Весенние прогулки с фотоаппаратом
16 апреля 2021 г профессиональный фотограф Алексей Анисимов сделал на нашем Западном карьере несколько фотографий,…
После моих многих опросов очевидцев, их потомков, бесед, консультаций, выездов на место трагедии с целью поисков обломков самолёта, можно с большой долей вероятности предположить, что погибшим и захороненным на сельском кладбище пилотом упавшего в годы войны за околицей села Комарёво истребителя был младший лейтенант Гущин Сергей Дмитриевич 1917 г.р из 423 истребительного авиационного полка.
Про то, что в годы войны в окрестностях села Комарёво упал наш военный самолёт, и что пилот этого самолёта похоронен на местном сельском кладбище я знал с раннего детства. Ведь сам я родился и вырос в Болотове, а в Комарёве у меня много родни, друзей, знакомых. Меня всегда там радушно примут, накормят и напоят. Так или иначе, но вся моя жизнь связана с селом Комарёво. Знал я и о могиле лётчика, неоднократно (навещая могилы похороненных неподалёку моих родственников) бывал на ней, клал скромные букетики собранных неподалёку в лесу ландышей, незабудок. Читал надпись «Безымянному защитнику подмосковного неба». И всегда удивлялся, а почему безымянному-то? У него что, имени-фамилии не было?
Тема погибшего лётчика и его «безымянности» меня не отпускала, и я в своих изысканиях возвращался к ней вновь и вновь. Беседовал с немногочисленными уже (сколько времени-то прошло!) очевидцами того трагического события, общался с командирами работающих «по войне» и по поиску сбитых в подмосковном небе во время войны самолётов официальных поисковых отрядов Кириллом Юрьевичем Низамутдиновым (отряд «ИстокЪ» г. Домодедово) и Алексеем Николаевичем Гуськовым (отряд «Надежда» г. Коломна). Не раз выезжал с ними на место падения самолёта, искали с помощью металлодетектора его обломки, фрагменты. Кое-что нашли, кое-что узнали. По этим поискам и экспедициям у меня на этом сайте было несколько публикаций (ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ).
Нельзя сказать, что мои труды были безрезультатны. Копилась информация, кое-что прояснялось, вырисовывалось. Что-то наоборот отметалось, выводилось за скобки. Но всё было как-то не то, не складывалось, не давало более-менее ясной картины произошедшей трагедии, не давало уверенности в верности пути поиска. Но ведь тупиковая дорога — это тоже дорога. Её тоже надо пройти, и она хороша хотя бы тем, что пройдя её до конца, понимаешь, что она — тупиковая и идёшь к цели уже по другой дороге. Но обязательно идёшь!
Попыток узнать фамилию и имя Героя, похороненного в безымянной могиле на Комарёвском кладбище я не оставлял. И вот она — Удача!
Я написал письмо Михаилу Немову — серьёзному поисковику, давно занимающемуся изучением истории Озерского района вообще и истории ВОВ в частности, нашему земляку, живущему в Белых Колодезях и в Москве, по поводу упавшего в Комарёве самолёта. И получил от него очень интересную, перспективную, заслуживающую самого серьёзного внимания и дальнейшего изучения информацию. Вот его мне ответ:
«Здравствуйте, уважаемый Сергей Михайлович!
Высылаю вам фото журнала наблюдения за небом озёрского истребительного батальона. Думаю, самая интересная для вас запись: о «приземлении» самолета у села Комарёво, датированная 6 октября 1941 г. Возможно это и есть дата крушения самолета, а не ЛЕТО 1942. (Просто он был записан, как приземлившийся). Это подтверждает и справка «о катастрофах самолетов в Озерском р-не»
Как вариант личности пилота — младший лейтенант Гущин Сергей Дмитриевич (1917 г.р) из 423 истребительного авиационного полка, не вернулся с боевого задания на самолёте И-16.» (с)
Это вполне сходится и с рассказами очевидцев тех далёких событий. Жители Комарёва говорили мне, что самолёт упал, когда копали картошку! Конечно, копать картошку в начале октября — поздновато явно. Но надо учесть, что была война, мужиков всех забрали на фронт, а женщин мобилизовали рыть окопы в две нитки вдоль реки и по кромке леса от Кременьев до Жилива (40 км х 2 = 80 км!). Какая уж тут картошка! Картошку копали урывками и с большим опозданием, иногда и ночами (днём ещё и на фабрике работали).
Огромное спасибо Михаилу Немову! Новый импульс, новый поворот в расследовании. Разумеется, что это пока лишь одна из нескольких версий, но она имеет право на существование и серьёзную проработку.
Вот, что удалось узнать мне на сегодняшний день, на 26 ноября 2020 г. Конечно, я сразу же «зарядил» всех, кто в теме, чтоб помогли уж до конца выяснить с этим геройски погибшим лётчиком. Мужики обещали помочь. Буду ждать результатов.
Огромная благодарность ВСЕМ, кто мне в этом деле помогал, помогает и согласился дальше помогать! Мужики, я перед вами в долгу, но за мной не пропадёт!
P.S. Сразу после публикации этой статьи известный Каширский краевед, мой давний друг и коллега, автор многих книг и публикаций везде, и на этом сайте в частности, Александр Николаевич Горелов прислал мне следующую информацию:
«На сайте «Память народа» я нашел два документа по ГУЩИНУ Сергею Дмитриевичу. Приказ об исключении из списков и фото. Еще есть такая информация. «Гущин Сергей Дмитриевич, 1917 г. р., чл. ВЛКСМ, в Красной армии с 1938 г., закончил Качинское лётное училище в 1940 г., Получил назначение в авиаполк в Белоруссии. Последнее место службы — 423-й авиаполк под Москвой. Погиб в авиабоях под Москвой. акта выбытия 10.10.1941 г. Отец Гущин Дмитрий Иванович, с. Боль… (неразб.) Мытищинского р-на Моск. обл.
Скорее всего, родина ГУЩИНА Сергея Дмитриевича, село Болтино Мытищинского района Моск. обл. 10 км от МКД — на Клязьминском водохранилище. Но это надо проверить!» (с)
Спасибо, Александр Николаевич! Сам-то я в этих бумагах не силён, больше ногами хожу, ищу, смотрю, беседую.
По мере поступления информации статья будет дополняться. Люди включились в дело, люди мне помогают. Посмотрим, что из этого получится. Если опять что не так, буду искать дальше.
Вот Владимир Иванов мне написал в ОК: «Произошёл взрыв большой силы , т.к самолёт раскидало на большое расстояние . В своё время дядя Володя Раков рассказывал, что двигатель отлетел метров на 100 от места падения. Это подтверждает то, что самолет был с боезапасом , а не «пустой» после боя или бомбометания . А также о дате ( октябрь 1941 г).» (Прим. мои: самолёт мог не взорваться, а просто развалиться от сильного удара о землю).
Покойный дядя Витя Иванов из Комарёва говорил, что самолёт, прежде чем упасть, «тарахтел» в небе, иногда двигатель вообще замолкал, глох, работал рывками. А летел он с востока на запад, не горел, не дымил. А бабулька с Александровки, за огородом которой упал самолёт, говорила, что у неё на огороде валялись две небольшие бомбы с самолёта. Их потом военные забрали. Может, и впрямь бомбы, а может подвешиваемые под крылья авиационные реактивные снаряды, или детали какие от самолёта. Бабулька тогда девочкой была маленькой.
Кстати, старожилы из Комарёва говорят, что нынешняя могила лётчика — вовсе не могила, а обелиск памятный, поставленный уже через много лет после гибели пилота уже на НОВОЙ (за рвом) территории кладбища. А настоящая его могила находится восточнее и ныне утрачена, не найти теперь. Но не суть. Пара десятков метров ничего не решают. Нынешний обелиск вполне можно считать и могилой, ведь рядом всё.
Ещё старожилы говорили про «азиатский тип внешности» погибшего лётчика. Но тут — не факт. При падении пилот мог сильно удариться лицом обо что-то. И от удара лицо расплющилось и потемнело. Отсюда и «азиатский тип». (Могло и так быть).
Сергей Рогов 26 ноября 2020 г.
© Рогов С. М., 2020
P.S. Любое стороннее использование авторских материалов и фотографий данной публикации возможно только с письменного согласия автора.
Метки: Великая Отечественная, Комарёво, Озёры, Память о Войне
Сергей, Вы проделали огромный путь, приближая эти события к реальности. Огромное Вам спасибо! Здоровья, бодрости духа и, конечно, успехов!
Спасибо на добром слове, уважаемая Татьяна!
Ну, пока осторожный оптимизм. Ведь уже сколько раз по этой теме я радостно восклицал: «Вот, нашёл!» А потом приходилось начинать всё сначала. Но в этом вся и прелесть, азарт поисковый. В любом случае круг поисков сужается. И это — тоже хороший результат. Жизнь, вообще, интересная штука! Я её люблю.
По срокам уборки картофеля могу добавить — в этом году местные аграрии убирали картофель с полей буквально за неделю или чуть больше — до первых морозов. Точную дату я не скажу, но это начало ноября или конец октября. Конечно, климат с тех времён резко изменился. Но, это на всякий случай — на заметку.
Благодарю, Юрий! Тоже пойдёт, как аргумент.
Моего давнего единомышленника, соратника, умного и ценного помощника и наставника, дорогого друга, известного Каширского краеведа, автора нескольких книг и несметного числа всяких публикаций, заядлого рыбака, грибника и туриста Александра Николаевича Горелова сердечно поздравляю с Днём рождения!
Желаю здоровья, долголетия, бодрости, достатка, благополучия, новых книг, публикаций, выступлений, походов! Ещё повоюем, Александр Николаевич. Какие наши годы!
А книги истребительных батальонов,или тетради сохранились?и где эту информацию можно почитать.Интересует Каширский район.Село Барабанов и Пятница…Спасибо.Аристарх…
Аристарх, я не в курсе с этими журналами. Напиши сюда Кириллу Юрьевичу. Он тебе всё подскажет. https://vk.com/id35519041
Есть вариант найти родственников Гущина С. Д. из д. Болтино и связаться с ними, может, у них будет какая-то информация. Болтино очень сильно разрослось, но немного сохранилась и старая застройка (в основном вокруг церкви), так что возможно, остались и старожилы. Написал письма в Дом Культуры Болтино и в Троицкую церковь.
Отлично, молодец! Тут важна любая информация, любая зацепка. Если даже и не подтвердится Гущин С.Д., значит, одним вариантом меньше будет и круг поиска сузится.
Уважаемый Сергей!
Моя тетя, жительница села Комарево, была знакома с очевидцами гибели летчика. Они говорили, что у погибшего летчика была азиатский тип внешности. Может быть эта информация как-то поможет в поисках.
Благодарю, Ирина! Про азиатский тип внешности я тоже наслышан. Мы приняли к сведению и эту версию, и работаем по многим направлениям. Точка в этом деле ещё далеко не поставлена. Версий несколько, выясняем.