Сосновка

Древнейшее село нашего района. Расположено на правом берегу Оки, на её излучине, в девяти километрах (по прямой) северо-восточнее Озёр (по шоссе от центра города 22 км.)

Люди жили в этих краях с незапамятных времён, начиная от эпохи мезолита (10 – 5 тыс. лет до Н.Э.), в раннем железном веке (500 лет до Р.Х.), на протяжении всего средневековья. На территории нынешнего села и в его округе обнаружены следы стоянок, селищ, поселений, местонахождений, курганных и грунтовых могильников. Всего более 20 мест, указывающих на проживание древних людей. Такая плотность поселений (буквально одно на одном в разные временные периоды) отмечена в нашем районе пожалуй лишь в окрестностях деревни Бебехово (городище Старой раннего железного века). Так что Сосновку можно по праву считать одним из центров зарождения жизни древних людей на территории Озёрского района, а может и всей Руси. Земля Сосновки овеяна воинской славой и щедро полита кровью людей, её защищавших. Стоящее на берегу Оки, на виду, на водном пути, на довольно людном месте древнее поселение являлось желанной добычей для многочисленных ратей, орд и разбойничьих шаек. Военные столкновения происходили здесь всегда и довольно часто. Об этом свидетельствуют многочисленные находки поисковиков в этих краях. Древние ножи, наконечники стрел, несколько боевых топоров. Эта земля хранит в себе множество тайн, загадок, новых открытий, которые ждут своего часа и изменят представление современных людей об истории их далёких предков.

На западной окраине села, на территории бывшей Сосновско-Покровской пустыни с конца шестнадцатого века находился мужской монастырь, который за время своего существования неоднократно разорялся. Во время Смуты, предположительно в 1612 году он был, по местным преданиям, разграблен и сожжён казачьим атаманом Иваном Мартыновичем Заруцким. Атаман Заруцкий при приближении к Москве второго ополчения в августе 1612 года отошёл от столицы к Коломне вместе с Мариной Мнишек и её сыном. Пограбив окрестности Коломны, он переправился на правый берег Оки. При этом он вполне мог пограбить и Сосновку, и монастырь. Недобрая память об атамане осталась до наших дней. Впадающий в речку Шутиху ручей Погорелец с сожжённым дотла селом Огломазово (Огломазовское) тому подтверждение. Там и сейчас много древесного угля, костей. Горело сильно. (Кстати, закончил в 1614 г. Заруцкий свои дни, как и положено предателю и авантюристу, казнью на колу. В Москве, к которой он так долго стремился). Память о тех страшных событиях, когда не какие-то там поляки, а «свои» единоверцы-православные жгли и грабили поселения нашего края (у нас свои всегда страшнее и свирепее чужих – наша национальная традиция) до настоящего времени живёт в сердцах жителей правобережья Оки. Но наши специалисты-историки высказывают и другие версии. Во времена Смуты Сосновку и монастырь могли разграбить и пожечь и крымские татары, и ногайцы, которые вновь почувствовали слабину и воспользовались разрушением системы обороны на засечной черте. Мог сжечь монастырь и атаман Лисовский после того, как разорил Коломну. И ещё гетман Сагайдачный, с отрядом запорожских казаков шедший к королевичу Владиславу в Можайск. То, что они форсировали Оку у устья Осетра в 1618г, полностью разгромив отряд Коломенского воеводы — исторический факт! Вот, как много нашлось «кандидатов» на роль разорителей Сосновского монастыря.

Как бы там ни было, но останки людей, захороненных на пепелище монастыря были обнаружены 9 июля 2000 года при проведении земляных работ неподалёку от здания бывшей сельской администрации. Экскаватор первым же ковшом поднял их из земли с небольшой (70 см всего) глубины. Видно, хоронили наспех, второпях (обычно хоронят на глубину 1,3 – 1,8 метра). Житель Сосновки Ф.П. Шайдров, бывший тогда заместителем церковного старосты Покровской церкви, обратился за помощью к В.Ю. Ковалю — начальнику археологической экспедиции, работающей в то время на Ростиславле. Археологи обследовали вырытую яму и установили, что на этом месте была скудельница (скудельня) – общая могила людей, погибших в результате какого-либо несчастного случая или насильственной смертью. По сопутствующим находкам (керамика, личные предметы, фрагменты одежды и т.д.) было установлено, что это – захоронение монахов, предположительно датируемое 17 веком. На черепах и костях следы от сабельных ударов и уже затянувшиеся следы травм от оружия, что подтверждает версию о том, что монахи в монастырях на протяжении жизни не только молились и отбивали поклоны, но и защищали свою обитель, и что путь к Богу у многих из них был долгим и тернистым. Среди них были профессиональные (в прошлом) воины, умевшие обращаться не только с крестом и молитвенником, но и с мечом и топором.
Рядом с останками было много древесного угля и закопченных обломков кирпичей. Видно, горело здесь хорошо. Скорее всего, монахи пали в бою, пытаясь отстоять монастырь от нападения очередной шайки разбойников («своих», пришлых, польских) коих в 17 веке рыскало по Руси великое множество. По инициативе православной общины 16 июля 2000 года останки монахов (11 человек) при большом стечении народа были с почестями погребены рядом с алтарной частью Сосновской церкви. Совершён полный чин отпевания по православному обряду. При этом присутствовали представители Коломенского православного братства имени Дмитрия Донского во главе с их священником Игорем Бычковым. На месте погребения был установлен памятный крест.

Монастырь просуществовал до 1679 года, до момента, когда в одночасье в очередной раз сгорел вместе со всеми постройками дотла и более не восстанавливался.

В 1784 году на месте сгоревшего монастыря построена деревянная церковь Всех Святых. Брёвна для этой церкви (как установили московские учёные) предварительно три года вылёживались, высыхали и только потом были пущены в дело. Сруб церкви сохранился и поныне и представляет собой весьма печальное зрелище. О памятнике старины (а церковь постройки 1784 года несомненно таковым памятником является) никто не заботится. Ещё несколько лет и сруб этот окончательно сгниёт. Единственная в нашем районе старинная деревянная церковь навсегда перестанет существовать.

В 1884 году рядом с деревянной церковью строится новая кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, чудом сохранившаяся до наших дней, отреставрированная и ныне действующая. Церковь очень красивая. Над южным входом мозаичный лик Спаса Нерукотворного, поражает своей красотой и выразительностью. На восточной стороне, на алтарной стене в полный рост мозаичное изображение Богородицы.
Эти мозаичные иконы сделаны: Спас в 2001 году, Богородица в 2003 году большим мастером, человеком глубоко верующим, отцом Дмитрием Котовым, служившим в храме Спаса Нерукотворного в городе Долгопрудном.

В эту работу мастер поистине вложил свою душу. Перед тем, как приступить к работе, он долго ходил вокруг храма, смотрел, прикидывал, примерялся. Подмечал, как падают на храм солнечные лучи на рассвете, в полдень, на закате. Затем долго и вдумчиво рисовал эскизы будущих изображений, и только потом приступил к работе. Не буду рассказывать все секреты процесса. Отмечу лишь, что толщина мозаичного изображения Спаса Нерукотворного 7 сантиметров, диаметр 2 метра, вес 600 килограмм. Толщина изображения Богородицы на алтарной части храма 9 сантиметров, размеры 385 на 96 сантиметров, вес 1000 килограмм. В мозаике использовалась золотая и серебряная амальгама (фольга), особенным образом закрытая, защищенная от коррозии и климатических воздействий. Мозаика слегка, с разной степени кривизны, выпуклая, поставлена с определённым углом наклона, чтобы в лучах перемещающегося в течение дня солнца, весело играть яркими бликами. Причем, в каждое время дня и года – по разному! Строгий лик Спаса, если отойти от храма метров на 30, начинает улыбаться! Набежит облачко – и он хмурится, смотрит с укором, а иногда и с сочувствием. Эти мозаичные иконы – настоящие шедевры! Просто, чудо какое-то! В нашем районе таких больше нет. Только ради того, чтобы на них полюбоваться, ей Богу, стоит съездить в Сосновку! Только желательно выбрать для поездки солнечный день, чтобы в полной мере оценить и восхититься талантом и гением Мастера!

История этой церкви трагична, как впрочем и история всех церквей нашего района. В 1936 году церковь была закрыта. В 1997 году началось восстановление храма. Храм восстанавливали 6 лет. Причём, восстанавливали не абы как, а по старым, чудом сохранившимся фотографиям, скрупулёзно соблюдая все пропорции и мельчайшие детали архитектуры. При храме действовала воскресная школа. Активнейшее участие в восстановлении храма и в создании воскресной школы принимал ныне покойный, погибший в дальних краях житель Сосновки Фёдор Петрович Шайдров.
Сейчас Сосновская церковь, благодаря стараниям батюшки Арсения и его дружной паствы, очень известна в нашем районе и далеко за его пределами. Батюшка занимает активную жизненную позицию, каждое лето ходит крестным ходом на древнее городище Ростиславль, служит молебен на месте разрушенной церкви и заброшенного кладбища, рассказывает прихожанам об истории и трагической судьбе окрестных храмов. Батюшка очень гостеприимен и искренне рад всем, кто приходит в Сосновскую церковь, справедливо полагая, что дорога в храм открыта для всех, а уж там Господь разберётся, кто праведный, а кто – пока не очень.

Интересно рассмотреть динамику количества жителей в селе Сосновка (приводится по архивной справке А.П.Дорониной).

1680 год – 90 человек (23 монастырских и 67 крестьян).
1859 год – 1382 человек.
1884 год – 1759 человек (825 мужчин и 934 женщины).
1902 год – 2400 человек.
1939 год – 990 человек.
1979 год – 571 человек.
1989 год – 500 человек (15 колодцев).
В 2010 году в селе зарегистрирован 401 человек.

Из приведённых выше цифр видно, что своего «пика», «расцвета», село достигло в 1902 году. Затем был большой отток людей на быстро развивающиеся Озёрские фабрики, первая мировая война, революция, гражданская война, коллективизация. В общем, беды сыпались на Сосновку одна за другой, в результате чего от 2400 человек в 1902 году к 1939 году в селе осталось лишь 990 человек, то есть 42% жителей! А сейчас коренных жителей меньше двухсот (остальные – приезжие). В селе издавна жили староверы. Так, в «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской Епархии» (Том 1 г.Зарайск 1884 г. стр. 194-195) написано: «Приход состоит из одного села, в коем при 210 дворах 825 мужчин, 934 женщины. Раскольников поповщинской и безпоповщинской секты в селе Сосновка по Клир. ведомости значится: в 1840 году – 65 человек, в 1850 году – 56 человек, в 1880 году – 128 человек обоего пола». Старообрядческое кладбище сохранилось и поныне.
После секуляризации (изъятии земель у монастыря и передачи их в ведение светских властей) в 1764 году монастырские земли перешли в ведение ведомства коллегии экономики, а жители села стали называться экономическими крестьянами, объединившись в общество крестьян.
Село Сосновка, по преданию основанное рыбаками, состояло из нескольких частей: Кулишка, Стрелка, Шелкановка, Жуковка, Кочевань. С юга, по склонам, были расположены сельские слободы: Потеряевка, Чернявка, Соловьяновка, Дмитровка.

Земли, закреплённые за селом, простирались от деревни Трегубово до Рядинок и до Свиридонова. На одного жителя приходилось 0,8 га пашни, 0,3 га луга. Грунтовые воды в селе залегали на глубине 1,5-3 метра, было много колодцев.

В первой половине 19 века в Сенницах возникли хлопкобумажные мануфактуры и активно развивалась торговля – открылись несколько лавок. Две хлопкобумажных фабрики были за огородами (хозяин Усенков Г.М.), ещё две – братьев Сосковых, хозяин пятой фабрики (где позднее был сельский дом культуры) – тоже был из с. Сосновка. Ещё в селе было картофелетёрочное заведение и сушилка (хозяин Сосков Н.Ф.). Работали крупорушилка, пекарня, почта, лечебница, три трактира, девять лавок! Шла бойкая торговля. А также были три пристани для приёма леса, сплавляемого с верховьев Оки из Калуги. Через Оку держали переправу – паром от села на левый берег, далее дорогой через луг к фабрике Моргуновых. Также от переправы шли дороги на д. Каменка, село Горы и на Коломну. Вверх, в гору от Сосновки, шла дорога на Зарайск.
Ох, и тяжко шло в богатой, зажиточной Сосновке становление Советской власти. Свои, местные, весьма небедные люди, а также вернувшиеся после 1917 года из Москвы и Петрограда лавочники, трактирщики, банщики не были в восторге от новой власти. Только в конце 1918 года были избраны сельский совет и культпросвет. В 1919 году стал работать комитет бедноты. В 1923 году был произведён передел земли по едокам. Сосновская ячейка РКСМ организовалась в 1923 году. На первом собрании было 8 человек, пятеро из них на второй день участвовать в комсомольских делах отказались. В 1926 году деревянная церковь была передана под клуб «Красный пахарь». На первый спектакль комсомольцев, запланированный в здании церкви, никто из села не пришёл.

Деревянная церковь была клубом до 1961 года, до тех пор, когда был построен сельский Дом Культуры.

В 1929 году село Сосновка и часть других селений Зарайского уезда были включены по новому административному делению во вновь образованный Озёрский район. Колхоз в селе организовали в 1930 году. Сначала в колхоз вступило 11 хозяйств из 325 в наличии. Заажиточные сосновцы шли в колхоз неохотно. Был даже случай, когда на собрании в уполномоченного стрельнули из обреза! В 1932 году почти все сосновцы уже работали в колхозе, кроме 10 единоличных хозяйств.

Грянула Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В Сосновку с войны не вернулись 116 человек.
В 1950 году в село было проведено электричество.

Сейчас село богатеет, отстраивается. Большие, красивые, новые дома, иномарки. Здесь строят дачи даже московские знаменитости, фамилии которых у вех на слуху. Но самые шикарные дачи у людей скромных, за славой не гоняющихся, не имеющих привычки афишировать свою деятельность. В селе есть даже своя, домашняя, обсерватория — единственная в районе.
Уважаемые! Работу по Сосновке я ещё не закончил. Это — большая и серьёзная тема. Буду признателен за любую историческую информацию.

Сосновка

Сосновская церковь, мозаика, Богородица

Сосновская церковь, Спас

Метки:

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Коренной озерчанин, краевед Озёрского района Московской области, турист, экскурсовод.

У этой статьи 12 комментариев

  1. Ходатай
    Ходатай Ответить

    Мне тоже очень нравиться с.Сосновка, но я все же бы сказал,что оно одно из древнейших, а не древнейшее. Смедово также очень древнее поселение с ним связано очень много легенд. Бебихово городище (Старой) типичный домонгол, да и еще по району есть локации древних поселений,но в одном автор прав в районе с.Сосновка их больше всего.

  2. Ходатай
    Ходатай Ответить

    Да и еще в личном архиве Н.С. Пирязева (что хранится в Озерском городском архиве) есть информация о том,что Щербаков и Моргунов хотели строить свои фабрики в Сосновке, но не договорились с крестьянской общиной о выкупе земли.

  3. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Уважаемые! Мне позвонили из Сосновки и поправили меня маленько. Фёдор Петрович Шайдров был не старостой, а Заместителем церковного старосты. И священника Бычкова звали не Дмитрий, а Игорь. Игорь Бычков. Текст поправлю, когда освоюсь тут.

  4. Андрей Рудаково Ответить

    Поеду летом 2020г.в Сосновку
    обязательно ,посмотрю на село.Погуляю вокруг,загляну на родник.Говорят он очень мощный.

  5. Екатерина Ответить

    Сергей, здравствуйте! Прочитали вашу статью про Сосновку — тетя нашла этот сайт. Ее отец — Виктор Рогов, жил в Сосновке. Она подумала, что вы можете быть родственниками. Хотели бы с вами связаться. Спасибо! С уважением, Екатерина

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Екатерина, здравствуйте! Вопрос про Роговых из Сосновки мне уже кто-то задавал (не помню кто именно, но вопрос помню).
      У меня нет родственников в селе Сосновка. Это — однофамильцы скорее всего. Все мои родовые корни из села Комарёво.
      Вообще Роговы — фамилия в наших краях не редкая вовсе.

  6. Екатерина Ответить

    Сергей, спасибо за ответ! У тети в Комарево как раз жил дядя, брат ее отца, Михаил Иванович Рогов с женой Зоей. Это не ваши родственники?)

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Михаил Иванович Рогов из Комарёва — полный тёзка моего отца. Наверняка он нам какой-то очень дальний родственник. Но такой дальний, что другая ветвь. Родство не прослеживается уже. Мы-то в Болотове уже потом жили. Тем не менее, я всегда открыт для общения, обращайтесь.

  7. Екатерина Ответить

    Спасибо за ответ! Тетя сказала, что у Михаила Ивановича было два сына и дочь и потом они уже в Москве жили. Ну я думаю, наверное, да, дальние родственники.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *