас в Озёрах всяких винных магазинов? На каждом углу. Причём, открыты всегда, даже в самые жестокие времена самоизоляции, когда нельзя было ходить в парки и сидеть на скамейках.
      Про культуру в дореволюционных Озёрах разговор особый. Было несколько хоров:
      «А ещё Михаил Фёдорович очень любил хоровое пение. Он организовал несколько любительских хоров. Самым известным был хор складальщиков, набранных в красильно-отделочном производстве. После работы рабочие собирались на спевки. Там с ними занимались регенты Т. С. Терентьев и А. В. Платанин. Был ещё один хор – любительский (он же церковный). Репетиции этого хора проходили в доме Щербаковых на 3-м этаже….А ещё неугомонный фабрикант организовал детскую хоровую капеллу. Преимущественно из детей рабочих его фабрик».(С)
      http://ya-kraeved.ru/xozyain-mixail-fyodorovich-shherbakov/

      • Евгений
        Евгений Ответить

        Сейчас просто вообще идет спаивание населения. При чем целенаправленное.
        Кроме вина, водки и пива появилось куча коктейлей. К ним же присовокупились спайсы, кальяны, энергетики и еще черти что…
        Чем тупее и зависимее народ от чего то, тем проще ему впарить любую «политику партии»

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Разумеется. Именно так. Я это понял, когда в первую волну вируса все входные калитки в парк «Дубки» СВАРКОЙ (!) демонстративно заварили наглухо. А в винные магазины — добро пожаловать.

    • валерий
      валерий Ответить

      Евгений, Вы пишите о питейных заведениях. Да они всегда были на Русси, да и в других странах.Дикое пьянство было и в просвещенной Англии и в Голландии, известны своим пристрастием к пивным пьянкам немцы, почитайте Э.Хэмингуэя, так там американцы хлещут виски с раннего утра до глубокой ночи. Каждый обращает внимание на то, что ему ближе. А мы стараемся увидеть в наших земляках положительные начала, которые не видят либо слепые, либо ненавистники.

  3. Евгений
    Евгений Ответить

    А мероприятия в «поддержку действующей армии и их семейств» проводились властями постоянно, видимо это была государственная программа по сбору дополнительных средств, ну и мероприятия, естественно, имели политико-агитационную подоплеку. То есть не «чисто» культурные это были мероприятия. Да, устраивались концерты, выпускались почтовые марки, открытки. Видимо все же какие никакие деньги собирались для поддержки армии.
    И все же культурные мероприятия меньше всего затрагивали бедноту. Не до этого им было совсем. Посещали концерты служащие, мелкие промышленники, врачи, ну то что сейчас называют тонким слоем интеллигенции.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      «И все же культурные мероприятия меньше всего затрагивали бедноту. Не до этого им было совсем. Посещали концерты служащие, мелкие промышленники, врачи, ну то что сейчас называют тонким слоем интеллигенции». (С)

      Ну, тут уж не власть виновата была, и не фабриканты. Каждый волен был ходить в те заведения, которые ему нравились. Кто-то ходил в электротеатр, а кто-то никуда, «кроме полутора десятка трактиров, питейных заведений…».
      Ведь не фабриканты же, в конце концов, заставляли своих рабочих ходить по кабакам и бить там друг-другу морды. (Кулачные бои — тема отдельная тоже).
      Кстати, ходить по кабакам тоже нужны были деньги, и думаю не меньше, чем ходить в тот же электротеатр. Значит, зарплата-то у революционного пролетариата была не хилая.

      • Евгений
        Евгений Ответить

        Ну, получается то так, что фабриканты и привлекали к культуре, и бедноту в том числе, организовывая хоры и проводя другие мероприятия.

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Евгений Иванович, разумеется привлекали к культуре. Фабриканты умели считать деньги. Рабочий с похмелья — плохой рабочий. Поэтому и создавали всякие хоры там, собрания, концерты. Очень не дураки были.
          Школы, больницы строили тоже ну не совсем от доброты и широты душевной. Дорогие английские станки. К ним рабочие нужны были грамотные более-менее. (Школы).
          И желательно, чтоб эти рабочие были здоровы и не болели. (Больницы).

      • Холина Галина
        Холина Галина Ответить

        И,если уж на то пошло,количество питейных заведений не подтверждено,а алектротеатр и мероприятия,вполне цивилизованные для того времени,подтверждены документально…

        • Евгений
          Евгений Ответить

          Нет уж…
          Раз сказали…так сказали…
          Нам нравится 15 питейных заведений на одно село…
          Есть к чему стремиться

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          По количеству питейных заведений согласен. Не подтверждено. Но тогда, во времена творчества уважаемой А.П. Дорониной, принято было писать, что до революции их было очень много. Чем больше, тем лучше.
          (Это как сейчас принято хаять всё советское). «Историю пишут победители».

    • валерий
      валерий Ответить

      По историческим меркам после отмены крепостного права прошло тогда не так много времени, поэтому рассчитывать, что бы , как Вы пишите, «беднота» была приобщена к высокой культуре, вряд ли стоит. Но культурный рост народа был очевиден. К примеру, мне приходилось недавно писать о А.Е.Разоренове — крестьянине, ставшим известным на Москве поэтом. И таких поэтов из народа было много.
      Вот, что он писал: Мне теперь более 70 лет, но я и теперь все так же бодр духом, как и в далекие дни моей молодости, к сожалению, прожитой, благодаря той же среде, в которой я жил, не совсем осмысленно. Но я до сей поры не перестаю ВЫБИВАТЬСЯ ИЗ ТЬМЫ К СВЕТУ и из-за прилавка своей лавочки слежу, по мере возможности, за тем, как растет родное слово, как зреет родная мысль на ниве народной, засеянной рукою великих сеятелей, в иную жизнь отошедших».

      • Евгений
        Евгений Ответить

        Люди, стремящиеся к культуре, образованию, к развитию личности, люди творческие были и будут во всех социальных прослойках. Только где то они, чуть ли не исключение из правил, а где то…почти каждый.

  4. сергей Ответить

    Я всю жизнь связан с Озерами. Признаюсь, очень этим горжусь! Затихает, честно говоря, горячее сердце города. Тем более приятно читать очерк Валерия Ивановича. Он дает надежду из прошлого на будущее! Нет, не питейные заведения продолжают нашу жизнь. Выдающиеся земляки и наша русская культура!

  5. новодел Ответить

    Куда пойти,определяло воспитание с детского возраста.А кто их воспитывал?Рабы,которых можно было проиграть в карты,заложить в ломбард,поменять на борзых и так далее.Кого могут воспитать рабы?Рабов Однако,не умение петь и плясать приобщает людей к культуре В Щербаковские времена и медведей учили плясать и рявкать,ежели сие необходимо. Щербаков-капиталист.Время такое было,в каждом селе были такие Щербаковы.Кто производил миткаль,кто говядину У Щербаковых правда,как у Кафтанова из Вечного зова:желание хозяина угадать нужно,тогда судьбу за хвост поймаешьТеперешняя Путинская Россия это слепок царской России Многие вопрошают,что,если б не революция Отвечаю-тоже,что и сейчас,93год вычеркнул все 70 лет Беда Щербаковых в том,что они создали большие заводы,где и развился мощный рабочий класс.Теперешние капиталисты это учли и поэтому на примере Озёр мы видим:маленький заводик где-нибудь на отшибе,как правило,заросшей бурьяном.Там работают человек 15,изготовляют ножки к кроватям,через километра три,в таких же чигирях,человек 10 разливают ацетон,Хозяин как хочет,так и платит,ТК там не прокатит-умный,иди.Ну и откуда здесь чувство собственного достоинства?А ведь оно определяет сознание,без которого ты Глинку сутки слушай-толку не будет.Человек с чувством собственного достоинства тоже никудышный работник ни у современного хозяина,ни у Щербакова

    • Свой
      Свой Ответить

      Мне кажется, некорректно сравнивать Щербакова с Кафтановым, и правда у них разная. Если бы М.Щербаков хоть немного напоминал этого героя из Вечного Зова, то вряд ли бы ему дали остаться в Озерах, да еще и управляющим!

  6. новодел Ответить

    Я написал «правда Щербаковых»,тем самым объявив его нарицательным.Правда помещика,а ещё до неузнаваемости сократил свой текст и все знаки препинания,т.к сайт не пропускал из-за того,что «слишком много букв».

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Новодел! Рад видеть тебя в здравии на нашем сайте. Если пост большой, можно просто разделить его на два поста и поставить один за одним.

  7. валерий
    валерий Ответить

    Уважаемый Сергей Михайлович, я рад, что статья заинтересовала Ваших читателей. Думаю, что тему культуры она не исчерпывает. Хотелось бы и эту дискуссию продолжить (вопросов осталось много), и публикации по теме. Интересна личность П.М.Копченкова, его родственники живут, по моему в Сенницах, но мне не удалось найти информацию о нем. Я завершаю статью об образовании в Озерах в конце 19 — нач.20 вв. В ней много того, о чем писать не принять, но у меня есть документы. Надеюсь, Вы примите ее. Спасибо Вам. Завтра напишу Вам письмо.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      «Уважаемый Сергей Михайлович, я рад, что статья заинтересовала Ваших читателей».

      НАШИХ читателей, уважаемый Валерий Иванович. НАШИХ.
      Мы всегда рады Вашим новым публикациям и интересным вопросам, которые эти публикации поднимают. Разумеется, готов всё обсудить в личной переписке, уточнить и согласовать некоторые чисто рабочие и технические моменты. Жду письма.

  8. валерий
    валерий Ответить

    Конечно, наших,я себя не отделяю от читателей, т.к. пишу исключительно для них и не имею иных помыслов. А написал Ваших читателей, имея в виду читателей Вашего сайта.

      • Евгений
        Евгений Ответить

        Вот это класс! Нужно это дело отметить, обсуждениями, ну какой нибудь интересной темы, подводящей итоги! Ну чтоб собрались все неравнодушные, авторы и просто читающие «Краеведа». Поделились тем, что волнует, что наболело, что сделали за этот период, чего добились и своими планами на будущее!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *