Боевой 18-й год. Становление Советской власти в Озёрах
«По военной дороге шёл в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый год.» (Слова из песни).
Мне прислали фотографии интересных документов о становлении Советской власти на Озёрских землях. Документы Партархива МК ВКПб, датируютя 1918 годом. [Эти документы пока еще нигде не освещались и публикуются они впервые, найдены они случайно. Можно сказать, что это определённого уровня открытие — прим. администратора Свой]
Называются: «Отчёт о поездке тов. Лищиной в Озёры 11 июля 1918 г.»
Читаем. (Здесь и далее лексика Отчёта сохранена).
«Приезжаю в Озёры 12.07. в очень неудачное время: праздник, на завтра тоже праздник, затем воскресенье.»
Видимо, тут речь идёт о праздновании Святой Троицы (в Озёрах — престольный праздник). И сразу на следующий за ним день идёт праздник «Духов день», а потом и воскресенье. Но время, видимо, поджимает, поэтому агитаторы решили ехать из Коломны в Озёры (Озёры тогда были в Коломенском уезде) даже в праздники.
И ещё из этого сообщения можно сделать вывод, что в большие церковные праздники и в воскресенье фабрики не работали. (О чём я писал в своей статье про М.Ф. Щербакова).
Агитаторы, чтоб не терять времени даром рванули в деревню Речицы (Западная сторона нынешнего Озёрского района). Почему именно в Речицы – я не могу точно сказать. Можно только предположить, что Речицы – деревня, по тем временам, большая и в случае успеха, там есть, чем поживиться.
Встретили их там неважно.
«Товарищу Куприянову уже почти говорить не дают»
— сетует товарищ Лищина.
А далее – ну очень интересно.
«В деревне нет классового разграничения, большинство крестьян, хотя и не имеющие излишков хлеба, но всё же крепкие хозяйчики, боящиеся всякого учёта и по хозяйски с чисто своей мелкобуржуазной эгоистичностью готовые припрятать всё своё, чтоб «лодыри» чего доброго не вздумали отобрать».
Похоже, товарищ Лищина очень огорчена, что крестьяне в Речицах живут весьма не плохо и не бедствуют. И ещё подметил, что представителей новой власти крестьяне считают лодырями (как знакомо, а ведь столько лет прошло!).
«Мы уехали, оставили сход в яростных спорах и толках. ЗЕРНО КЛАССОВОГО РАЗБРОДА БЫЛО БРОШЕНО».
(Здесь и далее выделено мной).
Так вот оказывается, зачем приезжали агитаторы! Селян между собой поссорить. Чтоб легче их потом об колено было ломать!
«13.07. На другой день с той же целью с т. Климовым едем в деревню Дубелино» (Дулебино?). «Бедноты МАЛО и не вся она сознательно относится к делу….С одного раза хоть и не удалось организовать Комитета Бедноты, но всё же СУМЯТИЦА и РАСКОЛ обещают вылить недовольствие бедноты в организацию»
— уверена Лищина. (Дело своё знает).
Далее поездка в деревню Каменки (Каменка?)
«Деревня Каменки не большая деревня. Большинство крестьян беднота…..Доклад об организации бедноты принимают сочувственно».
«Не столь удачно обошлось дело в Стрепкове». (Стребкове).
«Там мы встретили определённую организацию богатеев».
Интересно, куда ни кинь – кругом одни богатеи! Совещались-совещались селяне и
«Выбрали Комитет из 3-х лиц. Один самый крепкий кулак, другой агитировавший всё время против Комитета и против вообще Советской власти, 3-тий такой же».
Вот это номер! Такого хитрого хода товарищ Лищина не ожидала! Но духом не пала.
«Мы решили собрать бедноту отдельно…Обсудив положение решено было, что Совет не признаёт кулацкого Комитета и что опираясь на Совет беднота выберет свой комитет из своей среды».
Провластный, лояльный, уступчивый. Как всё знакомо!
Потом поездка на фабрику Карякина (Это – Редькино).
«Масса несознательная. Комитет стоит очень непрочно. Чуть ли не еженедельно меняется и никакого влияния не может иметь на массу. Партия развалилась до косточек….
«15.07. Вечером в тот же день удалось провести митинг в Озёрах….. Озёрская партия не совсем в порядке. Члены неаккуратно посещают собрания. Числится всего 19, члены недостаточно активны. Мало сознательных, могущих быть вожаками….»
(Вспомнил В.С. Высоцкого: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков!»)
Фото взято из группы «Озёры. Путешествие во времени!!!»
Вот такой вот отчёт. Надо отдать должное и работоспособности большевистских агитаторов. За 4 дня (12, 13, 14, 15 июля) они успели посетить 7 удалённых друг от друга населённых пунктов (Озёры, деревни Речицы, Дулебино, Каменка, Стребково, Редькино и снова Озёры). И везде провели митинги! Ну и хватка! Невольно проникаешься уважением.
А сейчас приедут целой толпой, постоят, по фотографируются, да и уедут ни с чем, так ничего и не решив, не сделав.
(Фотография крестьянского собрания взята из интернета)
С текстом документов можно ознакомиться ниже.
Классные документы.
Спасибо.
Я еще поподробней попозже поизучаю.
Но одно то, что агитаторша, самая главная, Лищина не помнит ни одного названия деоевень, говорит о многом. А уж методы и способы «становления» новой власти наводят много интересных мыслей.
Гораздо позже, в 1937 г. в деревню, где проживал мой дед, приехали агитаторы, и с местной властью провели собрание. Агитировали вступать в колхоз. Дед имел лошадь, корову, несколько овец, кур. Сам построил дом. Работал очень много. Семья большая 8 человек детей. Старший — мой отец. Его мама Анна Егоровна, моя бабушка, не пустила отца в школу в 5 ый класс. Потому что нужно было ПОМОГАТЬ ОТЦУ. Хотя старшие ходили в школу только по очереди — были одни валенки на детей.
Так вот на собрании, дед Алексей Васильевич встал и сказал, что в колхоз вступать не намерен. Что не намерен кормить лодырей и пьяниц, что у самого 8 человек детей полуголодных.
Вечером к деду забежал родственник, он служил в органах, и сказал, что принято решение и завтра придут тебя раскулачивать.
На это дед сказал, что все что у него есть создали его руки и послав родственника подальше, лег спать.
Бабушка все это слышала, ночью разбудила отца и они вдвоем из сарая оттащили в овраг мешок пшеницы, закидали старой травой и ветками.
Было уже морозно, стоял ноябрь месяц. Утром явилась бригада в кожанках. Тупо выгнали на улицу всех и отобрали ВСЁ.
Осталось только то, что было одето и обуто. Дед построил землянку, средних детей рассовал по родственникам, младшие и старшие остались с родителями.
Зиму пережили не все. Двое детей умерло. Если бы не мешок пшеницы, умерло бы больше. Советы в доме устроили свинарник, свиней кормить было нечем, они изгрызли все полы, и копали землю. К весне обвалилась кровля и дом перестал существовать.
Не смотря на это деду надо отдать должное. Он не озлобился и когда началась ВОВ, он тут же призвался, прошел всю войну, награжден орденом и медалями. Был связным 447 стр.п. Учавствовал в освобождении Калуги, в тяжелейших боях близ озера Бездон. Прошел всю войну.
Отец рассказывал, что их полк должен был брать Берлин, но в последний помент их перебросили куда то.
Горжусь своим дедом.
Не люблю лозунго плакатные повествования.
И ТОЛЬКО ЗА ПРАВДУ, ЖИЗНИ, ИСТОРИИ.
К глубокому сожалению, уважаемый Евгений, историю, подобно Вашей, расскажут Вам почти в каждой нормальной семье Озёрского края. Мои корни идут из зажиточного (можно сказать богатого в то время) села Комарёво. Мой дед Иван Васильевич Рогов был самым обычным крестьянином. Семья большая, детей много. Одной лошади для работы мало и одной коровы, чтоб всех прокормить — тоже мало. Было две лошади, две коровы, ещё поросята, куры, утки. Примерно такое-же хозяйство было тогда во ВСЕХ нормальных семьях.
Папа рассказывал, что никакого детства тогда у ребятни не было. С малых лет начинали работать по хозяйству. Не «помогать», как принято сейчас говорить, а именно РАБОТАТЬ. Пасли телят, лошадей в ночное водили, собирали хворост в лесу, ворошили сено, кормили скотину. Много чего делали. Работали много и жили нормально, как и большинство Комарёвских семей.
В 1937 году дед выступил на собрании против объединения домашних коров в одно общее колхозное стадо. Его сразу увезли в Коломну. Приехали за ним в кожанках, на машине (!). Машина тогда редкостью была огромной. Папа рассказывал, что у них отца (деда Ивана) забирают, а они с ребятнёй побежали машину смотреть. Впервые видели.
Где-то с месяц дед Иван в Коломне в тюрьме просидел. А потом их всех (таких) в один день почему-то выпустили. Он не поехал в Озёры на поезде. (Боялся, что передумают и опять схватят). Пешком, лесом шёл из Коломны в Комарёво.
Ночью к нему тайком пришёл родственник-милиционер. Долго пили самогонку и милиционер сказал: «Иван! Срочно уезжай из Комарёва! Ты уже в списках на раскулачивание. А то поедешь с семьёй в Сибирь». Дед Иван обменял свой добротный, кирпичный дом в Комарёве на старенький бревенчатый домик в Болотове и переехал туда всей семьёй. В Болотове не раскулачивали. Болотово считалось фабричным, рабочим посёлком.
И сразу устроился работать на фабрику (умные люди научили), стал ПРОЛЕТАРИЕМ и от него отстали. Тем и спасся.
Папа мой до конца дней вспоминал, как ехали они на телегах с пожитками нижней (между озером Шамардиным и Подлужьями) луговой дорогой из Комарёва в Болотово. Все плакали.
Когда мне тяжко на душе (всякое бывает) я хожу этой дорогой и вспоминаю, какие трудности, какое горе пережили мои предки. Ну ведь пережили!
Спасибо за столь трагичный, но интересный рассказ. Хотел бы уточнить, а что Ваших родственников только выселили никуда не отправив?
Да, выселили и отняли все что у них было, дом, скотину.
Почему не выслали не могу сказать.
Думаю, что причины невысылки лежат не в гуманной плоскости, типа зима наступающая или 8 малолетних детей. Деревня была вдалеке от дорог и далеко от власть имущих. Может руки не дошли.
А дед получил первую награду, при выполнении задания по доставке донесений, приказов командира полка командирам батальонов. Нашел фото рукописных представлений командира к награде с подробным описанием подвига. Дед напоролся на засаду немцев убил двоих и троих взял в плен. При чем в одиночку.
Еще вспомнил.
Бабуля отправляя деда и его родного брата на войну в ночь с 22 на 23 июня вшила им в кальсоны что то. То ли молитву, то ли что то намоленное или заговоренное. В общем — оберег.
Анна Егоровна лечила заговорами различные гнойные заболевания и очень успешно. Была совершенно немногословная такая ведунья. Часто к ней обращались просто за советом в сложных жизненных ситуациях. В детском возрасте я испытал ее воздействие на себе.
Так вот бабуля вшила в белье и велела не снимать оберег. «Постирали, просушили и опять на себя одевайте». Так вот дед и двоюродный дед прошли всю войну, без существенных ранений. Полк многократно переформировывали, ввиду того, что много воинов погибали. Это все на глазах деда. Когда кончилась война, дед вернулся. Вернулся другим человеком. Отец рассказывал, что часто замыкался, иногда плакал, иногда напивался и погиб под картофелекопалкой. Случайно.
Такая вот судьба.
Уважаемые форумчане! Есть такая мысль. Вот Евгений рассказал свою семейную историю, я рассказал. Расскажите, как сможете, что вам рассказывали о тех временах коллективизации. А я объединю всё и напишу. Интересно ведь. История!
Добрый вечер, Сергей!
Не знаю, то ли быль, то ли выдумка. Только часто в детстве слышала о том, какая раньше была красивая наша церковь в Белых Колодезях. А когда звонили колокола, то слышно было далеко за рекой, до самого Осётра. И Кудрино, и Власьево слышали, как звонили в Белых Колодезях. А за Осётром отвечали ей колокола церкви Спаса-Дощатого. Так они и перезванивались, будто разговаривали. Только когда стали колхозы организовывать, решил первый председатель церковь сломать. Сильный мужик был, любил командовать, сам колокола снимал, всеми работами руководил. Уже почти совсем разобрали церковь, колокольню сломали, по кирпичику всё разносить начали. И вот однажды,когда председатель отдавал очередной приказ, из-за церкви, там где алтарь был, старичок вышел с палочкой. Посмотрел на председателя, покачал головой, сказал: «Кто строил не знаю, а кто ломает — вижу» — и медленно, не торопясь, прошел мимо. Председатель не сразу спохватился: занят слишком был. А потом искать стал, спрашивать у всех: чей такой, откуда взялся, куда пошёл. Да только его никто не видел. Ни те, что с другой стороны церкви работали, ни те, кто недалеко были. Вскоре о старичке забывать стали, церковь еще несколько дней разбирали, а потом случилось несчастье. Председатель с лесов упал и ногу себе сильно повредил, так на всю жизнь хромым и остался. Церковь разбирать перестали, руководить-то некому было, да и про старичка вспомнили: видно, сам Николай Угодник не дал нашу красавицу порушить…
Вот такая история раньше ходила по Колодезям. Может кто ее сейчас уже и не вспомнит, а мне она почему-то запомнилась.
Спасибо, уважаемая Татьяна! Да, и в самом деле звон колоколов от церкви в Белых Колодезях был слышен в Кудрине и во Власьеве. Тут никакой мистики. Туман над Окой, водная гладь хорошо проводят и резонируют звук. Да и церкви строились на высоких местах. Звук «плыл».
Про старичка историю в разных вариантах так или иначе слышал.
Прочитала заметку и комментарии к ней. Эксклюзивно и душевно. Класс!
Не каждому корреспонденту так везёт с документами! Доверяют Вам озерчане, Сергей Михайлович.
Доверяют, Лена. Стараюсь оправдать доверие.
Документы интересные. По ним ещё много всяких мыслей в голове. Эта товарищ Лищина, сама того не подозревая, дала нам очень яркую и правдивую картину того, что на самом деле происходило в те времена. И как именно оно всё происходило.
Одно меня всегда удивляет: почему ОНИ тогда победили? Как такое случилось?
Да, интересную тему ты Сергей Михайлович затронул. Многие помнят СССР и уже с трепетом вспоминают то время, а вот как это время становилось и каким оно было, многие уже и не знают.
Мой тебе ответ на твою очень интересную публикацию.
…Пропаганда красная заела,
Агитаторов саблями засечь
И в живот врубить картечь!
Наше дело правое!
Красный цвет мне режет вены,
Красный цвет мне душит горло,
Красный цвет пугает, но ведь
Я призываю лозунг этот:
«Свобода или смерть!»
А еще в то время даже у принявших эту власть, спустя некоторое время появился лозунг:
«За Советскую власть без жидов и коммунистов!»
Но это тема отдельного разговора.
Я вам, дорогие краеведы, могу подкинуть еще одну тему. У меня как-то руки всё не доходят. Возьмите Рогово Поле в границах 1940-х годов. Большинство домов на улице Коммунальной, Митинговой, Крюкова, Крупской, Забастовочной были построены (перевезены) крестьянами переселившими из заречной стороны. В то время (1920-1930) крестьяне почему-то массово бежали с насиженных мест (Каширский уезд, Тульской губернии и Зарайский уезд, Рязанской губернии). В чем дело???? На ваши истории не похоже???
Очень на наши истории похоже, Юрий Анатольевич! В Озёрах, в городе, не так «прессовали», не так репрессировали и раскулачивали. Большинство Озерчан работали на фабриках, а пролетариат — могильщик капитализма, трогать побаивались. Да и поддержка была нужна новой власти в лице пролетариата. А вот в деревне отрывались по полной. Деревню грабили и гнули непосильным трудом, налогами, продразвёрстками, колхозами. А потом в деревне были продукты и совсем не было денег. А на фабриках платили деньги. Да и начальство городское всё же поумнее было, грамотнее, и уж так, как пьянь и голытьба в деревнях, не самодурило. И ещё в Озёрах вовсю тянули электричество, а в деревни проводить не торопились. Много было преимуществ у городской жизни, вот и тянулись в Озёры.