
Так незаметно лето утекло
Мы уже рассказывали про озёрского поэта Сергея Владимировича Маслюкова, который пишет понятные нормальным людям, хорошие,…
В южном Подмосковье много интересных природных и исторических мест, но из-за равнинной местности они нередко разбросаны далеко друг от друга. Отчасти объять необъятное позволяет велосипед, сочетая преимущества пешехода и транспортного средства. (Недостатки, правда, тоже).
Осень 24-го года, сухая и умеренно жаркая, исключительно благоприятствовала поездкам.
В данном путешествии основной целью был участок от села Андреевского под Коломной до сел Грайвороны и Туменское. При этом, до Андреевского надо было еще доехать из окрестностей Малино и туда же предполагалось вернуться целым и невредимым, с запасом впечатлений и здоровой усталости.
Поэтому, старт был по улице Энергетиков в Малино, переходящей, не совсем плавно, в Малинское шоссе в районе Мякинино. У переезда Мякино начинается четырех километровый участок щебенки, но есть, как говорится, лайфхак — грунтовка сбоку, съезд на которую, однако, легко пропустить. В Мякинино также есть железнодорожный полустанок, здание вокзала середины прошлого века, и маршрут можно начинать и отсюда, если найдется подходящая электричка. Или со станции Яганово, где бывает больше электричек.
В самом селе Мякинино тоже есть что посмотреть, но это уже будет другое направление.
У Субботово вновь начинается асфальт и ждет небольшой сюрприз — крутой подъем к Богдановке, который многие предпочитают проходить пешком, но можно и отдохнуть в середине подъема, так как справа будет длинная дорожка к роднику с купелью и часовней подворья Казанского храма д. Богдановки. Сам храм наверху, на горке.
Можно даже перекусить.
И даже есть чем. Свежая молочка.
Родник с купелью.
Поднявшись на горку можно увидеть Храм Казанской иконы Божией матери, заложенный в 18 веке.
На соседней улице находится магазин свежей натуральной молочной продукции и небольшой зоопарк.
Далее, шоссе с пологими холмами и небольшим автомобильным движением ведет через сосновые леса и село Проводник, что на полпути к Коломне (отчего напрашивается «Полупроводник»). После Проводника трафик увеличивается, но уже близок поворот на Андреевское.
Успенская церковь в селе Андреевском сейчас в стадии реставрации. Можно видеть, что в плане она имеет форму креста.
Небольшая дорожка за храмом ведет к исключительно красиво оформленному роднику с двумя купелями и часовней.
Вниз уходит длинный спуск по лестнице.
Вообще, родники в таких путешествиях играют очень важную роль, так как сколько воды не бери — ее всегда будет мало, а магазины по дороге есть далеко не везде и не всегда открыты.
Из Андреевского дорога идет полями.
Через речку Коломенку. Она тут такая.
По дорогам со своеобразным рельефом.
И снова — бескрайнее русское поле… Осеннее солнце не жжет, сухие, ровные и накатистые грунтовки позволяют держать приличную скорость.
И, постепенно, проселки приводят в село Гололобово, где стоит церковь Рождества Христова, построенная в конце 19 века в «псевдорусском» стиле. Выглядит как игрушечная.
Пошла вторая половина маршрута, время еще есть и впереди много интересного. Поэтому, не будем искать простых путей по асфальту, а направляемся к поселку Заречный потайными мостками через Коломенку. Попутно, как говорится, имеем шикарные виды на долину реки.
А вот и первый мостик.
Короткая тропинка…
Коломенка здесь выглядит более полноводной.
Тропа идет дальше. Борщевик тут, похоже, навсегда.
Аллея (видимо, былой) славы, ведущая к небольшой заброшенной промзоне.
Дорожка в Заречный.
В Заречном есть магазин, где можно пополнить запасы, после чего, вместо более длинной шоссейной дороги, находим короткий кривой путь. Еще один мостик через Коломенку.
Скорее всего, эти мостики и полузаросшие дорожки между Заречным и Гололобово — остатки инфраструктуры, которая была создана кирпичным заводом, расположенном вблизи этих сел, чтобы рабочие могли ходить на работу напрямик через речку. Гололобовский кирпичный завод, основанный еще в 1902 году, сейчас закрыт и постепенно разрушается. Заброшенные заводские корпуса уже стали привлекать любителей сталкинга. Мостики тоже могут исчезнуть через несколько лет.
Поднявшись пешком по заросшей тропе, все-таки попадаем на асфальт, ведущий на Озернинское шоссе. До Туменского недалеко, но настоящие герои должны идти в обход, поэтому сворачиваем на Малое Уварово, через старые глиняные карьеры.
Из Малого Уварова дорога выводит на Озернинское шоссе и, почти сразу, к Грайворонам и Туменскому. Здесь кому-то можно налево, по прямому как стрела, шоссе в Озеры, но мне нужно направо, в сторону Запрудного (не путать с Заречным!). Впрочем, в Грайворонах тоже есть что посмотреть — Казанская церковь и отлично обустроенный святой источник с купелью. Но, это уже будет другая история.
Родник в Грайворонах.
Далее асфальтовая дорога с практически нулевым автомобильным трафиком ведет мимо села Богородское и СНТ с характерным названием «Родничок», где у моста через ручей действительно притаился небольшой родничок.
После Запрудного асфальт постепенно сужается и хиреет, пока не выходит на грунтовку, но от СНТ «Глинки» вновь начинается шоссе, ведущее через Госконюшню в Леонтьево.
Из Леонтьево можно выбрать дорогу по шоссе, но более романтичный путь ведет по тропам и через очередной мостик к Покровской церкви в селе Авдулово.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, 18 век. Часть с белокаменным куполом — самая древняя. Кирпичная колокольня была пристроена гораздо позже.
Отсюда рукой подать до Яганово, а там и до Малино.
В целом, путь в 92 километра занял почти 6 часов со всеми остановками и осмотрами.
Маршрут получился почти идеальным, без неприятных сюрпризов, которые иногда бывают в таких путешествиях, например, в виде грунтовых дорог, приводящих в никуда или буреломов на лесных просеках. В то же время, непосредственный контакт с красотами природы и прекрасными творениями человека дает обилие положительных эмоций и впечатлений.
Константин Белов 31 января 2025 г
© Белов К.Ю., 2025
Сегодня на сайте «Я — Краевед» дебютирует его давний читатель, путешественник, любитель природы Подмосковья, турист, велотурист Константин Юрьевич Белов. Он — из соседнего Ступинского района. Но мы всегда тут говорим, что эти все районы придумали люди, чтоб быть в них начальниками. Для нас Родной край — он и есть Родной край, без всяких там районов.
Вот по этому Родному краю Константин и прокатился на велосипеде, и своими впечатлениями и фотографиями любезно делится с читателями сайта.
Кстати, Константин сообщил нам, что при прокладывании своих туристических велосипедных маршрутов, он частенько руководствуется информацией с нашего сайта, что безусловно для нас очень приятно.
Встречаем! Константин Белов. (Администрация сайта).
P.S. Любое стороннее размещение и воспроизведение данной публикации, или использование каких-либо частей и авторских материалов данной публикации, авторских фотографий возможно только с письменного согласия автора.
О, отлично, велосипедисты подтянулись!!! Константин, очень хорошее путешествие получилось. Заинтересовал Ваш маршрут, трек не записывали, для ознакомления? Катал частично в тех краях, но по шоссе, на Проводник и Субботово до трубы под жд.
Здравствуйте! Трек есть в .gpx. Вы не с Коломны катали? Под трубой подразумевается проезд под ж/д на Шкинь, видимо? Если так, то вы немного не доехали до местных достопримечательностей. Там грандиозный храм и Горбатый мост через Северку, помимо всего прочего по дороге. Когда надоедает просто крутить педали, а спортивный результат неважен, то поездки надо наполнять смыслом. Поэтому я и написал эту заметку. Такие беспроблемные в отношении дорог и в то же время содержательные поездки получаются редко.
Ездил я не с Коломны, а с Озёр по шоссе до поворота на Лукерьино, далее на Проводник, на Субботово по гравийке и ,сейчас по карте посмотрел, до проезда под жд в районе Мякинино и назад в Озёры. Я больше по шоссе катался на веле раньше, теперь больше на гравийник перехожу, спортивные заезды отошли на второй план, теперь больше за красотами и впечатлениями катаюсь, а чем дальше от шоссе тем их больше))).
Понятно. Через Лукерьино довольно большой трафик, я стараюсь избегать таких маршрутов. В Мякинино на основной дороге обычный переезд, труба есть где-то на полпути к Шубатово, но там сейчас даже грунтовки нормальной нет. У вас множество внедорожных красот вдоль Оки и за ней. Можно только позавидовать.
Файл gpx через комментарии не передается. Надо как-то иначе.
Константин, можно попробовать сфотографировать, фотография в комментарий ставится. Или прислать мне, я выставлю здесь, что надо.
Я по картам примерно разобрался с Вашим маршрутом, в сезон надо прокатиться, уже примерно трек набросал. Да за Рекой у нас места для вела отличные, поля, грунтовки, перелески, да и по асфальту трафик не большой, А красота то какая))
Глубина ветки ответов на комментарии, похоже, ограничена?
Файл gpx хранит информацию о каждой точке маршрута и позволяет на электронных картах воспроизвести эту информацию (трек в т ч) с любой точностью, какую позволяют карты (если они gpx поддерживают). Картинка — вот. Для общего представления.
Хм, похоже, на первом фото смотровая площадка на Осетре у Бебехово, но осенью. Однажды я через нее проехал по маршруту Малино — Коломна- Городна — усадьба Келлеров — Озеры — Туменское -Малино. Но было долго и тяжело в конце.
Да, Шкинь интересное место. Вот здесь есть есть фотографии Храма и Горбатого моста в с. Шкинь https://ya-kraeved.ru/vstrecha-druzej/
Да, Дмитрий, подтянулись велосипедисты. И я этому очень рад. Всё, что про путешествия по нашему краю, про природу нашу — всё к нам на сайт с радостью возьмём.
Хватит смотреть на юг Подмосковья глазами Рогова!
Сергей Михайлович, да через Ваши глаза многие начали интересоваться родным краем, у меня Ваш путеводитель — настольная книга, и хотя я сам побывал уже во многих уголках нашего и соседних районах, всё равно перечитываю и каждый раз, что то новое находится.
Дмитрий, вот уж как приятно слышать мне такой отзыв!
Мой путеводитель — в нём вся моя жизнь, в нём весь я. Я писал его на одном духу, на одной ноте высокой. Ночами просыпался, и что-то добавлял, корректировал, правил.
Конечно, с тех пор очень много воды утекло. Многое поменялось, да и жизнь сама сильно изменилось. Исследования бескорыстных озёрских энтузиастов приборного поиска многое открыли в истории Озёрского края.
Некоторые мои мысли и утверждения, высказанные тогда в путеводителе, с открытием новых неопровержимых фактов истории края маленько устарели, выглядят наивными и, как оказалось, сейчас не 100% соответствуют тому, что было в истории края на самом деле. Бывает!
Но я ни от чего не отрекаюсь, мне нечего стыдиться.
Этот мой первый путеводитель — как первая наивная любовь. Этим он мне и дорог!
Хороший рассказ. Очень понравились фотографии церкви в селе Гололобово. Даже захотелось самой там побывать.
Так для этого маршрут и описан подробно!
Так побываем в Гололобове, Таня. Какие наши годы! Гололобово, чай, не в Испании находится. Надо же, оказывается, есть места в нашей округе, где ты ещё не бывала. Есть смысл мне жить!
Уважаемые! Кстати, тема велопоходов на нашем сайте очень приветствуется.
«Я буду долго гнать велосипед…» (с)
Я и сам немало в своё время поколесил по нашему и соседним районам на обычном простеньком велосипеде «Минск». (Были и такие!). Доезжал туда, куда и на внедорожнике-то порой не доберёшься. Велосипед — Сила!
Если кому есть, что рассказать, милости просим на наш сайт. Оформлю в лучшем виде.
Константин, поздравляю с дебютом. Добро пожаловать на сайт.
Очень хорошая и ёмкая статья, да ещё дополненная фотографиями. Приятно читать.
Ещё радует, что с каждым годом всё больше людей увлекается туризмом, и их объединяет эта площадка. Может как нибудь и наши с Вами дороги пересекутся не только на просторах интернета.
Максим Сергеевич, я надеюсь, что Ваши с Константином дороги обязательно пересекутся, но именно в буквальном смысле этой фразы. Пересекутся грунтовые дороги (ты ведь и сам турист и велосипед любишь) именно в поле, в лесу, на природе.
А иначе — нафиг! Не даром есть тост: «Чтоб ваша хата не знала ни врача, ни адвоката!»
«Будете у нас на Колыме…»)))) (шутка). Конечно же ни как с юристом! Хотя и юрист в современном мире — крайне нужный человек.
Более того, мне понравилось, что Константин избегает дороги с плотным трафиком. Я тоже предпочитаю ездить и ходить там, где нет людей, а тем более машин.
Да, маршрут Малино — Коломна, в общем-то, чисто технический. Два часа и — на месте, все самое интересное начинается после.
«Глубина ветки ответов на комментарии, похоже, ограничена?» (с)
Скажу нашему разработчику сайта. Возможно, он разберётся с этими «ветками». Сам-то я — ни в зуб ногой.
Да, Константин, совершенно верно, фото от туда, а третье фото панорама Осетра с села Спас-Дощатый.
«Смотровая площадка» — это не просто площадка. На этом месте было средневековое городище 11 — 13 в.в. Предположительно, усадьба крутого боярина какого-то. Там вал от крепостной стены сохранился. Историческое место. А чуть дальше, ниже по течению — валы древнего городища СтарОй. Это уже ранний железный век, плюс-минус 700 лет от «нуля», от Рождества Христова.
Вот здесь у меня подробно https://ya-kraeved.ru/gorodishhe-staroj-sedaya-drevnost-ozyorskoj-zemli/
Вид со Старого тоже имеется))
Да, это — вид с настоящего городища СтарОй. Очень люблю это место.
Сайт ещё не идентифицировал Константина, как своего. Ставит его посты со ссылками в режим ОЖИДАНИЯ. (А то шлют там натяжные потолки и всё такое) Разберёмся, всё наладим
Вот правильная ссылка от Константина https://nakarte.me/#m=12/55.08053/38.44906&l=O&nktl=UTtegmALnNPPMgPeoRqpBQ
За трек спасибо!
Вам всем спасибо! И наши извинения за некоторые неудобства. Мы их отрегулируем. Просто посты со ссылками идут в ОЖИДАНИЕ, потом выставляются в ручном режиме. Иначе реклама нас задушит.