Весна опять пришла, и лучики тепла доверчиво глядят в моё окно… (с)
В этой заметке я буду писать про весну 2018 года. Как она идёт, какие изменения…
В окрестностях деревни Кобяково на пашне случайно найден довольно интересный, из оловянистой бронзы (весьма распространена в наших краях) нательный крестик с изображением святого Никиты, побивающего беса. (Никита Бесогон). Знающие люди датируют его концом XVI — началом XVII в.в. (По другой версии конец XV — начало XVI в.в., нуждается в уточнении). Как мне пояснили знающие люди, изображение Никиты на подобных крестиках бывает правосторонним (как в данном случае) и левосторонним. Есть версия, что подобные крестики надевали грудным детям сразу после рождения, ещё до обряда крещения, как оберег для защиты от злых, тёмных сил. А после крещения уже оставляли их на младенце «официально», на постоянной основе.
Изображённый на крестике сюжет рассказывает об одном из эпизодов византийского апокрифического Жития святого Никиты, якобы сына римского императора Марка Аврелия Валерия Максимиана Геркулия. (Император в 285 — 305 годах, в 306—308 и 310 годах — узурпатор).
Приняв христианскую веру, Никита тем самым прогневил отца-язычника, и после многих мучений был посажен в темницу. Там к нему и явился бес, принявший ангельский облик. Бес начал прельщать и уговаривать Никиту поклониться языческим богам, чтоб избежать новых, ожидающих христианина, мучений и выйти из заточения. Никита почему-то не поверил ангельской сущности незванного гостя, помолился Иисусу Христу, после чего сразу увидел настоящее лицо явившегося к нему беса. Никита, похоже, был крут: схватил беса, наступил на него и побил своими железными кандалами с цепями, вынудив его признаться в своей принадлежности к нечистой силе.
Историки и богословы склонны считать, что существовавший на Руси культ Никиты Бесогона — это собирательный образ борящегося со злом былинного героя, богатыря, например Никиты Кожемяки, а вовсе не образ сына римского императора Марка Аврелия Валерия Максимиана Геркулия, которого на самом-то деле звали вовсе не Никитой а Марком Аврелием Валерием Максенцием.
Предки справедливо полагали, что для борьбы со злом и искушением одной молитвы будет всё же маловато, а вот с молитвой огреть беса железной цепью — так в самый раз. Это и понятно, и наглядно, и действенно, и мотивирует на праведную жизнь. Крутой Никита с цепью был им ближе, чем какой-нибудь покорный, скромный, кроткий святой с молитвой. Поэтому и носили крестики с изображением Никиты, побивающего беса, веря в их действенную обережную силу.
Никита Бесогон был самым известным и почитаемым святым на Руси до раскола церкви в 1666 году. После введения в 1720 г. государственного управления русской православной церковью (через Синод) при Петре I все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты, якобы сына римского императора Максимиана (коим он на самом деле не являлся), попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, а имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Естественно, что и крестики с изображением Никиты, побивающего беса, стали сходить на нет.
Добавлю, что через Кобяково проходил древний тракт — дорога от Каширы на Коломну, и крестик мог быть утерян и местным жителем, и вообще любым человеком, идущим (едущим) по тракту.
Вот такая история со становлением христианства на Озёрской земле. Мы ведь привыкли считать, что все интересные и значительные события происходят не у нас, не в наших краях, а где-то там, далеко. На самом деле на нашей земле нашли отражение почти все события образования и становления Руси, Российской Империи. Хорошо, когда иногда удаётся случайно заглянуть в прошлое.
Картинки — из открытых источников, фотографии крестика и Кобякова — мои.
Сергей Рогов 25 августа 2021 г.
Метки: Озёры, поисковики, Православие
Вот ещё в тему нательный крестик интересный с аналогичной символикой. Найден в наших краях на заброшенной ныне лесной Обуховской дороге. «Святой Никита Бесогон».
Знатоки датируют его 15 веком, немножко заходит в 16 век. Но начало бытования — середина 15 века.
Очень интересно читать подобные материалы. Спасибо!
Благодарю, Роман! Если есть что рассказать по теме, пишите, опубликуем, обсудим.
Познавательно, Сергей Михайлович, в прочем как и всегда. Спасибо.
Благодарю за добрые слова, Жанна! В наших краях много чего интересного есть, буду выкладывать здесь потихоньку.
Да, дорога не просто старая, а древняя, учитывая что она выходит к Городищам, и, уточняю, к Старой Кашире. В 1571 году город Кашира был сожжен крымскими татарами и его не стали заново застраивать, а просто перенесли на другой берег Оки, где он сейчас и находится.
А в деревни Городище попадается керамика, датируемая XIII веком. Хотя само городище одно из древнейших городищ дьяковской культуры (VII—IV века до н. э.) с круглыми жилищами-землянками. Было укреплено валом, рвом, дубовым тыном. Обнаружено было 22 круглых жилища-землянки с каменными очагами в центре. Найдены изделия из глины (посуда, пряслица), кости (стрелы, гарпуны), железа (ножи, серпы) и бронзы (украшения), привозные с юга бусы.
Учитывая возраст городища, можно сказать, что дорога через Кобяково древнейшая!
Да, Евгений. Дорога очень древняя, ездовая в своё время, и очень интересная.