Свет и тени подземелий Коломны
«Все в пыли и паутине, сильно напуганные и озадаченные». Так охарактеризовали региональной…
К 200 – летию со дня рождения.
Дмитрий Васильевич Григорович относится к числу выдающихся писателей 19 в. Его имя стоит в одном ряду с такими писателями, как Гончаров, Достоевский, Некрасов, Островский, Толстой, Тургенев и др. Он занимает свое заслуженное место в русской классической литературе и считается основоположником крестьянского направления в литературе. Однако, случилось так, что однажды его имя в период творческого подъема исчезло со стариц литературных журналов (на двадцать лет). За эти годы появились новые имена, новые произведения, которые привлекли внимание читателей, а имя Дмитрия Васильевича ушло на второй план. В чем причина такой несправедливости жизненной коллизии? Рассмотрим вопрос по порядку.
Литературоведческий разбор произведений Д.В. Григоровича не является целью статьи. Это дело специалистов – литераторов. Хотелось бы обозначить основные позиции в поиске ответа на поставленный вначале статьи вопрос.
Известность Д.В. Григоровичу принесли повести «Деревня» (1846) и «Антон Горемыка» (1847), которые были высоко оценены В.Белинским, Л.Толстым, И.Тургеневым и др. Критика того времени ставила эти повести выше произведений других известных писателей. В.Г. Белинский определил поизведения подобного рода, как «натуральную школу» в литературе, идейные истоки которой уходят в гоголевскую традицию реализма. В 50-е гг. Д.Григорович продолжает крестьянскую тему в повестях «Пахарь», «Кошка и мышка», «Пахатник и бархатник», романе «Рыбаки».
В 40-50 гг. творчество Д.В. Григоровича связано с журналом «Современник». Журналом в то время владели Н.А. Некрасов и И.И. Панаев. Однако идейным руководителем являлся В.Г. Белинский до его смерти в 1848 г.
Вокруг «Современника» сложился круг писателей ставших классиками русской литературы. Членами редколлегии стали И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Д.В.Григорович, А.В.Дружинин А.Н.Островский.
Это было время расцвета литературного творчества в России. Писателей занимали не только вопросы литературы, но и общественно-политической жизни России, ее отражение в литературе. Значительное место в этом процессе занимало «крестьянское направление», видная роль в котором принадлежала Д.В. Григоровичу. По заключению В. Белинского Д. Григорович был неизменно силен в создании «собственно очерков крестьянского быта».
Любовью и сочувствием к крестьянству наполнены все произведения Д. Григоровича, в которых он стремился объективно отражать суть крестьянского бытия и проникнуть внутрь народного характера.
Обращает на себя внимание заключение И. Тургенева, считавшегося знатоком крестьянской жизни, о том, что повесть Д. Григоровича «Деревня» была «по времени первой попыткой сближения нашей литературы с народной жизнью, первая из наших деревенских историй».
Творчество Д.В. Григоровича развивалось в контексте широкой дискуссии в российском обществе по проблеме отмены крепостного права. Он, как и многие видные писатели, сочувственно относился к положению крестьян и всей душой выступал за их освобождение.
Атмосфера, сложившаяся в «Современнике» в нач. 50-х гг. стала меняться. Это было связано с деятельностью Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, других пропагандистов революционно-демократического направления. Эти деятели привнесли в журнал новые идеи, которые контрастировали с взглядами писателей, заслуженно признававшимися «владельцами душ человеческих». Н.Чернышевский постепенно разворачивал критику в их адрес, со временем дошедшую до явных оскорблений.
Он считал позицию писателей слишком умеренной и видел единственным реальным путем освобождения крестьян «звать Русь к топору». В письме к Герцену он писал, что «наше положение ужасно, невыносимо, и только топор может нас избавить, и ничто, кроме топора, не поможет! Пусть ваш «Колокол» благовестит не к молебну, а звонит набат! К топору зовите Русь.»В этом призыве он не был одинок, в 50-е гг. радикальные взгляды получили свое распространение в общественных кругах России. «Новые люди», как их стали называть, понимали, что параллельно с критикой царской политики, необходимо ослабить влияние своих предшественников. Хотя их называли демократами, но они не терпели иного, кроме своего, мнения – характерная черта радикалов всех времен и народов.
Умеренность передовых писателей имела большой смысл. Проблема заключалась в том, что решить «крестьянский вопрос» в условиях России одним махом было невозможно, хотя многие искренне желали освобождения крестьян. Хочешь, не хочешь, а с реалиями жизни приходилось считаться, чтобы не ввергнуть общество в хаос. На то было множество объективных причин. Сторонники «умеренности» рассматривали вопрос об отмене крепостного права, как процесс и первым шагом, которого, должна была стать готовившаяся правительством отмена крепостного права, которую Н.Чернышевский назвал «мерзостью».
Революционеры-демократы противопоставляли, в нарушение всех законов общественного развития, эволюционному пути «крестьянскую революцию». В этом сказалось их полное непонимание экономических законов и практической реализации выдвигаемых идей. Попутно заметим, что В.И. Ленин характеризовал Н.Г. Чернышевского, как социалиста-утописта. Таким образом, идеи радикалов, в сущности, не имели ничего общего с разумным подходом в решении «крестьянского вопроса». Хотелось скорых перемен и, вместе с тем, удовлетворения своих тщеславных стремлений.
Тем самым «Современник», его редакция и авторы были поставлены в весьма сложное положение, а со временем возникшие противоречия привели к расколу в журнале. Выпады Чернышевского и Добролюбова против писателей становились более частыми и грубыми.
В 1858 г. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день» сделал не обоснованное критическое заключение по поводу повести И.Тургенева «Накануне», против которого тот выразил резкое несогласие; в 1861г. Чернышевский написал оскорбительную для писателей статью «Не начало ли перемен?», в которой проявилось его полное неуважение даже к таким писателям, как Н.В. Гоголь, считавшийся «отцом — основателем» той литературы, которая уже в 19 в. была признана классической. Вместе с Гоголем оскорбленными фактически оказались и его последователи. Персонально досталось Д.В. Григоровичу и И.С. Тургеневу.
В чем суть проблемы? Н.Г. Чернышевсий подверг осуждению отношение Н.В. Гоголя к персонажу его «Шинели» Акакию Акакиевичу.
Ему не понравилось сочувственное отношение Н.Гоголя к Акакию Акакиевичу, поскольку тот «был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный». Конечно, персонаж «Шинели» — человек «убогий», как писал Н.Чернышевский, но он человек и человек, не имеющий жизненной перспективы. Остается одно — проявить к нему сострадание, что и делает Н.Гоголь.
«Таково было отношение прежних наших писателей к народу. – резюмировал Н.Чернышевский. — Он являлся перед нами в виде Акакия Акакиевича.., который может получать себе пользу только от нашего сострадания.» И далее, совсем уж издевательское: «Это очень большая приятность («сострадание» – В.О.), ее можно сравнить только с тем удовольствием, какое получал покойный муж Коробочки от чесания пяток».
Вот, уважаемые читатели, отношение революционера-демократа к т.н. «маленькому человеку» и писателю, сострадающему его участи. Далее он обвиняет писателей, следующих гоголевской традиции, далекой от призывов «к топору». «Читайте,- пишет он,- повести из народного быта г. Григоровича и г. Тургенева со всеми их подражателями — все это насквозь пропитано запахом «шинели» Акакия Акакиевича».
Что ж, кто-то во всем этом чувствует только «запах шинели», а вот Д.В. Григорович гордился тем, как он говорил, что «все мы вышли из гоголевской шинели.» И он был не одинок в таком призвании литературы реализма, основоположником которой был Н.В. Гоголь.
Конфликт в редакции «Современника» достиг своей крайней точки напряжения. Можно согласиться с утверждением костромского писателя-краеведа Н.А. Зонтикова, что «линия раскола прошла между теми, кто хотел мирной реформы, и теми, кто стремился к кровавой революции и социалистической утопии.» Беда заключалась еще и в том, что Н.А. Некрасов принял сторону революционеров-демократов. Кроме Д.В. Григоровича из журнала ушли И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, а так же А.А. Фет, А.Н. Майков.
Проблема общественной мысли России в середине 19 в. заключалась в том, что в это время страна вступила в эпоху коренных перемен. Старая Россия уходила в прошлое, на свет рождались новые явления и новые идеи. Сострадание писателей к положению крестьян сыграло свою положительную роль в формировании гуманистической позиции в обществе. Н.Чернышевский, вероятно, был прав, считая, что такого отношения к «маленьким людям» уже недостаточно, но его методы их освобождения с помощью «топора» вряд ли можно признать разумными.
Дмитрий Васильевич, казалось бы, навсегда покинул писательское поприще. Он болезненно относился к получившим распространение новым веяниям в литературе и, вероятно, понимал, что его творчество перестает быть востребованным, а поиск новых тем требовал осмысления событий, происходящих в России.
Первым из писателей «старой школы» не выдержал И.С. Тургенев и в 1860 г. он ушел из «Современника».
«Разрыв Тургенева с Некрасовым, — писал по этому поводу Д.Григорович, — и уход его из «Современника» сильно отразились на характере редакции этого журнала. В каждом кружке есть непременно лицо более или менее интересное, симпатичное, привлекательное; таким был в «Современнике» Тургенев. Его не стало, и старые приятели мало-помалу один за другим начали удаляться. В состав редакции входили к тому же новые лица, принадлежавшие другому поколению, ничем нравственно не связанные с прежними сотрудниками.»
Попутно несколько слов о Н.А. Некрасове, который, по словам Д.Григоровича, все свое свободное время проводил с Н.Добролюбовым «после вечеров и ночей, проводимых за картами в Английском клубе и в домах, где велась крупная игра.» Увлечения Н.Некрасова сильно отразились на его деятельности, как руководителе «Современника». «Громадные выигрыши и проигрыши, поддерживая в нем одинаково нервное возбуждение, отвлекая его ум к другим интересам, мешали ему вести дела с прежним вниманием,»
После разрыва с «Современником», в 60-70 гг. Д.Григорович увлеченно пишет пейзажи и работает в Обществе поощрения художеств. Здесь он нашел свое второе призвание и весьма преуспел на этом поприще. За эту работу ему были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия. Однако мысли о писательском труде не оставляли его и он постоянно стремился вернуться к этому творчеству. Утверждения о том, что Д.В. Григорович «исписался» не соответствуют реальному положению дел. Им был задуман роман, который бы стал жемчужиной русской классической литературы. Вот, как автор сам пишет об этом в своих воспоминаниях:
«У меня был готовый план для большого романа; мне хотелось изобразить в нем два поколения: отживающих помещиков старого закала и новых, молодых, мечтающих о сближении с народом; мысль не отличалась новиною, но я хотел взять типами и деталями. Роману этому не суждено было осуществиться; он кончился первою частью, напечатанною в «Русском вестнике» под названием «Два генерала». Вторая часть застала меня в больших непривычных хозяйственных хлопотах по имению. Матушка передала мне его управление… Кто помнит это время в деревне, тому хорошо известно, что тогда было не до писания романов.
Почти в то же время происходили выборы в секретари «Общества поощрения художеств». Оно было мне предложено, и я охотно согласился; новая обязанность приближала меня к художественной сфере, близкой моему вкусу. Я думал найти время продолжать мои литературные занятия, но ошибся. На свете нет маленького дела; все зависит от того, насколько примешь его к сердцу и будешь ему искренно предан. Дело, порученное мне, заинтересовало меня с самого начала, и чем больше я входил в него, тем больше оно меня завлекало. Планы различных романов и повестей лежали пока под спудом; я и при других, более благоприятных, условиях никогда не мог написать строчки в Петербурге, теперь же и подавно нельзя было об этом думать.
Время от времени литературная жилка сильно давала себя чувствовать. При первой возможности я снова принялся за литературную работу. Если последние мои произведения слабее предыдущих, вина в этом — моя отсталость, утрата привычки писать в повествовательной форме; лета тут ни при чем. Мне казалось всегда, что раз человеку дана известная способность, она, как нечто духовное, не подвергается вместе с ним действию лет, потере сил и зубов; надо только этому верить и стараться самому не падать духом…
Я всегда с чувством глубочайшей благодарности обращаюсь к Промыслу, направившему меня с юности к литературным занятиям. Любовь к литературе была моим ангелом-хранителем, она приучила меня к труду, она часто служила мне лучше рассудка, предостерегая меня от опасных увлечений; ей одной, наконец, обязан я долей истинного счастья, испытанного мною в жизни».
Спустя двадцать лет, после ухода из журнала, вначале 80-х гг. публикуется его повесть «Гуттаперчевый мальчик» (1883), Она была названа критикой как «маленький шедевр» и стала классикой детской литературы. Завершили творческий путь Дмитрия Васильевича «Литературные воспоминания» .
31 октября 1893 г. в здании Императорского «Общества поощрения художеств» торжественно отмечалось 50-летие творческой и общественной деятельности Дмитрия Васильевича. На торжестве присутствовали члены Государственного Совета, титулованные «их высочества» — принцы Александр и Петр, принцесса Евгения. Д.В. Григорович вошел в залу под гимн «Боже царя храни», присутствовавшая публика встретила его вставанием. Под звуки гимна ему был торжественно вручен орден Святого Станислава первой степени в награду за «сочинение и обнародование творений, признанных общеполезными».
Скончался Д.В. Григорович 22 декабря 1899 года в возрасте 77 лет и похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
В заключение приведем вывод о творчестве Дмитрия Васильевича, к которому пришла А.А. Тимакова в своей диссертации о творчестве Д.В. Григоровича.
«С именем Дмитрия Васильевича Григоровича связан очень важный период развития русской литературы 40-50-х годов XIX века. Это время характеризуется укреплением позиций реализма, усилением социальной направленности произведений, значительной активизацией в эволюции жанров. На писательское поприще вступают А. И. Герцен, В. И. Даль, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, А. Н. Островский… Научное литературоведение с возрастающим интересом обращается и к иным авторам, чьи слава и авторитет ранее были бесспорны, а ныне их творчество, к сожалению, обойдено вниманием широкой публики.
Таким автором и является Д. В. Григорович. В свое время его писательская и другая общественно-литературная деятельность была высоко оценена ведущими представителями русской творческой интеллигенции 40-50-х годов. Д. В. Григорович был среди тех, кто обратился к реалистическому воссозданию жизни простолюдина, что стало не только важным этапом демократизации литературы, но и художественным новаторством. «Он принадлежал к числу лучших людей, начинавших важное направление», — так точно определит впоследствии JI. Н. Толстой место Д. В. Григоровича в истории русской литературы».
P.S. 1. Фотографии и картинки к статье взяты автором из открытых источников интернета.
2. Данная статья готовилась специально для презентации на сайте «Я — Краевед». Любое стороннее размещение и воспроизведение данной публикации, или использование каких-либо частей и авторских материалов публикации, возможно только с письменного согласия автора.
Валерий Овсянников 13 марта 2022 г.
© Овсянников В. И., 2022
Метки: Дмитрий Васильевич Григорович, Озёры
Интересная статья, Валерий Иванович. Не штатная, не дежурная-«юбилейная». Хорошая, содержательная работа. Поздравляю!
Хорошая статья, — правильная! Вот и получается, что лучшие творческие годы писателя Григоровича (и многих других), да и деятельность ж-ла «Современник», пришлись на годы правления Николая I (1825-1855). Этот период в советские годы трактовался, как период жесточайшей цензуры и подавления свободной творческой мысли.
«Этот период в советские годы трактовался, как период жесточайшей цензуры и подавления свободной творческой мысли».
Я тоже обратил внимание, Александр Николаевич. Хорошо «подавление мысли», если запросто к топору призывали. Добрые были наши цари, за это и поплатились. Но более поздние правители этот печальный опыт учли и выводы для себя сделали.
А.П.Чехов в письме Григоровичу 12.01.1888 года писал: «Я глубоко убеждён, что пока на Руси существуют овраги, летние ночи, пока ещё кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни Вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут гоголя. Вымрут и забудутся люди, которых Вы изображали, но Вы останетесь целы и невридимы. Такова Ваша сила и таково, значит, и счастье». Тогда Антон Павлович и предположить не мог, что с изобретением ИНТЕРНЕТА перестанут читать и станут выбрасывать книги!
Кстати сказать, именно Д.В.Григорович «открыл» А.П.Чехова, хотя общепризнано, что это принадлежит Суворину. Читаем документ (письмо)
Григорович Д. В. — Чехову А. П., 25 марта 1886 г.
Милостивый государь Антон Павлович. Около года тому назад я случайно прочел в «Петербургской газете» Ваш рассказ; названия его теперь не припомню; помню только, что меня поразили в нем черты особенной своеобразности, а главное — замечательная верность, правдивость в изображении действующих лиц и также при описании природы. С тех пор я читал все, что было подписано Чехонте, хотя внутренне сердился за человека, который так еще мало себя ценит, что считает нужным прибегать к псевдониму. Читая Вас, я постоянно советовал Суворину и Буренину следовать моему примеру. Они меня послушали и теперь, вместо со мною, не сомневаются, что у Вас настоящий талант,— талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья.
Дал ссылки на эту работу в ОК https://ok.ru/profile/565167442927/statuses/154839581392367
и в ВК https://vk.com/id302554590?w=wall302554590_6308%2Fall
И лайки ставят, и комментарии пишут. Статья людям интересна однозначно.
Очень интересно читать у Григоровича в его романе из простонародного быта «Рыбаки» главу «Комарёво». Мои предки родом из Комарёва, у меня есть родня, друзья и знакомые в Комарёве. Люблю это село.
Так вот Григорович в своём повествовании про Комарёво сделал гибрид из двух наших зажиточных сёл: сёла Комарёво и Горы. Человек, который в теме и сёла эти хорошо знает, легко может проследить, из какого села Григорович что взял. Интересное и увлекательное занятие, я вам скажу! Особенно мне нравится кабак с романтическим названием «Расставанье». (Мои земляки были очень сентиментальны, похоже).
Вот здесь https://kartaslov.ru/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%94_%D0%92/%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B8/18
Благодаря вам, я открыл для себя произведения Григоровича.
Лучше читать бумажную книгу, чего я и делаю, покупал тут: https://www.ozon.ru/product/rybaki-povesti-283226321/?sh=tr8z-wAAAA
Денис, так там же, у Григоровича, всё про те места, где ты гулять любишь. Я с его «Смедовской долиной» ходил прям по самой этой долине. Интересно.
Да да, вот и читаю, узнал о его творчестве из вашего видео на youtube про Смедовскую долину https://www.youtube.com/watch?v=WQx3M_YH5ks
А вы не планируете снимать новые видео по краеведческой теме?
Не планирую, Денис. Дело это серьёзное, хлопотное, готовиться надо серьёзно, материал собирать. Это всё времени требует. Я лучше это время на что-нибудь другое потрачу.
Валерий Иванович! Письма Ваши получил и всё Вам там в почту ответил.
Спасибо, Сергей Михайлович. До новых встреч на сайте.