Кольцевой велопоход по Коломенскому и Ступинскому районам

В южном Подмосковье много интересных природных и исторических мест, но из-за равнинной местности они нередко разбросаны далеко друг от друга. Отчасти объять необъятное позволяет велосипед, сочетая преимущества пешехода и транспортного средства. (Недостатки, правда, тоже).

Осень 24-го года, сухая и умеренно жаркая, исключительно благоприятствовала поездкам.

В данном путешествии основной целью был участок от села Андреевского под Коломной до сел Грайвороны и Туменское. При этом, до Андреевского надо было еще доехать из окрестностей Малино и туда же предполагалось вернуться  целым и невредимым, с запасом впечатлений и здоровой усталости.

Поэтому, старт был по улице Энергетиков в Малино, переходящей, не совсем плавно, в Малинское шоссе в районе Мякинино. У переезда Мякино начинается четырех километровый участок щебенки, но есть, как говорится, лайфхак — грунтовка сбоку,  съезд на которую, однако, легко пропустить. В Мякинино также есть железнодорожный полустанок, здание вокзала середины прошлого века, и маршрут можно начинать и отсюда, если найдется подходящая электричка. Или со станции Яганово, где бывает больше электричек.

В самом селе Мякинино тоже есть что посмотреть, но это уже будет другое направление.

У Субботово вновь начинается асфальт и ждет небольшой сюрприз — крутой подъем к Богдановке, который многие предпочитают проходить пешком, но можно и отдохнуть в середине подъема, так как справа будет длинная дорожка к роднику с купелью и часовней подворья Казанского храма д. Богдановки. Сам храм наверху, на горке.

Можно даже перекусить.

И даже есть чем. Свежая молочка.

Родник с купелью.

Поднявшись на горку можно увидеть Храм Казанской иконы Божией матери, заложенный в 18 веке.

На соседней улице находится магазин свежей натуральной молочной продукции и небольшой зоопарк.

Далее, шоссе с пологими холмами и небольшим автомобильным движением ведет через сосновые леса и село Проводник, что на полпути к Коломне (отчего напрашивается «Полупроводник»). После Проводника трафик увеличивается, но уже близок поворот на Андреевское.

Успенская церковь в селе Андреевском сейчас в стадии реставрации. Можно видеть, что в плане она имеет форму креста.

Небольшая дорожка за храмом ведет к исключительно красиво оформленному роднику с двумя купелями и часовней.

Вниз уходит длинный спуск по лестнице.

Вообще, родники в таких путешествиях играют очень важную роль, так как сколько воды не бери — ее всегда будет мало, а магазины по дороге есть далеко не везде и не всегда открыты.

Из Андреевского дорога идет полями.

Через речку Коломенку. Она тут такая.

По дорогам со своеобразным рельефом.

И снова — бескрайнее русское поле… Осеннее солнце не жжет, сухие, ровные и накатистые грунтовки позволяют держать приличную скорость.

И, постепенно, проселки приводят в село Гололобово, где стоит церковь Рождества Христова, построенная в конце 19 века в «псевдорусском» стиле. Выглядит как игрушечная.

Пошла вторая половина маршрута, время еще есть и впереди много интересного. Поэтому, не будем искать простых путей по асфальту, а направляемся к поселку Заречный потайными мостками через Коломенку. Попутно, как говорится, имеем шикарные виды на долину реки.

А вот и первый мостик.

Короткая тропинка…

…и второй мостик.

Коломенка здесь выглядит более полноводной.

Тропа идет дальше. Борщевик тут, похоже, навсегда.

Аллея (видимо, былой) славы, ведущая к небольшой заброшенной промзоне.

Дорожка в Заречный.

В Заречном есть магазин, где можно пополнить запасы, после чего, вместо более длинной шоссейной дороги, находим короткий кривой путь. Еще один мостик через Коломенку.

Скорее всего, эти мостики и полузаросшие дорожки между Заречным и Гололобово — остатки  инфраструктуры, которая была создана кирпичным заводом, расположенном вблизи этих сел, чтобы рабочие могли ходить на работу напрямик через речку. Гололобовский кирпичный завод, основанный еще в 1902 году, сейчас закрыт и постепенно разрушается. Заброшенные заводские корпуса уже стали привлекать любителей сталкинга. Мостики тоже могут исчезнуть через несколько лет.

Поднявшись пешком по заросшей тропе, все-таки попадаем на асфальт, ведущий на Озернинское шоссе. До Туменского недалеко, но настоящие герои должны идти в обход, поэтому сворачиваем на Малое Уварово, через старые глиняные карьеры.

Из Малого Уварова дорога выводит на Озернинское шоссе и, почти сразу, к Грайворонам и Туменскому. Здесь кому-то можно налево, по прямому как стрела, шоссе в Озеры, но мне нужно направо, в сторону Запрудного (не путать с Заречным!). Впрочем, в Грайворонах тоже есть что посмотреть — Казанская церковь и отлично обустроенный святой источник с купелью. Но, это уже будет другая история.

Родник в Грайворонах.

Далее асфальтовая дорога с практически нулевым автомобильным трафиком ведет мимо села Богородское и СНТ с характерным названием «Родничок», где у моста через ручей действительно притаился небольшой родничок.

После Запрудного асфальт постепенно сужается и хиреет, пока не выходит на грунтовку, но от  СНТ «Глинки» вновь начинается шоссе, ведущее через Госконюшню в Леонтьево.

Из Леонтьево можно выбрать дорогу по шоссе, но более романтичный путь ведет по тропам и через очередной мостик к Покровской церкви в селе Авдулово.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, 18 век. Часть с белокаменным куполом — самая древняя. Кирпичная колокольня была пристроена гораздо позже.

Отсюда рукой подать до Яганово, а там и до Малино.

В целом, путь в 92 километра занял почти 6 часов со всеми остановками и осмотрами.

Маршрут получился почти идеальным, без неприятных сюрпризов, которые иногда бывают в таких путешествиях, например, в виде грунтовых дорог, приводящих в никуда или буреломов  на лесных просеках. В то же время, непосредственный контакт с красотами природы и прекрасными творениями человека дает обилие положительных эмоций и впечатлений.

Константин Белов                                               31 января 2025 г

© Белов К.Ю., 2025

Сегодня на  сайте «Я — Краевед» дебютирует его давний читатель, путешественник, любитель природы Подмосковья, турист, велотурист Константин Юрьевич Белов. Он — из соседнего Ступинского района. Но мы всегда тут говорим, что эти все районы придумали люди, чтоб быть в них начальниками. Для нас Родной край — он и есть Родной край, без всяких там районов.

Вот по этому Родному краю Константин и прокатился на велосипеде, и своими впечатлениями и фотографиями любезно делится с читателями  сайта.

Кстати, Константин сообщил нам, что при прокладывании своих туристических велосипедных маршрутов, он частенько руководствуется информацией с нашего сайта, что безусловно для нас очень приятно.

Встречаем! Константин Белов. (Администрация сайта).

P.S.  Любое стороннее размещение и воспроизведение данной публикации, или использование каких-либо частей и авторских материалов данной публикации, авторских фотографий возможно только с письменного согласия автора.

Метки: ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Константин Белов

Путешественник, спортсмен, велотурист, любитель природы и походов.

У этой статьи 29 комментариев

  1. Дмитрий Мартынов Ответить

    О, отлично, велосипедисты подтянулись!!! Константин, очень хорошее путешествие получилось. Заинтересовал Ваш маршрут, трек не записывали, для ознакомления? Катал частично в тех краях, но по шоссе, на Проводник и Субботово до трубы под жд.

    • Константин
      Константин Ответить

      Здравствуйте! Трек есть в .gpx. Вы не с Коломны катали? Под трубой подразумевается проезд под ж/д на Шкинь, видимо? Если так, то вы немного не доехали до местных достопримечательностей. Там грандиозный храм и Горбатый мост через Северку, помимо всего прочего по дороге. Когда надоедает просто крутить педали, а спортивный результат неважен, то поездки надо наполнять смыслом. Поэтому я и написал эту заметку. Такие беспроблемные в отношении дорог и в то же время содержательные поездки получаются редко.

      • Дмитрий Мартынов Ответить

        Ездил я не с Коломны, а с Озёр по шоссе до поворота на Лукерьино, далее на Проводник, на Субботово по гравийке и ,сейчас по карте посмотрел, до проезда под жд в районе Мякинино и назад в Озёры. Я больше по шоссе катался на веле раньше, теперь больше на гравийник перехожу, спортивные заезды отошли на второй план, теперь больше за красотами и впечатлениями катаюсь, а чем дальше от шоссе тем их больше))).

        • Константин
          Константин Ответить

          Понятно. Через Лукерьино довольно большой трафик, я стараюсь избегать таких маршрутов. В Мякинино на основной дороге обычный переезд, труба есть где-то на полпути к Шубатово, но там сейчас даже грунтовки нормальной нет. У вас множество внедорожных красот вдоль Оки и за ней. Можно только позавидовать.
          Файл gpx через комментарии не передается. Надо как-то иначе.

          • Сергей Рогов
            Сергей Рогов

            Константин, можно попробовать сфотографировать, фотография в комментарий ставится. Или прислать мне, я выставлю здесь, что надо.

          • Дмитрий Мартынов

            Я по картам примерно разобрался с Вашим маршрутом, в сезон надо прокатиться, уже примерно трек набросал. Да за Рекой у нас места для вела отличные, поля, грунтовки, перелески, да и по асфальту трафик не большой, А красота то какая))

          • Константин
            Константин

            Глубина ветки ответов на комментарии, похоже, ограничена?
            Файл gpx хранит информацию о каждой точке маршрута и позволяет на электронных картах воспроизвести эту информацию (трек в т ч) с любой точностью, какую позволяют карты (если они gpx поддерживают). Картинка — вот. Для общего представления.

          • Константин
            Константин

            Хм, похоже, на первом фото смотровая площадка на Осетре у Бебехово, но осенью. Однажды я через нее проехал по маршруту Малино — Коломна- Городна — усадьба Келлеров — Озеры — Туменское -Малино. Но было долго и тяжело в конце.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Да, Дмитрий, подтянулись велосипедисты. И я этому очень рад. Всё, что про путешествия по нашему краю, про природу нашу — всё к нам на сайт с радостью возьмём.
      Хватит смотреть на юг Подмосковья глазами Рогова!

      • Дмитрий Мартынов Ответить

        Сергей Михайлович, да через Ваши глаза многие начали интересоваться родным краем, у меня Ваш путеводитель — настольная книга, и хотя я сам побывал уже во многих уголках нашего и соседних районах, всё равно перечитываю и каждый раз, что то новое находится.

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Дмитрий, вот уж как приятно слышать мне такой отзыв!
          Мой путеводитель — в нём вся моя жизнь, в нём весь я. Я писал его на одном духу, на одной ноте высокой. Ночами просыпался, и что-то добавлял, корректировал, правил.
          Конечно, с тех пор очень много воды утекло. Многое поменялось, да и жизнь сама сильно изменилось. Исследования бескорыстных озёрских энтузиастов приборного поиска многое открыли в истории Озёрского края.
          Некоторые мои мысли и утверждения, высказанные тогда в путеводителе, с открытием новых неопровержимых фактов истории края маленько устарели, выглядят наивными и, как оказалось, сейчас не 100% соответствуют тому, что было в истории края на самом деле. Бывает!
          Но я ни от чего не отрекаюсь, мне нечего стыдиться.
          Этот мой первый путеводитель — как первая наивная любовь. Этим он мне и дорог!

  2. Татьяна Зеленина
    Татьяна Зеленина Ответить

    Хороший рассказ. Очень понравились фотографии церкви в селе Гололобово. Даже захотелось самой там побывать.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Так побываем в Гололобове, Таня. Какие наши годы! Гололобово, чай, не в Испании находится. Надо же, оказывается, есть места в нашей округе, где ты ещё не бывала. Есть смысл мне жить!

  3. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Уважаемые! Кстати, тема велопоходов на нашем сайте очень приветствуется.
    «Я буду долго гнать велосипед…» (с)
    Я и сам немало в своё время поколесил по нашему и соседним районам на обычном простеньком велосипеде «Минск». (Были и такие!). Доезжал туда, куда и на внедорожнике-то порой не доберёшься. Велосипед — Сила!
    Если кому есть, что рассказать, милости просим на наш сайт. Оформлю в лучшем виде.

  4. юрист Баранов Максим Сергеевич
    юрист Баранов Максим Сергеевич Ответить

    Константин, поздравляю с дебютом. Добро пожаловать на сайт.
    Очень хорошая и ёмкая статья, да ещё дополненная фотографиями. Приятно читать.
    Ещё радует, что с каждым годом всё больше людей увлекается туризмом, и их объединяет эта площадка. Может как нибудь и наши с Вами дороги пересекутся не только на просторах интернета.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Максим Сергеевич, я надеюсь, что Ваши с Константином дороги обязательно пересекутся, но именно в буквальном смысле этой фразы. Пересекутся грунтовые дороги (ты ведь и сам турист и велосипед любишь) именно в поле, в лесу, на природе.
      А иначе — нафиг! Не даром есть тост: «Чтоб ваша хата не знала ни врача, ни адвоката!»

      • юрист Баранов Максим Сергеевич
        юрист Баранов Максим Сергеевич Ответить

        «Будете у нас на Колыме…»)))) (шутка). Конечно же ни как с юристом! Хотя и юрист в современном мире — крайне нужный человек.
        Более того, мне понравилось, что Константин избегает дороги с плотным трафиком. Я тоже предпочитаю ездить и ходить там, где нет людей, а тем более машин.

      • Константин
        Константин Ответить

        Да, маршрут Малино — Коломна, в общем-то, чисто технический. Два часа и — на месте, все самое интересное начинается после.

  5. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    «Глубина ветки ответов на комментарии, похоже, ограничена?» (с)
    Скажу нашему разработчику сайта. Возможно, он разберётся с этими «ветками». Сам-то я — ни в зуб ногой.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      «Смотровая площадка» — это не просто площадка. На этом месте было средневековое городище 11 — 13 в.в. Предположительно, усадьба крутого боярина какого-то. Там вал от крепостной стены сохранился. Историческое место. А чуть дальше, ниже по течению — валы древнего городища СтарОй. Это уже ранний железный век, плюс-минус 700 лет от «нуля», от Рождества Христова.
      Вот здесь у меня подробно https://ya-kraeved.ru/gorodishhe-staroj-sedaya-drevnost-ozyorskoj-zemli/

  6. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Сайт ещё не идентифицировал Константина, как своего. Ставит его посты со ссылками в режим ОЖИДАНИЯ. (А то шлют там натяжные потолки и всё такое) Разберёмся, всё наладим

    Вот правильная ссылка от Константина https://nakarte.me/#m=12/55.08053/38.44906&l=O&nktl=UTtegmALnNPPMgPeoRqpBQ

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Вам всем спасибо! И наши извинения за некоторые неудобства. Мы их отрегулируем. Просто посты со ссылками идут в ОЖИДАНИЕ, потом выставляются в ручном режиме. Иначе реклама нас задушит.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *