Разгадка тайны железного столба в Нагорной Дубраве

Я уже подробно писал про странный столб в Нагорной Дубраве. Эта тема не оставляла меня. Хотелось узнать, для чего этот столб там стоит, каково его предназначение. Собственно, про столб я всё разузнал довольно быстро. Только всё руки не доходили написать подробно.  Весеннее половодье, День Победы, строчки, сморчки, то да сё. Вот сейчас освободился маленько, и сразу пишу.

Напомню. Столб стоит в Нагорной Дубраве, в 75 метрах от берега Оки. Изначально наверняка был присыпан землёй, это любопытные энтузиасты его раскопали. Прокопав вглубь метра полтора, до основания столба они так и не докопались. Знающие люди говорят, что подобные столбы в землю вкапывались капитально, не на один метр, возможно и бетонировались внизу. Диаметр столба 110мм, по бокам две полосы стальные – направляющие такие.

Чуть ниже круглого навершия столба, на нём явственно проступает эмблема – скрещенные топор и якорь и буквы КОПС,  или КСПС  (буква после К читается не очень чётко) и ниже буква Р (буква тоже читается нечётко, под сомнением).

 

Что удалось найти (узнать) после публикации предыдущей статьи про столб:

Вот здесь https://otvet.mail.ru/question/26609114
«Топор и якорь
Первую эмблему прародитель ОАО «РЖД» – Главное Управление путей сообщения – получило в 1809 году. Представляла она собой скрещённые топор и якорь. Управление координировало работу всех речных и морских судоходных путей (отсюда и якорь) , а также отвечало за мосты (потому и топор, символизировавший инженерную мысль) .

Довольно быстро эмблема получила широкое распространение. В 1830 году скрещённые топор и якорь появились на мундирах и сюртуках офицеров и кадетов Института Корпуса инженеров путей сообщения (нынешний Петербургский государственный университет путей сообщения) .

С 1876 года эмблема постоянно соседствовала рядом с названием одного из первых в мире отраслевых изданий – «Газеты железных дорог и пароходства» . Спустя ещё пять лет она появилась на общем флаге МПС, уютно разместившись в его правой части. Так топор и якорь стали официальной эмблемой отрасли. А с сентября 1882 года это сочетание сделали отличительным знаком казённых железных дорог. Эмблема, нанесённая на государственный герб, помещалась на продольных стенках пассажирских и товарных вагонов.

Эмблему в виде топора и якоря можно справедливо назвать долгожителем. Изображение, символизировавшее сочетание дорог и водных путей сообщения, просуществовало 102 года!». (с)

И вот ещё https://porosyonok-pluh.livejournal.com/9682.html?
«На просторах интернета нашёл я книгу А.Ю. Низовского «Русские форменные пуговицы 1797-1917», там-то и была разгадка этого ребуса:

«В 1830 году была установлена эмблема ведомства путей сообщения — скрещёные топор и якорь, символизирующие водные (якорь) и сухопутные (топор — ведь в России дороги приходилось прокладывать топором) сообщения. Скрещёные топор и якорь оставались эмблемой путейцев вплоть до 1932 года, когда старинную путейскую эмблему «топор и якорь» заменил общетехнический знак — скрещёные молоток и французский ключ.» (с)

По поводу этого столба мне хорошо помог Кирилл Юрьевич Низамутдинов – сотрудник института Археологии Российской Академии Наук, командир поискового отряда «ИстокЪ» г. Домодедово.

Командир поискового отряда «ИстокЪ» (г. Домодедово) Кирилл Юрьевич Низамутдинов (справа).

Он сказал, что столб этот – старинный репер. Так называют хорошо зафиксированный столб, обозначающий очень точно определённую точку координат на местности и (возможно) высоту этой точки над уровнем моря.  Это – базовая точка координат данного места, от которой можно отталкиваться для проведения различных на местности измерений и для идентификации своего местоположения.  Эти реперы устанавливались на века, чтоб и через 100, и через 200 лет с них можно было снять координаты без погрешности. Точнейшая штука! Для установки таких вот реперов в своё время была проделана поистине титаническая работа. Ногами, с компасом, рулеткой и прочими приборами прошлого. Множество специалистов было к этой работе привлечено – гигантские по масштабам проекты Российской Империи и империи СССР.

Аббревиатура  КОПС (КСПС) на столбе расшифровывается как Картографическая Служба (Отдел) Путей Сообщения.

Направляющие (такие «лыжи» по бокам столба) скорее всего служат для установки и точной фиксации на столбе какого-то прибора или знака. Подобные столбы встречаются не только в наших краях.

Столб, подобный «нашему». Фото из интернета.

Эти столбы (точки), как правило, нанесены на специальные карты и актуальны и по сей день. (Кстати, охраняются Законом). Таких столбов в нашей округе по берегам Оки не один, мне люди писали об аналогичных столбах.

Наш столб примечателен тем, что его «возраст»   до 1932 года. Ему 90 лет, не меньше. А если взять за точку отсчёта эмблемы 1830 год, то столбу (чисто теоретически) может быть 192 года! Но, судя по сохранности, по коррозии, вряд ли будет так много лет. Думаю (ну чисто моё предположение, как инженера авиационного завода в прошлом) столб может быть где-то 1890 — 1932 (конец эмблемы) годов.

В любом случае – это раритет и наследие предыдущей великой цивилизации. Память о великих деяниях Предков.

P.S.  Любое стороннее размещение и воспроизведение данной публикации, или использование каких-либо частей и авторских материалов данной публикации, фотографий возможно только с письменного согласия автора.

 

Сергей Рогов                                                      16 мая 2022 г.

© Рогов С. М., 2022

Метки: , , , ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Коренной озерчанин, Почётный гражданин Озёрского района, краевед, турист, экскурсовод.

У этой статьи 11 комментариев

  1. Константин Ответить

    Ага! У меня ведь скользнула в голове мысль — а не РЕПЕР ли это?! Похожие репера грунтовые имели тоже округлую головку и номер. По этому номеру в каталоге находили «отметку» от уровня Кронштадтского футштока, отметка которого принята у нас за «абсолютный ноль».

  2. Руслан Ответить

    Удивительно….интересно…позновательно.Вот так вот в 19 веке делалось,да так ,что и по сей день актуально и работает!!!

  3. Руслан Ответить

    Да и Сергей Михаилович умеете вы интригу создать!!!!наконец-то дождались развязки этой тайны!))

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Вот! Вот оно! То, что даётся быстро и легко, никто не ценит.
      Чтоб людей порадовать, надо волынку потянуть и нервы им помотать. Интрига нужна. Вот, тогда оценят, тогда — самое то!

  4. Свой
    Свой Ответить

    Вот оно что! Интересно! Я подумал, а может направляющие — это для указания сторон света (например, они смотрят на запад и восток)?

  5. Юрий Трофимов
    Юрий Трофимов Ответить

    Интересная тема!
    Думаю, что есть аналогичная тема — во многих местах есть ранее пробуренные и опечатанные скважины! Эти скважины были пробурены ещё при СССР! И они есть на нашей территории и находятся под пломбой! Даже в городской черте есть такой раритет Советской эпохи!

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Юрий, отличная тема! Если знаешь что, напиши, интересно. Поставим на сайт.
      Наследие предыдущей супер цивилизации. Как египетские пирамиды!

  6. Шурка Серпуховской Ответить

    Время 3:58.
    Случайно оказался здесь, но прочитанное вызвало большой интерес и к содержанию(познавательно) и к её автору. Намерен почитать др.статьи тем более считай земляки,шо тут от СерпОхова* до Озёр всего ничего.Ока-Матушка-Край Родной и Любимый.
    Есть вопросы и по генеологии.
    В целом Большое Спасибо за информацию.
    😎🥸🤓☝👍✊💪✌🤝

    *в средневековье предки наши писали через «О».

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Добро пожаловать на наш сайт, Александр! Мы — соседи ведь с Вами. Недавно были в заповеднике у вас, зубров смотрели.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *