Село Комарёво

«Лаптей в Комарёве никто не носил. Зато там счёту не было самоварам, сапогам, красным рубахам и гармониям…»  Д.В.Григорович, «Рыбаки»

 Не скрою, к этому селу у меня особое, трогательное, сыновнее отношение. Ибо Комарёво для меня – село родное, в самом прямом смысле этого слова. В этом селе жили мои предки, отсюда мои корни, и я это помню. Сюда мы в детстве из Болотова лесом ездили на лыжах кататься с горок на Дегтярке. В молодости ходили в клуб на танцы, гуляли с девчонками, всей гурьбой короткими летними ночами жгли костры в краю леса.  Я знаю многих жителей  Комарёва, многие знают меня. В этом селе меня всегда примут, накормят и напоят. Здесь, на Комарёвском кладбище похоронены мои родители и все мои предки.

Церковь на горе рядом с кладбищем.

Люди жили тут, похоже, от сотворения мира. Это объясняется исключительно привлекательным для людей всех эпох географическим положением данного места.

С юга – полноводная Ока с цепью старичных озёр: Глубокое, Мелкое (ныне не существующее), а также Прорва, Шамардино. С запада и с востока Завал-овраг и Немёрзлый овраг с полноводными в древние времена речками. (Воды и рыбы здесь всегда было в достатке). Родники с чистейшей водой: родник в Овнягах и родник (Святой колодец) выше пруда сохранились и поныне. Лес, подковой охватывающий село, дающий людям укрытие, стройматериалы, дрова, грибы, ягоды, охоту.

Центральная улица села. Ул. Зелёная.

Заливные луга между Окой и старичными озёрами идеально подходят для выпаса скота и земледелия, а также для заготовки сена. (Сено для Комарёвских мужиков всегда было весьма весомой статьёй дохода. Его продавали в лесные деревни и даже возили в Коломну.)

В общем, смышленый и работающий человек с голоду здесь уж точно не помрёт. Это подметили и наши далёкие предки, поэтому охотно здесь селились.

Восточнее села, в Подлужьях, мной найдены кремневые ножи и наконечник стрелы эпохи Мезолита (10-5 тыс. лет до н.э.). В районе пляжа археологами в 1988 г. найден фрагмент лепной керамики Фатьяновской культуры со шнуровым орнаментом, датированный первой четвертью второго тысячелетия до н.э.

В 8-9 в.в. н.э. территория Комарёва и округа были уже плотно заселены вятичами. Подтверждением тому служат многочисленные фрагменты височных колец и решетчатых перстней, найденные в окрестностях села, а ещё  курган, сохранившийся и поныне, находящийся в полутора километрах западнее села, выше по течению Оки, на территории турбазы, что рядом с детским  лагерем «Лесная поляна». Курган этот — самый большой из всех известных мне сохранившихся курганов в нашем районе. Высота его до 6 м, диаметр в основании порядка 12 м. (Для сравнения, подавляющее большинство «наших» курганов имеет высоту до 1,5 м и диаметр в основании до 4 м). Из этого можно сделать вывод, что этот курган этот – не ординарный и, предположительно, является местом погребения очень знатного человека (князя, воеводы) или братской могилой многих одновременно погибших в сражении воинов. (Есть ещё версия, что этот курган «не здешний», что его насыпали какие-нибудь пришельцы, плывущие по Оке или идущие берегом Оки. Завоеватели. Уж больно он огромен для наших мест)

Курган на территории турбазы, что рядом с детским лагерем «Лесная поляна»

Версий и легенд на этот счёт в наших краях существует множество, и я бы не стал так уж огульно от них отмахиваться. К легендам я вообще отношусь с большим уважением. Многие из них (как предание о «затонувшем» Огломазовском) при внимательном изучении и осмотре местности находят своё подтверждение. А вот к летописям с возрастом я стал относиться осторожно, порой и скептически. Летописи пишут люди, со своими убеждениями, взглядами на ситуацию, зачастую зависимые, не свободные в своих высказываниях. Ведь в истории останется то, что написано на бумаге! Вот вам и летописи!)

Вернёмся к кургану. Что там, в этом кургане было, мы теперь вряд ли узнаем, ибо в 1935 — 1936 г. курган был разрыт археологами, но почему-то руководили раскопками военные и место раскопок ими охранялось. В работах принимали участие местные жители – просеивали землю сквозь железные сетки. Помнят, что были какие-то кости, ржавые железяки, в подробности рабочих не посвящали.

Косвенным подтверждением проживания людей в этих краях в 8-9 в.в. н.э. может служить название заболоченного, поросшего густыми, высокими ольхами участка земли с родниками – Овняга. Название это уходит в глубокое прошлое и является ровесником кургана. Овен – овца, овцы. Га — всегда у славян означало движение (нога, телега, дорога). Получается: Овня-га — буквально: движение овец, место выпаса, пастбище овец.

В северной стороне села есть интересное место  Копенки – большая поляна в лесу за крайними домами восточной слободы села, на западном склоне Немёрзлого оврага. (Местные ещё называют её Беличья поляна, там и правда раньше в соснах жили белки). Это сейчас она сильно потеряла в размерах, частично заросла молодым сосновым лесом. А ещё в 1970 году эта поляна начиналась прямо за огородами домов и тянулась до самого ручья в Немёрзлом овраге и была довольно большая  (метров 120 в поперечнике), чистая, укосная. Интересно само древнейшее название этой поляны – Копенки, уходящее в глубь веков, в древнюю жизнь наших предков. В книге Алексея Васильевича Трехлебова «Кощуны Финиста»  (стр. 229) читаем: «Копа – Славяно-Арийское собрание ходатаев; более исчерпывающее значение этого понятия можно выявить из его многокоренных слов: скопом, совокупность, скопище, копна, копить, докопаться (до истины) и т.д. Обычай Копы долгое время сохраняли воины России – казаки. Ныне этот обычай частично проявлен в казачьем Круге…». Исходя из сказанного выше можно осторожно предположить, что на этой поляне в древние времена собиралось Вече, для решения насущных вопросов и проводилось празднование славянских праздников. Тут вам и поляна, склоном обращённая на восход Солнца, и лес кругом, и ручей (в древности речка) по дну Немёрзлого оврага.

Северо-западнее от Комарёва, в Завал-овраге есть ещё одно примечательное место – Провальная яма. Весной, во время таяния снегов, ручей, шумно бегущий по дну оврага, доходя до этой ямы уходит в песок, проваливается под землю! Ныне покойный профессор геологии Г.Н. Джабаров говорил мне, что это карстовые пещеры (Карст – растворение поверхностными и подземными водами мягких пород: гипса, известняка и т.д. с образованием сообщающих пустот, пещер, воронок). Про Провальную яму в Комарёве ходит много леденящих душу легенд, место это раньше пользовалось в народе дурной славы. Но, к счастью, всё не так мрачно. В низовьях Завал-оврага, ближе к Оке, «пропавшая» было вода выходит (сочится) из-под земли множеством слабеньких ручейков (осенью в этом месте любит держаться птица вальдшнеп, до ноября, до морозов).

Комарёво упоминается в духовном завещании Великого князя Московского Дмитрия (Донского), составленного в 1389 г., через 9 лет после Куликовской битвы: «А се даю сыну своему, князю Василию…… деревни Левичин, Скулнев, ….. Комарев (буквы «Ё» тогда не было) с берегом … .». Значит, в 1389г. Комарёво уже состоялось, как деревня.

Центральная улица села. Ул. Зелёная. Зима.

В 1577 г. уже существует Комарёв стан (по нынешним меркам «Комарёвский район»). К тому времени Комарёво – уже довольно крупное, отнюдь не рядовое поселение. Судя по найденным фрагментам керамики, Комарёво тогда располагалось вдоль обоих склонов Немёрзлого оврага, а не вдоль западного склона, как сейчас. Кстати, Немёрзлым овраг этот назван потому, что там даже в лютые морозы звенит под коркой льда и толщей снега весёлый ручеёк студёной воды.

Село зажиточное. Перекрёсток старинных «транспортных магистралей». С юга на север шла старая Московская дорога с переправой у Сенькова. А с запада на восток, берегом Оки, шла Каширская дорога от Коломны до Старой Каширы, до крепости, что на берегу речки Каширки в Городищах и далее на Серпухов.

Писатель Д.В. Григорович, которого я считаю первым Озёрским краеведом (он так подробно описывает природу и быт крестьян, что современники ставили ему в упрёк такую скрупулёзную детализацию), в романе «Рыбаки» посвятил с. Комарёво целую главу.

«Село Комарёво по величине своей, красоте некоторых зданий и капиталам, находящихся в руках пяти-шести обывателей, было значительнее многих уездных городов… Лет двадцать назад крестьяне, внесши за себя полмиллиона, откупились, как говорится…».

Роман «Рыбаки» был написан в 1853 году. Стало быть, где-то в 1833 г. крестьяне из Комарёво, заплатив «выход», уже были свободными, имея в своей собственности земли, луга и угодья!

Далее читаем: «Скажем только, что пять-шесть его обывателей в продолжение последних двадцати лет нажили сотни тысяч целковых… В числе тысячи восьмисот душ были, конечно, бедняки – не без этого; но цифра их была весьма незначительна. Богачи занимали весь почти народ… Лаптей в Комарёве никто не носил. Зато там счёту не было самоварам, сапогам, красным рубахам и гармониям… Дома по большей части плотные, здоровые, крытые тёсом».

Заинтересованный читатель может и сам прочесть роман «Рыбаки» и составить своё представление о жизни села Комарёво 150 лет назад, но и из приведённых цитат ясно, что жители  Комарёва были людьми не бедными, свободными, дружными, знающими себе цену, умеющими и поработать, и погулять!

В селе был кабак с романтическим названием «Расставание» (мои земляки очень сентиментальны), мельница, кузница, пожарный сарай, много колодцев и красавица — церковь, стоящая на высоком бугре, у кромки леса, видная за многие километры с правобережья Оки, колокольный звон во время праздников плыл от Комарёвской церкви над Окой и был слышен аж в Рунове и в Бесове!

Церковь эта, ей-богу, заслуживает того, чтобы о ней рассказать! Первая церковь существовала в 16 веке и изначально была деревянной. Причём, расположена она (судя по карте 1784 г.) была на правом склоне Немёрзлого оврага (где сейчас само село и главная улица Зелёная).

Церковь на карте 1784 г.

Когда и почему она «перебралась» на левую сторону оврага (на своё нынешнее место) пока мне не известно. В 1864г. решено было построить новую, просторную кирпичную церковь. Финансировали строительство церкви и руководили строительными работами зажиточные крестьяне деревни Болотово — братья Алексей, Георгий и Илларион Митрофановичи Волковы. (Оказывается, были и такие крестьяне! А нам всё в школе говорили, что они бедствовали да голодали все поголовно).

В 1868г. строительство церкви было закончено. Потом была построена церковно-приходская школа. Прихожане любили свою церковь и охотно жертвовали деньги на её украшение и убранство. Люди (вопреки ужасам, описанным в школьных учебниках истории советских времен) жили в наших краях вовсе не бедно и отнюдь неплохо, поэтому церковь постоянно украшалась, богатела, пополнялась иконами и церковной утварью. При церкви был чудесный хор певчих, состоящий в основном из жителей села Комарёво, хотя были певчие из Болотова и Тарбушева. В 1937г. церковь закрыли. Местные жителей рассказывали, как под хохот и улюлюканье пьяных активистов (наглой голытьбы, которым и руки-то в селе никто не подаст) выносили из храма иконы. Имитируя Крестный ход, с песнями под гармошку обходили с иконами вокруг церкви и бросали их в кучу на землю. Местные жители (кто успевал) разбирали эти иконы по домам. Некоторые из них сохранились и по сей день, и поражают своей торжественной красотой и выразительностью.

В 1941г. (по другим данным летом 1942 г., нуждается в уточнении) церковь взорвали, якобы с целью добычи кирпича для постройки школы. (На самом деле некоторым инициаторам разрушения церкви был нужен камень для укладки фундамента собственных домов.). Причём взорвали неудачно. Взрывчатку закладывали абы как, второпях, на скорую руку. От взрыва церковь не развалилась, не рассыпалась, а лишь осела, как бы давая людям ещё один, последний, шанс опомниться, одуматься. Да куда там! С опаской, с оглядкой подойдя к церкви, заложили вторую порцию взрывчатки. Снова рванули. На этот раз церковь развалилась на большие куски. Кирпичные стены, намертво скреплённые известью, разобрать не удалось. Так всё и пропало прахом. Лишь холм с грудой битого кирпича напоминал о красавице-церкви. Где то году в 1967 и холм этот разрыли бульдозерами. Огромные известняковые плиты церковного фундамента вывезли теперь уже для фундамента домов. Интересно бы узнать: в какой-нибудь ещё стране мира делается что-либо подобное?

В 2001г. рядом с местом бывшей церкви была построена небольшая деревянная церковь, которая затем была обложена кирпичом. В настоящее время церковь благоустраивается, в ней проходят службы. Также, восстанавливается, сияет золотыми куполами церковь в соседнем селе Руново. Это, несомненно, хорошо, хотя мне лично больше по душе народная мудрость: «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах!»

Новая церковь в селе Комарёво. Закат.

О Комарёве я знаю многое и рассказывать могу долго, но это — тема отдельного разговора. В завершении своего рассказа хочу сказать: «Живи и процветай, Комарёво — село с многовековой, славной историей! А мы — твои дети, будем помнить, любить и беречь тебя!»

 

Метки: ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Краевед Озёрского района Московской области, историк, исследователь, турист, экскурсовод, почётный гражданин Озёрского района, ветеран труда.

У этой статьи 11 комментариев

  1. Александр Горелов
    Александр Горелов Ответить

    Прекрасный рассказ и замечательные фотографии! Немного перефразируя Булата Шалвовича Окуджаву, добавлю: «Здесь грусть соседствует с любовью …».

  2. Елена Порошкова
    Елена Порошкова Ответить

    Интересная у Вас мысль про Григоровича Д.В. как про первого краеведа, Сергей Михайлович!
    С карандашом в руке нам нужно читать этот роман.
    Мысль Ваша? Или ранее уже обсуждалось такое восприятие Григоровича в наших краях?

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      То, что Григорович — первый краевед озёрского района, мысль чисто моя. Это я его первый так назвал. Хотя в вину ему его скрупулёзность в описании быта крестьян и «увязание» в деталях вменяли уже его современники. Но краеведом не называли. Краеведом я назвал.

  3. Наталья Яковлева Ответить

    У отца была младшая сестра Филимонова Антонина Николаевна, она жила по четной стороне улицы Зеленой, номер дома не помню, мы у нее в глубоком детстве гостили, но очень хорошо помню ее радушное гостеприимство, многочисленных кроликов, жареные грибы с картошкой и орехи фундук, которые на деревьях в лесу росли

    • Ходатай
      Ходатай Ответить

      Если я правильно понял о ком речь,то она и сейчас жива и живет в том же доме по четной стороне ул.Зеленая.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *