Праздник Купалы на Красотынке

В этом году праздновать великий языческий праздник Купалу (летнее Солнцестояние) мы решили в  славянском центре «Красотынка», который находится рядом с одноимённой деревней, что неподалёку от города Калуги. Ехать, конечно, далековато, но мои друзья так красочно описывали проводимое там празднество, что я в конце концов согласился. Тем более, что надо для разнообразия иногда сменить обстановку, посмотреть новые места, пообщаться с новыми людьми, набраться новых впечатлений.

В четверг 20 июня, ближе к вечеру на двух машинах едем в неведомую для меня, далёкую и таинственную Красотынку. На место приехали ещё засветло, до захода солнца. Большая (4,75 га) огороженная, ровная площадка – частная территория, на которой и находится славянский центр. Быстро ставим палатки, распаковываем сумки и рюкзаки, обустраиваем походный лагерь, разжигаем костёр. (Люди все подобрались бывалые, и к походной жизни нам не привыкать).

Ставим походный лагерь, обустраиваем быт.

Ужинаем, обмениваемся впечатлениями от дороги, намечаем планы на завтра. Очень красивый, какой-то прямо торжественный, необыкновенный малиновый закат.

Очень красивый закат в Красотынке. Нам повезло видеть такое чудо!

На горизонте видны огни Калуги. Дети немного устали в дороге и ложатся спать пораньше, взрослые ещё сидят у костра, благо комаров нет совсем, и сидеть очень комфортно.

Первая ночь в палатках, спали на свежем воздухе крепко. 21 июня, пятница. Проснулись рано, дамы быстро сделали завтрак, все поели и пошли купаться на речку Калужку. Речка небольшая, с каменистым дном, метра 4 шириной и неглубокая – по колено.

Прохладная речка Калужка.

Кое-где есть омутки по грудь, вот в одном из таких омутков мы и купались. Вода в речке, укрытой от солнца нависшими над ней ветвями ив,   прохладная. Наверняка где-то поблизости бьют донные родники. Но нам в тридцатиградусную жару такая холодная вода идёт только на пользу. Бодрит, тонизирует, веселит, купаемся подолгу и с удовольствием.

Купание в речке Калужке.

После купания наша дружная группа готова к новым приключениям.

Осматриваем деревню – дыра ещё та! Ни шоссейной дороги к ней нет, ни магазинов. Тишина и минимум благ цивилизации. Зато есть очень красивая природа, речка Калужка, луга с цветущими иван-чаем, цикорием и ромашкой, свежий воздух и много-много солнца!

Знакомство с деревней.

Окрестности деревни Красотынки, приволье.

Я и тут занимаюсь своим любимым делом — изучаю тамошнюю природу, речку Калужку.

Обедаем, беседуем, ещё несколько раз ходим купаться. На территорию славянского центра прибывают новые участники праздника, ставят палатки, обустраивают быт. Прибывают и торговцы, ремесленники, мастера разных славянских промыслов, кузнецы, ювелиры, мастера по изготовлению славянских украшений и оберегов – люди все очень вежливые, общительные, охотно рассказывают про своё мастерство, проводят мастер-классы на свежем воздухе. Общаемся с ними, узнаём много нового и интересного, женщины даже пробуют что-то плести по старинным технологиям.

Елена учится славянскому ремеслу узорного плетения.

Мария Тихонова. Мастер-ювелир, реконструктор. Льёт точные копии старинных украшений и оберегов по древним технологиям наших предков. Очень умная, с огромными знаниями женщина.

Разговариваю с мастером-кузнецом. Он куёт шикарные, очень удобные и деловые ножи. Работает исключительно с углеродистой инструментальной сталью У-8 (По Советской маркировке). Я тоже люблю обычную (не «нержавейку») углеродистую сталь. Неприхотлива, легко затачивается до бритвенной остроты, не даёт «мыльный рез» (режет аж с шипением таким характерным). Такими ножами можно и банки консервные открывать, и на удар они прекрасно работают. Поняв, что я разбираюсь в марках сталей, почуяв во мне родственную душу, кузнец охотно беседует со мной, рассказывает о своём мастерстве. Интересно (и ностальгия по безвозвратно ушедшим временам, когда я работал инженером на военном заводе и крепил оборонную мощь Империи, приносил пользу Родине).

Вечером опять спокойный ужин и костёр.

Дамы готовят нам ужин, запекают на костре овощи.

Овощные шашлыки вегетарианские.

После мясных блюд всех потянуло на овощи.

Овощной ужин.

Неторопливая беседа, чай из походных кружек, звёзды в распахнутом ночном небе, очень красочный концерт. Спать легли пораньше, готовимся к празднованию Купалы.

Утро субботы 22 июня. Палаток в лагере стало уже много, и народа тоже много. Мужчины почти все ходят с огромными (как у Рэмбо) ножами для выживания на поясе. (Интересно, зачем они им нужны в людном и обжитом в общем-то месте? Видно традиция, мода здесь такая). Причём, чем более мужчина городской, рыхлый офисный работник, тем больше у него борода и больше и круче  нож на поясе. А ещё целая коллекция славянских амулетов на груди. Женщины тоже меня удивили. Многие с большими, красочными татуировками, на некоторых аж живого места нет. Красиво, наверное. (Вот тут я вдруг явно осознал, что старею. Меня эти женские татуировки как-то не прельщают, не вдохновляют нисколько, с непривычки режут глаз. Но тут скорее дело не в татуировках, а во мне. Возраст и Советское воспитание). Многие, и мужчины, и женщины одеты в славянские одежды. Наши тоже надели славянские штаны и рубахи расшитые, красиво.

Для детей целая развлекательная программа. Стреляют из луков и арбалетов, метают ножи и лёгкие копья-сулицы, бьются стенка на стенку резиновыми мечами, рядятся в бутафорские доспехи, на сделанном прямо на лугу ринге, одев настоящие защитные шлемы и боксёрские перчатки, понарошку устраивают боксёрские поединки, машут шашками и учатся щёлкать плётками.

Дети с удовольствием бьются на резиновых мечах.

Настоящие бойцы, почти как Витя Боронин.

В обед прибывает ещё одна группа озерчан, возглавляемая знаменитым нашим бойцом Виктором Борониным. Помогаем им быстро установить палатку рядом с нашими и разложить вещи. Потом они неторопливо осматривают лагерь.

Виктор Боронин и Иван из братской Коломны прогуливаются по лагерю.

Виктор Боронин беседует со спортсменами-бойцами.

Озерчане на празднике Купалы в Красотынке.

Озёрская команда в полном сборе и с нами ещё давний наш попутчик по походам на природу – Иван из Коломны. У Ивана  газовая плитка, и это очень облегчает нам процесс приготовления чая (а на жаре его пьём много), теперь не надо разводить костёр, чтоб вскипятить воду.

Палаток на территории центра уже очень много, практически вся огороженная территория занята, курочке клюнуть негде. Машин тоже много понаехало, даже паркуют уже за территорией стоянки.

Вечером начинаются Купальские игрища, представления. Группа наша – смешанная. Есть и язычники, и православные люди. Но это вовсе не мешает нам хорошо и дружно отдыхать, общаться, купаться, веселиться и т.д. Православные смотрят на наши обряды, как на весёлый, интересный, яркий красочный спектакль под открытым небом. (Имеют право, толерантность и защита чувств верующих).

Капище славянских Богов в Красотынке.

Капище. Впервые такое вижу.

Это — не просто бревно. Оно символизирует Калинов Мост — путь из Яви (нашего Мира) в Навь (Мир загробный).

Начинается всё со скоморохов. Ряженые в страшные, рогатые маски они ходят по лагерю и зазывают всех на праздник. С наступлением вечера удары ритуального бубна призывают всех на капище, где стоят изображения славянских Богов. Все становятся в круг, возжигается праздничный Купальский огонь, волхвы славят Богов, приносят им требы, выполняют праздничные ритуалы.

Потом приносят сделанное из травы и полевых цветов чучело Ярилы. Шутки, смех, шуточные состязания пар для зачина, разогрева праздника. Чучело Ярилы сжигается на костре, его время кончилось, начинается время Купалы, время лета.

Ритуальное сожжение чучела Ярилы. Освобождаемся от мыслей о невозвратном прошлом. В костёр их, эти мысли!

В обряде сжигания чучела Ярилы заложен глубокий философский смысл. Не надо тужить и горевать о прошлом, оно ушло безвозвратно и вернуть  его, повернуть время вспять мы уже не сможем. Надо сжигать воспоминания о прошлом, как ненужный мусор, выметать эти воспоминания из головы и жить настоящим, жить сейчас! Ведь жизнь прекрасна каждый день и каждую минуту!

Потом снова игры, гулянья.

Начало Купальских гуляний.

Купальские гулянья.

Купальский костёр. Пока не горит.

Жрецы проводят обряды.

С наступлением темноты вспыхивает и загорается огромный Купальский костёр. Хороводы, пляски, музыка, выбор суженного, много веселья, смеха, радости, любви. Все идут на речку и пускают по воде венки. Красивый, весёлый, жизнеутверждающий праздник до рассвета, до утра!

Кульминация праздника. Купальский костёр. Слава Купале!

Молодёжь (Даня Сафронов) пускает венки по воде и загадывает желания. (Фото из интернета).

Утро 23 июня. Просыпаемся, завтракаем, собираем лагерь, сворачиваем палатки, наводим порядок на месте нашего здесь пребывания. До свидания, Красотынка! Мы едем домой, в родные Озёры!

(Фотографии мои и Елены Волковой).

Сергей Рогов                                          25 июня 2019 г.

Метки: , , , ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Коренной озерчанин, Почётный гражданин Озёрского района, краевед, турист, экскурсовод.

У этой статьи 16 комментариев

  1. Свой
    Свой Ответить

    Как будто сам побывал, интересно, спасибо!

    Даже видео нашёл (из официальной группы вконтакте)

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Да, именно так всё и было. Даже наш Витя Боронин в это кино попал. И дочь Саши Сафронова прямо в самом начале.

  2. Иван Ответить

    Хорошее описание праздника.Один в один.Спасибо Сергею за статью.

  3. Евгений Ответить

    Само место ни чем не примечательно. И выбрано из соображений типа «кто пустит».

    «КРАСОТЫНКА» – это 4,75 га, неподалёку от Калуги, приобретённая на средства Союза Славянских Общин Славянской родной веры и вложения соратников для проведения народных праздников и других мероприятий.
    В настоящее время на Красотынке уже сооружены капище Перуна — основное обрядовое место, поляна для обрядовых действ, пира и игр, место почитания Предков (домовина с подсобными сооружениями, погребальный холм), а так же качели, устройство для добычи огня и первый на русской земле за последние сотни лет храм Огня Сварожича. Эти сооружения являются реконструкциями на основании исследовательских работ, посвящённых изучению дохристианских обрядовых сооружений славян VIII-XIII веков).
    Имеются на Красотынке и другие бытовые постройки и сооружения для удобства гостей и ведения подсобного хозяйства (беседки, колодец, место для приготовления пищи, стоянки личного транспорта, отхожие места и душевые кабины).
    Центр расположен на земле фермерского хозяйства.

    Сооружения, естественно, все новодел! На основании исследовательских работ.

    По сути очередная реконструкция, очередные ряженые и буйство фантазии устроителей.
    Все спектакль, правда с претензией на историческую достоверность.

    Извините за ложку дегтя

    • Свой
      Свой Ответить

      Почему бы и нет?!

      Даже не относя себя к язычникам или родноверам, чем плоха реконструкция быта и верований славян до принятия христианства, если без фанатизма?

      Наглядное воплощение истории как минимум, знакомство с традициями и обычаями

      • Евгений Ответить

        Наглядное..это хорошее определение.
        Еще можно сказать …э…художественное…

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Так я (если Вы внимательно читали мою статью) нигде и не писал, что это место какое-то особенное, историческое, овеянное легендами, культовое и т.д. Это просто частная территория, где проводятся реконструкции древних славянских обрядов. Люди там собираются, общаются, отдыхают, веселятся, знакомятся, влюбляются и всё такое. Да, там построено Капище и другие сооружения, проводятся славянские обряды, людям нравится.

      Точно также в Белых Колодезях, где никаких немецких войск сроду не было, проводилась реконструкция боя за переправу https://ya-kraeved.ru/rekonstrukciya-vremen-vov-proshla-v-sele-belye-kolodezi/

      Да и Троицкая церковь в Озёрах (если уж на то пошло) построена на ничем исторически не примечательном, обычном месте, где в 1824 г располагалась задрипанная деревня Озерки с населением всего 329 человек. Однако это ни коим образом не мешает священникам проводить там церковные богослужения, обряды венчания, крещения, отпевания и т.д.

      • Евгений Ответить

        да я ничего против не имею.
        Только опять же, должно быть все почетче.
        К примеру:
        «А вот капище Перуна, именно так оно выглядит по мнению нашего художника Иванова. Сейчас посмотрим обрядное действие, режиссер Петров, автор сценария Ковалев!»

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Тогда и в церкви должно быть почётче.
          К примеру:
          «А вот четыре канонических Евангелия. Именно так выглядит жизнь Иисуса по мнению их авторов: Матфея, Луки, Марка, Иоанна».

          • Евгений

            Сергей Михалыч, ну а церковь то при чем тут?
            Говорим о чем сейчас?

  4. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Говорим о том, что трудно, а зачастую и невозможно однозначно точно установить, как оно всё было на самом деле тысячу и более лет назад.

    И вообще я эту статью писал о том, что мы хорошо съездили дружной компанией, хорошо и весело отдохнули, не заморачиваясь исторической достоверностью обрядов. Нам было весело и интересно там, о чём я и написал.

    • Ходатай
      Ходатай Ответить

      Отличный ответ! Все верно Сергей Михайлович! Это отчет о проведенных выходных, а не рассказ о обрядах неополитеистов и на сколько они верны по тем или иным источникам, коих по правде говоря очень немного.

    • Свой
      Свой Ответить

      Справедливости ради можно понять, о чём говорит Евгений. Есть своего рода сторонники будь то язычество или что-то другое, считающие, что было именно так и никак иначе.

      Туда можно отнести тех, кто твёрдо уверен, что истинная вера была до принятия христианства, или же наоборот, что до принятия христианства жили по-звериному или как там недавно сказали.

      Но мне кажется, это не тот случай всё-таки, а такая реконструкция имеет право на существование не только как времяпрепровождение, но и как наглядная история, хотя бы версия.

    • Евгений Ответить

      Молодцы и рассказ мне понравился очень!
      Без обид. Я как то…может слишком строго подошел к этому вопросу.
      Мне не очень нравятся вольные толкования и додумки, я больше за академическую и историческую точность.
      Хотя ты прав. Как оно было мы досконально не знаем.
      И реконструкции нужны всякие. Хотя и у любой реконструкции должны быть конкретные авторы. Потому как они этим показывают СВОЕ понимание вопроса.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *