Куда ведут твои тропинки, Нагорная дубрава?
Никогда не верила ни в какие «таинственные» случаи, пока не поняла, что отвергать непонятное проще…
ВТОРАЯ ГЛАВА
(Из книги «Капли русской славы», Н.С. и С.Н. Пирязевы)
«Садился он, Акундин, на суденышко оснащенное, кладет весельца кленовые во замки дубовые, а сам садился на корму. Поплыло суденышко… и прибыло суденышко ко круту бережку.
Как во ту пору по круту бережку идет калечище перехожее. Берёт калечище Акундина за белы руки, ведёт его Акундина, на высок курган, а ставивши его на высок курган, говорил такие речи: «Погляди-ка, молодой боец, на город Ростиславль, на Оке — реке, а поглядевши поведай, что деется в городе Ростиславле?». Как глянул Акундин в город Ростиславль, а там беда великая; исконные слуги молода князя рязанского, Глеба Олеговича, стоят посреди торга, хотят войной город отстоять, да силы не хватает. А по Оке — реке плывет чудище невиданное, змей Тугарин. Длиной-то был тот змей Тугарин во триста сажен, хвостом бьет рать рязанскую, спиной валит круты берега, а сам все просит стару дань».
Ну, конечно, вы догадались, что это сказка. Эту сказку про Акундина рассказывает замаскированный под слепого старца разбойничий атаман Перстень грозному царю Иоанну. Все это красочно описал в своем романе А. К. Толстой «Князь Серебряный».
Древняя истина гласит: сказка — ложь, да в ней — намек.
Для нас этот намек связан с городом Ростиславлем. И намек надо понимать так, что Ростиславль был не заштатный городишко, если удостоился попасть в народную сказку наряду с Москвой, Киевом, Новгородом и другими. Значит, большой был город и славный.
Не вдаваясь в научные исследования и обоснования, хочется просто воскликнуть: «А ведь не дураки были наши предки!»
Какое место для города выбрали! Жемчужину природы огранили в оправу, очеканили по высшему классу ювелирных мастеров.
Действительно не город, а сказка! На высоте 80 метров над уровнем Оки красуется это ровное плато, изумительно красивое, видное издалека и сейчас. А представьте себе, когда над более величавой рекой плыл малиновый звон колоколов из-под куполов и шпилей церквей и звонниц, когда маковки княжеских теремов вписывались в голубизну небес, когда на сторожевых башнях развевались на ветру кафтаны, и сверкали шлемы русских воинов. Все это было.
Восемьсот сорок три года назад в лето 6661 (1152 год) летописец записал такое известие:
«Того же лета князь Ростислав Ярославович Рязанский создал во имя своего град Ростиславль у Оки — реки». Удачно выбранное место не только по красоте, но и по стратегическому и экономическому положению, вскоре сделало город одним из значительных поселений Рязанского края. Стратегия заключалась в неприступности этого города-крепости. С одной стороны, как видно и сейчас, неприступность создавала Ока, с другой в то время было устье и пойма Осетра (это впоследствии он изменил несколько свое русло). С третьей стороны протекала исчезнувшая сейчас речка Студенец.
А экономика своими корнями уходит еще глубже. Ростиславль основали не на пустом месте. Уже давно это урочище облюбовали наши предки — вятичи. В окрестностях городища добывали железную руду, из дерева получали уголь для выплавки железа, что издавна способствовало развитию металлических промыслов в этих местах.
И еще один — очень важный фактор. Это наличие водных путей. Через эти края можно приплыть с севера Руси на юг к Дону, Черному и Азовскому морям. Этот путь начинался с верхней Волги, продолжался через волоки по рекам Шоше, Ламе до реки Озерной, далее Истрой до реки Москвы, по ней до Можайска, оттуда опять волоком до реки Протвы. и еще Окою до Осетра, а по нему до волока на Дон. Вот такой длинный и тернистый путь. Маяком перед главным и последним поворотом и был Ростиславль и его древнее городище. Кроме этого, существовал ещё один водный путь с западной части Руси на волок по рекам Оке и Волге. И опять по правому берегу не миновать Ростиславля. Именно здесь пролегла знаменитая «янтарная дорога», по которой шла связь с Востоком, Балтийским морем, древнерусскими городами Киевом, Черниговым, Владимиром, Муромом и т.д. Много купцов, торговых людей повидали на своих берегах окрестности Ростиславля. Но еще чаще, наверное, видели они воинов и на лодках, ладьях и других типах судов, а также пеших и конных.
Вот только одно описание грозных дней тех далеких лет. Наверное, выбросили желтые косы русские красавицы березы и чуть тронула осень багрянцем величественные клены, когда, в какой уже раз, русские дозорные сквозь меняющиеся цвета русского пейзажа, узрели блеск копий и золоченых шлемов завоевателей. Беда, как и было чаще всего, шла с южных степей. На этот раз на русскую землю посягнул крымский царевич Ислам-Гирей. Было это в 1527 году. Вовремя прибыл тогда гонец с черной вестью к великому князю в престольную Москву. Зазвенели колокола в белокаменной. Русские не теряли время. Вот как рассказано об этом в переводе летописных источников:
«Сентября, в 4 день, пришла к великому князю весть, что Ислам-царевич прямо идет к берегу. И князь великий по тем вестям назавтра, сентября в 5 день, отпустил на Коломну воевод своих князя Федора Васильевича Лопату-Телепнева да князя Ивана Федоровича Овчину-Телепнева. А приказал князь великий на Коломну и Каширу воеводам, а велел воеводам всем идти на то место, где хочет Ислам реку лести».
Видно, что исламовы разведчики хорошо знали карту побережья Оки. Лучшую переправу для многочисленной конницы можно было как раз организовать выше впадения в Оку рек Москвы и Осетра. Так где-то между современными Горами и Сосновкой. Но здесь и сторожил побережье Ростиславль, здесь и был тот «перелаз», к которому стремился Ислам-Гирей. Во главе обороны Ростиславля стоял князь Федор Мстиславский. Он был уверен в мужестве своих воинов, опасения были только из-за их малочисленности, поэтому с таким нетерпением он и ждал подкреплений. 9 сентября сорока тысячное войско Ислам-Гирея подошло к Ростиславлю, но русские полки из Коломны и Каширы прибыли за день до этого. Упорное и кровопролитное сражение было у Ростиславля. Русское имя князя, давшее название городу, полностью оправдало свой первоначальный смысл. Выросла слава русских. Мужественную оборону русских войск не удалось сломить Ислам-Гирею. Выдержав осаду, русские полки сами перешли в наступление и в итоге «отбили Ислама от берега, и пошел Ислам восвояси с великим срамом».
Это только один из боевых эпизодов в героической летописи Ростиславля. А сколько их было. Не всегда оборона удачно складывалась для русских. И захватывали город и разрушали и сжигали его татаро-монгольские орды. А он, как птица Феникс, возрождался из пепла и вновь стоял на страже русских рубежей.
Но не всегда сами русские жили между собой в мире и согласии. Вздорили между собой пронские, рязанские и московские князья. Яблоком раздора являлся и Ростиславль. Всякому хотелось владеть славным городом. Еще в летописи 1342 года записано: «А князь Ярослав пронский себе княжити во граде Ростиславле». После смерти этого князя в 1344 году он вновь отошел в рязанское княжество.
В 1521 году Рязанское княжество вошло в состав Московского государства. С этого времени Ростиславль стал входить в состав береговых городов, служивших линией защиты Московского государства от набегов татар. Опорным пунктом этой линии и стал Ростиславль.
Его величие и значимость в эти времена очевидна. Подтверждением тому служит тот факт, что в 1472 году его посещал государь Всея Руси — Иван III, как видно, с богатой свитой и дружиною. Летописец сказал об этом с «многими силами».
Границы государства российского расширялись и крепли, поэтому Ростиславль со временем потерял свое важное стратегическое и оборонное значение. Печально, но факт — город приходил в запустение.
В 1807 году А. Ф. Щекатов в «Словаре географическом Российского государства» сообщает о Ростиславле;
«…ныне: село в Тульской губернии, от уездного города Каширы в 20 верстах».
А в вышедшем в 1868 году словаре Семенова читаем: «Ростиславль (в просторечии Росчиславо или Рощеслав), погост, Рязанской губернии, Зарайского уезда, в 20 верстах от уездного города, при р. Оке. Число жителей 20 душ обоего полу, 4 двора, молитвенный дом. Близ погоста на берегу Оки видны развалины древнего города Ростиславля… Здесь видны 3 вала и между ними прокоп… Во 100 саженях от городища возвышаемся большой курган».
Этот курган, правда, не такой уже большой, можно разыскать и сегодня, найти следы валов и прокопа. В детстве наше поколение ходило на Ростиславль искать подземный ход, оружие. Обломки мечей, наконечники стрел находили, подземный ход не обнаружили. А старики помнят, что на Ростиславле стояла церковь, ее якобы, взорвали перед войной.
Какая же еще память о славном городе дошла до наших времен? Опять же обратимся к топонимике. Учитывая, что Ростиславль был таки значительным городом, смело предполагаем, что и сфера влияния его была широка по нашим и далее окрестностям. В Зарайском районе есть два населенных пункта с «оружейными» названиями. Это Саблино и Секирино. Вполне допустимо, что здесь когда-то и изготовлялись эти виды вооружения для многочисленных дружинников Ростиславля. На границе с нашим районом есть селение Ратькино. Оно расположено на пойме Осетра, вблизи брода через него.
Очень удобное место для того, чтобы здесь расположить передовую, дозорную рать из дружины Ростиславля. Именно отсюда можно было ждать появления южного противника. Полурядинки и Рядинки — это селения уже нашего района. Происхождение названия Рядинок напрашивается от старого русского слова «ряд», т. е. договор на выполнение определенного вида работ, обязанностей. Вспомните, что корни эти дошли до наших времен в слове «подряд» и немного устаревшим «рядиться». Для большого города нужно было многое. Вот целое поселение и было зависимо выполнением какого-то рода работ для ростиславцев.
А теперь мы подошли к объяснению более сложного названия нашего села Сенницы. Само построение названия нетипично. Аналогичность в названии по Подмосковью можем сыскать лишь в Луховицах и Бронницах. Наиболее толково и доказательно в топонимических исследованиях описаны Бронницы. Трактовка происхождения этого названия такова: прежде название звучало как бронничи, а в свою очередь произошло от слова бронники. Мастера-бронники в древние времена занимались изготовлением лат и кольчуг, то есть ковали броню.
Если мы по этой схеме подойдем к названию наших Сенниц, то в истоках получим СЕННИКИ. Сейчас, в современном понятии такого слова не существует. Если мы возьмемся утверждать, что это также группа людей определенных одной профессией, то есть, производителей сена, то на первый взгляд это может показаться наивным. Но это только на первый взгляд. Взгляд через призму веков будет другим. Будучи уверенными в том, что Ростиславль крупное военное укрепление, делаем вывод, что он обязан был иметь и содержать военные отряды в постоянной боевой готовности. Структура войск тех времен определяла приоритет конницы. Аналогией дизельного топлива современной армии по тем временам было сено. Стоит учесть, что и само понятие, наверняка, по тем временам имело более глубокий смысл и значение. Это не просто, как сейчас — охапка сухой травы для козы или коровы. Это стратегический корм, наверное, со всеми категориями качества, сертификатами, сортами. Думается, что княжеской кобыле шла первая категория, простому мерину доставалось что похуже.
Одним словом, те, кто выращивали, косили, сушили и поставляли это сено, были в своем деле высокими специалистами и составляли определенное сословие, занимающееся преимущественно одним этим важным делом. Этих людей, как и их поселение, впоследствии и прозвали сенниками. Ну а менявшиеся веками грамматические формы донесли до нас Сенницы.
От стариков приходилось слышать легенду о подземном ходе под Окой. Ход якобы начинался в Ростиславле, а выходил около Белых Колодезей. Западная окраина этого села до сих пор зовется старожилами «монастырем». Изумительно красивое место. Это также, как и на Ростиславле, равное плато господствующее над местностью с живописным видом на Оку, на остров, на заречные дали. Если здесь и взаправду монастырь был — опять же — не дураки были предки у нас. Так вот этот монастырь был также укрепленной крепостью. И когда в жестокой битве с врагами силы защитников Ростиславля иссякали, то внезапно все, до последнего воина исчезали. Врагу доставался пустой город. После его разграбления беспечные завоеватели, переправлялись через реку и спешили к монастырю, надеясь здесь на легкую наживу. Но в монастыре наряду с монахами в строй защитников вставали грозные русские воины и оборона вновь наносила значительный урон врагу. Когда же становились близки к падению монастырские стены, их защитники исчезали также внезапно, зато уже в тылу, в захваченном Ростиславле: начинались смелые и дерзкие вылазки. Иноземные захватчики приписывали эти события колдовству, чарам русских богов и поспешно покидали эти места. Красивая легенда. Не правда ли?
Опять же и в лживости легенды можно получить намек к объяснению названия Белые Колодези. Второе слово этого названия не требует особых объяснений и широко распространено. Вот как об этом говорит В. А. Никонов в своем «Кратком топонимическом словаре»: «Колодезь — название нескольких сот рек и заселенных пунктов в полосе от Польши через Белоруссию, северную Украину; юго-западные области России на Дон и в Приазовье; переселенцы конца 18-го — начала 19-го веков занесли его в Крым и на Северный Кавказ. Колодезь, означает естественный водный источник (ручей, ключ), обычно, с определяющими или дополняющими словами (Тихий К, Олень—К., Семь Колодезей и т. д.)».
Но в этой же книге есть и определения, позволяющие дать толкование и первому слову наших Колодезей. Так, объясняя название селения Белый, автор пишет: «прилагательное белый в названиях населенных мест далеко не всегда связано с цветом почвы, зданий и т. п.; на русской территории феодальной эпохи оно чаще означало свободу от повинностей». И еще, говоря о происхождении названия Белоруссия, В. А. Никонов поддерживает мнение другого авторитета топонимики Драгоманова в том, что «белая означает вольная, свободная от ордынского ига (был термин и Черная Русь)».
Гордитесь, колодезские, вам от роду свобода предрешена!
Но вернемся к Ростиславлю. Приятно сознавать, что слава русского города не убита татаро-монгольскими завоевателями, не погребена в заросших курганах. Она живет в народе русском. Таким символическим подтверждением, на наш взгляд, является произведение озерского поэта Ивана Васильевича Щепотина, названное им «Баллада о Ростиславском кургане». С любезного согласия автора мы приводим ее текст.
Ив. Щепотин
БАЛЛАДА О РОСТИСЛАВСКОМ КУРГАНЕ
Давно это было,
Был город большой,
От врагов был закрыт он
Зубчатой стеной,
К красоте всей своей,
Он сиял над Окой
Куполами церквей.
Город тот — Ростиславль.
Как гласит старина…
_____
… Но гремела мечами
Здесь злая война.
То татар полудиких
Напала орда
И сравняла с землей
Ростиславль навсегда.
От седой старины
Здесь курганы видны,
Спит здесь Русская рать,
Спят России сыны.
Здесь покоятся те,
Кто не сдался врагу,
Кто геройски погиб
На крутом берегу.
На курганах окрест —
Тишина…
Тишина…
_____
Но опять обнажила
Меч черный война.
Саранчой налетела
Фашистская рать,
Стала грабить и жечь
Убивать и пытать.
Угонять молодежь
Далеко на закат…
Гром разрывов кругом,
Пушек слышен набат.
Стонет каждая пядь
Щедрой Русской земли,
От злодеев опять
Кровь рекою бурлит.
На защиту свободы своей
Мал и стар —
На защиту Отчизны
С оружием встал.
_____
От разрывов во мрак
Схоронилась луна..,
До курганов набат
Докатила война,
Где под мягким ковром
Спят России сыны,
Видят сны…
Чу! А может быть это
Не сны?
Почему это вдруг
Сквозь заманчивый сон
Слышат воины, Русь.
Твой натруженный стон?
…Над Окою клубился туман
В эту ночь.,.
Вдруг качнулся курган,
Изумрудный ковер
С него сдвинулся прочь: Встал один богатырь,
Оглянулся, сказал:
«Наша помощь нужна,
Час расплаты настал!
Братцы! Чуете,
Ворог коварный опять,
Хочет Русь растерзать.
На куски разорвать!
Кандалы приберег,
Хочет Русь всю в полон!
Аль не слышите плач,
Аль не слышите стон?
Али силы у вас богатырской той нет Чтоб помочь?»
«Слышим, слышим!» — в ответ — «Мы идем, мы не прочь! —
Не уйдут от расплаты святой Палачи…
Только копья возьмем,
Да наточим меч»!..».
_____
Враг коварен был,
Зол и суров,
Но геройски сражался
Белов…
Отразил он фашистов
Полки
От столицы Руси,
От Оки.
И погнал их с боями
Назад…
А где было невмочь,
Говорят,
Появлялось
Незримое войско в пыли,
От которого в страхе
Фашисты бегли.
Был из войска того
Каждый ростом е версту
И фашистов сражал
На бегу,
На лету.
И за слезы карал
И за муки карал.
И у каждого меч трехпудовый
Сверкал…
_____
…Снова здесь
Тишина…
Тишина…
Снова здесь все в объятиях сна.
Но порой, говорят,
Шепот слышится издалека:
«Спите, братцы?»
«Да, брат,
Все спокойно пока.
Ну, а коли враги
к нам нагрянут с мечом,
Мы воспрянем от сна,
Мы придем,
Мы придем…»
Продолжение следует …
Фото из архива Пирязевых.
На фото: субботник на Ростиславле, 1928-29 г.
Глава 1: «СЛАВЯНЕ — ЭТО МЫ» смотреть ЗДЕСЬ
На фото вверху: Перевоз камня из Ростиславского карьера через Оку в село Горы. Фото из архива Пирязевых.
Метки: книга "Капли русской славы"
«Стратегия заключалась в неприступности этого города-крепости. С одной стороны, как видно и сейчас, неприступность создавала Ока, с другой в то время было устье и пойма Осетра (это впоследствии он изменил несколько свое русло). С третьей стороны протекала исчезнувшая сейчас речка Студенец.» (с)
Однако!
«В окрестностях городища добывали железную руду, из дерева получали уголь для выплавки железа, что издавна способствовало развитию металлических промыслов в этих местах.» (с)
Руду в основном добывали из болот. В окрестностях Ростиславля НЕТ болот. На Ростиславле пока не найдено плавильных ям и плавильных печей. Находят уже готовое кричное железо.
«9 сентября сорока тысячное войско Ислам-Гирея подошло к Ростиславлю, но русские полки из Коломны и Каширы прибыли за день до этого. Упорное и кровопролитное сражение было у Ростиславля.» (с)
А это откуда?
«В Зарайском районе есть два населенных пункта с «оружейными» названиями. Это Саблино и Секирино. Вполне допустимо, что здесь когда-то и изготовлялись эти виды вооружения для многочисленных дружинников Ростиславля.» (с)
Гарнизон Ростиславля в обычном режиме был порядка 60 человек.
об изменении русла Осетра интересно. Где когда и почему изменилось русло
Никаких следов бывшего русла Осетра под стенами Ростиславля и поблизости нет. Там Ока, глубокий овраг метров 500 длиной всего (на русло реки вовсе не тянет) и стена со стороны ровного поля. Овраг и река создают «вилку» — естественное, природное препятствие, плюс стена от поля. Типичная схема укреплённых поселений.
Небольшой ручей по дну оврага, из родника, что был в начале его, в «головке» наверняка тёк. Следы и признаки ручья остались, я нынешней весной там лазил специально, смотрел.
Ручей родниковый, небольшой, но никак не солидная река.
вот я и удивился. Осетр в своих берегах течет не знамо сколько времени. Стариц нет. Каньон по сути
Осётр под стенами Ростиславля не тёк, разумеется, никогда. Николай Семёнович ошибочно принял глубокий овраг, что впадает в Оку у «Бычка» за бывшее русло Осетра. Овраг глубокий, но короткий.
Читаешь вот и, при всём уважении к автору, думаешь — бумага всё стерпит.
А мы ещё удивляемся что нам историю переписали…
Понятно Сергей Михайлович. Просто удивительная ошибка или описка Да лан. Можно простить. Не ошибается тот кто ничего не делает!
Истинно так, Евгений!
Уважаемые авторы и гости этого сайта, давайте простим Николаю Семеновичу его ошибки и заблуждения. Все это писалось во времена отсутствия интернета, когда щелкнув по клавишам нельзя было проверить или опровергнуть ту или иную гипотезу. Да, у Н.С. Пирязева были исторические ошибки, но они все пропитаны любовью к своему родному краю и он не дипломированный историк или археолог, он очень серьезный краевед и по сути певец своей малой родины. А ошибки: Кто из нас не ошибался! Я не думаю, что делал он их намеренно, он просто наивно полагал, что было именно так.
Совершенно справедливо! Согласен.
Фото из архива Пирязева
и вот
Это я «к слову» про Осётр…
Ох, Николай Семенович! Ну какой же любовью к родному краю все эти мысли были пропитаны.
Это хорошо, что у людей теперь есть возможность познакомиться с творчеством Николая Семёновича.
Безусловно Сергей Михайлович. Но касаемо Ростиславля у Николая Семеновича слишком много непроверенной информации. Из-за любви к своей малой родине он безосновательно возвеличивал заслуги и стратегическое значение Ростиславля. Я ни в коем случае не осуждаю, я придерживаюсь той же точки зрения, что озвучивал выше, но все же факт есть факт, а гипотеза это гипотеза.