Обуховская дорога и Обухово

Обуховская дорога. Вторая по значимости после Узкоколейки дорога западной части Озёрского района. Только дорога эта гораздо древнее Узкоколейки. Идёт от Озёр на северо-запад до бывшей деревни Обухово (около нынешних Речиц). Лесная грунтовая дорога. Протяжённость 9 км. Эта дорога знаменита тем, что по ней дважды перевозили разобранные бревенчатые дома из Обухова в Озёры. Первый раз в 1836 – 1910 годах, когда начали строиться, развиваться и набирать силу текстильные фабрики в Озёрах. Тогда народ из всех окрестных сёл и деревень на фабрики работать подался. Брёвна в домах нумеровали, дома разбирали («раскатывали»), на телегах перевозили в Озёры и там, как конструктор, собирали. Второй раз перевозили после войны уже вплоть до 1954 года включительно.

Начинается дорога от Рогова поля, идёт вдоль опушки леса, пересекает Доловой овраг и углубляется в лес. Пересекает Бутурлинскую дорогу около места, называемого местными жителями Прудком. Там и впрямь неподалёку, метров в 120 севернее дороги, есть маленькой, метров 10 в диаметре и глубиной до колена, круглый прудик, из которого раньше поили пасущуюся в лесу скотину. На пригорке, на северной обочине Обуховской дороги стоят три сильных, растущих из одного корня сосны. Местные бабульки — любительницы гулять по лесным дорожкам, прозвали их «Три сестры». В 2006 году на одну из этих сосен прикрепили икону Святой Троицы, и теперь сюда ходят молиться. В начале 2010 года к иконе Святой Троицы добавились ещё иконы Богородицы и Спасителя. Вот такая получилась лесная церковь. Ну что ж, как утверждают сами христиане: Бог – он везде! Люди интуитивно понимают, что для общения с Богом вовсе не обязательно строить дорогущие церкви. Народная мудрость давно это подметила: «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах!» Говорят, что на этом месте можно получить исцеление от многих болезней, только не совсем ясно, что же лечит: три сосны или иконы? Да и так ли уж это важно.

Далее идёт спуск в овраг. Там лежит труба и бетонные плиты, заботливо уложенные лет 30 назад ныне покойным лесником дядей Сашей Нечаевым. Хороший был мужик. И лес в порядке содержал, и людей не обижал. Дорога потихоньку взбирается на пригорок. Здесь, около еловой посадки, ещё лавочка раньше стояла. А на большой вырубке, изрядно уже заросшей, в 15 – 16 веках было поселение, не отмеченное ни на одной старинной карте. Там попадаются фрагменты керамики, ножи, наконечники стрел, нательные крестики, монеты. Сделав полукруг, дорога спускается в Немёрзлый овраг. По дну оврага лениво течёт ручеёк. Раньше здесь лежал большой, около метра в поперечнике, плоский камень. Году в 2007 его утащили на дачу.

Место, где Обуховская дорога пересекает Немёрзлый овраг знаменито тем, что здесь издавна, вплоть до 1941 года, до начала войны, на Николу вешнего (22 мая) – престольный праздник в Болотове, Комарёве, Тарбушеве, Обухове – приезжали праздновать Николу и окончание посевных работ жители перечисленных сёл и деревень. К ним ещё присоединялись жители Паткина. Приезжали целыми семьями на телегах, с вином, закуской, самоварами, гармонями. Гуляли весело, дым стоял коромыслом. Ели, пили, песни пели. Почему собирались именно здесь? Да очень просто. Место это очень красивое, привольное. По дну оврага ручеёк тёк. А главное – место это равно удалено от всех пяти деревень! И подъехать сюда легко по Обухвской и Паткинской дорогам.

Здесь же, как утверждали наши краеведы и рассказывали старожилы, во время празднования Николы, устраивали вплоть до 1917 года свои тайные собрания, майовки (от слова «май»), наши доморощенные революционеры, маскируя их под весёлую пьянку, чтоб полиция ничего не заподозрила. Конспирация – дело ответственное, и я думаю, что революционеры относились к ней серьёзно, творчески. Только вот не ясно мне: собрания маскировали под пьянку, или пьянку под собрания? Впрочем, одно другому не мешает! Иногда, правда, в азарте какой-нибудь оратор выкрикивал: «Долой царя! Землю – крестьянам! Фабрики – рабочим!» Но полицейские, обязательно присутствующие на таких больших гуляньях, смотрели на это снисходительно, с улыбкой: «Выпил мужик лишку, вот и городит Бог знает что!» Вот и проглядели благодушно революцию! От оврага дорога резво забирает вверх и через 1,5 км пересекает другой овраг — «Завал-овраг». Далее дорога совсем заросла, теряется в высокой крапиве, густом малиннике и зарослях липняка. Дороги, как и люди, нарождаются, набираются силы, значимости, а затем постепенно стареют, дряхлеют и умирают. С появлением шоссе Озёры — Мощаницы, Обуховская дорога потеряла своё важное значение дороги, соединяющей Озёры с «гнилым углом» — Речицами, Алёшковым и Мощаницами. По ней постепенно перестали ездить на машинах. Она ещё пару десятков лет верой и правдой служила грибникам и охотникам, а затем совсем захирела, заросла. От Завал-оврага до Обуховских полей идёт чуть заметная тропка. Кто не знает, и внимания не обратит. Вот и Обуховские поля. От самой деревни Обухово ныне сохранились только два пруда (большой и маленький) метрах в трёхстах друг от друга, да кирпичи, которые изредка выворачивает плуг во время распашки земли. Здесь, у большого пруда и заканчивается Обуховская дорога. Надо же, деревни давно уже нет, а название дороги — Обуховская — осталось. Дорога пережила деревню, к которой вела.

Обухово – деревня-призрак.

Очень интересна судьба этой загадочной, исчезнувшей деревни. Впервые упоминается в 1623 году. Располагалась она в километре восточнее деревни Речицы на овраге. Деревня издавна была зажиточной. Крестьяне традиционно выращивали рожь, гречиху, заготавливали очень качественное, с большим количеством клевера, сено. В деревне было два пруда. Верхний – большой, и нижний – маленький. На прудах утки, гуси. Западнее большого пруда был глубокий колодец. Дома добротные, на подворье – скотина: коровы, козы, овцы, лошади. Южнее большого пруда, на правом (западном) склоне оврага, по дороге на Рёброво стояла деревянная круглая часовня примерно 8 метров в поперечнике и высотой метров 5. Два входа: один с западной стороны, другой с северной. Вокруг часовни росла густая сирень. Впоследствии часовня использовалась под склад. В ней хранили зерно и картофель. Ещё в деревне были конюшня и скотный двор. До войны 1941-1945 годов в деревне было 45 домов, в которых жили 237 жителей с фамилиями Сычёвы, Шаховы, Маникины, Авдеевы. В деревне жил лесник, который приторговывал лесом и, будучи уличённым в этом неблаговидном деле (а законы пред войной были жёсткие) застрелился в своём доме из охотничьего ружья. Говорят, что призрак лесника и поныне бродит ночами по оврагу между двух прудов. Лет тридцать назад, будучи охотником, я неоднократно зимними ночами караулил лис, сидя в стогах на Обуховских полях, но никакого призрака ни разу не видел.

После войны к деревням нашего района стали проводить электричество. В Обухово, стоящее особняком, в удалении от основных деревень, и сильно обедневшее за годы войны людьми, электричество проводить посчитали нецелесообразным. Это и решило судьбу деревни. Народ потихоньку стал разбегаться, разъезжаться в соседние Речицы, Мощаницы, Тарбушево, а в основном – в Озёры, на Рогово поле. По Обуховской дороге, лесом, перевозили целые дома. Последний дом жительница Акулина Сычёва увезла в 1954 году. Но память о хлебосольной, зажиточной, расположенной в красивейшем месте деревне сохранилась в людских сердцах и поныне. Обуховская дорога, Обуховские поля, Обуховские пруды – эти названия знакомы всем окрестным охотникам и грибникам. Поля в последние пару десятков лет активно зарастают березняком и сосенками.

Говорят, что на месте бывшей деревни зарыт клад. Впрочем, клад и привидение – атрибуты любой заброшенной деревни, хотя старинные монеты там иногда находят.

Сергей Рогов.

 

Метки: , , , , ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Коренной озерчанин, Почётный гражданин Озёрского района, краевед, турист, экскурсовод.

У этой статьи 30 комментариев

  1. Лариса Ответить

    Спасибо Сергей Михайлович за рассказ!Моя бабушка из этой деревни Анна Петровна Сычева(в девичестве),по мужу Федосеева.Бабуля часто вспоминала свою малую родину.Вот что я помню из её рассказов.Когда маленькой девочкой оставалась одна на хозяйстве,по причине того,что все работали в Озерах,а на её руках ещё был племянник,сын старшей сестры,вот всё переделает скотину покормит,кур загонит,печку натопит и ложатся они спать и было очень боязно,но по деревни ходил мужчина с постукалкой,постучит тихонько в окошко и скажет:»Нюра,не бойся всё спокойно!»Потом вспоминала про грибы и ягоды,что в сезон на дню в лес два раза бегали с ребятами и каждый раз полные лукошки приносили.И когда замуж вышла всегда с Колей,с моим дедушкой, только под Обухово ходили!Грибы,орехи несли. Урожайные были места!

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Моя прабабушка тоже из Обухова. И тоже Сычёва (Дарья). Там все почти были Сычёвы. Грибов и орехов в тех краях и сейчас много.

  2. Дмитрий Ответить

    Добрый день Сергей Михайлович! В вашей книге «Путеводитель по Озёрскому району» есть упоминание о поляне Селищи — «метров 120 на 70 овальная, абсолютно ровная поляна». Вероятно речь идет о поляне в 2,5 км к СВВ от Обухова, но на этой поляне следов средневекового поселения нет, хотя есть следы построек поздних, кирпич, следы углежжения. Или может быть Селищи — это какое-то другое место?

  3. Дмитрий Ответить

    Собственно металлодетектора у меня не было, достаточно было осмотреть ямки оставленные копателями. Ничего интересного, однако название «Селищи» вроде бы говорит за средневековье. Ну и расположена поляна на землях Юреневой Слободки, упомянутой в писцовых книгах.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Да. Место — то самое.Слышал, что там Грозненская поселуха. Но сам там плотно не смотрел. Там серьёзно смотреть надо. Кирпич, уголь жгли — могло быть всё позднее. А пруд углежёгам для чего? Люди, обычно, живут «по людям». На одном месте зачастую бывают разные по годам поселения.

  4. Дмитрий Ответить

    Средневековые пруды обычно не так выглядят. Заметного проточного источника воды я там тоже не углядел, обычно строились у ручья, потом прудили. В общем, согласен, непонятно, надо там внимательней смотреть.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Грозненские поселухи строились в самых глухих и неожиданных местах. Однодворки, двух, трёхдворки могли приткнуться, где угодно. Их и сейчас полно в наших лесах.

  5. Семён Сычёв
    Семён Сычёв Ответить

    Обуховская дорога раньше была чистая. Мы пацанами по ней в Алёшково на велосипедах ездили летом на целый день, в развалинах играть. На плане Обухово одни везде Сычёвы. А от Речиц аллея прямая до Алёшково шла, лиственницы.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Вы ездили маршрутом Щербаковых. У них в Алёшкове было имение, и они ездили туда из Озёр по Обуховской дороге до Обухова, потом на Речицы и по лиственничной аллее в Алёшково.
      Таму Речиц у них где-то охотничья сторожка стояла. От нескольких людей слышал, но вот не знаю, где именно.
      Михаил Фёдорович планировал Узкоколейку до Алёшкова протянуть. Не успел, революция.

  6. Валерий Ответить

    Доброго здоровья, Сергей! Случайно наткнулся на ваш сайт. Может быть вы сможете мне помочь. Моя покойная мама родом из дер.Обухово, рядом с р.Унжа, но не р.Ока. От ее воспоминаний о свой родине у меня в памяти остались собственно само название деревни, а также нас.пункты «Кологрив», ближайшая ж/д станция «Мантурово». Я помню, что рядом с деревней протекала р.Унжа. На окраине деревни в овраге протекал небольшой ручей, впадавший в реку.Домов было около 10.15. До 1957 года меня привозили из ГДР, где служил отец, в деревню один-два раза. В 1957 году, вернувшись в Союз, я застал деда и бабушку, уже живущими в городе. Это все мои воспоминания. Мама мечтала побывать на родине, однако говорила, что туда сейчас не проехать. Девичья фамилия мамы, деда и бабушка — Сулоевы

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Приветствую, Валерий! Видимо, Ваша мама родом из какой-то другой деревни Обухово. У нас здесь даже близко нет р.Унжа, и названий населённых пунктов Кологрив и Мантурово.
      Да и Сулоевы — не «нашего» Обухова фамилия.

    • Свой
      Свой Ответить

      Валерий, вы говорите о Кологривском уезде Костромской области. Сейчас там многие деревни вымерли, их может не быть на картах.

      д. Обухово была в Погощенской волости уезда, а в Спасской волости записана Обухова стор. на р. Унжа
      https://kostromka.ru/kostroma/county/kologriv.php

      Расположение можно найти на старых картах — http://loadmap.net

  7. Коробов Иван Ответить

    рассказы про клады — характерная черта многих деревень. жаль, что некогда зажиточная деревня исчезла полностью.

    хорошо, что Пирязев оставил план деревни, осталась хоть какая-то память…

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Точно также исчезла в тех краях деревня Хахлево. И там тоже легенды про клады и блуждающие по ночам синие огни на месте деревни.

      • Евгений
        Евгений Ответить

        Сергей Михайлович, а ты уже писал об этих находках и месте?

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Нет. Вот именно об этом месте и об этих находках не писал. Я и не был там ещё, хотя в тех краях много раз бывал. Это — не я нашёл место. Человек нашёл и обещал мне всё показать, как снег стает.

          • Евгений
            Евгений

            Классно. Интригующая информация. Сергей Михайлович, ну а колодец то тот видел?
            Церковь скорее была деревянная, материала — леса, много вокруг, деревня небольшая, может придел был попозже сделан кирпичный , а наличие колодца, церкви, дороги говорит о том, что находки в том месте могут быть самые невероятные. И ведь каждая монетка, каждая вещица имеет свою историю, тайну, которую никто никогда не узнает….

          • Сергей Рогов
            Сергей Рогов

            Церковь однозначно была деревянная. Где-то до 1825 года она, похоже, там была. Потом её снесли, скорее всего по причине ветхости, а на её месте поставили часовню, тоже деревянную. Часовню уже в советское время снесли, когда Обухово в Озёры после войны переезжало. Последний дом уехал в 1954 году. Так что кирпичных церквей в Обухове не было никогда. Кирпичи — или фундамент дома зажиточного, или амбар у них там большой был (тоже фундамент), или от печек русских остались.

            Колодец видел несколько лет назад. Там два колодца были. Сейчас не знаю, целы ли, там пахали всё. Надо глянуть весной.
            Да, каждая старинная вещица имеет свою историю, свою тайну. Вот бы заглянуть в эту тайну, вот в эту, допустим. (Это не Обухово. Просто, как пример).

          • Сергей Рогов
            Сергей Рогов

            Про церковь и про часовню в Обухове вот здесь
            http://temples.ru/card.php?ID=2475
            Интересно, церковь и часовня в Обухове, а покойников своих обуховские хоронили в Рёброве и в Алёшкове. В Обухове грунтовые воды близко?

  8. Евгений
    Евгений Ответить

    На фото ременная накладка ЛЕВ, относится к домонгольскому периоду, сказал яндекс…

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Яндекс путает что-то. На моём (в посте выше) фото фрагменты височных колец и фрагмент решетчатого перстня. Вятичи. Домонгол однозначно. (А это фото для сравнения из интернета). Примечательно, что у нас почему-то находят лишь фрагменты височных колец. Целое кольцо никогда не слышал, чтоб находили. Наверное, только в курганах можно его найти, но мои знакомые курганы не роют.

  9. Евгений
    Евгений Ответить

    Конечно может путать. Лепестки на лапы похожи в первом варианте, а во втором они сплошные.Хотя это и то и другое височные кольца вятичей

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *