Возрождение (История Каширской Никитской женской обители)

«За родником – белый храм, кладбище старое.
Этот забытый край Русь нам оставила».
Иеромонах Роман (Матюшин).

Часть 1

Если бы мне пришлось подбирать фотографию для визитной карточки с видом Каширы, я выбрал бы ту, что сделана с левого берега Оки при подъезде к старому автомобильному мосту, действующему с 1965 года. Действительно, в любой день здесь можно видеть людей, проезжавших мимо и не утерпевших сделать снимок внезапно открывшейся перед ними великолепной панорамы нашего города. Особенно красиво он смотрится сейчас, — в пору левитановской осени!

Его западная часть, расположенная на высоком холме, обращена к нам и соседствует через глубокий овраг с одетым в «багрец и золото» лесом Козловкой. Разноцветные домики выглядывают из кущи садов и словно сбегают вниз к реке. Ее видимая водная гладь заканчивается вдалеке белой жемчужиной древнего Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря и ажурными арками столетнего железнодорожного моста над Окой. Удивительно, но даже трубы Каширской электростанции, первенца ГОЭЛРО, что заметны на горизонте, не портят пейзаж. Городок, отраженный в водах красавицы Оки, схож с мифическим кораблем, плывущим по синему небу с проталинами белых облаков.

Эта картина не была бы столь торжественной, если бы не златоглавые каширские храмы, постепенно принимающие Божеский вид после долгих лет духовного забвения. Как драгоценные камушки царственной короны, венчают они эту красоту. «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал …»! Конечно, не все храмы видны с левого берега, но те, что заметны — впечатляют! В эти осенние дни рядом с пятиглавым Преображенским собором бывшего Никитского женского монастыря, появился силуэт еще одного купола церкви, который, надо думать, тоже засияет в скором времени. Об этом историческом уголке Каширы, а также о его возрождении пойдет речь впереди.

ФОМАИДА

В конце XVII века (по преданию — в 1696 г.) на западной окраине Каширы каширскими купцами Нероновыми была построена деревянная церковь во имя Святого великомученика Никиты. Через 100 лет, в 1805 году ее небольшой приход из-за ветхости церкви был упразднен и храм стал только кладбищенским. Через десять лет староста церкви Федор Иеремиевич Руднев, человек очень благочестивый, задумал построить вместо деревянного, — каменный храм, более соответствующий памяти о почивших предках. После долгого сбора средств, Руднев даже построил для этого часовню в 1818 году в начале улицы Московской. 12 мая 1822 года была освящена закладка новой церкви. Строилась она долго. Лишь в 1855 году был освящен главный престол храма – Никитский, но Федора Иеремиевича к этому времени уже не было в живых, он скончался 15 мая 1848 года. Достойным продолжателем его святых дел стала матушка Фомаида (Мария), в прошлом — инокиня знаменитого Горицкого монастыря. Вместе со своей помощницей Олимпиадой (Дарья Николаевна Макарова) и духовными сестрами, число которых уже превысило 50 человек, они жили в богадельне, устроенной еще Ф.И.Рудневым при строящейся каменной церкви. Именно их усилиями на пожертвования каширских горожан, богатых московских купцов и даже, членов царской фамилии, строительство Никитской церкви с 3-х ярусной колокольней было завершено. Примерно в то же время, был построен отдельный келейный корпус. В 1862 году вслед за матушкой Олимпиадой, удалившейся в Успенскую пустынь под Александровым, ушла на покой и Фомаида, которой исполнилось 84 года.

«Она почила о Господе 17 декабря 1868 г., имея от роду 90 лет, оставив по себе незабвенную память в Каширской обители. Тело почившей положено близ церкви святого великомученика Никиты, с левой стороны, у окна левого клироса. На гроб положена металлическая доска, на коей вырезаны годы ее жизни и труды на пользу обители Каширской.» (2)

МАКАРИЯ

Следующей настоятельницей Каширской Никитской женской общины, так стала называться обитель в 1862 году, стала матушка Макария (Сомова), родом из дворянской семьи, монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря, духовная дочь Оптинского старца Макария (Иванов). За время ее настоятельства было построено 7 каменных и 4 деревянных корпуса, вокруг обители возведена каменная ограда с красивыми башнями по углам и венчающими их Ангелами с трубами в руках. Со стороны Никитской улицы были устроены главные Святые ворота. В 1884 году указом Святейшего Синода община была преобразована в общежительный Никитский монастырь, а настоятельница Макария возведена в сан игуменьи.

«19-го Октября 1886 г. по дарственной записи совершенной и утвержденной нотариальным порядком от дворянина Михаила Феодоровича Иениш, досталось усадебное место с каменным одноэтажным домом и надворным строением в г. Кашире на Никитской улице, мерою около 300 кв. сажен. … К существующему дому Иениш сделана большая каменная пристройка с подвальным помещением для кухни, на верху здания выстроен деревянный мезонин. Все здание обращено в церковно-приходскую двухклассную женскую школу. 1-й этаж здания занят классами, а в мезонине помещаются учительницы и девочки сироты-ученицы, живущие при школе. Означенное усадебное место вошло в состав монастырской ограды.» (3)

27 лет управляла игуменья Макария монастырем. Духовное и материальное становление Никитского монастыря успешно сочеталось с уважением каширских граждан к его насельницам. Монастырский хор, управляемый священником, композитором и искусным скрипачом Алексеем Зерцаловым, славился пением на всю округу. В 1889 году игуменья Макария удалилась на покой. Скончалась она через пять лет, 13 февраля 1894 года на 84-м году жизни. Ее положили в склеп, где ранее были похоронены ее родная сестра монахиня Евфрасия и казначея Митрофания, переехавшие с нею в Каширу из Белевского монастыря. Там же, позднее, упокоилась и казначея Филарета, заменившая Митрофанию.

ТИХОНА

Приезд в каширский монастырь новой настоятельницы стал настоящим праздником для его обитательниц. Ведь матушка Тихона (Ладыженская) была назначена сюда по предложению самой игуменьи Макарии, знавшей ее с детства по Белевскому монастырю. С первых дней своего настоятельства Тихона вознамерилась построить новый храм, так как Никитская церковь стала мала для разросшейся обители. Приступив к расчистке места под будущий храм, ей пришлось столкнуться с трудностями.

«Монастырская площадь сама по себе была очень не обширна; втиснуть в стены монастыря новое громадное здание значило бы задавить все корпуса и затеснить храм св. великомученика Никиты; надо было в одну сторону восточную принять ограду, захватить городской переулок … купить три усадебных места и тем увеличить площадь под собор. Все это легко говорить, но нелегко было делать.» (2)

17 августа 1889 года состоялась закладка Преображенского собора. На церемонии присутствовал товарищ обер-прокурора Св. Синода Владимир Карлович Саблер, заехавший из села Колтово, — родового имения своей бабушки Е.А.Алексеевой. Его собственное имение было чуть дальше, — в селе Богословском (Тетерки). Ему обитель понравилась и, в дальнейшем, он неоднократно оказывал ей свое покровительство. Собор строился по проекту московского архитектора Владислава Осиповича Грудзина, автора многих церквей построенных в московской губернии, в том числе и Троицкого собора в селе Озеры Коломенского уезда, что в 25 верстах от Каширы вниз по течению Оки. Основным жертвователем средств на строительство был владелец Озерских текстильных фабрик — Михаил Васильевич Моргунов. Трехпрестольный соборный храм был торжественно освящен в честь Преображения Господня 7-8 июля 1894 года, — на 10-ю годовщину преобразования Каширской общины в монастырь.

«С высоты паперти новосозданного величественного храма, расположенного, как и вся обитель, на крутой горе едва-ли меньшей киевских прославленных гор, открывалась на запад чудная картина верст на 50 вдоль широких берегов красавицы Оки – этого, по выражению наших летописцев, «пояса Богоматери». (Ока служила великою преградою для татарских набегов на Московскую Русь). Залитая тихим светом вечереющего дня, картина эта не могла не усиливать впечатления, производимого торжественным, необычным для маленького города Богослужением.» (2)

Одновременно с Собором были построены и другие здания: каменный игуменский дом, два келейных дома (низ каменный, верх деревянный), лазарет для раненых воинов русско-японской войны. Монастырь сумел организовать и свое собственное свечное производство. Последней значимой постройкой при игуменье Тихоне, стала просторная трапезная на 300 человек, поставленная вплотную к колокольне с западной стороны. Строить ее начали в 1904 году, а торжественно освятили в 1906-м. С этого времени Тихона стала проситься на покой по состоянию здоровья, но произошло это лишь в феврале 1908 года, одновременно с уходом преосвященного Лаврентия, — епископа Тульского и Белевского. Скончалась матушка Тихона 6 марта 1911 года.

(Опубликовано в каширской газете «Диалоги» №45 от 08.11.2017 г.)

Часть 2

СЕРГИЯ

В 1908 году настоятельницей монастыря становится матушка Сергия (Зайцева Наталья Егоровна). Постриженная в монашество 4 марта 1890 года и воспитанная в Каширской обители с 12 лет, она стала первой игуменью выбранной непосредственно из местных сестер. При ней обитель продолжала благоустраиваться. Так, в 1909 году на средства мещанки из Коломны Александры Матвеевны Петровой, проживавшей в обители, из монастырского колодца была проведена вода в трапезную. Монастырь становился все более известным. Сюда стекалось множество богомольцев, чтобы поклониться частицам мощей святого великомученика Никиты, святителя Тихона Задонского, преподобных Серафима Саровского и Нила Столбенского; помолиться перед чудотворной иконой Смоленской Богоматери, принесенной еще в 1843 году старицей Фомаидой; восхититься иконами в серебряных окладах «Троеручицей» и «Скоропослушницей», исполненными на кипарисовых досках и присланных со Святого Афона; задуматься перед иконой «Умиление», принятой в дар от Дивеевской обители. И в самом монастыре были признанные мастерицы, которые занимались иконописью и златошвейным рукоделием. В 1912 году каширская обитель справила свой 50-летний юбилей великолепным крестным ходом по городу и торжественной службой при большом количестве гостей и прихожан.

СЕРАФИМА

До недавнего времени я полагал, что игуменья Сергия управляла монастырем вплоть до его закрытия. Оказалось, что это не так. Совсем недавно, тульский краевед Владимир Сухопаров, прислал мне два документа, обнаруженные им в Государственном архиве Тульской области (ГАТО). Первый, — «Сведения о состоянии Каширского Никитского женского монастыря за 1914 год». Второй, — «Послужной список монахинь и послушниц указных и находящихся на испытании в Каширском Никитском женском общежительном монастыре за 1915 год». Они подписаны игуменью Серафимой, настоятельницей Каширского Никитского женского общежительного монастыря. Во втором документе есть сведения и о самой матушке Серафиме, ставшей настоятельницей после кончины игуменьи Сергии в феврале 1914 года:

1. Настоятельница Игумения Серафима 47 лет, обучалась в Петроградском Елисаветинском училище, дочь Петроградскаго 1-й гильдии купца, в мире именовалась Елисавета Семеонова Ильичева, девица, пострижена в монашество 1903 г. Марта 1 д. в Каширском женском монастыре. Поступила в монастырь 1888 Октября 22. Определена в число послушниц 1893 Мая 19. До 1911 года послушания проходила письмоводительницы и заведующей строительными материалами и постройкой монастыря, а с 1911 года определена казначеею монастыря 1911 Окт. 3. Назначена Настоятельницею монастыря 1914 Марта 17. Возведена в сан Игумении 1914 Марта 25.

Во внимание к понесенным ею заботам и трудам новаго каменнаго храма в с. Руново Каширскаго уез. Преподано благословение Преосвященнейшим Лаврентием Епископом Тульским и Белевским при свидетельстве №7560 1906 Декабря 31. Во внимание к отлично устроенной и полезной деятельности по постройке в с. Рудневе Каширскаго уез. новаго храма награждена благословением Св. Синода с грамотою 1913 Мая 6. За заслуги по духовному ведомству награждена наперсным крестом по определению Св. Синода 1915 Мая 6. (4)

До революционных событий 1917 года чуть больше двух лет. Какова судьба последней настоятельницы каширского монастыря — Серафимы? На этот вопрос еще предстоит ответить.

ЗАБВЕНИЕ

Безбожная большевистская власть быстро довела монастырь до разорения. Все, что было до этого построено и заботливо оберегалось, в одночасье стало враждебным. Вчера ходили и клали поклоны, сегодня сдергивали с куполов кресты! Какое-то время обитательницы монастыря, преобразованного в трудовую артель, еще существовали, но в 1922 году монастырь был закрыт окончательно. Церковное имущество разграбили и уничтожили, святыни осквернили. Опустошенную Никитскую церковь приспособили под клуб, в ней крутили кино и устраивали танцы. Колокольню и ротонду церкви разобрали, сделав крышу плоской. На Преображенском соборе разрушили четыре из пяти барабанов с куполами, а внутри устроили склад «Заготзерна». Высокое крыльцо с папертью перестроили, превратив его в молокозавод.

Монахинь и послушниц, коих согласно послужному списку за 1915 год (4), было 249 человек, — разогнали. Кто-то отправился странствовать, кого-то приютили родственники, а кого-то — чужие люди. На сестер во Христе заводили Дела, обвиняя их в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Приговоры Особых совещаний – «Троек» при УНКВД по Московской области, по делам обвиняемых, как правило, заканчивались ссылкой или расстрелом.

Шли годы. Кануло в лету былое великолепие храмов Никитского монастыря. Территория, на которой он когда-то располагался, стала называться Рабочим городком. Был городок «монастырский», — стал «рабочий»! Новая власть, посчитав религию опиумом для народа, изгнала сестер Божьих со святой горы Фавор и заселила ее пролетариями и крестьянской беднотой. В классовой борьбе с «вредителями» стремительно прошли 20-30-е годы, затем потянулись беспощадные «военные сороковые» с холодом и голодом. Выжившие в тылу, дождались с фронта Победителей и, окончательно уверовав в правильный курс партии и правительства, стали налаживать мирную жизнь. Согласные на все, «лишь бы не было войны», они стопроцентно голосовали за «блок коммунистов и беспартийных», «добровольно-принудительно» подписывались на облигации Госзайма, радовались отмене продовольственных карточек и ликовали по случаю очередного снижения цен. Получив «право на труд», они трудились, в том числе и на «прядилке», разместившейся в бывшей Никитской церкви. Надо же было зарабатывать на жизнь себе и детям, дружно народившимся после войны.

Заселенная «под завязку» бывшая обитель, являла собой череду корпусов-коммуналок с общими кухнями-коридорами с чадящими примусами и керосинками. На чердаке, у каждого, — своя веревка для просушки белья. Во дворе «удобства», — уборная и помойка, зловонные летом и с «замороженным добром» — зимой. Еще полагался сарай – для дров и угля. Воду таскали в ведрах от колонки возле кладбища на ул. Свободы или из родника на улице Пролетарской, что бил из-под земли с незапамятных времен.

Часть 3

Так и жили, не тужили, пока не пала советская власть. В лихие 90-е годы и с начала 2000-х, одно за другим стали закрываться каширские предприятия: рефрижераторное депо, мебельная фабрика, проволочный и судостроительный заводы …. Обанкротилась и «чулочка» — «Ажур». В июле 2007 года ее производственные помещения были выставлены на торги под видом складских помещений. С этого времени, много не говоря, начались хождения по мукам за передачу здания бывшей церкви Каширскому благочинию. К лету 2009 года все с Божьей помощью закончилось успехом и, 4 июня приход Никитской церкви был официально зарегистрирован.

Тогда же, начались работы по восстановлению Преображенского собора, переданного церкви еще в 1998 году. Бригада специалистов профессионалов, на счету которых не один десяток восстановленных церквей, в том числе и в Высоцком монастыре г. Серпухова, за сравнительно небольшое время вернули величественному зданию его первоначальный вид. В конце 2012 года, оштукатуренный и побеленный, с пятью золочеными куполами и крестами, устремленными ввысь, он словно заново родился! Недаром говорят, что у каждого церковного храма, как и у каждого человека, есть свой ангел-хранитель.

Ожила и Никитская церковь. Многие неравнодушные горожане откликнулись на призыв помочь в восстановлении храма. Кто-то, деньгами, кто-то, — участием в расчистке помещений. Не обошлось и без дарителей, приносили не только сохранившиеся иконы, но и собственные произведения в которые вложили душу. Настоятель Преображенского собора и Никитского храма – иеромонах о. Александр (Волков). Хотя регулярные службы здесь сейчас не проводятся по причине реконструкции, его каждый день можно видеть на строительной площадке. Молитвами и живым участием он вносит свой вклад в возрождение храмов.

Нынешний 2017 год, знаменателен тем, что Никитская церковь и Преображенский собор бывшего Никитского женского монастыря в Кашире вошли в Программу Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. Его Совет возглавляют губернатор Московской области Андрей Воробьев и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Основным источником пополнения Фонда являются добровольные пожертвования граждан и организаций.

Генеральный подрядчик реставрационных работ на объекте – ООО «С.К. — Реставратор» (Ген. директор — Семин Владимир Владимирович). На счету кампании, такие успешно реализованные Проекты, как:
— реставрация исторических стен кремля в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль»;
— реставрация фасада и внутренних помещений в Государственном музее-усадьбе В.Д.Поленова;
— реставрация фасада и кровли здания в старых палатах Монетного двора, которые когда-то выходили на Красную площадь;
— реставрация фасада, внутреннего интерьера и кровли здания церкви Воскресения Христова в селе Воскресенском Рузского района, Моск. обл.;
— полная реставрация церкви Вознесения в селе Сенницы Озерского района, Московской области и многие другие объекты.

Сегодня строительная площадка в Рабочем городке похожа на растревоженный улей. Продолжается углубленная расчистка территории, отрыты и укреплены белокаменные фундаменты храмов, заново сделана отмостка. На северном склоне холма удалены деревья и с другого берега Оки, — Преображенский собор виден, как на ладони. В начале 2017 года, после длительного перерыва, в него вернулись строители и занялись внутренней отделкой. Теперь он и внутри буквально сияет белоснежными оштукатуренными стенами и полами, выложенными плиткой.

Никитская церковь — в строительных лесах с зеленой защитной сеткой, но, глядя на нее, не испытываешь раздражения. Скорее — радостное нетерпение, словно при виде скрытого упаковкой долгожданного подарка. Уже воссоздана восьмигранная ротонда над алтарем. Выполнена сложнейшая работа по укладке внутреннего кирпичного свода купола ротонды. Каменщики приступили к сооружению колокольни «о трех ярусах в виде четырехугольного столба, со шпицем из белой английской жести, завершающейся железным крестом» (2), глядишь, когда-нибудь и семь колоколов займут свое место, из коих в самом «большом весу 316 пудов 21 фунт». Кровельщики тоже не подкачали, — успели до холодов и дождей разобраться с заменой стропил и кровли на трапезной.

История православных храмов вершится конкретными людьми. И возрождение порушенных Святынь не исключение. Они возвращаются к нам заново созданные человеческими руками и умением и потому все, кто трудится сегодня на реконструкции, достойны уважения и благодарности!

Руководитель Проекта – Михаил Владимирович Провов. Непосредственное руководство реставрационными работами на объекте – Сергей Владимирович Семин, зам. директора «С.К.–Реставратор».

Субподрядчики:
— на внутренней отделке Преображенского собора (И.П. Кочетков Алексей Вячеславович, кстати, — коренной каширянин;
— штукатурные работы и покраска фасада Никитской церкви (И.П. Сидоренко Сергей Александрович;
— сооружение ротонды на Никитской церкви (И.П. Артеньева Татьяна Николаевна).

Восстановление кровли — Игорь Иванович Дубровин.
Реставрация белого камня — Александр Николаевич Мельников.
Восстановление ротонды — Роман Игоревич Михайлов.
К сожалению, газетный формат не позволяет назвать всех причастных к этому Святому делу.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. О Никитской женской обители в городе Кашире Тульской губернии. Москва. Типография Грачева и Комп. у Пречистенских ворот, д. Шиловой. 1869.
  2. Архимандрит Геронтий (Кургановский). Историческое описание Никитского женского общежительного монастыря в городе Кашире Тульской губернии. Киев. Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1909.
  3. Сведения о состоянии Каширского Никитского женского монастыря за1914 год. (Государственный архив Тульской области (ГАТО), ф.№3, оп. №10, д. №4879).
  4. Послужной список монахинь и послушниц указных и находящихся на испытании в Каширском Никитском женском общежительном монастыре за 1915 год». (Государственный архив Тульской области (ГАТО), Ф.№3, оп.№8, д.№2549).
  5. Книга памяти и воспоминаний жертв политических репрессий Каширского района. Г. Кашира, 2008 г.
    Прихожане Каширских храмов, пострадавшие за веру православную в годы лихолетья. Кн.2. Г. Кашира, 2012 г.

Октябрь-ноябрь 2017 г.
Опубликовано в Каширской газете «Диалоги»

Метки: , ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Александр Горелов

Известный Каширский краевед, историк, спортсмен, рыбак, турист. Автор многих книг, буклетов и несметного числа публикаций о родном крае. Часто выступает с докладами, лекциями. Инициатор сохранения многих памятников старины в Кашире.

У этой статьи 6 комментариев

  1. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Дорогой друг Александр Николаевич! Уж как я рад вновь встретиться с тобой, теперь уже на этом сайте. Для всех нас большая честь видеть здесь твои шикарные публикации. Добро пожаловать!

  2. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Дорогого друга, известного Каширского (и теперь уже и Озёрского) краеведа и историка Александра Николаевича Горелова сердечно поздравляю с Днём рождения!
    Желаю здоровья, долголетия, счастья, благополучия, новых творческих успехов, новых книг, публикаций, лекций, экскурсий. Я благодарен Судьбе за то, что она познакомила меня с тобой. Твоя правдивость, трезвый взгляд, реальная оценка прошлых и настоящих событий, честность и объективность в публикациях, верность своему Делу являются и будут примером для многих людей!
    Всегда помню наши с тобой походы, неторопливые беседы на природе, размышления о смысле жизни, о роли человека в истории, о прошлых и грядущих событиях. Нам ещё много километров надо с тобой пройти, многое обсудить, многое узнать, написать, рассказать.
    Многие лета тебе, Александр Николаевич!

  3. Вячеслав Ответить

    Если не ошибаюсь, Александр Николаевич прожил в «Покоях Настоятельницы» лет 40, и «материал» для потомков, собирался всю жизнь. Спасибо.
    P.S. Александр Николаевич, так был ли подземный ход из Никитского монастыря в Белопесоцкий или это всё сказки?

    • Евгений
      Евгений Ответить

      такие легенды есть практически во всех исторических местностях. И по Оке и по Дону.
      Подземелья были видимо везде. Нужно было хранить и продукты и всякие ценности. От этих подземелий и возникают легенды.

    • Александр Горелов
      Александр Горелов Ответить

      Уважаемый Вячеслав! Спасибо и Вам за добрый отзыв. А на Ваш вопрос о подземном ходе отвечу, что, конечно, не было никаких «ходов». Ни нужды в этом не было, ни технических возможностей. Более того, — эту глупую выдумку и сказкой-то назвать нельзя!

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Это с лёгкой руки какой-то дамы с телевидения эти ходы пошли. Они прям место указывала, откуда они должны начинаться. Самое главное, как умно заметил Александр Николаевич, необходимости-то в них нет абсолютно никакой.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *