Братья из деревни Бабурино

I

Про лётчика-истребителя гвардии старшего лейтенанта Алексея Николаевича Еловского, в честь которого названа улица в деревне Бабурино, городского округа Озёры написано уже немало. Он погиб в конце войны 14 февраля 1945 года во время катастрофы  американского истребителя «Аэрокобра» на аэродроме города Бриг (ныне Бжег, Польша).

Еловский Алексей Николаевич

Самолет союзников пользовался определённой популярностью у лётчиков-асов Красной Армии. На нём, например, предпочитал летать легендарный Александр  Покрышкин, одержавший  свои сорок восемь побед из пятидесяти девяти именно на детище американской промышленности.

А сбивать  вражеские самолеты помогала пушка калибра 37 миллиметров, два скорострельных крупнокалиберных пулемета и четыре пулемета нормального калибра по тысяче выстрелов в минуту каждый.  Но был у самолёта и существенный недостаток. Он мог срываться в штопор из-за задней центровки (мотор располагался за кабиной лётчика).

Сухие строчки именного списка безвозвратных потерь офицерского состава 23-тьей гвардейской авиационной дивизии в период с 10 по 20 февраля 1945 не дают, да и не могут дать ответов – кто был за штурвалом  американского самолёта  Bell P-39 Airacobra 14 февраля, в день гибели Алексея Николаевича? Что случилось на лётном поле?  И был ли наш земляк лётчиком-асом, которому могли доверить иностранную машину, поступающую к нам в страну по ленд-лизу. (государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё).

Именной список потерь офицерского состава. Документ о гибели Еловского А.Н.

Несмотря на свою  относительную молодость, ему шёл только 22 год, старший лейтенант Алексей Еловский считался опытным и фартовым лётчиком. Только второго февраля 1945 года, поддерживая наступающие наземные войска, которые освобождали  Бриг (ныне Бжег) он уничтожил  два немецких самолета марки ФВ-190 (Focke-Wulf Fw-190) и один Ме-109 (Messerschmitt -109). Это данные из сборника М.Ю. Быкова «Асы Великой Отечественной» страница 444.

А всего Алексей Еловский за свою короткую жизнь произвёл 92 боевых вылета, участвовал в 17 воздушных боях и лично (!) сбил 13 фашистских «стервятников». А боевыми вылетами с сентября 1942 г (Приказ № 0685 от 09.09.42 г) считались только те вылеты истребительной авиации,  «…при котором истребители имели встречу с воздушным противником и вели с ним воздушный бой, а при выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от атак истребителей противника».

92 боевых вылета  в неполных 22 года!

В ноябре 1943 года Еловский награждается орденом Красной Звезды.

И все-таки меня не покидает мысль, что боевой путь нашего земляка не был оценён по достоинству. Почему? По какой причине? Наверное, это установить уже  никогда не удастся. Возможно,  и это только моё предположение, что на  подготовку представлений к правительственным наградам повлияла  не  уживчивость  Алексея Еловского с комиссаром авиадивизии, или внесли свою лепту «особисты», а может это была  простая нерасторопность кадровиков, которые из-за частой смены дислокации забывали  свои прямые обязанности. Или зависть к боевым успехам  молодого офицера?

Что подвигло к такому предположению?  В августе 1941 года наркомом обороны СССР был издан секретный приказ о мерах поощрения авиаторов:

Развернуть текст приказа

ПРИКАЗ О ПОРЯДКЕ НАГРАЖДЕНИЯ
Летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков
№ 0299 от 19 августа 1941г.

Для поощрения боевой работы летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии, отличившегося при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом, приказываю ввести порядок Награждения летчиков за хорошую боевую работу, а командирам и комиссарам авиадивизий представлять личный состав к награде в соответствии с приказом.
В истребительной авиации.
1. Установить денежную награду летчикам-истребителям за каждый сбитый самолет противника в воздушном бою в размере 1000 рублей.
2. Кроме денежной награды летчик-истребитель представляется:
— за 3 сбитых самолета противника к правительственной награде;
— за следующие 3 сбитых самолета противника — второй правительственной награде;
— за 10 сбитых самолетов противника — к высшей награде — званию Героя Советского Союза.
3. За успешные штурмовые действия по войскам противника летчики премируются и представляются к правительственной награде:
— за выполнение 5 боевых вылетов на уничтожение войск противника летчик-истребитель получает денежную награду 1500 рублей;
— за выполнение 15 боевых вылетов летчик-истребитель представляется к правительственной награде и получает денежную награду 2000 рублей;
— за выполнение 25 боевых вылетов летчик-истребитель представляется ко второй правительственной награде и получает денежную награду 3000 рублей;
— за выполнение 40 боевых вылетов летчик-истребитель представляется к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза и получает денежную награду 5000 рублей.
Во всех случаях результаты и эффективность выполнения штурмовых действий должны быть подтверждены командирами наземных частей или разведкой.
4. За уничтожение самолетов противника на аэродромах летчики-истребители премируются и представляются к правительственной награде:
— за успешное выполнение 4 боевых вылетов на уничтожение самолетов противника на его аэродромах летчик — истребитель получает денежную награду 1500 рублей;
— за успешное выполнение 10 боевых вылетов днем или 5 вылетов ночью летчик-истребитель представляется к правительственной награде и получает денежную награду 2000 рублей;
— за успешное выполнение 20 боевых вылетов днем или 10 вылетов ночью летчик-истребитель представляется ко второй правительственной награде и получает денежную награду 3000 рублей;
— за успешное выполнение 35 боевых вылетов днем или 20 вылетов ночью летчик-истребитель представляется к званию Героя Советского Союза и получает денежную награду 5000 рублей.
Результаты боевых действий по аэродромам противника должны быть подтверждены фотографированием или разведывательными данными.
Летчики, применившие в воздушном бою таран самолета противника, также представляются к правительственной награде.
Количество сбитых самолетов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями летчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолет противника, и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолета противника командованием полка.

Народный Комиссар Обороны И. Сталин
(ЦАМО. Фонд 4. Опись 11. Дело 65. Л, 361-369.)

30 ноября 1943 года в воздушном бою Алексей Еловский лично сбивает два ФВ-190 (Focke-Wulf Fw-190), но и сам получает тяжелое ранение в левое плечо. Зажав ручку управления самолёта ногами, при помощи здоровой правой руки он довёл самолёт до территории, занимаемой войсками Красной Армии, и посадил «Аэрокобру» на фюзеляж. После выздоровления, а курс лечения он проходил в госпитале г. Коломны и возвращения в часть Алексей Николаевич, на то время гвардии младший лейтенант авиации, в апреле 1944 года представляется к награждению орденом «Красного Знамени», но ему вручают орден Славы III степени. Награда, безусловно, достойна почёта и уважения, как и все награды воинской доблести, но по своему статуту орденом Славы награждались военнослужащие рядового состава, сержанты и старшины Красной Армии, а в авиации, как исключение, и офицеры имеющие звание младшего лейтенанта. Формально всё вроде правильно и всё соблюдено, а вот по сути…

1-ая страница наградного листа на Еловского А.Н.

2-ая страница наградного листа на Еловского А.Н.

В июле-августе 1944 Еловский А.Н. совершает ещё несколько боевых вылетов и уничтожает в воздушных боях ещё четыре (!) самолета противника, но приказа об очередном награждении не последовало, как не было представления за успешные бои январе-феврале 1945 года. Возможно, что открыты ещё не все военные архивы и со временем будут найдены дополнительные документы о героических фронтовых буднях нашего земляка.

II

Алексей Еловский в раннем детстве переехал вместе с родителями из Смоленской области в деревню Бабурино. Его отца, Николая Марковича, кавалера ордена Боевого Красного Знамени за бои в Гражданскую войну, после окончания московского института имени Карла Либкнехта в 1929 году распределили на работу в Озёрский район.

Орденская книжка Еловского Николая Марковича

1954 г. Еловский Н.М.(стоит слева) и бригада лесхоза

Он занимался районным лесным хозяйством, а также городским озеленением. К нашим знаменитым аллеям на главной улице, к летнему саду Дворца культуры, к другим зелёным местам города по преданию приложил руки и сердце Николай Маркович Еловский.

Библиотекарь Озёрской средней школы № 1 Еленычева Л.Я. одной из первых начала сбор материалов об Алексее Еловском. И совсем недавно мне передали её запись беседы с дядей летчика. Прудников Михаил Иосифович был родным братом Домны Иосифовны, матери нашего героя. Вот небольшой фрагмент беседы из школьной тетради в линеечку:

«Еловский А.Н. родился в 1923 году в д. Хатросово, Починковского района, Смоленской области. В 1930 году поступил в школу и проучился там до 1935 (речь о начальной школе в д. Бабурино – примечание автора), с 1935 обучался ….(непонятно). В 1940 году окончил 10 классов первой средней. В начальные годы обучения в школе у маленького Лёши не было особенного прилежания к учёбе. Он был не собранным, но очень способным учеником. Очень увлекался математикой. Учась в старших классах, у Алексея появился повышенный интерес к учёбе. Он стал больше заниматься, уделять учебе серьёзное внимание, больше читать художественной литературы. Кроме того, возмужавший к тому времени (9-10 класс) он стал совмещать учёбу в школе с занятиями в аэроклубе. Способный, требовательный к себе и к учёбе, Алексей оканчивает школу и аэроклуб с пятёрками. Страсть к небу, к высоким стремительным полётам – мечта юности. И после 10 класса Алексей поступает в ПОВАРИНСКОЕ военное училище…»

III

За семьёй Николая Марковича Еловского в деревню Бабурино перебралась и семья его сестры Степаниды Марковны, в замужестве Разумовской. Её муж Степан (Стефан) Степанович  через некоторое время переманил в Подмосковье своих  кровных братьев Осипа и Семёна Разумовских.

В семье Степаниды и Степана подрастал сын Иван, который родился 6 января 1926 года ещё на старом месте жительства, на Смоленщине. Для Ивана его старший двоюродной брат Алексей Еловский был признанным авторитетом, кумиром детства и юношества. Как и старший брат, Иван по утрам делал зарядку, дружил с дворовым турником, обожал гимнастические упражнения, отменно плавал. В  деревенской начальной школе занятия для всех классов проводились в одной большой комнате, и маленький Ваня  воочию наблюдал за успехами или неудачами  Алексея. Он внимал всему, что говорили учителя Петр Андреевич и Лидия Андреевна Лебедевы. За что они хвалили или ругали старшего брата. Иван так же, как и Алексей, серьёзно увлёкся математикой, решением сложных алгебраических примеров, нахождением правильных ответов в заковыристых задачах по геометрии.  Как и Алексей, он мечтал о  военной службе и готовил себя к  профессии лётчика.  Иван Разумовский окончил среднюю школу № 1  в июне 1943 года только с отличными оценками, подал документы в лётное училище, но строгая медицинская комиссия (и это во время войны!) забраковала его здоровье. Что-то там в работе сердца, по мнению медиков, было не так. Напрасно Иван пытался доказать свою великолепную спортивную подготовку – комиссия была непреклонна.

15.06.1943 г 10 класс школы № 1 Иван Разумовский стоит крайний слева. Рядом с ним Лидия Сачкова, будущая его жена.

15.06.1943 г. Выпускные классы шк. № 1. Иван Разумовский в нижнем ряду второй справа. Слева от него Панов Валентин Петрович. Фотографии из семейного архива семьи Разумовских.

Будучи участковым инспектором ОВД я иногда заезжал к Лебедеым. За чашкой чая, а старые учителя были на редкость хлебосольны, Лидия Андреевна и Пётр Андреевич пытались рассказать мне про своего знаменитого ученика Лешу Еловского, про то, как они добивались переименования улицы в его честь. Только вот я всё куда-то спешил, всё куда-то бежал и не выслушивал супругов Лебедевых дл конца, о чём сегодня себя и корю.

Иван Степанович не изменил своей любви к самолётам. Не могу летать, буду строить. Он оканчивает Московский авиационный институт (знаменитый МАИ) и посвящает себя самолетостроению. Работает в конструкторских бюро на Урале и на Украине, в Центральной России. И везде за ним следует, живя в служебных квартирах с казенной мебелью, верная жена и одноклассница Сачкова (Разумовская) Лидия Федоровна.

Страна не получила ещё одного отважного лётчика, но страна получила достойного конструктора, видного управленца, орденоносца.

В апреле 1963 года Иван Степанович удостаивается своего первого ордена — Знак Почёта, в феврале 1971 года – второго ордена Трудового Красного Знамени, а в 1976 году ему присуждается Государственная премия Украинской ССР за участие в разработке и внедрение в эксплуатацию самолёта АН-24. Вот две документа того времени:

Бланк телеграммы из семейного архива Разумовских

Бланк телеграммы академика Б.Е. Патона из семейного архива Разумовских

23 июня 1981 года Ивану Степановичу Разумовскому за разработку новейших типов самолётов для гражданской авиации присуждается высшая премия СССР того времени — Ленинская премия.

Отличник Аэрофлота (1973 г), Почётный авиастроитель (1987 г) Иван Степанович более сорока лет жизни отдал любимой авиации. В течении семи лет являлся заместителем министра Гражданской авиации СССР.

11 декабря 1989 года он возвратился домой в Москву их Красноярска из очередной своей командировки. Дома ему стало плохо, и он скоропостижно скончался на руках родственников. Ему шёл только 64-ый год. По всей видимости, врачи той далёкой военной комиссии не ошиблись в своём диагнозе

Вот такие знаменитые люди вышли из недр обыкновенной подмосковной деревеньки и обыкновенной городской средней школы

Искренне благодарю за предоставление воспоминаний и документов
Разумовскую Ларису Ивановну, Рагузину Татьяну Александровну
и заведующего отдела Озёрский краеведческий музей имени А.П. Дорониной
Муромского Максима Михайловича.

Метки:

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Харитонов Юрий

Родился в г. Озёры. Ветеран МВД. Автор книги о развитии спорта в Озёрском районе, соавтор книги "Наш маленький город в Великой войне".

У этой статьи 3 комментариев

  1. Лариса Ответить

    Спасибо!Прекрасный рассказ!Мы должны знать о наших знаменитых земляках!

  2. Ушаков Юрий Ответить

    Спасибо за познавательный рассказ о выпускнике Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков! Он позволил мне дополнить информацией персональную страницу Еловского А.Н. на сайте Борисоглебского ВВАУЛ: http://www.bvvaul.ru/profiles/5820.php
    С уважением,
    Ю. Ушаков,
    Администратор сайта Борисоглебского ВВАУЛ

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *