Ночной бой в небе между Каширой и Озёрами

UPD 20.06.18! САМОЛЁТ НАЙДЕННайдено место падения немецкого самолёта

После нашей заметки про немецкий самолёт, сбитый в Озёрском районе на нас вышел Михаил Немов, который профессионально занимается этим вопросом. Благодаря ему удалось узнать многие подробности про сбитый самолёт. Вашему вниманию мы хотим представить реконструкцию этого боя.

Итак.

В ночь с 20 на 21 июня 1943 года большая группа немецких самолетов летела бомбить Ярославль (точнее Ярославский шинный комбинат). Участвовало около 70 (!) (по другим источникам больше, до 100) самолётов Ju-88 и He-111.

Ночной налёт юнкерсов

Забегая вперёд, нужно сказать, что в ту ночь на Ярославль было сброшено 1366 авиабомб общим весом 130 тонн, из них 330 фугасных, а 1036 зажигательных. Пострадали склады и барачный посёлок и полностью сгорел цех подготовки каучука Шинного завода; была повреждена Северная подстанция ТЭЦ-1, разрушены пять цехов СК-1, три цеха Регенераторного завода, четыре цеха Асбестового завода, а также дом № 11 по проспекту Шмидта.

Примерно в районе Каширы гвардии капитан Алексей Николаевич Катрич и гв. Ст.лейтенант Константин Алексеевич Крюков из 12 Гв.ИАП, встречают одиночный Юнкерс-88.

Командир эскадрильи 12-го ГвИАП, Герой Советского Союза Алексей Катрич в кабине именного Як-1 с дарственной надписью на борту: «От колхозника колхоза имени «Сталина» Чапаевского района Саратовской области Фролова И. Д.» , зима 1943 г

По данным сайта www.aircrewremembered.com это был либо Ju88A-4 W.Nr 4456, которым управлял сержант Hans Pannier, либо (с большей вероятностью, так как указана причина падения — ночная атака истребителей) Ju88A-14 W.Nr 4560 (командир унтер-офицер Франц Вильфингер (Franz Wilfinger), экипаж обер-ефрейтор Georg Schuldai, унтер-офицер Heinz Eckhoff и унтер-офицер Hans Woltersdorf). Самолёт мог нести до 2900 кг бомбовой нагрузки, которая предназначалась несчастному Ярославлю. При этом модель Ju 88 с индексом А-14 — отличалась тем, что имело устройство для преодоления аэростатных заграждений («Kutonase», резаки тросов — вы можете их увидеть на фотографии «Ночной налёт юнкерсов» выше) и получило дополнительное бронирование экипажа.

Ju 88A-4

Передадим слово самому Алексею Катричу, вот что он вспоминал:

«Летом 1943 года моей эскадрилье в составе 8 Як-1 пришлось выполнять с аэродрома Кашира задачу по перехвату бомбардировщиков противника свободным поиском на их маршруте.

В ночь на 21 июня 1943 года я вылетел в свою зону патрулирования. Средняя высота полёта бомбардировщиков, шедших одиночно или парами, в этот раз была определена в 4000 — 4500 метров (при помощи наземного радиолокатора). Исходя из этого, я в своей зоне маневрировал на высоте от 3500 до 4000 метров с таким расчётом, чтобы находиться ниже средней высоты полёта бомбардировщиков противника. Это в ночных условиях даёт возможность легче обнаружить противника на фоне неба, а самому остаться не замеченным на тёмном фоне земли.

Ночь была безлунная, с незначительной дымкой, безоблачная, а на северной и северо-восточной части горизонта были какие-то светлые полосы, облегчавшие наблюдение в этом направлении. Через 20 — 25 минут после взлёта я заметил на светлой части горизонта силуэт бомбардировщика, шедшего с курсом приблизительно 90° (то есть на восток — прим). Дистанцию до цели ночью определить значительно труднее, чем в дневных условиях, но судя по времени, которое мне пришлось натратить для сближения, мне кажется, что я заметил противника на расстоянии около 1,5 — 2 км. Стараясь не потерять его из виду, я начал сближение на попутно — пересекающихся курсах.

Получилось так, что огонь по самолёту противника неожиданно для себя мы открыли одновременно с Гвардии старшим лейтенантом Крюковым, не видя при этом друг друга. Это произошло, очевидно, потому, что мы оба, обратив всё внимание на противника, ослабили осмотрительность.

Крюков, патрулируя в соседней зоне, также обнаружил этот самолёт и производил снижение одновременно со мной. После первой нашей атаки у противника загорелся хвост, возможно, в следствие повреждения кислородных баллонов, находящихся у Ju-88 в хвостовой части фюзеляжа, и теперь нам уже не было оснований опасаться, что мы его потеряем.

Чтобы не столкнуться, мы по радио договорились производить атаки с разных сторон и не переходить после атаки на противоположную сторону. Стрелки противника, не видя нас, так как мы держались всё время ниже, вели неприцельную стрельбу.

После 2 — 3 атак с малых дистанций Ju-88 горящим упал в районе города Озеры (юго-восточнее Москвы, 120 км).

На самолёте Гвардии старшего лейтенанта Крюкова оказался пробитым бензобак. Это возможно объяснить стеснительностью нашего маневра во время атак, так как мы не применяли перехода на противоположную сторону после атаки, боясь столкнуться друг с другом.»

Как мы видим, Юнкерс не был лёгкой добычей. Модификация А-4 отличалась улучшенным оборонительным вооружением, на самолёт дополнительно ставилось несколько пулемётов калибра 7,92 и 13 (!) мм, из которых немцы открыли огонь и повредили самолёт Крюкова.

По официальным сводкам Юнкерс упал севернее Озёры (в 2-х км от Холмы у д. Паткино).

На следующий же день капитан Катрич написал колхознику Фролову письмо — рапорт:

«Дорогой Иван Дмитриевич! Сообщаю вам, что боевой счёт на вашем самолёте открыт. Вместе с моим товарищем Крюковым, летающим на самолёте, подаренном ему колхозниками Дурасовского района Саратовской области, мы сбили вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88″. Пусть это будет не последний фашистский самолёт, уничтоженный нашими общими усилиями».

Из документов частей (ОМА ПВО, 1 корп. ПВО, 6 иак ПВО и других) He-11 записан ошибочно

Из наградного листа на А. Н. Катрича

Из наградного листа на К. А. Крюкова

На земле по тревоге был поднят местный истребительный отряд и бегом с Красных Озёр выдвинулся к месту падения (потом подоспели и военные). По прибытии сняли с него убитых лётчиков, парашюты — на машине отправили в город, а сами остались охранять самолёт.

В ту ночь при налёте на Ярославль немцы потеряли ещё 4 бомбардировщика, а 2 получили повреждения.

Пока что точное место падения самолёта идентифицировать не удалось. Поэтому если вам что-нибудь известно на этот счёт — пишите нам в комментариях!

Большое спасибо Немову Михаилу за предоставленную информацию

Метки: , ,

Поделитесь в соцсетях:

У этой статьи 18 комментариев

  1. Харитонов Юрий Ответить

    Очень интересно узнать ещё об одной военной страничке нашего города. Спасибо!

  2. Ходатай
    Ходатай Ответить

    Вообще, очень часто слышал историю о немецком самолете упавшем в районе Стребково.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Я тоже часто слышал про Стребково. Даже ездил туда специально, ходил по деревне, спрашивал. Но там местных жителей-старожил нет вообще НИКОГО. Приезжие одни.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Летом 2016 была наша совместная экспедиция на поиск места падения самолёта. Из Коломны приехали два парня с приборами. Они специализируются по поискам самолётов, не новички в этом деле. От нас были я, Свой. А с прибором был Юрий (Ну, тут вообще без комментариев, специалист отменный). Облазили предполагаемое место падения. Нет ничего вообще, ни одной гайки. Такого быть не может. Надо искать другое место. Потом поехали за реку, к Каблучкам, где упал Пе-2. Там Юра сразу стал находить куски обшивки и прочее железо. Там всё верно.

  3. Юрий Трофимов Ответить

    Добрый день товарищи краеведы!
    В Вашей статье указано место падение самолёта — район деревни Паткино, которая находится Юго-западнее от Холмов.
    А в первоисточнике (ТЕЛЕФОНОГРАММА) — указано место совсем другое.
    — 2 км ЗАПАДНЕЕ — а это уже район городка.
    По карте это видно очень хорошо.

    • Свой
      Свой Ответить

      Здравствуйте, Юрий

      Ну условно можно принять, что городок — это район деревни Паткино
      Мне показывали место падения именно в той стороне, где городок, на север, северо-восток от Паткино. Где-то там.

  4. Юрий Трофимов Ответить

    Нашёл ещё одну статью пересекающуюся с данным фактом.
    Память жива
    http://www.proza.ru/2013/06/30/1721

    Заключительные строчки рассказа:

    Здесь можно было бы закончить рассказ о Николае Моисеевиче Благодаренко, но осталось прояснить ещё один факт из его боевой биографии. Дело в том, что в ночь с 20 на 21 июня 1943 года он атаковал ещё один Юнкерс-88 и имел все основания заявить, что он его уничтожил, но доказать это не смог. А дело было так:

    Находясь на высоте 3.500 метров северо-западнее Ступино, Николай Моисеевич заметил противника и, сблизившись на попутно-пересекающихся курсах, атаковал «юнкерс» с дистанции 150-100 метров. После атаки бомбардировщик резко развернулся в темную сторону и ушел от преследования. Вскоре, в 1 час 45 минут с командного пункта полка пилот получил информацию о следовании противника южнее аэродрома курсом 270 градусов на высоте 4.000 метров и вскоре заметил ниже себя Ю-88. Имея превышение, Благодаренко атаковал противника сверху с дистанции 120-100 метров, после чего «юнкерс» змейкой пытался выйти из-под удара. Истребитель МиГ-3, имея большую скорость, проскочил правее противника и потерял его. По наблюдению с аэродрома юго-западнее станции Кашира наблюдался большой взрыв, но что это было, тогда узнать не удалось. Именно поэтому капитану Благодаренко эта победа не была засчитана. А жаль! Тем более, что сейчас из документов противника известно о том, что примерно в это время где-то в районе Тула-Кашира пропал без вести Юнкерс-88 из 3-й группы 1-й бомбардировочной эскадры «Гинденбург». Самолет вылетел с Сещинского аэродрома и должен был, обойдя Москву с юго-востока, сбросить бомбы на Ярославский шинный комбинат. Его экипаж в составе фельдфебеля Ганса-Вернера Панниера, унтер-офицеров Альфреда Августиньяка, Гайнца Кнобеля и Герберта Шумана до сих пор разыскивается немецкой службой Красного Креста. Есть все основания полагать, что они погибли в том самом «юнкерсе», который не засчитали Благодаренко. И, кто знает, может быть, когда-нибудь поисковики Подмосковья найдут обломки пропавшего немецкого бомбардировщика и, подтвердят, тем самым, ещё одну победу Николая Моисеевича Благодаренко…

    • Сергей Ответить

      Интересно в Кашире поднимают самолеты и этот Зарайский случай? В районе Каширы наверное вообще много.Если усиленно бомбили потери должны быть, и наших защитников к сожалению кроме описанных на проза.ру.

    • Свой
      Свой Ответить

      Да, всё верно. Там в обсуждениях как раз наш Михаил Немов фигурирует

  5. Юрий Трофимов Ответить

    Сопоставляя эти публикации — приходит такая мысль, что Ю-88 был атакован дважды! Первая атака на юнкерс была совершена капитаном Благодаренко. Крюков и Катрич добивали противника.

    • Свой
      Свой Ответить

      Действительно, очень интересно! Это немцы авиацией снабжали (или эвакуировали) Демянский котёл.

  6. Флександр Нефедов
    Флександр Нефедов Ответить

    Это просто супер-история! Надо дальше «раскручивать» поиски наших самолётов (заодно и вражеских). Нужно по полной программе отдать дань памяти советским лётчикам-героям, защищавшим не просто небо Московии, но и наше… будущее…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *