Писательница С.П. Шибанова в Центре «Летопись времён»
1 февраля 2018 г. в историко-краеведческом Центре «Летопись времён» (руководитель Мария Гиевна Савина) при школе…
С каждым днем все ближе всенародный праздник 9 мая – День Великой Победы. В средствах массовой информации – в печати, телевидении и радиовещании появились рубрики, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Публикуется много интересных документов на эту тему.
Учитывая возможности газеты, я предлагаю вниманию читателей только два фотодокумента из фондов Библиотеки Конгресса США.
Глубокая осень 1941 года. Фронт вплотную приблизился к Кашире. На немецких штабных картах появляется стрелка, нацеленная на наш город, как самое удобное место для переправы через Оку с целью дальнейшего наступления на Москву. Для сбора разведданных в небе над Каширой все чаще вояжируют немецкие самолеты. Вот фрагмент одного из снимков
Он датирован 1941 годом. Предположительно — третья декада ноября. Прихваченная льдом, широкая лента Оки пересекает снимок слева направо: от устья реки Мутенки до Роонского железнодорожного моста через Оку. Удивительно маленькой и уютной смотрится древняя Кашира с большой высоты. Ровные пересечения улиц, точно, как на старой карте XVIII века тульского проектировщика, архитектора Никифора Сокольникова. Глубокий овраг в западной части, отделяет город от леса Козловки. Такой же овраг и с восточной стороны вдоль М. Ямской улицы. За ним начинается станционный поселок. Левый берег Оки пологий. Под снегом угадываются окские песчаные пляжи, просторные заливные луга, за ними – лес. Заметны очертания двух стариц (старое русло Оки), сохранившиеся до наших дней. Одно из них, возле села Лужники с небольшой Троицкой церковью на южной окраине. В правой части снимка — домики поселка Белопесоцкий, которые выстроились по обеим сторонам дороги от Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря. На белом снегу видны тени от куполов монастырских церквей.
В центре снимка, на Оке, отчетливо виден легендарный песчаный остров, похожий на большую рыбу. А чуть ниже его, по течению, неменее легендарный, — плашкоутный (понтонный) мост. В тот год, его к зиме не «разводили», а вморозили в лед. Ока только «становится», поэтому заметны три полыньи. Первая, — при впадении Мутенки в Оку, вторая — на повороте Оки к Соколовой Пустыни. Третья — посредине реки, сразу за понтонным мостом.
Какие же стратегические объекты отметили немецкие штабисты на этом фрагменте?
Белой линией очерчен весь левый берег Оки и, конечно же, мосты через Оку — понтонный и железнодорожный. Вот и все. А укрепления были!
В лесу были вырыты траншеи и окопы, которые можно разглядеть и сегодня. Вдоль берега Оки и в основаниях угловых башен Белопесоцкого монастыря были сооружены ДОТы, называемые в шутку «Линией Зиндера», по фамилии руководителя строительных бригад. Три ДОТа сохранились до нашего времени и служат отличной декорацией при проведении военных реконструкций.
Победа советских войск под Сталинградом в феврале 1943 года положила начало коренному перелому в Отечественной войне. Началось повсеместное наступление Красной Армии. Советские войска успешно освобождают родную землю от немецких захватчиков. Кашира становится городом глубокого тыла. Налаживаются трудовые будни в условиях продолжающейся войны. Но, как видно по следующему снимку, враг не успокаивается. У него свои планы.
Дата снимка — 20.06.1943 года. Высота — 7800 метров. И опять, целью «цейсовской оптики» стала наша Кашира.
Цифрой 16 обозначен железнодорожный мост через Оку. Тут же приведена его полная характеристика: число путей, протяженность, ширина, количество пролетов. Сразу за мостом, в сторону Москвы, виден круто уходящий вправо, объездной железнодорожный путь (Валуйский), которого в наше время уже нет. Зато «Затон» на своем месте. В нем укрывались плавсредства во время паводков.
Цифрой 17 обозначен еще один объект. Это бывшее Каширское паровозное депо. Рядом расшифровка на немецком языке: 1. Веерное депо; 2. Два напорных бака; 3. Поворотный круг. Сейчас на этом месте размещается участок Каширского ПЧ-33.
Правее депо, двумя белыми линиями обозначен еще один важный объект — железнодорожная станция Кашира.
За веткой железной дороги узкой полоской протянулось озеро Петино, обрамленное со всех сторон квадратиками огородов жителей пристанционного поселка.
В Интернете можно прочитать, что основным самолетом немецких эскадрилий дальней разведки, был двухмоторный «Юнкерс» — Ju-88D с экипажем до четырех человек. В фюзеляже устанавливались две-три фотокамеры Rb50/30b для аэросъемки «вниз-вперед» и дополнительный топливный бак. Фотокамеры могли производить съемку с высоты до 8500 м. Обладая хорошей маневренностью, высокой скоростью до 470 км/час, «Юнкерс» был очень сложной целью для перехвата советскими истребителями, а зенитная стрельба по нему вообще была бесполезной.
Метки: Великая Отечественная, Кашира
Хороший материал.
Приятно было читать.
Порадовали фото.
Автору респект!
Фантастически интересный материал! Спасибо автору!