Бессмертный полк. Мои деды — герои
ШИРОКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, разведчик 2 сентября 1917 год с. Дулебино Озёрского района Московской области РСФСР…
Уважаемые читатели, хочу поделиться небольшим фотоотчётом с велопохода. Были осмотрены 3 болота и несколько старинных дорог.
На карте маршрута пунктиром я пометил тропы, а сплошной белой линией — езжие дороги (не для легковых машин, разумеется, но УАЗ пройдёт).
Итак, первая остановка на маршруте — Зелено болото. Сюда можно попасть из Комарёво, из Болотова или с района Текстильщик. Все эти дорогие более-менее езжие и подходят для велопохода. Иногда встречаются поваленные деревья, но можно найти объезд, а рано или поздно деревья распиливают. Зелено болото теперь скорее пруд, нежели болото. На нём растут кувшинки, а вокруг много черники. Но к сожалению оно стало часто пересыхать уже к середине лета. А лет 5 назад сосновая подложка вокруг болота сильно горела, Лесная охрана тушила этот пожар.
Далее двигаемся в сторону Текстильщиков, на юг. Дорога проходит мимо двух болот, первое из них можно заметить по просвету в стороне от дороги.
Здесь можно ехать и дальше по езжей дороге, пересечь Немёрзлый овраг и попасть в Озёры. Но мы поворачиваем в сторону болот (на карте начинается пунктир, огибающий болота). Видно, что сюда ездят. За ягодой или просто провести время. Можно встретить даже мангал.
Дорога превращается в тропу. Дальше уже не ездят. Двигаясь по тропе мы попадаем на второе болото.
Вокруг этого болота идут рукотворные рвы. Видимо, болота осушали, добывая торф. Многие рвы сохранились и сейчас
Далее тропа слегка поворачивает на восток, и идёт до железной дороги. Эту тропу, дорогу между собой мы зовём Окружной, но как она называется на самом деле — неизвестно. В неё вливаются старинные дороги с Паткина, по которым раньше жители деревни ходили на работу на фабрики. Лет 5 назад мы предприняли попытку прочистить одну дорогу с Паткина до Окружной (обозначена пунктиром), можно даже было ездить, но зарастает и заваливается деревьями всё очень быстро. Саму Окружную тропу кто-то чистил пару лет назад бензопилой, освобождая дорогу от завалов. Интересно, кто это был, так как дорога не езжая, но в принципе хожая (грибники, ягодники, подъезжающие с той стороны ж/д?). По этой Окружной тропе, довольно интересной кстати, добираемся до железной дороги.
Вдоль железнодорожного полотна недавно выпиливали деревья. Кто-то говорил, что будут строить вторую линию (для испытаний Коломзавода). Или просто в целях безопасности чистили пути… Раньше поезд в этом районе шёл среди деревьев, что создавало особую атмосферу. Теперь же стало гораздо пустыннее. Теперь вдоль железки идёт лесовозная дорога, проложенная прямо по пням и кореньям.
На отдельных участка она не совсем хорошая, но в целом езжая.
Поворачивая на север мы видим мост. Интересно, что протекающий под мостом ручей оказался непроходимым препятствием весной даже для тяжёлой техники. Поэтому лесорубы построили гать. Выложенные вдоль течения ручья брёвна пропускают воду и дают проехать технике.
Здесь у моста находится Родник обходчика путей. Родником, в полном смысле слова его тяжело теперь назвать. С виду он уже высох, но если снять листву, можно найти воду, правда она застоялась.
Лесовозная дорога поворачивает налево, на Паткино, где располагалась база лесорубов. На самом деле это старинная дорога Паткино-Марково. В деревне её зовут просто «марковская». Раньше по ней даже шло электричество, остатки бетонных столбов стоят там до сих пор. Западнее железной дороги, на Паткино, дорога наезжена тяжёлой техникой. А восточнее, на Марково, от некогда очень хожей дороги, осталась заросшая тропа. Раньше эта дорога связывала Паткино с внешним миром, так как основная дорога шла по глинистому полю, и многие жители предпочитали более короткий и тенистый путь до остановки у Марково. Вот так разделилась марковская дорога на две половины, езжую, широкую и заросшую, заброшенную…
Тем не менее по дороге ходят. Редко, но ходят. В месте пересечения этой дороги и железнодорожного полотна стоял домик обходчика путей. Место притягивает поисковиков, встретил несколько свежих копов.
Повернув на восток, в сторону шоссе мы движемся по тропе, обходя поваленные деревья.
Пересекаем пересохший мочальный ручей (активно текущий по весне) и небольшую мочалку. Если повернуть и идти вдоль ручья, а потом пересечь лощину — мы попадём к Бетонному доту. Но нам сейчас не туда, мы идём по тропе прямо до остановки.
Вот и Марковская остановка. Одну кто-то зачем-то снёс. Это конец нашего небольшого путешествия.
Если подытожить — езжие лесные дороги вполне пригодны для велопоходов. По многим лесным дорогам ехать приятно и интересно (не то что вдоль шоссе). Но Окружная тропа (пунктирная) не очень подходит для велосипеда, кроме того на ней были взяты попутчики — 4 клеща, которых удалось заметить и снять с одежды. Так что будьте осторожны.
Отличный рассказ!
«Первое» и «второе» болото у нас называют Паткинскими болотами.
Первое называют «Ближнее Паткинское болото» (Ближе к Озёрам).
Второе называют «Дальнее Паткинское болото»
Перекрёсток дорог у Зелена болота очень знаменит и популярен у поисковиков. Похоже, раньше он имел какое-то мистическое значение. Вокруг него находят старинные монеты («империя»). Видимо, был какой-то ритуал — бросать на перекрёстке монету на удачу и на счастливый путь.
Есть такая примета, если человек что то потерял ценное и не может найти. Или что то его тревожит сильно и он не может избавится от этого. Бросают монеты на перекрестье дорог.
По видимому, нашедшие эти монеты, в дальнейшем что то теряют или приобретают ту тревогу от которой бросавший не может избавится.
Поведали мне эту примету случайно.
Насколько она действенна, не могу сказать, но поведавший, в ее действии просто уверен.
Потому поисковики наверное и считают, мистическим местом перекрестки и что монеты на перекрестках дорог брать не следует.
Хотя… классическая наука отрицает всякую мистику
Вроде и местный, но то, про что написано ранее не встречал, а может просто было не очень интересно. Спасибо, Свой. Доходчиво и доступно!
Хороший материал!
Некоторые места хорошо знакомы, кстати говоря вот эта вот дорога вдоль зелена болота что идет от озёр на знаменитом генштабе 1987 года (у вас же тут на сайте даже выложена эта карта ) помечена не верно, она хорошо наезжена и не прерывается. Конечно 30 лет назад оно и могло быть по-другому, вполне вероятно, но больно наезженная эта дорога, трудно поверить, что шла как-то иначе или упиралась в просеку и заканчивалась.
Я это к тому, что актуальных карт по глухим лесным дорогам не найти, только трекинговые маршруты, выложенные другими, кто прошел
Ходим за грибами и черникой в сезон вроде как раз по этой дороге
Приятно было почитать, посмотреть фотографии
Спасибо