Голосуем за очистку озера в деревне Липитино (г.о. Коломна)
На портале Добродел проходит голосование по очистке прудов и водоёмов на территории Городского округа Коломна.…
Несмотря на щедрую прошедшую зиму, надежда каширян на большой весенний разлив Оки, — не оправдалась. Снег сошёл незаметно и, хотя он ещё «белеет в полях, но воды не шумят» (Тютчев). К тому же, с начала марта неожиданно стал снижаться уровень воды в Оке. В предпоследнюю неделю, лёд сохранился только под Каширой. Выше за поворотом в районе села Григорьевского и ниже под Озёрами его, как и не было.
24 числа, мы с приятелем свободно передвигались с одного берега на другой. Лёд здорово просел, но держал хорошо. Приехав же на рыбалку на следующее утро, — изумились! Вдоль всего левого берега, от автодорожного моста до железнодорожного, тянулась широкая полоса открытой воды, по которой плыли редкие льдинки. Наша правая сторона до середины была во льду и, даже, — без закраин!
Ещё через день и его не стало. Что ж, одна радость, что в памяти сохранилось кое-что из истории ледоходов на родной реке!
Середина 90-х годов. В соответствии с Графиком проверок, на Каширском отделении Московской железной дороги состоялся весенний объезд или, проще говоря, проверка путевого хозяйства по безопасности движения с участием Дорожного и Министерского руководства. Хотя наше рефрижераторное вагонное депо Кашира не в подчинении Каширского отделения, но, как говориться, — по дружбе, попросили они нас организовать для московских проверяющих «отходную» с выездом на природу. Наслышаны, что «рефы» всегда традиционно «справляют» ледоход на Оке. А разлив в тот год был замечательный! Вообще-то, — хороший разлив Оки по-каширски, это когда вода окружает Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.
Именно так, оно и было в ту весну! Льдины, правда, уже не плыли, но берега с ледяными торосами, выдавленными на берег сильным течением реки, смотрелись очень нарядно! Одна из таких метровых глыб с голубым отливом, присыпанная белым снежком сгодилась вместо стола. Место, где расположились, тоже было выбрано не случайно, а в расчёте на гостей. Это в черте города за макаронной фабрикой, на высоком правом берегу Оки. Оно до сих пор зовётся – «под высоковольткой» или «под мачтами». Когда-то здесь, с каширского берега на ступинский, проходила линия электропередачи. Теперь, от высоких мачт остались лишь разрушенные бетонированные площадки.
Справа от нас, ниже по течению, — ажурные арки Роонского железнодорожного моста Московско-Донбасского направления, построенного на рубеже XIX и XX веков. Правда, в начале нашего века этот мост реконструировали и фермы теперь другой формы и цвета. Мой друг, он живет на переезде возле «гидромеханизации», рассказывал, что раньше, при арках старой конструкции, шуму от проходящих ночью грузовых поездов, было значительно меньше! Да, и смотрелись те полукруглые арки гораздо красивее! Было время, когда чуть ли не каждые пять минут на мост, то с одной стороны, то с другой, с грохотом въезжали на мост пассажирские и грузовые поезда. Сейчас такого движения нет, оно в разы стало меньше.
По левую сторону — панорама древней Каширы. Городок словно сбегает с высокого холма к широченной в весеннем разливе — Оке. На фоне неба, словно раскрашенного акварелью от голубого цвета до красного, солнце уже склонялось к горизонту, четко высвечивались купола каширских церквей — Введенской, Флоровской и Успенского собора. (Теперь прибавились Никитская церковь и Преображенский собор Никитского монастыря, в то время они были полуразрушены). Вдали, далеко за городом, тонкой ниточкой протянулся через Оку, построенный в 1965 году автодорожный мост. (Сейчас он на ремонте). В общем, картина вполне достойная кисти художника или объектива фотоаппарата, что с успехом и делается!
Наконец, прямо перед нами, на той стороне реки, за голыми кронами прибрежных деревьев наполовину затопленных водой, отчетливо выделялись на фоне алеющего неба черные маковки, увенчанные сияющими в лучах заходящего солнца крестами Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря. Незадолго до того, он был возвращен к духовной жизни.
Мы, наверное, уже выпили с гостями разок-другой и закусили, чем Бог послал. Выслушав очередной тост во славу железных дорог, уже готовились повторить под щучью юшку, как вдруг… зазвонили колокола! То в монастыре звонили к вечере! Этот звон, сначала едва слышный, приближался к нам, становясь всё громче и явственней. И вот, — он кругом! В нашем сознании и в душе каждого из нас!
Это было так неожиданно и торжественно, что один из москвичей упал на колени и заплакал. Позже он признался, что никогда в жизни не переживал подобного!
Вечерний звон у стен монастыря,
Как некий благовест самой природы,
И бледный лик в померкнувшие воды.
Склоняет сизокрылая заря.
Анна Ахматова. 1914 г.
Александр Горелов 5 апреля 2022 г.
«То в монастыре звонили к вечере! Этот звон, сначала едва слышный, приближался к нам, становясь всё громче и явственней. И вот, — он кругом! В нашем сознании и в душе каждого из нас!
Это было так неожиданно и торжественно, что один из москвичей упал на колени и заплакал». (с)
Похоже, хорошо московских гостей-то приняли, Александр Николаевич. Не ударили в грязь лицом.
Льдина-стол вообще класс! Водочка холодная, прям со льда. Молодцы!
Теплый рассказ. Душа взлетает и очищается. Спасибо!
Да, Сергей. Александр Николаевич умеет душевные струны затронуть. Мастер!
Белопесоцкий монастырь, мне кажется, достоин бОльшего внимания. Это, по сути, форпост на границе государства российского. История его очень обьемна и достойна более детального изучения.
Из википедии:
Первые письменные упоминания об обители относятся к концу XV века. Основателем монастыря считается преподобный Владимир Белопесоцкий, пришедший в московские пределы из Великого Новгорода (родом из ржевских бояр, постриженник Варлаамо-Хутынского монастыря).
Было бы интересно узнать о том, в каких фондах хранятся исповедные ведомости Каширы и ее окресностей, мне интеренсо с. Батькополье. А также метрические книги. Часть ревизских сказок хранится в Истрическом архиве в Москве. Полагаю все прочии в Тульском. Жаль, что нет книг и на счет тех, кто воевал в первую мировую среди жителей Каширы и окрестностей. Часть данных выкладывается в сеть. Вот например история края о вере, раскольниках. С чего вдруг появилась Безбожная улица ведущая к Монастырю. И как она называлась до революции. Где сейчас метрики крестившихся в годы СССР. Почему нет часовни на кладбище. Неужели нет крещеных? Все ли отпеты..а ведь это прямой вопрос к истории края, обычаях, памяти о предках и истоках. Как происходило терриориальное деление. Кто были дворяне, и почему небыло больницы ниодной. Торговый город и множество церквей! Крестили уже на 2-й день от рождения! После 1917 были болезни..и что случилось с кладбищем, которое снесли! Где списки захороненных на нем! Чем чаще болели? Бани, это тоже хорошо. Но вот языческие поверия это не хорошо. Какие специальности и фамилии имели местные, достопримечательности и интересы. Много вопросов к краеведам!
Колхозы и переселенцы. Похозяйственные книги, данные на коммунистов и воевавших в годы ВОВ защитников. Предед был председателем колхоза, не знаю где вообще найти искомую информацию. Сейчас вот Кашира поставляет на прилавки помидоры, Каширские! Интересна история фабрик. И вообще советские период. Интересны данные о линии фронта близ города. А также о нарезке земли при НЭПе. И о многом другом. Город интересный. История малых сел очень скудна. И складывается история из отдельных судеб людей. А люди не знают где почитать об истории края! Многие съезжались в Каширу на праздники, ярмарки. Люди жили своим хозяйством. Обсвободились от крепостного края, имели замлю. Потом ее просто отобрали и нарезали. Улицы переименовали! Откуда в городе тюрьма! Это при закрытии церквей не очень освежало отмосферу! Есть ли воинская часть. Где чейчас и кем работают люди, жители. Рядом есть дома-интернаты, социальные объекты. В годы СССР были трудовые работы не только в колхозе, где разводили птиц, но и предприятия чулочной мануфактуры. Кстати там лечили от алкогольной зависимости, боролись с безработицей и пьянством, кстати были закрыты храмы, но люди тайно все же крестили, один храм был открыт!!! Кто эти герои-священники.. в семье были и защитники, ныне почившие ветераны ВОВ. Город имел силу в производстве. А окраины в своем хозяйстве. Хочелось бы узнать больше и подробнее! Ждем публикаций, рассказов, ссылок и тп.
С праздником Весны, Победы и Труда!
Похозяйственные книги, данные на коммунистов и воевавших в годы ВОВ защитников. Колхоз и переселенцы..Предед был председателем колхоза, не знаю где вообще найти искомую информацию. Сейчас вот Кашира поставляет на прилавки помидоры, Каширские! Интересна история фабрик. И вообще советские период. Интересны данные о линии фронта близ города. А также о нарезке земли при НЭПе. И о многом другом. Город интересный. История малых сел очень скудна. И складывается история из отдельных судеб людей. А люди не знают где почитать об истории края! Многие съезжались в Каширу на праздники, ярмарки. Люди жили своим хозяйством. Обсвободились от крепостного края, имели замлю. Потом ее просто отобрали и нарезали. Улицы переименовали! Откуда в городе тюрьма! Это при закрытии церквей не очень освежало отмосферу! Есть ли воинская часть. Где чейчас и кем работают люди, жители. Рядом есть дома-интернаты, социальные объекты. В годы СССР были трудовые работы не только в колхозе, где разводили птиц, но и предприятия чулочной мануфактуры. Кстати там лечили от алкогольной зависимости, боролись с безработицей и пьянством, кстати были закрыты храмы, но люди тайно все же крестили, один храм был открыт!!! Кто эти герои-священники.. в семье были и защитники, ныне почившие ветераны ВОВ. Город имел силу в производстве. А окраины в своем хозяйстве. Хочелось бы узнать больше и подробнее! Ждем публикаций, рассказов, ссылок и тп.
С праздником Весны, Победы и Труда!