С 13 апреля в перевозке пассажиров будет задействован теплоход
Уважаемые озерчане! Сообщаем о том, что организацию переправы через Оку теплоходом «Москва» запланировано организовать с…
С самого начала в активную жизнь «Современника» включился и Д.В. Григорович. Самая знаменитая повесть писателя «Антон Горемыка» впервые увидела свет именно в «Современнике», в 11-м его номере за 1847 год.
В 50-е годы 19 века передовые литераторы, представители, так называемой, натуральной школы сплотились под знаменем самого передового и наиболее популярного в России журнала «Современник». Вкратце об истории самого журнала. Основал его наш гений, великий А.С..Пушкин. Увы, в последний год своей короткой жизни. То есть, образно говоря, знамя изданию он преподнес, а вот создать из журнала бастион передовой русской литературы не успел.
Пушкинское наследие принял близкий друг поэта Петр Александрович Плетнев, сам писавший неплохие стихи и известный современникам как литературный критик. С 1838 по 1846 год он считался и редактором и издателем «Современника». Поднять высоко репутацию и авторитет журнала ему не удалось. Вероятно, это происходило не из-за отсутствия литературных дарований, а и из чрезмерной занятости (П.А.Плетнев был профессором, академиком, ректором Петербургского университета,) и просто неумения решать практические, технические вопросы издания. Проще сказать, журнал просто захирел и дышал на ладан.
В таком состоянии в 1847 году перекупили журнал и стали его совладельцами известные по тем временам литераторы Н,А. Некрасов и И.И. Панаев. Слава первого многократно возросла и сохранилась до нашего времени, литературный талант второго предан забвению. Эти люди официально владели изданием, но его идейным руководителем стал В.Г.Белинский. Яркая звезда на российском литературном небосклоне засияла под именем «Современник».
С журналом этим стал сотрудничать А.И. Герцен, И.А Гончаров, И.С.Тургенев, А.Н. Островский и другие знаменитости.. При участии Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова «Современник» стал символом и органом революционных демократов.
Журнал стал проводником идей крестьянской революции. Начались трения с цензурой, а в 1866 году, после покушения Д.В. Каракозова на Александра III, «Современник» был и вовсе закрыт. Вот такая вкратце история этого прогрессивного издания, символизирующая собой целую эпоху в русской прогрессивной литературной жизни.
С самого начала в активную жизнь «Современника» включился и Д.В. Григорович. Самая знаменитая повесть писателя «Антон Горемыка» впервые увидела свет именно в «Современнике», в 11-м его номере за 1847 год. Можно сказать, молодой Григорович бурно ворвался в первые ряды литературных «современников». В 1848 году «Современник» публикует «Капельмейстера Сусликова», в следующем году-«Похождения Накатова» и «Четыре времени года», и так далее. В 1853 году в четырех номерах журнала находит первое признание роман: «Рыбаки».
В мартовском номере журнала в 1856 году появляется повесть; «Пахарь». И весной этого же года происходит знаменательное событие: «Современник» делает «Соглашение» на исключительное сотрудничество с журналом самых известных литераторов. Это делалось «ввиду усиливающейся журнальной конференции, а главное, для консолидации самых популярных писателей вокруг «Современника». Таких «популярных» насчитывалось только четверо: Толстой, Тургенев, Григорович и Островский. С ними и было заключено «Соглашение». Оно предусматривало небывало высокие гонорары по тем временам (40 рублей за лист), что вызвало бурную реакцию в литературных кругах. Вместе с тем, договор предусматривал и довольно жесткие обязанности, в том числе и право первой публикации. Подписавшие соглашение отныне считались постоянными сотрудниками журнала.
Необходимо отметить, что из «великолепной четверки» наиболее добросовестным и трудолюбивым оказался именно Григорович. Об этом говорят факты. За 1857 год Григорович напечатал в «Современнике» 12 печатных листов, Толстой только 10, тогда как Тургенев -3, а Островский всего только 2.( один печатный лист-приблизительно 700 строк). В последствии в «Литературных воспоминаниях» Григорович говорил про это время: « Ближайшие мои связи были с «Современником», благодаря старому знакомству с Некрасовым, симпатии к Панаеву и другим лицам кружка».
Здесь Дмитрий Васильевич имеет в виду литературный кружок опять же малоизвестного сейчас литератора Бекетова. Молодые писатели, журналисты, музыканты, артисты часто создавали, так сказать, клубы по интересам, где обсуждались как и важные литературные вопросы, так и было место светским увлечениям и развлечениям. Такие места сбора «золотой молодежи» назывались салонами. Одним из самых знаменитых таковых заведений считался в Петербурге салон у Виельгорских. Его Григорович красочно описывал в своих воспоминаниях. Для молодого писателя все это давало возможность заводить полезные связи и знакомства.
Орбита его, пока маленькой звездочки, пресекалась с звездными величинами не только российской, но мировой галактики. Уже упоминалось о знакомстве Григоровича с А.И. Герценом, который сыграет положительную роль в его дальнейшем творчестве. В современной истории имя Герцена ассоциируется си его другом и соратником Огаревым. С ним Дмитрий Васильевич так же знакомится. При необычных, если не сказать комических, обстоятельствах. Чтобы быть объективными, предоставим слово самому Григоровичу: «Утром просыпаюсь в незнакомой комнате, луч солнца бьет из окна. Передо мною, на кровати, приклонившись спиною к пирамиде подушек, сидит незнакомый господин с мелко-курчавыми, белокурыми волосами и такою же бородой. Перед ним, на гладко выровненном одеяле, большой поднос, уснащенный котлетами и чайным прибором.
— А!- воскликнул он мягким голосом,- вы проснулись, и хорошо сделали… Вчера я и Боткин приехали к Павловым к концу ужина ,- вы были прекрасны , нечего сказать ! Я захватил вас оттуда и привез к себе…
Господин этот был не кто другой, как Николай Платонович Огарев, известный поэт и друг Герцена!»
Вот так иногда, после веселой пирушки происходили подчас интересные знакомства. Конечно, это был исключительный случай. Совсем по-другому сложилось у Григоровича знакомство и сотрудничество с замечательным человеком , знаменитым русским языковедом, Владимиром Ивановичем Далем. В это время он служил и занимал должность директора канцелярии министра внутренних дел. Жил так же , в здании министерства. Владимир Иванович сам литератор и большой знаток русского языка помогал молодым писателям, но был строг и справедлив. Он устроил молодого Тургенева к себе на службу, но когда тот на час опоздал на службу, то Даль устроил ему такой разнос, что Тургеневу пришлось тут же уволиться.
Григоровича Даль пригласил сам после прочтения его первой повести «Деревня».
Владимира Ивановича заинтересовали сцены простонародного быта в этом произведении. Его занимало все, что касалось народного быта, языка, сказок, пословиц и поговорок, то что в последствии окрестили одним словом- фольклор. В этой части у него были собраны настоящие сокровища. Вот в эти «закрома» и был допущен Григорович. Он даже был удостоен чести работать в личном домашнем кабинете Даля и подолгу работал в нем, унося с собой бесценные копии тех «сокровищ», чтобы украсит свои будущие произведения.
У Григоровича было много замечательных знакомых. Среди них хочется особенно выделить Александра Дюма. Их знакомство состоялось в июне 1858 года, когда великий француз приехал в Петербург. Григорович, с его превосходным знанием французского языка, стал для писателя «его постоянным гидом…». Кроме этого их сблизила и литературная деятельность. С помощью Григоровича Дюма переводил на французский стихи Пушкина, Вяземского, Некрасова, а так же такое значительное произведение как роман нашего земляка коломенского писателя И.И.Лажечникова «Ледяной дом». Григорович получил любезное приглашение Дюма побывать у него в Париже. В книге «Корабль «Ретвизан» Григорович подробно описывает путешествие в Париж, оригинальный дом и замок писателя, встречи и беседы с Дюма-сыном. В свою очередь А.Дюма написал книгу «Путешествие по России». В ней автор с большой теплотой описывает встречи с Григоровичем и их сотрудничество.
Интересная и насыщенная была у Дмитрия Васильевича жизнь в столичном Петербурге, но это была временная жизнь, наездами. Сам Григорович признавался: «…я никогда в это время не оставлял деревни, не имея в руках готовой работы». А эти работы, как известно, он создавал в Приокском крае.
Текст и фото из архива Пирязева.
Метки: архив Пирязева, Дмитрий Васильевич Григорович