«Я — Краевед» на страницах Издательского дома «Чудеса и приключения»
Издательский дом "Чудеса и приключения", выпускающий с декабря 1991 года общероссийский ежемесячный журнал с одноимённым…
14 января 1944 года, вскоре после выздоровления, меня в числе одной из команд направили в 43 учебный офицерский полк, который находился в г. Озеры Московской области. Приехали в Озеры 22-го января. Замечательный в природном отношении уголок. Город расположен в низменности реки Оки (левый берег). Полукругом охватывается сосновым лесом. В городе расположен текстильный комбинат. Население преимущественно женщины – работницы фабрики. Под казармы дали «дом культуры» города Озеры. Помещение приличное.
Полк состоял из 4-х дивизионов: минометчики, пушкари 76 мм и пушкари 152 мм. Насчитывали в первое время около 1200 офицеров. Впрочем, состав находился в постоянном движении. 4-й дивизион находился на недостроенном аэродроме в лесу в 8 км от города. В полку офицеры были на положении рядового: производили все виды работ, несли караульную службу и учились.
На фронтах Отечественной войны успехи были замечательные. Радио каждый вечер приносило известия о прорыве немецкой обороны и взятии крупных городов. Настроение у всех было приподнятое. Возможно, поэтому еще крепче стали требовать точное выполнение уставов, как в отношении внутреннего распорядка, а также в учебе. Преподавательский состав в основном соответствовал своему назначению. Командиром полка был полковник Васильев. В этом городке случались некоторые лирические приключения в нашей жизни, но о них целесообразнее умолчать. Март – апрель работал чертежником при кабинете тактики и артиллерии. Руководителем в кабинете тактики был младший лейтенант Губе Евгений.
Работало нас 7 офицеров: мл. л-т Губе, ст. л-т Рыжков, ст. л-т Добронравов, л-т Цирик и еще мл. л-т, ст. л-т и я. Весной с младшими лейтенантами Тумановым и Рожко строили реечный полигон – артполигон. 24 мая получен приказ об отправлении большей части офицеров по фронтам. Мы получили назначение в отдел кадров 1-го Белорусского фронта. В дороге на 1-й БФ наша команда состояла из 15 офицеров. В частности со мной были Юрьев Федор Николаевич (л-т), гв. л-т Фомин, мл. л-т Лопарев.
Выехали в 5 часов утра 25-го мая на пригородном поезде из г. Озеры до Коломны. Десятки девушек и женщин провожали на вокзале уезжающих офицеров. Это были не просто проводы народных воинов, а проводы близких сердцу людей. Находясь в этом городке по несколько месяцев, многие офицеры женились … Поэтому, естественно, что проводы были самыми трогательными: поцелуи, слезы, уверения…
Эти записи сохранил для нас Абрамов Евгений – сын старшего лейтенанта Абрамова Алексея Тимофеевича, который с 22 января по 24 мая 1944 года находился на курсах в Озерском учебном полку резерва офицерского состава артиллерии (43 УПРОСА). За время существования учебного полка (1943-1946) на его курсах прошли переподготовку и повысили квалификацию тысячи офицеров-артиллеристов. После окончания курсов они возвращались в действующие части РККА и с новыми более совершенными умениями и навыками беспощадно продолжали громить врага на всех фронтах Великой Отечественной войны.
Из представления к награждению орденом Красной Звезды командира огневого взвода 208 минометного полка 11 минометной бригады Абрамова Алексея Тимофеевича: Тов. Абрамов при форсировании реки Вислы в ночь на 2-е августа 1944 года и в последующих боях на левом берегу по расширению плацдарма показал себя храбрым командиром, выполняющим точно и в срок боевые задачи. Благодаря продуманной и тщательной подготовке, несмотря на интенсивный артиллерийский огонь противника, взвод мл. л-та Абрамова один из первых форсировал реку Вислу и без потерь. 2.08.1944 года, когда враг, прилагая все усилия, пытался опрокинуть наши части в Вислу и вел бешеный огонь, взвод тов. Абрамова отбил все контратаки на данном участке, уничтожив при этом до роты вражеской пехоты, подавил пулеметную точку и разрушил до 20 метров траншей. 3.08.1944 года, выполняя приказание командования, тов. Абрамов на весельных лодках под артогнем и бомбежкой переправил 200 ящиков мин, чем своевременно обеспечил батарею боеприпасами. Тов. Абрамов достоин награждения орденом Красной Звезды.
14.02.1945 года командир огневого взвода 208 минометного полка л-т Абрамов А.Т. награжден Орденом Отечественной войны II степени. Из представления к награждению: В боях с немецкими захватчиками на западном берегу реки Вислы в районе д. Пискарув в полосе 629 сп 91 ск 69 армии лейтенант Абрамов 14.01.1945 года проявил бесстрашие и командирское умение. В период подготовки к прорыву немецкой обороны он был одним из организаторов по оборудованию ОП, которые находились в исключительно хорошем состоянии, и активным участником подготовки наступательных огней. Во время боя в результате прямого попадания трех снарядов противника – двух зажигательных и одного фугасного, во взводе л-та Абрамова загорелись ящики с минами. Тов. Абрамов лично бросился тушить пожар и, решительно действуя при помощи бойцов, воодушевленных его примером, быстро ликвидировал пожар и тем самым предотвратил взрыв. Огонь на плановом рубеже взвод л-та Абрамова вел точно, выполнив поставленную перед ним задачу. В результате меткого огня его минометов уничтожена одна зенитная пушка, подавлен огонь 81 мм минометной батареи и обработано до 100 м траншей. Тов. Абрамов достоин награждения орденом Отечественной войны II степени.
Среди наград ст. л-та Абрамова медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другие. А также благодарности Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина: 20.07.1944 года за участие в прорыве обороны немцев западнее Ковеля и выход к реке Западный Буг; 24.07.1944 года за участие в боях по овладению городом и крупным ж/д узлом Люблин – важным опорным пунктом обороны немцев, прикрывающим пути в Варшаву; 16.01.1945 года за участие в боях по прорыву обороны немцев на западном берегу Вислы южнее Варшавы; 16.01.1945 года за участие в боях по овладению г. Радом – важным узлом коммуникаций и сильно укрепленным пунктом обороны немцев; 23.02.1945 года за участие в боях по овладению городом и крепостью Познань – стратегически важным узлом обороны немцев на Берлинском направлении; 02.05.1945 года за участие в боях и уничтожение группы немецких войск окруженной юго-восточнее г. Берлина.
После окончания Великой Отечественной войны Абрамов А.Т. проживал в Кошкинском районе Куйбышевской (ныне Самарской) области, работал директором Грачевского детского дома, в котором проживали дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда. Работал учителем физики и математики Староюрьевской средней школы, директором Старокармалинской восьмилетней школы. Воспитывал двух сыновей и трех дочерей. Умер в 1971 году, похоронен на Новокармалинском сельском кладбище.
Николай Кочергин 18 января 2019 г.
Спасибо, Николай Николаевич. Про учебный полк резерва офицерского состава артиллерии, который дислоцировался в нашем городе практически ничего неизвестно.Новая страничка истории, знакомство с новыми людьми, с их героическим прошлым. Для меня это очень интересно.
Николай Николаевич! Моё почтение! Читал с интересом.
В дневнике Абрамова А.Т. обращает на себя внимание запись: 4-й дивизион находился на недостроенном аэродроме в лесу в 8 км от города. По архивным документам 4-й дивизион находился в Паткино. То ли в деревне, то ли в районе деревни, в лесу. А «Паткино» могло означать лишь условную привязку к местности. Интересно, где конкретно был «недостроенный аэродром». Может быть кто-то что-нибудь знает об этом?
Есть у меня одна мыслишка, Николай Николаевич.
Про аэродром я ничего не знаю и не слышал. Ведь этот аэродром должен большую очень ровную площадь занимать, и строительство большое должно быть на этом месте.
Да и неподалёку, в Белопесоцком (Ступинский район сейчас), село Среднее уже был к тому времени большой , действующий аэродром. Два аэродрома совсем рядом — такого не бывает, самолёты будут сталкиваться в воздухе.
Возможно А.Т. Абрамов ошибочно посчитал уже начавшуюся обустраиваться к тому времени воинскую часть рядом с Паткином за аэродром?
«Под казармы дали «дом культуры» города Озеры. Помещение приличное»
Где этот дом культуры тогда находился? — в Болотово, или ещё какой…
В документах УПРОСА читаем: «Полк дислоцируется в г. Озеры отдельными подразделениями, т.е. в помещениях гражданского типа, предоставляемых местной властью г. Озеры. Штаб полка – Дом колхозника на ул. Ленина, 1-й дивизион – 8 ясли на ул. Ленина, 2-й дивизион – 4 школа на пл. К. Маркса, 3-й дивизион – Дворец культуры, 4-й дивизион – д. Паткино. Склады, мастерские, автопарк и артиллерийский парк размещены в центре города (автопарк и арт. парк — на открытых площадках)».
По всей видимости речь шла о дворце культуры. Участник войны Карякин А.П. 1925 г.р. вспоминал, что во дворце были и казармы, и небольшой госпиталь. Это его воспоминания. А дом культуры находился на углу ул Ленина и ул. Калинина, там где сегодня магазин одежды «Силуэт» и магазин кормов для животных. В деревне Болотово был тогда клуб.
«Небольшой госпиталь» — это санчасть полка на 15 койко-мест. Штат санчасти состоял из 13 человек: начальник санчасти, терапевт, зубной врач, 2 фельдшера, 1 старшая медсестра, 3 медсестры и 4 санитара. Где конкретно располагалась санчасть, в документам полка не указано. Но по воспоминаниям старожилов можно предположить, что она была во Дворце культуры.Значит это подтверждает и Карякин А.П.
А недостроенный аэродром — действительно интересно. 8 км — это расстояние от города до деревни Паткино, ли не так? Сергей Михайлович, начерти на карте круг с радиусом в 8 км. Посмотри, что там вырисовывается?
Вот так примерно.
А я хочу обратить внимание на фото наших офицеров в Берлине, в 1945 г. Посмотрите какие лица. Спокойные, слегка уставшие, но без всякого высокомерия, надменности, алчности. Солдаты сделали свою тяжёлую работу. Ваш Берлин нам совсем не нужен был до 1941 года, но ведь вы захотели помериться с нами силой? Мы — пришли, допёрли, доползли. Зубами вгрызались в землю,теряли друзей и товарищей, детей и родителей, но пришли. Как не раз приходили к вам и до этого. Но вы бестолковые, и плохо помните историю.
Хорошо сказано!
Военное время. Лазарет на 15 койко-мест. И 13 сотрудников медицины! Какого же хрена мы сегодня «оптимизируем» так, что закрываются фельдшерские-акушерские пункты (ФАП) из-за пресловутой «оптимизации». В СССР, да ещё в войну, штаты комплектовались «не с потолка». Тоже забываем историю. Эх….
Поэтому 72% раненых и 90% больных после успешного лечения в госпиталях и медсанбатах РККА возвращались в строй. Таких высоких результатов не знала ни одна другая армия. У немцев этот показатель был на уровне 40%.
Интересные цифры и познавательные.
И поучительные!!!
Не дураки были (Поэтому и войну выиграли).
Знали, что на определённое количество человек необходимо определённое количество больничных коек, врачей, медсестёр, санитаров и т.д. И никак иначе. Простая вроде, давно выверенная арифметика. А сейчас пытаются ужать, обжать. Без ущерба качеству лечения не получится!
Можете на меня ругаться, но сдаётся мне, что вот напади сейчас Гитлер со своими «тиграми», «мессершмидтами», автоматами «шмайсерами» — оружием тех даже времён — взял бы Москву. Как пить дать!
Те же раненные. Где бы они лечились? В нашей поликлинике, в нашей больнице?
Раньше больница — это лечебное учреждение, где лечили и отвечали за состояние здоровья людей на каждом терапевтическом участке по месту жительства. Сейчас больница — коммерческое учреждение, где оказывают медицинские услуги и думают не столько о лечении, сколько о зарабатывании денег. Суть любой коммерческой структуры — получение прибыли! И никакими красивыми словами эту суть не изменишь и не прикроешь. Вылечивать людей не выгодно! Здоровый человек в больницу не пойдет. Поэтому какая от него польза ? Надо лечить так, чтобы было больше больных и больница за оказание им услуг вновь и вновь получала деньги. Сочувствую настоящим медикам,что их поставили в такие идиотские условия.
«Вы ещё увидите волчий оскал капитализма!» Егор Лигачёв.
Я думаю, что недостроенный аэродром был на месте городка, как раз рядом с Паткино. Потом его перепрофилировали под другие нужды.
Склады существовали с 1939 года. Там нет подходящей площадки для аэродрома, местность достаточно пересеченная.
Нет ясности с этим аэродромом. Я даже и не представляю, где он хоть чисто теоретически мог бы у нас быть? И ничего, ни слова ни от кого никогда о нём не слышал. Загадка!
Мы всё ищем недостроенный аэродром на левом берегу Оки. А если поискать его на правом берегу?
По неподтверждённым пока данным нынешний заброшенный сельскохозяйственный аэродром у перекрёстка на Сосновку, во время войны уже существовал. Может, речь идёт о нём?
По прямой от Озёр до него 6 км, а если ехать по дорогам, то как раз будет 8 км.
В 60-е годы через этот пустырь ходили от платформы до Варищ. На этом пустыре никогда ничего не сажали.
Тоже подходит, как вариант.
Может быть «аэродром» слишком громко сказано. Может быть речь шла о простой ВПП (взлетно-посадочной полосе) для небольших самолетов типа «кукурузника». Тогда всё может встать на свои места. Рядом с ВВП железная дорога и шоссе. Очень удобно для быстрой доставки/отправки небольших грузов и личного состава. Делать ВПП рядом с артскладами Паткино не совсем удобно с т.з. безопасности. Моло ли что может произойти при неудачном взлете/посадке а рядом артиллерийские склады. Тогда версия Михаила Казина кажется наиболее близкой к истине. Но, может быть я и не прав.
Брат проживающий в Варищах сказал что этот пустырь был и в 50-х годах. Изредко его пахали и засеивали но урожай был плохой. По дороге на Варищи недалеко от пустыря в лесу был искусственный небольшой пруд.Помоему он и сейчас там остался. Вспомнил разговор отца с таксистом когда ехали на Коломну. Ждали у переезда когда пройдет поезд. Отец и таксист обсуждали этот пустырь на вопрос таксиста о возможности взлета с этого места самолета отец ответил «При небольшой доработке может взлететь не только маленький самолет» . Во время войны он был бортстрелком после ранения был переведен в аэродромную службу. Думаю что он что-то понимал в этом.
Михаилу Казину. Ваш брат (Валерий!???) не совсем в теме. Дорогу, про которую Вы пишите, местные жители всегда называли «Горской дорогой».Она проходила через деревню Марково до с.Горы. Пруд действительно был и назывался (или называется) «Марковским прудком». В настоящее время там дачи. Варищинская дорога проходила (судя по карте) северо-восточней от станции «Холмы». Обе эти дороги сходились в деревне Холмы (восточная окраина) и далее шла на Уварово. Отец Ваш возможно и прав, но необходимо учитывать типы самолетов,скорость при взлете и посадке, лесной массив при снижении и заходе на посадку и т.д. Для взлета полоса может быть короче, чем для посадки. Располагать аэродром в непосредственной близости со станцией…??? Со станции на работу в Коломну ездило достаточно много народа и скрыть расположенный рядом аэродром практически невозможно.
Yuri, мой брат в теме с 50 года. Мимо этого пруда мы ходили не раз.
Уважаемые (господа,товарищи) гуманитарии, если рассуждать логически.. …4-й дивизион находился на недостроенном аэродроме в лесу в 8 км от города — и это в январе 1944 года??? А жили они где??? В землянках или в палатках??? И это все в непосредственной близости от станции Холмы? И местные жители ни сном ни духом… Далее … недостроенный аэродром в лесу в 8 км от города… Кто его строил, когда и с какой целью??? Строительство осталось незамеченным??? Сергей Михайлович выше написал …в Белопесоцком (Ступинский район сейчас), село Среднее уже был к тому времени большой , действующий аэродром. Два аэродрома совсем рядом — такого не бывает, самолёты будут сталкиваться в воздухе. Да и под Коломной наверное уже существовал аэродром. И это еще не все вопросы на которые необходимо ответить. Пока больше вопросов, чем ответов.
«Пока больше вопросов, чем ответов.»
Так это же прекрасно! Есть смысл жить!
А с аэродромом на самом деле пока нет ясности.
не спорьте. В войну было много «грунтовых» аэродромов. Слово «недостроенный» НЕ означает плиты, бетон, здания ит.д. и т.п. Означает лишь — не до конца выровненная площадка (с техникой в виде бульдозера сами понимаете как было в войну), не до конца расчищенная площадка. Учитывая отсутствие стратегических составляющих города Озёры и его окрестностей, строили просто небольшую грунтовую ВПП для небольших самолетов. Такая ВПП могла быть где угодно и была успешно распахана после войны. Вспомните советские времена, когда дороги строили не по прямой, а извивающиеся вдоль полей — каждый пригодный клочёк засеивался. Пример дорога Озёры-Ступино и Озёры-Малино
Интересная и имеющая право на жизнь версия по поводу «недостроенности» аэродрома. Уже теплее.
Николай Николаевич! Не считаешь ли ты, что настало время об увековечении учебного полка на территории Озёрского района. Необходима памятная доска,что бы наши потомки помнили о том,что сделали их предки! Тебе и карты в руки!
Юрий Анатольевич, предварительный разговор об открытии мемориальной доски «Озерский учебный полк» уже состоялся в конце 2018 года. В настоящее время работаю в ЦАМО РФ, чтобы подготовить необходимую документальную базу для принятия обоснованного официального решения. Спасибо за поддержку.
В середине 60-х годов добирались из Варищ в Протасово через разъезд 30-й километр.Подойдя к платформе мы увидели стоящий на соседнем ж/д пути бронепоезд. Люди, ожидавшие поезд на Озёры, думали что снимается кино.Один мужик пошёл уточнить у военного, который занимался антенной на бронированном вагоне.К вагону была прицеплена бронированная зенитная платформа, а что было в других вагонах, к сожалению, не помню. Вернувшись, мужик сказал что бронепоезд своё отслужил и его перегоняют, а откуда и куда военный не уточнил.Может этот бронепоезд имел отношение к тем военным событиям?