Послание предков

В 1997 году археологическая экспедиция под руководством кандидата исторических наук Владимира Юрьевича Коваля нашла на Ростиславле обломок каменного креста с надписью кириллическими буквами. Ну, обломок и обломок, чего в нём такого особенного? Но если взглянуть на это событие серьёзно, неторопливо и внимательно, то можно сделать очень интересные выводы. Начнём помаленьку? Цитата из отчёта Ростиславльской археологической экспедиции: «Обломок, по-видимому, намогильного креста был найден на Ростиславле в 1997 г. На одной из его сторон сохранились фрагменты надписи кириллическими буквами. Текст был прочитан следующим образом:

Крест пос(тавихъ)

И(ису)С (Х(ристо)С)

Комлята г(?)…

по мате(ре)

Для Ростиславля это первый образец письменности, найденный на территории города. В общеисторическом плане он интересен тем, что позволил узнать неизвестное ранее древнерусское личное имя «Комлята». Употребление в христианизированной Руси предмонгольской эпохи славянского языческого имени при нанесении надписи на кресте, являвшемся христианской святыней, было возможно только в начальный период христианизации вятичей, а этот период заканчивается в Среднем Поочье, видимо, не позднее первой половины XIII в. Наиболее вероятным временем установки креста представляется вторая половина XII — первая половина XIII вв. По-видимому, каменный крест был установлен вблизи городского собора на краю склона, обращенного к берегу Оки.» (с) http://archaeolog.ru/rostislavl/04find.html

Археологи толкуют эту надпись следующим образом: «Крест поставил Комлята — гость по матери своей». И христианская надпись «Иисус Христос», как и на современных крестах.

За этими скупыми, суховатыми строчками видится много чего интересного.

  1. Неизвестное доселе языческое славянское имя Комлята. Ко́мель — толстая, зачастую с перевитыми древесными волокнами, самая тяжёлая и самая крепкая часть ствола дерева непосредственно над корнем и корневищем, толстый «нижний» конец бревна. Пни, взятые от комля очень тяжело колоть на поленья, колун их зачастую не берёт, приходится вбивать клинья. Значит, в конце 12, начале 13 веков в наших краях бытовало двоеверие. Христианство уже отвоёвывало свои позиции, но ещё сильны были и ведические корни. (Это подтверждают и раскопки курганного могильника в Кременьях летом 2017 года экспедицией Коломенских археологов под руководством А.С. Сыроватко).
  2. Гость. Гостем раньше называли богатого, преуспевающего купца. («Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?» А.С. Пушкин). Заказать каменный крест может позволить себе человек не бедный.
  3. Крест Комлята поставил каменный. Это – не здешняя, не Окская традиция. Наш известняк рыхлый, довольно быстро разрушается на воздухе, под дождём и от морозов. Скорее всего, камень привозной, с северных земель. Каменные кресты – традиция Пскова, Новгорода, Ладоги.
  4. Если крест был привезён с северов, значит, в то время уже существовали стойкие торговые пути между северными землями и Ростиславлем.
  5. Комлята велел мастеру сделать на кресте надпись. Значит, в конце 12, начале 13 веков люди, жившие на Ростиславле, были грамотные, умели читать. Иначе, какой смысл делать надпись, если её никто не сможет прочесть? Исходя из всего сказанного выше, можно предположить, что родившийся и выросший на Ростиславле Комлята отправился искать счастья в далёкие земли. Стал там зажиточным купцом и, узнав о смерти матери, привёз и поставил на Ростиславле, на её могиле, каменный крест.

Через века дошло до нас послание древних людей! В нём и дань уважения к родителям, и любовь к своей земле, и память Рода, и связь времён. Давно уже нет тех людей, да и города Ростиславля давно нет. Сейчас другое, трудное, непонятное, жестокое и суматошное время. В борьбе за существование, за лучшую долю, за мнимое богатство мы становимся практичнее, циничнее, черствее. Но немым укором, обращением к нашей совести, надеждой на лучшие времена, призывным набатом звучит нам послание: «Крест поставил Комлята — гость по матери своей!»

Метки:

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Краевед Озёрского района Московской области, историк, исследователь, турист, экскурсовод, почётный гражданин Озёрского района, ветеран труда.

У этой статьи 7 комментариев

  1. Евгений
    Евгений Ответить

    Коваль раскопал Ростиславль можно сказать, полностью.
    Наиболее интересным мне кажется тот факт, что глубже найдет второй культурный слой, и найдены каменные орудия труда.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Коваль пока раскопал (с его слов) не более 20% Ростиславля. Как он говорил, там работы хватит ещё не одному поколению археологов. Каменные орудия труда под средневековьем — довольно обычное в наших краях дело. Люди всегда жили «по людям». Т.е. если были хорошие условия для проживания в каких-то местах (вода, дрова, дороги, защита), то многие поколения людей в этих местах и жили. Ведь это было для всех поколений актуально. Люблин, СтарОй.

      • Евгений
        Евгений Ответить

        чуть не корректно написал я. 20% по площади… и почти все по исторической значимости

  2. Евгений
    Евгений Ответить

    Так, по сути, это дело всей его жизни!
    Мы должны быть благодарны такому увлеченному и одержимому человеку!

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Совершенно верно! Я с большим уважением отношусь к Владимиру Юрьевичу. Он — крутой археолог и энтузиаст своего дела. То, что именно он копает Ростиславль — большая удача для Истории.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *