Железная дорога Озёры – Голутвин. Прорыв
При рассказе об истории развития текстильной промышленности в деревне Озёрки, ставшей потом селом Озёры, а позже (в Советское время) и городом Озёры, нельзя не упомянуть железную дорогу Озёры – Голутвин. Ведь именно эта дорога во многом однозначно помогла селу Озёры стать сильным, с развитой инфраструктурой, промышленным городом. (Всё былое величие — всё в безвозвратном прошлом, к сожалению).
К 1880 году текстильная промышленность села Озёры вышла на всероссийский, имперский уровень. Фабрики работали бесперебойно, производили много товара и разрастались, грузопоток резко увеличивался. Гужевой (конный) и речной транспорты уже однозначно не справлялись с объёмами перевозимого хлопка и готовой текстильной продукции, товара. Да и стройматериалы для растущих, как грибы после дождя, новых фабричных корпусов и активно строящегося, разрастающегося села Озёры, и тяжёлые английские станки для фабрик возить стало трудно. Это значительно тормозило наращивание объёмов производства фабрик и темпы строительства. Нужен был прорыв, рывок, нужны были передовые, прогрессивные схемы логистики (выражаясь современным языком). А в то время семимильными шагами развивался железнодорожный транспорт – надёжный, круглогодичный, всепогодный, объёмный, точный, относительно дешёвый.
Вот и задумали озёрские фабриканты Щербаковы и Моргуновы провести от Коломны, от Голутвина железную дорогу в село Озёры, к своим фабрикам, необходимость такая назрела. Сразу оговорюсь, что изначально дорога планировалась для сугубо хозяйственных, грузовых перевозок. Перевозка пассажиров в дальнейшем тоже подразумевалась, учитывалась и бралась в расчёт, это тоже было дело важное, но вторичное. (Перевозкой пассажиров фабриканты надеялись хоть частично «отбить», компенсировать средства, вложенные ими в строительство дороги).
Удивительно, какими быстрыми темпами в 19 веке развивались, разрастались, отстраивались, обустраивались сначала деревушка Озёры (Озерки), а потом и село Озёры. В 1824 г. в деревне Озерки (Коломенского уезда) было всего 329 жителей, а в 1897 уже в селе Озёры (того же Коломенского уезда) было аж 11161 житель. Т.е. всего за 73 года население Озёр увеличилось почти в 34 (!) раза. Благодаря династиям фабрикантов Щербаковых и Моргуновых, построившим и продолжавшим строить фабрики, инфраструктуру и развивать наш край. История показала, что Озёрам и в Коломенском уезде вполне можно было отстраиваться, развиваться и обеспечивать всех желающих достойной работой. Значит (не устану повторять) дело не в территориальной принадлежности, не в «уездах» этих (из-за которых и сейчас всё продолжают «бодаться» в наших озёрских группах в соцсетях), а в толковых хозяйственниках и управленцах, радеющих о развитии края и благе Российской Империи.
Выскажу крамольную мысль. Даже если бы деревня Озерки (впоследствии село Озёры) была не в Коломенском уезде Московской губернии, а, допустим, в заречном Зарайском уезде Рязанской губернии, то это ровным счётом ничего бы в вопросе строительства фабрик и развитии текстильной промышленности в Озёрах не изменило. Фабрикантам вообще было без разницы, в каком уезде они строят свои фабрики. Они были озабочены конкретным делом — строительством фабрик. И они их построили, и народ на них набрали, и работу, и приличную зарплату людям дали, и инфраструктуру подтянули к фабрикам (больницы, школы, церковь, Клишинский мост, и вот железную дорогу). А все эти «уезды» нужны и интересны тем, кто хочет крутить, мутить, проворачивать свои дела с уездным начальством. «Пилить», распределять, «отмывать», «отжимать».
Кстати, изначально фабриканты и хотели строить свои фабрики в многолюдном, стоящем на берегу реки Оки (очень удобно для барж с хлопком, с готовым товаром) селе Сосновка Зарайского уезда Рязанской губернии. Но тамошние, не бедные тогда и дружные, жители не дали земли фабрикантам. Ибо в Сосновке уже были свои мануфактуры, артели ткацкие, распространено надомное ткачество. И конкуренты в виде больших фабрик с производительными английскими станками жителям Сосновки были не нужны. Вот и подались фабриканты со своими фабриками в задрипанную деревню Озерки, хотя для них это был не самый лучший вариант. Зато там землю под фабрики удалось заполучить довольно быстро.
Но я отвлёкся от дороги, продолжаю.
Несколько лет ушло на разработку проекта дороги, составление сметы расходов, на согласование маршрута, на подсчёт необходимых для строительства дороги материалов и людских ресурсов. Затем проект дороги и смета были представлены на рассмотрение и утверждение губернскому и столичному начальству. Была презентация и защита проекта перед компетентной комиссией. Проект был признан для Российской Империи нужным, перспективным, экономически обоснованным, сулящим хорошую прибыль и фабрикантам, и селу Озёры, и краю, и Империи. Было решено, что половину стоимости дороги оплатят Щербаковы и Моргуновы, а вторую половину оплатит государство. Выражаясь современным языком, озёрские фабриканты вошли в Федеральную программу.
Ещё какое-то время ушло на выкуп у крестьянских общин земли под дорогу, ибо тут возникли трудности. Изначально дорогу планировали провести более прямым и коротким путём, рядом с деревней Марково и на Большое Уварово. Но община марковских крестьян не захотела, чтоб дорога шла по их полям. И скотину перегонять через дорогу на пастбище неудобно, и на телеге, на санях через неё переезжать тоже проблематично, и полоса отчуждаемой под дорогу земли весьма приличная получается. В общем, крестьяне посчитали, что неудобства, связанные с наличием железной дороги на их землях, будут гораздо значительнее тех денег, которые им за отчуждённую под дорогу землю предлагают, и согласия своего не дали. Поэтому дорогу и вынуждены были проложить таким странным зигзагом на запад, и потом лесом мимо Паткина.
(А ещё нам говорят, что мол демократии тогда не было. Сейчас бы эту дорогу построили, где хотели, никого не спросясь. Ну, там устроили бы для виду какие-нибудь публичные слушания, или что-то в этом роде. А если б надо было, то и дома, стоящие на её пути, снесли бы запросто. А кто против – дубинками резиновыми).
Разумеется, такой «зигзаг» увеличил первоначальную смету и сроки строительства дороги. Пришлось дополнительно кое-что утрясти, согласовать.
Наконец летом 1891 года началось долгожданное строительство дороги. Рабочих набирали в Рязанской губернии, в Дьяковском и Скопинском уездах в основном. Там был неурожай зерна, поэтому найм рабочих обошёлся относительно дёшево, да и желающих заработать было много. К тому же в Коломне и Озёрах люди были заняты на производстве, и их на строительство дороги было трудно сманить. Более 700 человек из соседней губернии, желающих поработать на строительстве дороги, набрали очень быстро, всего за неделю.
24 августа 1891 года был устроен генеральный смотр всем нанятым рабочим на станции Голутвин. На торжественном мероприятии в честь начала строительства дороги присутствовало высокое начальство, фабриканты. Коломенские священники отслужили молебен, и с Богом!
Сначала дорогу строили только со стороны Коломны, но потом посчитали, что это слишком долго, и чтобы ускорить темп строительства летом 1892 года стали строить дорогу и от Озёр. Торопились, ибо фабрики разрастались, и необходимость в железной дороге становилась всё острее. Теперь дело пошло быстрее, строительство велось сразу с двух сторон, и к концу 1892 года дорогу построили.
Следует отметить, что дорогу протяжённостью 39,2 км построили в рекордные (даже и по нынешним временам) сроки. Всего-то за 16 с небольшим месяцев. По 80, 5 метров в день, по 2,45 км в месяц! И это с учётом рубки просек под дорогу, с учётом строительства мостов через речки и овраги. (Один мост через Немёрзлый овраг чего стоит! А там ещё Мочальный и другие не хилые овраги).
Сколько насыпей сделали в низких местах, сколько холмов срыли, выравнивая путь. А ведь тогда не было бензопил, самосвалов, экскаваторов, бульдозеров и т.д. Были лошади с телегами, лопаты, тачки, носилки, пилы и топоры. И ведь построили! (Сейчас бы вряд ли чего так быстро построили. Деньги-то «освоили» бы несомненно быстро, а вот как дальше пошло бы, ещё неизвестно).
Открытие дороги состоялось 1 января 1893 года. Но тогда оно было ещё тестовым, пробным, «обкаточным». Поначалу по дороге перевозили только грузы, пассажиров не возили. А вот 13 августа 1893 года дорогу открыли и стали эксплуатировать окончательно. Теперь по ней и пассажиров перевозили, и грузы.
Дорога эта стала для Озёр весьма значимой, можно без преувеличения сказать – судьбоносной.
По этой дороге мобилизованные озёрские мужики уезжали на Первую Мировую и на Русско-японскую войны.
По ней приезжали на озёрские фабрики и большевистские агитаторы, и московский вице-губернатор Владимир Фёдорович Джунковский (1906 г).
В июле 1918 г. по этой железной дороге из Коломны в Озёры в срочном порядке приехал взвод солдат для подавления контрреволюционного народного мятежа. Солдаты прямо «с колёс» стали стрелять во всё, что движется. Восставшие, да и вообще все люди, разбежались и попрятались по домам.
В 1927 году по этой дороге в Озёры приезжал Лев Давидович Троцкий.
В 1941 г. немецкий самолёт бомбил поезд и железную дорогу у станции Даниловская, что у деревни Большое Уварово. В поезд не попал. Дорога исправно функционировала всю войну, и много озёрских мужчин уезжали по ней воевать с врагом. По ней, уже в гораздо меньшем количестве, победителями возвращались домой, в Озёры.
17 февраля 2019 г. движение по железной дороге Озёры – Голутвин было остановлено в связи с ремонтными работами и к концу марта 2019 г. снова возобновилось.
У этой дороги есть и ещё одно очень важное и нужное предназначение. Она уникальна в своём роде, ибо является продолжительное время (помимо основных своих функций) полигоном, испытательной площадкой для апробирования, обкатки новых разработок Акционерного общества «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» АО «ВНИКТИ» г. Коломна. (Генеральный директор Коссов Валерий Семёнович — депутат Совета депутатов г.о. Коломна). Так что, старушка железная дорога верой и правдой служит и ещё послужит озерчанам и коломенцам, да и всей России и в настоящее время, и в будущем.
Вот ведь как получается: людей, строивших дорогу, давно уже нет, а Дело их и добрая о них память живы и поныне!
P.S. Любое стороннее использование авторских материалов данной публикации возможно только с согласия автора.
Сергей Рогов 4 октября 2021 г.
Спасибо, Сергей Михайлович. Материал очень интересный, к тому же он напомнил детство. Кто из озерчан не ездил по этой дороге за грибами? Какая природа?. И фотки хороши. Этот материал фактически продолжает Ваш очерк об Узкоколейке. Вы упомянули памятные визиты по дороге: Джунковский и д.р. Смею дополнить упоминание о визите в Озеры в 1927 г. Л.Д.Троцкого. Я читал когда-то об этом в «Заре», там опубликована фотка встречи — Троцкий в кругу озерского руководства. Попутно заметим всех их потом расстреляли.
«Смею дополнить упоминание о визите в Озеры в 1927 г. Л.Д. Троцкого. Я читал когда-то об этом в «Заре», там опубликована фотка встречи — Троцкий в кругу озерского руководства. Попутно заметим всех их потом расстреляли». (С)
Вот поэтому я не хожу ни на какие политические мероприятия в Озёрах. И вообще, стараюсь больше времени проводить в лесу.
Дополнил текст статьи информацией о визите в Озёры Троцкого, благодарю, Валерий Иванович!
Сергей Михайлович, я от души завидую Вам, вашему активному увлечению природой. И очень благородно, что Вы вовлекаете в это молодежь. Сюжет о посещении Озер Троцким для меня не политика, а исторический факт. Что скажите мне на мое письмо в почте?
Валерий Иванович, мне просто нравится всем этим заниматься. Вот сейчас с Марией Савиной (руководителем историко-краеведческого Центра «Летопись времён» при школе №1) задумали один интересный проект с вовлечением в него детей. Серьёзный турист Максим Сергеевич Баранов согласился нам помочь. Работу с детьми я так или иначе провожу постоянно. Мне помогают в этом и Мария Савина, и зам председателя Совета депутатов г.о. Коломна Роман Викторович Андросов.
В Озёрах очень благоприятные условия для краеведческой работы с детьми. Все мне помогают, препятствий никогда не чинили никто.
По письму в почте Вам там ответил, посмотрите, пожалуйста.
Сергей, привет! Мой отец Шитов Михаил Алексеевич с 1961 года работал на этой железной дороге. Начинал кочегаром еще на паровозе, закончил машинистом тепловоза. Последние лет 15 водил легендарную «Кочуру». Мать — Шитова Евгения Александровна работала дежурной по станции Озеры, последние годы начальником станции. Я сам год с небольшим работал помощником машиниста после армии в депо Голутвин, пока не уехал.
Саша, здравствуй! Сколько лет, сколько зим! Помню тебя хорошо, мы ведь учились с тобой вместе. И даже папу твоего помню.
Сереж, привет! Действительно сколько лет, сколько зим.Только школу нашу сожгли. Недавно ездил на комаревское кладбище к родителям, увидел сгоревшую школу. Сколько поколений через нее прошло. Печальная новость, умерла Галя Финагина, дочь нашей с тобой первой учительницы Елены Васильевны.
Да, школу сожгли нынешней весной. Я видел, как она горела. Жаль. Хорошая школа была, добрая. Всё Болотово в ней отучилось.
Про Галю не знал. Помню, жаль.
С детства интересовала история этой железной дороги! Спасибо! А как считаете, название «качура» откуда пошло все-таки? Как пишут в расхожей версии: из-за неспешно «кочующего» между берёз и сосен поезда, то есть медленного хода. А говорят, и окочуриться можно было пока ждешь, но это наверное уже шутка.
Версий названий несколько, и каждая имеет право на существование. Как там на самом деле получилось, мы уже однозначно вряд ли узнаем. Можно только предполагать.
вот и открываются понемногу давно забытые страницы нашей истории. а меня всегда интересовало, почему станция Даниловская так названа? ведь рядом нет такой деревни, почему же такое название…?
Говорили, что там жил инженер Данилов, строивший (проектировавший) эту дорогу. Но точно не знаю.
Когда-то в детстве,припоминаю,слышала от взрослых,что и «кАчура» и Даниловская связаны со стратегической историей железной дороги.А так как все эти дела были всегда под грифом,то и растаяли фамилии героев под этими грифами…
Возможно, что и так было. Версий много, но пока все они не полностью убедительны. Всё на уровне версий, слухов. Поэтому и не берусь утверждать однозначно.
Сергей Михайлович, давно ждал статью о железной дороге! Спасибо, как всегда много подробностей узнаю. Но и вопросов, как я понимаю, ещё немало осталось…
Железная дорога наша — тема серьёзная. Тут одной статьёй не обойдёшься. Есть ещё кое-какие задумки.
Если посмотреть карту Шуберта и обратить внимание на Марковский овраг (см фрагмент карты), то любой адекватный человек запланирует другой, более дешевый путь, а не огромный объем земляных работ с дорогостоящим чугунным мостом. Вот и вся суть зигзага, не ищите тайного смысла. Статья классная, спасибо Сергей Михайлович, читал с интересом, но … крестьяне Марково точно ничего в архив для потомков не записывали-) и согласия-несогласия крестьян уж точно никто во внимания не брал, а то Марковскому десятку крестьянам, получается, сложно через рельсы перебираться, а многотысячным Озерчанам как глазом моргнуть?-)))
Кстати, а когда продлили ж/д за станцию Озеры на пойму?
Продлили то не до поймы, а до разработок карьерных. Совхозный карьер, и рядом еще один карьерчик песчано гравийный. Вывозить то как то надо щебенку. А разработки карьерные у нас в районе, если память не изменяет велись еще до основания города Озеры, и видимо до революции.
Это отдельная тема, кажется ее еще не затрагивали в прямую…
Добыча известняка велась очень давно, задолго до революции. Известняк ломали для фундаментов домов, даже в Коломну рекой отправляли. Бытует версия, что и на строительство Коломенского кремля тоже наш известняк ломали. (На кремль со всей округи известняк везли, много его надо было).
В Нагорной дубраве и сейчас хорошо заметны «линзы» — такие глубокие воронки в крутом берегу в местах выработки известняка.
Да, темой карьерных разработок древних у нас плотно пока никто не занимался.
Добрый день. Очень интересная статья. К вопросу о разработках известняка.В 1888-1895гг. некто Табурно занимался разработкой доломита(2дубенского мрамора») около д. Дубенки. Здесь же он организовал заводик по распилке блоков. Вероятно организация предприятия была связана с постройкой озерской ветки т.к. единственный человек с фамилией Табурно это сербский инженер Иероним Табурно, который именно в это время занимался постройкой железных дорог в России и Московской губернии в частности. Вероятно с постройкой этой ветки была связана организация Карасевского кирпичного завода в 1889г.
С уважением,
Юрий Нистратов.
Очень интересно. Вы бы поподробней рассказали о деятельности Табурно в наших краях.
Вполне возможно, что при строительстве железной дороги учитывались многие факторы её пользы, а не только текстильные фабрики Озёр. Такие большие проекты всесторонне прорабатывались, и просчитывалась ожидаемая от них польза.
Упоминание о Табурно нашел в отчете об известняках Подмосковья за 1947г. Прикрепляю файл. Вероятно, получаемые им блоки доломита использовались как при строительстве мостов через овраги, так и при возводившейся в это же время церкви в с.Гололобово. Что касается первого кирпичного завода в Карасево, то принадлежал он Расторову, построившему затем и Гололобовский. К сожалению оба уже стоят.
Очень мелко. Сделали скрин всего экрана видимо? А надо сделать скрин области экрана. При помощи проги Скриншотер, с простой и понятной логикой
Посылаю новую выписку из отчета 1947г.
классная инфа! Спасибо большое…