Братья из деревни Бабурино
I
Про лётчика-истребителя гвардии старшего лейтенанта Алексея Николаевича Еловского, в честь которого названа улица в деревне Бабурино, городского округа Озёры написано уже немало. Он погиб в конце войны 14 февраля 1945 года во время катастрофы американского истребителя «Аэрокобра» на аэродроме города Бриг (ныне Бжег, Польша).
Самолет союзников пользовался определённой популярностью у лётчиков-асов Красной Армии. На нём, например, предпочитал летать легендарный Александр Покрышкин, одержавший свои сорок восемь побед из пятидесяти девяти именно на детище американской промышленности.
А сбивать вражеские самолеты помогала пушка калибра 37 миллиметров, два скорострельных крупнокалиберных пулемета и четыре пулемета нормального калибра по тысяче выстрелов в минуту каждый. Но был у самолёта и существенный недостаток. Он мог срываться в штопор из-за задней центровки (мотор располагался за кабиной лётчика).
Сухие строчки именного списка безвозвратных потерь офицерского состава 23-тьей гвардейской авиационной дивизии в период с 10 по 20 февраля 1945 не дают, да и не могут дать ответов – кто был за штурвалом американского самолёта Bell P-39 Airacobra 14 февраля, в день гибели Алексея Николаевича? Что случилось на лётном поле? И был ли наш земляк лётчиком-асом, которому могли доверить иностранную машину, поступающую к нам в страну по ленд-лизу. (государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё).
Несмотря на свою относительную молодость, ему шёл только 22 год, старший лейтенант Алексей Еловский считался опытным и фартовым лётчиком. Только второго февраля 1945 года, поддерживая наступающие наземные войска, которые освобождали Бриг (ныне Бжег) он уничтожил два немецких самолета марки ФВ-190 (Focke-Wulf Fw-190) и один Ме-109 (Messerschmitt -109). Это данные из сборника М.Ю. Быкова «Асы Великой Отечественной» страница 444.
А всего Алексей Еловский за свою короткую жизнь произвёл 92 боевых вылета, участвовал в 17 воздушных боях и лично (!) сбил 13 фашистских «стервятников». А боевыми вылетами с сентября 1942 г (Приказ № 0685 от 09.09.42 г) считались только те вылеты истребительной авиации, «…при котором истребители имели встречу с воздушным противником и вели с ним воздушный бой, а при выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от атак истребителей противника».
92 боевых вылета в неполных 22 года!
В ноябре 1943 года Еловский награждается орденом Красной Звезды.
И все-таки меня не покидает мысль, что боевой путь нашего земляка не был оценён по достоинству. Почему? По какой причине? Наверное, это установить уже никогда не удастся. Возможно, и это только моё предположение, что на подготовку представлений к правительственным наградам повлияла не уживчивость Алексея Еловского с комиссаром авиадивизии, или внесли свою лепту «особисты», а может это была простая нерасторопность кадровиков, которые из-за частой смены дислокации забывали свои прямые обязанности. Или зависть к боевым успехам молодого офицера?
Что подвигло к такому предположению? В августе 1941 года наркомом обороны СССР был издан секретный приказ о мерах поощрения авиаторов:
30 ноября 1943 года в воздушном бою Алексей Еловский лично сбивает два ФВ-190 (Focke-Wulf Fw-190), но и сам получает тяжелое ранение в левое плечо. Зажав ручку управления самолёта ногами, при помощи здоровой правой руки он довёл самолёт до территории, занимаемой войсками Красной Армии, и посадил «Аэрокобру» на фюзеляж. После выздоровления, а курс лечения он проходил в госпитале г. Коломны и возвращения в часть Алексей Николаевич, на то время гвардии младший лейтенант авиации, в апреле 1944 года представляется к награждению орденом «Красного Знамени», но ему вручают орден Славы III степени. Награда, безусловно, достойна почёта и уважения, как и все награды воинской доблести, но по своему статуту орденом Славы награждались военнослужащие рядового состава, сержанты и старшины Красной Армии, а в авиации, как исключение, и офицеры имеющие звание младшего лейтенанта. Формально всё вроде правильно и всё соблюдено, а вот по сути…
В июле-августе 1944 Еловский А.Н. совершает ещё несколько боевых вылетов и уничтожает в воздушных боях ещё четыре (!) самолета противника, но приказа об очередном награждении не последовало, как не было представления за успешные бои январе-феврале 1945 года. Возможно, что открыты ещё не все военные архивы и со временем будут найдены дополнительные документы о героических фронтовых буднях нашего земляка.
II
Алексей Еловский в раннем детстве переехал вместе с родителями из Смоленской области в деревню Бабурино. Его отца, Николая Марковича, кавалера ордена Боевого Красного Знамени за бои в Гражданскую войну, после окончания московского института имени Карла Либкнехта в 1929 году распределили на работу в Озёрский район.
Он занимался районным лесным хозяйством, а также городским озеленением. К нашим знаменитым аллеям на главной улице, к летнему саду Дворца культуры, к другим зелёным местам города по преданию приложил руки и сердце Николай Маркович Еловский.
Библиотекарь Озёрской средней школы № 1 Еленычева Л.Я. одной из первых начала сбор материалов об Алексее Еловском. И совсем недавно мне передали её запись беседы с дядей летчика. Прудников Михаил Иосифович был родным братом Домны Иосифовны, матери нашего героя. Вот небольшой фрагмент беседы из школьной тетради в линеечку:
«Еловский А.Н. родился в 1923 году в д. Хатросово, Починковского района, Смоленской области. В 1930 году поступил в школу и проучился там до 1935 (речь о начальной школе в д. Бабурино – примечание автора), с 1935 обучался ….(непонятно). В 1940 году окончил 10 классов первой средней. В начальные годы обучения в школе у маленького Лёши не было особенного прилежания к учёбе. Он был не собранным, но очень способным учеником. Очень увлекался математикой. Учась в старших классах, у Алексея появился повышенный интерес к учёбе. Он стал больше заниматься, уделять учебе серьёзное внимание, больше читать художественной литературы. Кроме того, возмужавший к тому времени (9-10 класс) он стал совмещать учёбу в школе с занятиями в аэроклубе. Способный, требовательный к себе и к учёбе, Алексей оканчивает школу и аэроклуб с пятёрками. Страсть к небу, к высоким стремительным полётам – мечта юности. И после 10 класса Алексей поступает в ПОВАРИНСКОЕ военное училище…»
III
За семьёй Николая Марковича Еловского в деревню Бабурино перебралась и семья его сестры Степаниды Марковны, в замужестве Разумовской. Её муж Степан (Стефан) Степанович через некоторое время переманил в Подмосковье своих кровных братьев Осипа и Семёна Разумовских.
В семье Степаниды и Степана подрастал сын Иван, который родился 6 января 1926 года ещё на старом месте жительства, на Смоленщине. Для Ивана его старший двоюродной брат Алексей Еловский был признанным авторитетом, кумиром детства и юношества. Как и старший брат, Иван по утрам делал зарядку, дружил с дворовым турником, обожал гимнастические упражнения, отменно плавал. В деревенской начальной школе занятия для всех классов проводились в одной большой комнате, и маленький Ваня воочию наблюдал за успехами или неудачами Алексея. Он внимал всему, что говорили учителя Петр Андреевич и Лидия Андреевна Лебедевы. За что они хвалили или ругали старшего брата. Иван так же, как и Алексей, серьёзно увлёкся математикой, решением сложных алгебраических примеров, нахождением правильных ответов в заковыристых задачах по геометрии. Как и Алексей, он мечтал о военной службе и готовил себя к профессии лётчика. Иван Разумовский окончил среднюю школу № 1 в июне 1943 года только с отличными оценками, подал документы в лётное училище, но строгая медицинская комиссия (и это во время войны!) забраковала его здоровье. Что-то там в работе сердца, по мнению медиков, было не так. Напрасно Иван пытался доказать свою великолепную спортивную подготовку – комиссия была непреклонна.
Будучи участковым инспектором ОВД я иногда заезжал к Лебедеым. За чашкой чая, а старые учителя были на редкость хлебосольны, Лидия Андреевна и Пётр Андреевич пытались рассказать мне про своего знаменитого ученика Лешу Еловского, про то, как они добивались переименования улицы в его честь. Только вот я всё куда-то спешил, всё куда-то бежал и не выслушивал супругов Лебедевых дл конца, о чём сегодня себя и корю.
Иван Степанович не изменил своей любви к самолётам. Не могу летать, буду строить. Он оканчивает Московский авиационный институт (знаменитый МАИ) и посвящает себя самолетостроению. Работает в конструкторских бюро на Урале и на Украине, в Центральной России. И везде за ним следует, живя в служебных квартирах с казенной мебелью, верная жена и одноклассница Сачкова (Разумовская) Лидия Федоровна.
Страна не получила ещё одного отважного лётчика, но страна получила достойного конструктора, видного управленца, орденоносца.
В апреле 1963 года Иван Степанович удостаивается своего первого ордена — Знак Почёта, в феврале 1971 года – второго ордена Трудового Красного Знамени, а в 1976 году ему присуждается Государственная премия Украинской ССР за участие в разработке и внедрение в эксплуатацию самолёта АН-24. Вот две документа того времени:
23 июня 1981 года Ивану Степановичу Разумовскому за разработку новейших типов самолётов для гражданской авиации присуждается высшая премия СССР того времени — Ленинская премия.
Отличник Аэрофлота (1973 г), Почётный авиастроитель (1987 г) Иван Степанович более сорока лет жизни отдал любимой авиации. В течении семи лет являлся заместителем министра Гражданской авиации СССР.
11 декабря 1989 года он возвратился домой в Москву их Красноярска из очередной своей командировки. Дома ему стало плохо, и он скоропостижно скончался на руках родственников. Ему шёл только 64-ый год. По всей видимости, врачи той далёкой военной комиссии не ошиблись в своём диагнозе
Вот такие знаменитые люди вышли из недр обыкновенной подмосковной деревеньки и обыкновенной городской средней школы
Искренне благодарю за предоставление воспоминаний и документов
Разумовскую Ларису Ивановну, Рагузину Татьяну Александровну
и заведующего отдела Озёрский краеведческий музей имени А.П. Дорониной
Муромского Максима Михайловича.
Метки: Бабурино
Спасибо!Прекрасный рассказ!Мы должны знать о наших знаменитых земляках!
Юрий Анатольевич, замечательная публикация. Всё очень интересно.
Спасибо за познавательный рассказ о выпускнике Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков! Он позволил мне дополнить информацией персональную страницу Еловского А.Н. на сайте Борисоглебского ВВАУЛ: http://www.bvvaul.ru/profiles/5820.php
С уважением,
Ю. Ушаков,
Администратор сайта Борисоглебского ВВАУЛ