Озерчане в «Звёздном походе 2022»
19-20 февраля 2022 года состоялся XIV традиционный, приуроченный к Дню Защитника Отечества, лыжный «Звездный поход-2022»…
Про деревню Кобяково я рассказывал не один раз. Сознаюсь, к этой, стоящей на стыке двух районов (Коломенского теперь и Ступинского), затерянной в лесах и полях деревушке у меня давняя любовь.
Меня постоянно туда, в те края, тянет. Я люблю там бывать. Вечная, обволакивающая, манящая тишина и покой разлиты над этими полями, перелесками, оврагами, домиками. Все проблемы (которые у меня, как и у любого человека, периодически имеют место быть) остаются на шоссе у деревни Стояньево, стоит лишь мне сделать шаг с асфальта на ведущую к Кобякову грунтовую дорогу. Кстати, нынешней осенью эту дорогу частично отсыпали известняковой щебёнкой, что значительно упростило возможность проехать в эту деревню. (Об этом чуть ниже расскажу). В Кобякове всегда царит атмосфера доброжелательности и гостеприимства, ненавязчивого интереса к путнику и желания с ним неторопливо пообщаться и о своей деревне рассказать.
Короче, Кобяково – очень хорошее место для пеших туристических и краеведческих походов. Тут и свежий воздух, и прекрасные, неброские пейзажи природы Средней полосы России, и хорошее настроение, и новые открытия и впечатления. Надо туда идти, что мы с супругой 23 октября и сделали.
Изумрудно яркий, солнечный день тихой и довольно тёплой поздней осени. Друг Саша Агапов довёз нас до Стояньева, чуть проехал по щебёнке до опушки леса, а уж дальше мы пешком идём. Лесная дорога щебёнкой пока не отсыпана, довольно грязная, с лужами, поэтому мы идём параллельно ей, но лесом. (Там, в лесу тоже есть такая тропинка хорошая, сухая).
Выходим на Кобяковские поля. Всё залито низким осенним солнцем, дающим странное оранжевое освещение и причудливые длинные тени. Входим в деревню.
Начало нашего осмотра деревни.
Навстречу нам выходит молодой мужчина Иван – внук старожила деревни Сергея Павловича Липина, с которым я ещё в мае 2012 г долго беседовал и который много чего интересного мне про Кобяково рассказал. Помнится, он тогда старостой деревни был, вот и подошёл ко мне спросить, чего это я тут с фотоаппаратом выискиваю. Так и познакомились.
Иван сообщил мне, что Сергей Павлович жив, бодр, в ясном уме и твёрдой памяти, что меня очень порадовало. (Зайти, поговорить с Сергеем Павловичем я поостерёгся: человек в возрасте, а тут вирус свирепствует и всё такое). Потом к нам (узнав меня) подошёл ещё один житель деревни – Дмитрий. Говорит, что в Кобякове он бывает часто, много времени в деревне проводит и летом, и зимой. Хорошо поговорили, кое-что новое и интересное я узнал, хотя бы про ту же отсыпанную щебёнкой дорогу. Конечно, надёжная дорога – это хорошо. Можно в осеннюю и весеннюю распутицы на машине в Кобяково теперь приехать. Да и скорая помощь, и пожарная машина (не дай Бог) приедут теперь быстрее. Но и разные воришки, любители лазить по безлюдным на зиму домам, собирать всё металлическое со двора, тоже теперь могут спокойно до деревни доехать. Глаз да глаз за ними нужен. (Ну и ружьё хорошее). Так что дорога – не всегда благо, а иногда и лишняя забота жителям деревни. Хотя понятно, что дорога не для воришек делается. Зимнее воровство по деревням — тема болезненная для всех дачников, особенно в таких вот удалённых от города, малолюдных деревеньках.
Порадовало, что оба наших собеседника: и Иван, и Дмитрий знают и читают сайт «Я – Краевед», в курсе публикаций на сайте. Наш сайт дошёл до самых удалённых и глухих уголков района.
Обелиск односельчанам, погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны. Из приблизительно 35 мужчин (со слов С.П. Липина), ушедших защищать Родину, домой вернулись всего 14. На мраморной доске обелиска выбиты фамилии 21 жителя Кобякова, не вернувшихся с войны — очень много для такой небольшой деревни, потери были очень ощутимые. И так — по всем деревням и сёлам нашего края. В войну и после войны в деревнях, в колхозах страну кормили и поднимали в основном женщины, пока не подросли парни 1928 года рождения и позже.
Неторопливо ходим по деревне, смотрим, фотографируем. Навстречу нам с совсем негрозным, скорее для порядка, лаем бежит давний мой, ещё с сентября 2014 года знакомый пёс Кумир.
В палисаднике крайнего дома у восточной околицы Кобякова растут огромные, высоченные можжевельники. Я таких высоких можжевельников, пожалуй, нигде у нас больше не видел. Причём, это – самые обычные можжевельники, которые растут в нашем лесу. Видимо, место для них оказалось очень удачное, раз они так вымахали.
Идём к маленькому кладбищу, что на опушке леса неподалёку. Скромный обелиск воинам, павшим на полях сражений Великой Отечественной войны. Грибники, охотники, браконьеры частенько останавливаются у этого лесного обелиска, чтоб пропустить рюмку-другую, перекусить, помянуть Героев, и кобяковских, и своих родственников заодно до кучи. Традиция! (Мой папа покойный — фронтовик, танкист, орденоносец всегда говорил, что считает героями всех, кто погиб на той войне. Пусть человек один день всего был в окопах и даже выстрелить из винтовки по врагу ни разу не успел. Он всё равно — Герой. Он поехал на фронт защищать Родину и отдал жизнь за неё!).
Обелиск воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны.
Металлический памятный крест, установленный 6 сентября 2012 г на месте бывшей церкви.
На перекладине креста кусок кирпича с надписью: «Обломок от церкви Трёх Святителей Великих с.Кобяково. Постр(оена) сер(едина) XVII в. Разр(ушена) сер(едина) XX в.».
(На самом деле построена в середине XVIII в, закрыта в 1924 г., потом разобрана. Дата разрушения точно не известна, но до войны, до 1941 г, вероятнее всего в 1936 — 1940 годах, нуждается в уточнении).
Далее две непонятные пока тумбы (фрагменты церковных колонн, надгробья?) с крестами с «неправильно» наклонёнными косыми перекладинами. В комментариях по прошлой моей статье про Кобяково мы выяснили, что такие кресты, скорее всего, были у секты молокан – последователей одного из течений духовного христианства. Трудолюбивые, непьющие и некурящие молокане в Кобякове? А почему бы и нет?
Кстати, на том же маленьком кобяковском кладбище мы обнаружили ряд родственных могил, где косая перекладина на крестах крайних могил тоже была наклонена «неправильно». Что это? Сознательная дань традиции, или досадная ошибка при вкапывании в землю крестов?
Ну и конечно же мы навестили странный надгробный памятник с изображением чаши на одной стороне и нигде больше мной не виденного креста с косой ВЕРХНЕЙ перекладиной на другой стороне.
Тайна этого памятника до настоящего времени не разгадана. Версий есть несколько, но все они неубедительны. Пока ясно лишь одно: нигде на территории бывшего Озёрского района таких (с такими изображениями) памятников больше нет. Памятник уникален.
И ещё мы узнали, прогуливаясь по кладбищу, что в Кобякове было много долгожителей. Плошкины Сергей Иванович (пол года не дотянул до 96 лет) и Анастасия Ефимовна (89 лет). Есть и другие долгожители.
Идём к знаменитому в прошлом, целебному и обладающему чудодейственной силой (по рассказам старожил) роднику, что в безлюдном месте, неподалёку от кладбища, в овраге, по которому течёт (только весной теперь) речка Азаровка. (Мы его чистили и углубляли 13 июля 2019 г. Помнится, и поработали тогда хорошо, дружно, и у костерка посидели, отдохнули тоже душевно).
К нашей радости, место, где находится родник всё накрыто водой. Многие родники и овраги в нашей округе сейчас пересохли, а здесь вода есть и немало её. Монетку бросаем, чтоб ещё сюда обязательно вернуться.
Как рассказал нам местный житель Дмитрий, воды в овраге стало больше потому, что там поселились бобры и понастроили своих плотин. В день нашего похода в Кобяково Дмитрий тоже решил проехаться по окрестностям деревни, и вот что из этого вышло.
Вечереет. В закатном холодном солнце окрестности Кобякова таинственны и особенно красивы. Стоим, любуемся, фотографируем, наслаждаемся тишиной и прозрачным чистым воздухом.
Вкусный горячий чай с мятой из термоса с бутербродами. В сумерках идём к Стояньеву. С шоссе Максим Сергеевич Баранов любезно забирает нас и на своей машине везёт домой.
До новой встречи, Кобяково!
Сергей Рогов 28 октября 2021 г.
Бобры одолели. Все речки, все овраги плотинами перегородили, деревья валят почём зря. Даже в жилых деревнях на прудах живут спокойно и безобразничают. Всё вётла вокруг прудов погрызли, одни пеньки острые торчат.
Спасибо, что даете попутешествовать, хотя и виртуально. Класс! Ну а по поводу молокан и крестов… Уже зрелом возрасте за последнее десятилетие похоронил в тамбовской обл всех бабушек и дедушек. Православные. Жили они в соседних сёлах, как Кобяково и Стояньево, даже ближе, но в десятков раз крупнее упомянутых. Так вот, похоронные процессы очень сильно различаются в этих селах в плане регламента 2-3 дней, песнопениях, традиций при этом. Понял только одно — всё зависит от пришедшей на отчитывание «главной всезнающей» набожной женщины. Именно она устанавливает правила «как надо и как положено», а остальные с этим соглашаются, т.к. «не спецы» в похоронном деле. И такая монашка есть в каждой деревне и ни одна. Вот по такому же принципу и кто то когда то выделил «молокан», а Вы еще назвали их и «сектой», что подхватят далее читатели и что плотно засядет им в голову. А там не секта, там обычные христиане с неким различием в подходе к песнопению и праздновании праздников. Никаких тайн и смыслов. Вы, например, бросаете вот уже несколько лет монетки во все болота, ручейки и речки…. Вы сектант, поклоняющийся темным духам, которые всегда обитали в вышеназванных местах? А светлые предки христиане всегда считали, кто ходит на болота — связывали таких со служением темным силам и с проданной душой…. А Вы там самый частый гость. Кто вы, основываясь на вышесказанном?
«Кто вы, основываясь на вышесказанном?». (С)
Я — это я. А люди могут считать меня, кем угодно. Меня это мало беспокоит. «Хоть горшком назови…»
Мне вот интересно, откуда информация у автора второго комментария, что в ручейках и речках обитают(или обитали) злые духи, это в воде, в проточной, которая даёт жизнь всему живому…Хотя после светлых предков христиан, которые что то там считали…
Меня тоже, честно говоря, удивило. Вода даёт жизнь всему живому, водой омываются, очищаются, исцеляются. (Культ родников на Руси).
В Крещенскую ночь в воде купаются (даже Президенты).
Какие «тёмные духи?».
«А светлые предки христиане всегда считали, кто ходит на болота — связывали таких со служением темным силам и с проданной душой…» (С)
Улыбнуло. Значит все, кто ходят на болота (на наши Большие Торфа, к примеру) за клюквой, голубикой, за грибами, карасей ловить и на охоту за утками — служат «тёмным силам» и продали душу?
Тогда, по логике, те, кто ходят на пляж, допустим, служат светлым силам и с душой у них всё в порядке.
Действительно,странная «информация» про воду у странного Владимира..У всех конфессий вода является средством очищения,приобретения святости,изгнания недугов,в том числе психических…Вода — это ВСЁ!Были у людей на Земле времена,когда и болотная вода ох как пригождалась…Сергей Михайлович,продолжайте исследования,и нам иногда рассказывайте эти истории..Да..между прочим..заболевание бешенство в научном мире называется гидрофобия,водобоязнь.
Криничницы — согласно поверьям, прекрасные девы с длинными пушистыми русыми косами, хранительницы криниц (то есть родников). Криницы издавна пользуются уважением у славянских народов. Если люди не ухаживают за криницей – криничницы замыкают источник и вода исчезает. Вода в криницах целебная, потому что криничницы ее оберегают.
Но не сказано, что злые!
Интересно, Ростислав. Народные поверья — вообще тема очень интересная. В них — взгляд человека на Природу, на взаимодействие с Природой, на поведение на Природе, на Жизнь вообще.
Сергей Михайлович, материал хороший. Вам удается, казалось бы простые, привычные взгляду вещи показать в очень душевном и познавательном виде. Спасибо. Интересный рассказ о бывшей церкви и сохранившемся камне. Хотелось бы этот сюжет по подробнее. Пытался найти ответ на вопрос о крестах, не нашел. Может посоветоваться с озерским Батюшкой, может он чего знает? Владимир явно погорячился. Его эмоции бегут впереди знаний. Володя, сравнивать духовную культуру тамбовской и озерской деревни следует очень осторожно, во многом они разные. Ваше отношение к болотам своими корнями уходит в язычество.
Спасибо на добром слове, Валерий Иванович!
По кресту мы с Максимом Муромским (директор Озёрского краеведческого музея) разговаривали со священниками и даже водили их к этому кресту, показывали. (Это когда памятный крест на месте церкви освящали).
Ещё я спрашивал у сотрудника Института Археологии РАН, который специализируется именно на могильных надгробьях, памятниках.
НИКТО ничего определённого по этому странному кресту не сказал, к сожалению. Загадка пока.
Именно церковью в Кобякове я плотно не занимался, написал, что знаю. Наверняка есть и более подробная информация.
Валерий Иванович, про какой сюжет Вам хотелось бы подробнее? Про церковь я написал всё, что знаю. Камень — это просто обломок кирпича от церкви на котором добрые люди сделали надпись и положили обломок этот на перекладину памятного креста. (Там он и лежит).
Памятный крест освящён 6 сентября 2012 г. Я был на освящении. Интересно. Молитвы там, кадило и всё такое. А потом стол был серьёзный на природе, желающие (а были и из Кобякова три женщины) могли угоститься, чем Бог послал. Хорошо посидели, душевно, без всяких умничаний, и батюшки с нами. Праздник!
Спасибо за мысль. Редкое фото освящения креста поставил в текст статьи, чтоб не потерялось.
Я имел ввиду историю церкви, ведь это 17 в., не новодел какой-нибудь. Вообще — то хорошо бы иметь карту старых церквей района, она может подвигнуть к интересным историческим выводам развития края.
Добрые люди, сделавшие надпись на кирпиче, немного ошиблись с датой постройки церкви, или имели ввиду, что изначально на этом месте стояла деревянная церковь.
На самом деле церковь (кирпичная) построена в середине XVIII в, закрыта в 1924 г., потом разобрана. Дата разрушения точно не известна, но до войны, до 1941 г, вероятнее всего в 1936 — 1940 годах. (Нуждается в уточнении).
Карту старых церквей района сделать — не вопрос. Я все церкви знаю.
Статья интересная и комментарии эмоциональные. Странно, что такой безобидный старинный русский обычай бросать в родники, в пруды и озёра, в речки и реки монетку, чтоб опять вернуться на это место, в комментарии Владимира выставлен чуть ли не упрёком С.М. Рогову. Обычай этот известен давно. В Нагорной дубраве был родник, в котором давно уже нашли много монет, крестиков и прочей мелочи. Были такие родники с монетками и в других местах. На родники, пруды, реки и прочие водоёмы ходят крестным ходом 18 января ночью освящать воду. Поход на «Иордань». Потом в этих прорубях дружно купаются все. Да и статья не про монетки ни разу. Фотографии интересные. Будто сам в Кобякове побывал.
Про можжевельники..одно из древнейших хвойников.С ним у народа есть много всевозможных обычаев и правил.Я смотрела на деревья в Кобякове.Им много лет.Возможно,когда-то их посадили у калитки для «охраны».А на просторе это дерево растет быстрее,чем в смешанном лесу.
Тема «охранных» функций можжевельника очень обширна. Им окуривали заболевших людей, домашних животных, жилища окуривали. Перед входными воротами во двор дома сажали. Ну и на дорожку, по которой несли человека в последний путь, ветки можжевельника бросали. И ещё много чего.
Недалеко от Кобяково, в сторону ступинского района , в лесу случайно обнаружили огромную ель. Ель и ель. Но оказывается самопроизрастающих елей в нашем районе нет. Только кем то посаженные. Так вот около той ели была то ли дача, то ли охотничья сторожка наших фабрикантов. Рядом нашли скопление растущей крапивы- первый признак, что здесь жили люди, далее большую яму и разбросанный печной кирпич- черные копатели копали под местом установки печки, видимо клад искали.
Ель огромная, жалко не обладаю способностями определить возраст растущего дерева. Ну лет 100 то точно.
Да, ели просто так у нас не растут почему-то, только посаженные людьми, как и лиственницы.
Место это хорошо знаю. Это — охотничья сторожка фабрикантов Щербаковых и Моргуновых. Таких сторожек в наших лесах было не одна.
Клад там навряд ли был, туго у нас с кладами-то, да и не в таких местах их прячут. «Оброны» могли быть вполне. Люди там отдыхали, выпивали, наверняка теряли деньги мелкие. Потом, обычай закладывать монетки под углы строений и в щели брёвен избы. Не бог весть что, так, для коллекции.
Сергей Михайлович, сейчас на мемориальные доски наносят не только погибших на войне, а всех, кто воевал. Чтоб увековечить память о всех воинах. В живых редко кто остался. 76 лет назад война кончилась.
Сейчас — да. Но обелиск с фамилиями в Кобякове был установлен не сейчас, и С.П. Липин мне говорил, что на доске фамилии тех, кто с войны не вернулся.
Возраст ели можно определить по мутовкам на стволе.Т.е.сосчитать ряды сучьев…
Галина, а можно подробнее? Я тоже встречал в лесу огромные, одиночные ели. Хотелось бы хоть примерно знать их возраст. Интересно.
Когда Вы смотрите на ствол дерева,то на нем видно «окольцевание» его сучьями.Если сучьев уже нет,то есть следы от них.Вот,если эти кольца из сучьев подсчитать,то и будет возраст дерева.Но этот простой способ можно применить не ко всем деревьям — это надо знать,какой прирост дает дерево ежегодно.Для ели это применимо..
Благодарю, Галина. Надо всё попробовать на практике, как оно получится.
Кстати, интересный способ. Ведь каждый год дерево закладывает почки, из которых растут сучья. И на стволе и на ветках. Хотя тут нужен видимо определенный навык или опыт. Выращиваю каштан из ореха, возраст знаю егошный, надо попробовать посчитать ряды сучьев.
Живёт деревня, несмотря ни на что! Всегда интересуют, трогают какие-то нотки пейзажи почти заброшенных деревень. Что-то в них есть такое печальное и что-то родное. В общем спасибо за виртуальный тур!
Спасибо, Сергей Михайлович, за возможность прогуляться по Кобякову! Очень рад тому, что родник полон, пусть даже через край. Все-таки он не затянулся и не зарос, а почистили мы его может и не идеально, но помогли ему тоже здорово, тем более затянут и позабыт он был очень давно. Будем смотреть по весне и лету, очень интересует его дальнейшая судьба.
И мы помогли роднику, почистили его, и бобры тоже помогли. Плотин по оврагу нагородили, уровень воды подняли. Все — молодцы!
Бывал в Кобяково когда еще дороги не было.
Побродил с металлоискателем по окрестным полям.
Ничего примечательного хотя село на тракте стояло, самая старая находка чешуйка Ивана 3
Там надо тракт этот нащупать, на нём основные находки. Даже вот такие неожиданные https://ya-kraeved.ru/kopyo-rogatina-so-starogo-kashirskogo-trakta/
Может кому то интересно будет. В свободном доступе МК Кобяково
у меня так случайно осталось около 60 скринов с МК, по Кобяково, Гомзяково и Рудаково. Типа такого
Доброго времени суток. Меня зовут Денис Ушаков. Из информации архива города Коломны я получил информацию о своих родственниках, которые жили в с. Стояньево и с. Кобяково, кроме того выяснилось, что Ушаков Андрей Тимофеевич брат моего про- пропрадедеда был ктитором церкви Трёх святителей в Кобяково, которая сейчас разрушена.., я хотел приехать с сыном на могилу своих предков.., подскажите пожалуйста , как можно найти старое кладбище в Кобяково? Благодарю.
Пропрадел Ефим, его сын мой прадед Иван и его брат Дмитрий действительно были староверы, брат был монахом и жил в ските..
Прадед после Революции 1917 года переехал в Каширу. Помогите, буду в Москве в среду 20.09.2023 года
Здравствуйте, Денис! Кладбище рядом с деревней Кобяково найти очень легко.
От Стояньева (с шоссе) съезжаете на дорогу из известнякового белого щебня и едете в сторону Кобякова. Проезжаете лес, выезжаете на поле.Сразу видно высоковольтную ЛЭП. Вдоль этой ЛЭП идёт грунтовая дорога. По ней доезжаете до кладбища. Кладбище прям в начале леса, на границе с ЛЭП (пометил красным). Там же,на южной окраине кладбища (у ЛЭП) яма и битый кирпич — остатки бывшей церкви. Там ещё крест памятный большой железный стоит.
МОГИЛЫ УШАКОВЫХ ТАМ ЕСТЬ ТОЧНО, сам видел и помню.
Что не ясно — пишите, проясню.
Вот карта. Кладбище красным пометил.
Вот спутник ещё.
Вот здесь кладбище (пометил синим).
Огромное Вам спасибо! Дай Вам Бог здоровья!
Денис, будем жить!