Сосновка

Древнейшее село нашего района. Расположено на правом берегу Оки, на её излучине, в девяти километрах (по прямой) северо-восточнее Озёр (по шоссе от центра города 22 км.)

Люди жили в этих краях с незапамятных времён, начиная от эпохи мезолита (10 – 5 тыс. лет до Н.Э.), в раннем железном веке (500 лет до Р.Х.), на протяжении всего средневековья. На территории нынешнего села и в его округе обнаружены следы стоянок, селищ, поселений, местонахождений, курганных и грунтовых могильников. Всего более 20 мест, указывающих на проживание древних людей. Такая плотность поселений (буквально одно на одном в разные временные периоды) отмечена в нашем районе пожалуй лишь в окрестностях деревни Бебехово (городище Старой раннего железного века). Так что Сосновку можно по праву считать одним из центров зарождения жизни древних людей на территории Озёрского района, а может и всей Руси. Земля Сосновки овеяна воинской славой и щедро полита кровью людей, её защищавших. Стоящее на берегу Оки, на виду, на водном пути, на довольно людном месте древнее поселение являлось желанной добычей для многочисленных ратей, орд и разбойничьих шаек. Военные столкновения происходили здесь всегда и довольно часто. Об этом свидетельствуют многочисленные находки поисковиков в этих краях. Древние ножи, наконечники стрел, несколько боевых топоров. Эта земля хранит в себе множество тайн, загадок, новых открытий, которые ждут своего часа и изменят представление современных людей об истории их далёких предков.

На западной окраине села, на территории бывшей Сосновско-Покровской пустыни с конца шестнадцатого века находился мужской монастырь, который за время своего существования неоднократно разорялся. Во время Смуты, предположительно в 1612 году он был, по местным преданиям, разграблен и сожжён казачьим атаманом Иваном Мартыновичем Заруцким. Атаман Заруцкий при приближении к Москве второго ополчения в августе 1612 года отошёл от столицы к Коломне вместе с Мариной Мнишек и её сыном. Пограбив окрестности Коломны, он переправился на правый берег Оки. При этом он вполне мог пограбить и Сосновку, и монастырь. Недобрая память об атамане осталась до наших дней. Впадающий в речку Шутиху ручей Погорелец с сожжённым дотла селом Огломазово (Огломазовское) тому подтверждение. Там и сейчас много древесного угля, костей. Горело сильно. (Кстати, закончил в 1614 г. Заруцкий свои дни, как и положено предателю и авантюристу, казнью на колу. В Москве, к которой он так долго стремился). Память о тех страшных событиях, когда не какие-то там поляки, а «свои» единоверцы-православные жгли и грабили поселения нашего края (у нас свои всегда страшнее и свирепее чужих – наша национальная традиция) до настоящего времени живёт в сердцах жителей правобережья Оки. Но наши специалисты-историки высказывают и другие версии. Во времена Смуты Сосновку и монастырь могли разграбить и пожечь и крымские татары, и ногайцы, которые вновь почувствовали слабину и воспользовались разрушением системы обороны на засечной черте. Мог сжечь монастырь и атаман Лисовский после того, как разорил Коломну. И ещё гетман Сагайдачный, с отрядом запорожских казаков шедший к королевичу Владиславу в Можайск. То, что они форсировали Оку у устья Осетра в 1618г, полностью разгромив отряд Коломенского воеводы — исторический факт! Вот, как много нашлось «кандидатов» на роль разорителей Сосновского монастыря.

Как бы там ни было, но останки людей, захороненных на пепелище монастыря были обнаружены 9 июля 2000 года при проведении земляных работ неподалёку от здания бывшей сельской администрации. Экскаватор первым же ковшом поднял их из земли с небольшой (70 см всего) глубины. Видно, хоронили наспех, второпях (обычно хоронят на глубину 1,3 – 1,8 метра). Житель Сосновки Ф.П. Шайдров, бывший тогда заместителем церковного старосты Покровской церкви, обратился за помощью к В.Ю. Ковалю — начальнику археологической экспедиции, работающей в то время на Ростиславле. Археологи обследовали вырытую яму и установили, что на этом месте была скудельница (скудельня) – общая могила людей, погибших в результате какого-либо несчастного случая или насильственной смертью. По сопутствующим находкам (керамика, личные предметы, фрагменты одежды и т.д.) было установлено, что это – захоронение монахов, предположительно датируемое 17 веком. На черепах и костях следы от сабельных ударов и уже затянувшиеся следы травм от оружия, что подтверждает версию о том, что монахи в монастырях на протяжении жизни не только молились и отбивали поклоны, но и защищали свою обитель, и что путь к Богу у многих из них был долгим и тернистым. Среди них были профессиональные (в прошлом) воины, умевшие обращаться не только с крестом и молитвенником, но и с мечом и топором.
Рядом с останками было много древесного угля и закопченных обломков кирпичей. Видно, горело здесь хорошо. Скорее всего, монахи пали в бою, пытаясь отстоять монастырь от нападения очередной шайки разбойников («своих», пришлых, польских) коих в 17 веке рыскало по Руси великое множество. По инициативе православной общины 16 июля 2000 года останки монахов (11 человек) при большом стечении народа были с почестями погребены рядом с алтарной частью Сосновской церкви. Совершён полный чин отпевания по православному обряду. При этом присутствовали представители Коломенского православного братства имени Дмитрия Донского во главе с их священником Игорем Бычковым. На месте погребения был установлен памятный крест.

Монастырь просуществовал до 1679 года, до момента, когда в одночасье в очередной раз сгорел вместе со всеми постройками дотла и более не восстанавливался.

В 1784 году на месте сгоревшего монастыря построена деревянная церковь Всех Святых. Брёвна для этой церкви (как установили московские учёные) предварительно три года вылёживались, высыхали и только потом были пущены в дело. Сруб церкви сохранился и поныне и представляет собой весьма печальное зрелище. О памятнике старины (а церковь постройки 1784 года несомненно таковым памятником является) никто не заботится. Ещё несколько лет и сруб этот окончательно сгниёт. Единственная в нашем районе старинная деревянная церковь навсегда перестанет существовать.

В 1884 году рядом с деревянной церковью строится новая кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, чудом сохранившаяся до наших дней, отреставрированная и ныне действующая. Церковь очень красивая. Над южным входом мозаичный лик Спаса Нерукотворного, поражает своей красотой и выразительностью. На восточной стороне, на алтарной стене в полный рост мозаичное изображение Богородицы.
Эти мозаичные иконы сделаны: Спас в 2001 году, Богородица в 2003 году большим мастером, человеком глубоко верующим, отцом Дмитрием Котовым, служившим в храме Спаса Нерукотворного в городе Долгопрудном.

В эту работу мастер поистине вложил свою душу. Перед тем, как приступить к работе, он долго ходил вокруг храма, смотрел, прикидывал, примерялся. Подмечал, как падают на храм солнечные лучи на рассвете, в полдень, на закате. Затем долго и вдумчиво рисовал эскизы будущих изображений, и только потом приступил к работе. Не буду рассказывать все секреты процесса. Отмечу лишь, что толщина мозаичного изображения Спаса Нерукотворного 7 сантиметров, диаметр 2 метра, вес 600 килограмм. Толщина изображения Богородицы на алтарной части храма 9 сантиметров, размеры 385 на 96 сантиметров, вес 1000 килограмм. В мозаике использовалась золотая и серебряная амальгама (фольга), особенным образом закрытая, защищенная от коррозии и климатических воздействий. Мозаика слегка, с разной степени кривизны, выпуклая, поставлена с определённым углом наклона, чтобы в лучах перемещающегося в течение дня солнца, весело играть яркими бликами. Причем, в каждое время дня и года – по разному! Строгий лик Спаса, если отойти от храма метров на 30, начинает улыбаться! Набежит облачко – и он хмурится, смотрит с укором, а иногда и с сочувствием. Эти мозаичные иконы – настоящие шедевры! Просто, чудо какое-то! В нашем районе таких больше нет. Только ради того, чтобы на них полюбоваться, ей Богу, стоит съездить в Сосновку! Только желательно выбрать для поездки солнечный день, чтобы в полной мере оценить и восхититься талантом и гением Мастера!

История этой церкви трагична, как впрочем и история всех церквей нашего района. В 1936 году церковь была закрыта. В 1997 году началось восстановление храма. Храм восстанавливали 6 лет. Причём, восстанавливали не абы как, а по старым, чудом сохранившимся фотографиям, скрупулёзно соблюдая все пропорции и мельчайшие детали архитектуры. При храме действовала воскресная школа. Активнейшее участие в восстановлении храма и в создании воскресной школы принимал ныне покойный, погибший в дальних краях житель Сосновки Фёдор Петрович Шайдров.
Сейчас Сосновская церковь, благодаря стараниям батюшки Арсения и его дружной паствы, очень известна в нашем районе и далеко за его пределами. Батюшка занимает активную жизненную позицию, каждое лето ходит крестным ходом на древнее городище Ростиславль, служит молебен на месте разрушенной церкви и заброшенного кладбища, рассказывает прихожанам об истории и трагической судьбе окрестных храмов. Батюшка очень гостеприимен и искренне рад всем, кто приходит в Сосновскую церковь, справедливо полагая, что дорога в храм открыта для всех, а уж там Господь разберётся, кто праведный, а кто – пока не очень.

Интересно рассмотреть динамику количества жителей в селе Сосновка (приводится по архивной справке А.П.Дорониной).

1680 год – 90 человек (23 монастырских и 67 крестьян).
1859 год – 1382 человек.
1884 год – 1759 человек (825 мужчин и 934 женщины).
1902 год – 2400 человек.
1939 год – 990 человек.
1979 год – 571 человек.
1989 год – 500 человек (15 колодцев).
В 2010 году в селе зарегистрирован 401 человек.

Из приведённых выше цифр видно, что своего «пика», «расцвета», село достигло в 1902 году. Затем был большой отток людей на быстро развивающиеся Озёрские фабрики, первая мировая война, революция, гражданская война, коллективизация. В общем, беды сыпались на Сосновку одна за другой, в результате чего от 2400 человек в 1902 году к 1939 году в селе осталось лишь 990 человек, то есть 42% жителей! А сейчас коренных жителей меньше двухсот (остальные – приезжие). В селе издавна жили староверы. Так, в «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской Епархии» (Том 1 г.Зарайск 1884 г. стр. 194-195) написано: «Приход состоит из одного села, в коем при 210 дворах 825 мужчин, 934 женщины. Раскольников поповщинской и безпоповщинской секты в селе Сосновка по Клир. ведомости значится: в 1840 году – 65 человек, в 1850 году – 56 человек, в 1880 году – 128 человек обоего пола». Старообрядческое кладбище сохранилось и поныне.
После секуляризации (изъятии земель у монастыря и передачи их в ведение светских властей) в 1764 году монастырские земли перешли в ведение ведомства коллегии экономики, а жители села стали называться экономическими крестьянами, объединившись в общество крестьян.
Село Сосновка, по преданию основанное рыбаками, состояло из нескольких частей: Кулишка, Стрелка, Шелкановка, Жуковка, Кочевань. С юга, по склонам, были расположены сельские слободы: Потеряевка, Чернявка, Соловьяновка, Дмитровка.

Земли, закреплённые за селом, простирались от деревни Трегубово до Рядинок и до Свиридонова. На одного жителя приходилось 0,8 га пашни, 0,3 га луга. Грунтовые воды в селе залегали на глубине 1,5-3 метра, было много колодцев.

В первой половине 19 века в Сенницах возникли хлопкобумажные мануфактуры и активно развивалась торговля – открылись несколько лавок. Две хлопкобумажных фабрики были за огородами (хозяин Усенков Г.М.), ещё две – братьев Сосковых, хозяин пятой фабрики (где позднее был сельский дом культуры) – тоже был из с. Сосновка. Ещё в селе было картофелетёрочное заведение и сушилка (хозяин Сосков Н.Ф.). Работали крупорушилка, пекарня, почта, лечебница, три трактира, девять лавок! Шла бойкая торговля. А также были три пристани для приёма леса, сплавляемого с верховьев Оки из Калуги. Через Оку держали переправу – паром от села на левый берег, далее дорогой через луг к фабрике Моргуновых. Также от переправы шли дороги на д. Каменка, село Горы и на Коломну. Вверх, в гору от Сосновки, шла дорога на Зарайск.
Ох, и тяжко шло в богатой, зажиточной Сосновке становление Советской власти. Свои, местные, весьма небедные люди, а также вернувшиеся после 1917 года из Москвы и Петрограда лавочники, трактирщики, банщики не были в восторге от новой власти. Только в конце 1918 года были избраны сельский совет и культпросвет. В 1919 году стал работать комитет бедноты. В 1923 году был произведён передел земли по едокам. Сосновская ячейка РКСМ организовалась в 1923 году. На первом собрании было 8 человек, пятеро из них на второй день участвовать в комсомольских делах отказались. В 1926 году деревянная церковь была передана под клуб «Красный пахарь». На первый спектакль комсомольцев, запланированный в здании церкви, никто из села не пришёл.

Деревянная церковь была клубом до 1961 года, до тех пор, когда был построен сельский Дом Культуры.

В 1929 году село Сосновка и часть других селений Зарайского уезда были включены по новому административному делению во вновь образованный Озёрский район. Колхоз в селе организовали в 1930 году. Сначала в колхоз вступило 11 хозяйств из 325 в наличии. Заажиточные сосновцы шли в колхоз неохотно. Был даже случай, когда на собрании в уполномоченного стрельнули из обреза! В 1932 году почти все сосновцы уже работали в колхозе, кроме 10 единоличных хозяйств.

Грянула Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В Сосновку с войны не вернулись 116 человек.
В 1950 году в село было проведено электричество.

Сейчас село богатеет, отстраивается. Большие, красивые, новые дома, иномарки. Здесь строят дачи даже московские знаменитости, фамилии которых у вех на слуху. Но самые шикарные дачи у людей скромных, за славой не гоняющихся, не имеющих привычки афишировать свою деятельность. В селе есть даже своя, домашняя, обсерватория — единственная в районе.
Уважаемые! Работу по Сосновке я ещё не закончил. Это — большая и серьёзная тема. Буду признателен за любую историческую информацию.

Сосновка

Сосновская церковь, мозаика, Богородица

Сосновская церковь, Спас

Метки:

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Краевед Озёрского района Московской области, историк, исследователь, турист, экскурсовод, почётный гражданин Озёрского района, ветеран труда.

У этой статьи 6 комментариев

  1. Ходатай
    Ходатай Ответить

    Мне тоже очень нравиться с.Сосновка, но я все же бы сказал,что оно одно из древнейших, а не древнейшее. Смедово также очень древнее поселение с ним связано очень много легенд. Бебихово городище (Старой) типичный домонгол, да и еще по району есть локации древних поселений,но в одном автор прав в районе с.Сосновка их больше всего.

  2. Ходатай
    Ходатай Ответить

    Да и еще в личном архиве Н.С. Пирязева (что хранится в Озерском городском архиве) есть информация о том,что Щербаков и Моргунов хотели строить свои фабрики в Сосновке, но не договорились с крестьянской общиной о выкупе земли.

  3. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Уважаемые! Мне позвонили из Сосновки и поправили меня маленько. Фёдор Петрович Шайдров был не старостой, а Заместителем церковного старосты. И священника Бычкова звали не Дмитрий, а Игорь. Игорь Бычков. Текст поправлю, когда освоюсь тут.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *