Мария Савина. Руководитель центра «ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЁН»
Это интервью мною было специально подготовлено для сайта «Я-Краевед». Мария Гиевна Савина — руководитель «Историко-краеведческого центра «Летопись времён», созданного в средней общеобразовательной школе №1 г.Озёры 21 сентября 2017 года. Работая в школе учителем истории, Мария Гиевна прививает детям любовь не только к истории в целом, но и к своей малой Родине.
— Мария, не удивлены, что у Вас берут интервью для сайта «Я-Краевед»?
— Удивлена. Обычно о работе Центра «Летопись времён» на сайте рассказывает Сергей Михайлович, с которым я тесно сотрудничаю. Он многое делает для Центра, за что я ему благодарна. Но я готова ответить на Ваши вопросы.
— Спасибо.
— Мария, как получилось, что Вы пришли работать в школу? Призвание? Судьба?
— Наверное, судьба. Заочно обучаясь на юридическом факультете, пришла работать в школу педагогом-организатором. Директор школы посоветовал мне получить второе высшее образование, но уже педагогическое. Так и сделала. Сейчас работаю в школе учителем истории, 9 лет трудового стажа.
— Что такое ЦЕНТР «ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЁН», чья идея, каков статус? Почему и как получилось его создать?
— Внеурочная деятельность. Изначально в нашей школе работал клуб «Патриот», где занимались патриотическим воспитанием школьников. Деятельность клуба решили расширить и добавить историко-краеведческое направление. Школа заключила договор о сотрудничестве с историческим факультетом Коломенского социально-гуманитарного университета, тем самым Центр получил научное сопровождение.
Вдохновитель идеи – директор школы, Наталия Николаевна Сошина. Вместе с ней мы придумали новое название школьному клубу. Хотелось сделать что-то новое для города. Решили, что это будет «Историко-краеведческий центр «Летопись времён».
В первой школе уже создан и успешно работает «Центр «Развития языка». Сегодня наша школа единственная в Озёрах, где дети изучают сразу три языка: немецкий, английский и французский. «Центр «Развития языка» также работает в тесном контакте с факультетом иностранных языков. По аналогии с ним в школе и заработал Центр «Летопись времён», но только с исторической направленностью. Меня назначили руководителем Центра. Надеюсь, что деятельность Центра «Летопись времён» будет эффективной и иметь своё неповторимое, узнаваемое лицо в городе.
— Название – Летопись времён – говорит ли само за себя? Какие направления у Центра?
— Школьная программа насыщена историческим прошлым, настоящим и будущим, но в крупных масштабах. А мне бы хотелось, чтобы мои ученики знали и историю родного края – места, где они живут. Знали «прошлое – настоящее – будущее» города Озёры и его окрестностей. Знали не понаслышке, а изучали, ходили, смотрели, обсуждали. Это одно из основных направлений работы Центра «Летопись времён».
Бережно чтим прошлое. Не забыты выпускники школы, погибшие в мирное время при исполнении воинского интернационального долга. Проводим дни памяти. В школе установлены мемориальные доски.
Воспитываем любовь к малой родине, тем самым смотрим в будущее.
Живём в настоящем. Общаемся с местными краеведами, историками, поисковиками, другими интересными людьми. Рады энтузиастам. Непринуждённые беседы и рассказы. Ходим в походы. Готовим детей к взрослой жизни.
— Есть ли в Озёрских школах подобные клубы, которые работают в таком же направлении, изучают историю края?
— Патриотическим воспитанием детей занимаются в каждом образовательном учреждении. Это одно из обязательных направлений педагогической деятельности. Но историко-краеведческое направление только в нашем Центре. В других школах такого я не встречала.
— Как руководитель Центра, какой видите его работу?
— Интересными занятиями в Центре прививаю любовь детей к изучению истории. Занятия у нас проходят два раза в неделю. Интерес среди детей с каждым месяцем растёт. Всё больше новых учеников приходит на наши заседания. Для занятий детям купили одинаковые камуфляжные футболки, это им особенно понравилось. Школьный музей пополняем экспонатами.
Планируем проводить обширные научно-практические конференции с участием декана исторического факультета, где дети будут выступать со своими докладами. Первую такую конференцию запланировали на май. Надеюсь, что нам удастся к этому времени решить все организационные вопросы. По окончанию учебного года слушателям Центра «Летопись времён» готовим выдать сертификаты, чтоб как-то отметить их труд в деле изучения истории края.
— Каков музей школы? Какие интересные экспонаты есть в вашем музее?
— Музей располагается в кабинете истории. Имеет восемь стеклянных музейных витрин. Витрины к нам попали интересным образом. Я увидела объявление в социальных сетях о том, что женщина безвозмездно их отдаёт. Среди родителей нашли папу, который нам их доставил. Спасибо им за такой подарок. Нам повезло!
Музейные витрины постепенно пополняются экспонатами. Ребята из дома приносят различные вещи. Большие пополнения поступают от местных краеведов и поисковиков – друзей Сергея Михайловича. Это и фрагменты бытовой керамики различного возраста и происхождения, монеты, начиная от самых древних в наших краях и вплоть до настоящего времени, наконечники стрел, предметы женских украшений (простенькие перстеньки, серьги, фрагменты височных колец), старинные пуговицы-гирьки. Есть предметы военной тематики: сумка медсестры, каска и другие. Музей постепенно пополняется старинными предметами, которые после их датировки и описания станут музейными экспонатами.
— Может получиться так, что после нашего интервью Вам в музей люди захотят передать еще экспонаты…
— Буду этому рада. Я каждый день нахожусь в школе, встречусь с каждым из них. Можно сообщить об этом и на сайте «Я-Краевед».
— Каким видите музей в дальнейшем?
— Настоящим. Начинаем формировать фонд музея и составлять каталог экспонатов. Пока просто записываем их в инвентарной книге, а там – разберёмся. Музею важно иметь интересные экспонаты, но не менее важно музею иметь статус. У нашего школьного музея сегодня нет статуса. Этим мы занимаемся. Готовим нормативно-правовые документы. Советуемся. Много подготовительной работы надо проделать, в основном бумажной. Музей должен стать структурным подразделением нашего образовательного учреждения, некой организацией, которая будет работать по общепринятым в музейном деле стандартам и правилам.
— Кого привлекаете в Центр? Кто Вам помогает?
— Привлекаем всех озёрских и окрестных краеведов, которые готовы выступить перед детьми и поделиться своими знаниями, наработками. Сегодня откликнулись и уже нам помогают: Сергей Михайлович Рогов, Светлана Петровна Шибанова, Юрий Анатольевич Харитонов, ребята-поисковики Юрий Козлов, Александр Орлов. Эти наши добровольные помощники уже включены в план работы Центра.
— Кого дети любят слушать, чьи лекции интересны?
— В основном Центр посещают шестиклассники. Ребята 12-13 лет. Я их классный руководитель. Есть дети из 5 класса, немного из 7 и 8 классов, приходят вместе с преподавателями дети и из других школ. На занятие собирается около 30 человек. Им нравятся выступления С.М. Рогова, эмоциональные рассказы Ю.А. Харитонова. Эти краеведы приходят к нам два раза в месяц.
Ребята гордятся, что вместе с Сергеем Михайловичем после уроков идут со школы, если им по пути. Наутро рассказывают мне истории — как шли, о чём говорили.
Юрию Анатольевичу для лекций, конечно же, нужны ребята по-взрослее.
— Что сегодня ещё нужно Центру? Что Вам хотелось осуществить? Какие есть интересные идеи?
— Нам нужно продолжать и развивать то, что уже начато. Углублять имеющиеся направления. Работать над ошибками, на ходу корректировать направление движения Центра. Дело – новое, мы нарабатываем опыт. Планируем сотрудничать с археологами, ведущими раскопки у нас на Ростиславле и в соседнем Ступинском районе. Ещё хотим наладить дружеский контакт с официальными музеями Каширы, Ступина, Зарайска. Поучится у них, посоветоваться, свозить туда детей. Есть задумки по выпуску силами учеников ежегодного отчёта-альманаха (журнала) по работе Центра и музея, где будут собраны интересные факты, выступления, рассказы об экспонатах.
— Сколько детей в Центре, каков охват?
— По списку у нас 35 ребят. Это учащиеся 5-11 классов. По собственному желанию они пришли в Центр. Никакого принуждения здесь нет.
— Любите ли Вы сами природу Озёрского района? Что именно? Какие места?
— Люблю. Если бы не любила, то не начала бы заниматься этим. Люблю заречные места, там – просторы, горизонты.
— Если бы Вас сейчас пригласили на экскурсию по Озерскому краю, куда бы предпочли сходить в первую очередь?
— Наверное, на Ростиславль. Столько всего слышала, но сама не посещала это место.
— А с кем?
— С детьми из Центра «Летопись времён» и с Сергеем Михайловичем. Он бы рассказал нам там много интересного.
— Ваше обращение к читателям и к авторам сайта «Я-Краевед».
— Мне нравится сайт, хорошо оформлен, много нужной для меня информации. Сайт набирает обороты, раскручивается. Люди пишут много комментариев. Иногда с юмором. Интересно почитать. Смотрю сайт и жду новостей.
Хочу пожелать сайту и его авторам стать участниками конкурса на премию губернатора Московской области «Наше Подмосковье». Жду от них только победы. Если понадобится моя помощь в оформлении заявки на конкурс, я с удовольствием помогу.
— Спасибо за беседу.
Постскриптум. Сегодня стало известно, что кандидатура Марии Савиной прошла на выборах в Молодёжный парламент. Парламент создан и будет работать при Совете депутатов городского округа Озёры.
Из 19 кандидатов самое большее количество голосов (257) набрала Мария Савина! Я поздравляю с этим Марию! Желаю Марии Гиевне найти общий язык с представителями местной власти! Пусть это общение, этот опыт пойдёт Марии только на пользу дела!
Метки: лекции, Озёры, центр Марии Савиной
Прекрасное интервью. Прекрасная работа двух счастливых и красивых женщин. Рад, что знаком с ними не шапочно. Всегда готов к сотрудничеству. Ну а про то, что аудитория чуть-чуть маловата по возрасту для моих рассказов, так это дело поправимое. Детство и юность к сожалению быстро проходят! А направление у Марии Гиевны выбрано нужное, целевое, необходимое. Желаю, чтобы все ваши задумки воплотились в жизнь.