Центр «Летопись времён» встречает Солнцеворот.
(Продолжение моего проекта «То – бензин, а то – дети»). 20 декабря 2017 г., в…
И это всё о нём
В последний день марта этого года (прим.: 2002 г.) исполняется 180 лет со дня рождения Дмитрия Васильевича Григоровича. Уже из Советского Энциклопедического Словаря мы можем узнать о нем: «русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук, автор антикрепостнических повестей «Деревня», «Антон-Горемыка», романов «Рыбаки», «Переселенцы», повести «Гуттаперчевый мальчик».
Третье издание Большой Советской Энциклопедии добавляет, что «наиболее значительные произведения Григоровича — повести «Деревня» и «Антон-Горемыка»…. написаны в духе натуральной школы и носят антикрепостнический характер. В них выражены критическое отношение к дворянству, любовь к крестьянам, даны картины природы».
Полное собрание сочинений Д.В. Григоровича в двенадцати томах вышло в 1896 г., а отдельные и избранные произведения неоднократно переиздавались на протяжении многих лет.
Признание заслуг Д.В. Григоровича говорит о том, что его юбилей будет широко праздноваться прогрессивной общественностью нашей страны и, вероятно, за рубежом ценителями русской литературы и искусства.
Нам же, озерчанам, образ Дмитрия Васильевича близок и дорог, ибо в наших краях он создал свои лучшие произведения, прожив на озерской земле более 25 лет.
На фото: д. Дулебино; старый дуб, по преданию посаженный писателем неподалеку от усадьбы.
В ВЕКЕ ДЕВЯТНАДЦАТОМ
Находится в печати, и мы надеемся, что выйдет в самое ближайшее время пятитысячным тиражом впервые красочная карта-схема родного города и района. На ней в числе местных достопримечательностей указана усадьба писателя Д.В. Григоровича в д. Дулебино. К сожалению, того архитектурно-паркового комплекса, который с полным правом можно назвать дворянской усадьбой, мы не можем показать нашим гостям, но это отдельная тема. И об этом авторы намерены поговорить с вами, уважаемые читатели. А сейчас мы хотели бы дать краткий обзор и анализ того, что писалось о Дмитрии Васильевиче в разные времена.
Надо сразу же отметить, что молодому Дмитрию крупно повезло, когда уже в начале гимназической, студенческой жизни он познакомился с братьями Федором и Михаилом Достоевскими, Н.А. Некрасовым, Т.П. Шевченко и др. Вот перед нами некоторые групповые фотографии далеких 50-х гг. XIX века. Просто назовем имена тех, кто изображен на них. На одном снимке — И.О. Тургенев, В.А. Сологуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, П.И. Панаев. На другом снимке запечатлены вместе Л. Толстой, Григорович, Гончаров, Тургенев, Дружинин, Островский.
Бесспорно, все это звезды русской литературы. Вот в такое созвездие и удалось попасть молодому Григоровичу. И все это, несомненно, способствовало его творческому росту. Почти каждый из этих писателей оставил в своих литературных наследиях теплые строки о Дмитрии Васильевиче.
Например, про один из первых очерков Григоровича В.Г. Белинский писал:
«Петербургские шарманщики» Григоровича — прелестная и грациозная картинка, нарисованная карандашом талантливого художника. В ней видна наблюдательность, умение подмечать и схватывать характеристические черты явлений и передавать их с поэтической верностью».
А про повесть «Деревня», которая принесла большую известность начинающему писателю, тот же Белинский высказался так:
«Ни одна русская повесть не произвела на меня такого страшного, гнетущего, мучительного, удушающего впечатления…, казалось, что я в конюшне, где благонравный помещик порет и истязает целую вотчину».
Пропустив многих, остановимся на «глыбе русской литературы» Л.Н. Толстом. Он писал Григоровичу:
«Вы мне дороги по воспоминаниям почти 40-летних дружеских отношений, на которые за все это время ничто не бросало ни малейшей тени, и в особенности по тем незабвенным впечатлениям, которые произвели на меня вместе с «Записками охотника» Ваши первые повести…»
А вот с какой теплотой писал ему молодой Чехов:
«Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни Вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя. Вымрут и забудутся люди, которых Вы изображали, но вы останетесь целы и невредимы. Такова Ваша сила».
Но не все при жизни Григоровича так душевно отзывались о нем. Сам Дмитрий Васильевич в своих «Литературных воспоминаниях» отмечал:
«Не обошлось, конечно, без насмешек со стороны ненавистников реального направления литературы: в «Ералаше» я был изображен в виде франта, роющегося в навозной куче, между тем как из ближайшего окна баба выливает мне на голову шайку помоев; внизу была надпись такого рода: «Неудачное отыскивание Акулин в деревне».
Этим обилием цитат мы не намерены утомлять читателя. Скорее, наоборот, мы надеемся, что в канун юбилея Д.В. Григоровича в школах нашего города и района преподаватели гуманитарных предметов найдут возможности для проведения уроков, лекций и внеклассных мероприятий, посвященных жизни и творчеству этого писателя. Думаем, что наш материал поможет в некоторой степени учителям и школьникам полнее раскрыть образ Дмитрия Васильевича. И для того, чтобы совершенно полно представить значимость Григоровича как писателя для современников, приведем еще одну весьма объективную, на наш взгляд, цитату М.Е. Салтыкова-Щедрина:
«Я помню «Деревню», помню «Антона-Горемыку», помню так живо, как будто это совершилось вчера. Это был первый благотворный весенний дождь, первые хорошие, человеческие слезы… С легкой руки Григоровича мысль о том, что существует мужик-человек, прочно залегла в русской литературе и в русском обществе».
Являясь авторитетом в литературной среде 50-60 г. XIX в., Григорович внимательно следил за молодыми, подающими надежды прозаиками. Так, например, мы можем отметить, что он один из первых убедился в несомненной талантливости начинающего Чехова. Григорович посылает письмо Чехову, в котором призывает его уважать собственный талант и не размениваться на ремесленные поделки, вырабатывать в себе ответственность за каждую написанную строчку. Неожиданное внимание маститого Григоровича произвело на молодого Чехова большое впечатление. Он ответил Дмитрию Васильевичу сердечным посланием. Но Дмитрий Васильевич не ограничился только одной похвалой и добрыми пожеланиями. Он оказывает Антону Павловичу практическую помощь в издании его первого сборника и добивается того, что за этот сборник («В сумерках») А.П. Чехову присуждается Пушкинская премия. Благодарный Чехов пишет по этому поводу Григоровичу:
«Премия для меня, конечно, счастье, и если бы я сказал, что она не волнует меня, то солгал бы… Вы… в Академии… Стояли горой за меня… Благодарю тысячу раз и буду всю жизнь благодарить».
Среди знакомств Григоровича из плеяды литературных звезд нам хотелось бы отметить лишь еще два великих имени — это знаменитый француз А. Дюма (отец) и славный русский В. Даль. Первого Григорович часто сопровождал в поездках по Петербургу, и Александр Дюма сказал много теплых слов в своих воспоминаниях о Дмитрии Васильевиче. У второго Григорович был желанным гостем, пользовался его замечательным архивом, выписывал пословицы, поговорки, образные русские народные выражения, которые впоследствии во многом были использованы в его повестях и романах, являлись настоящим украшением его произведений.
Выступил Д. Григорович и как драматург. Его пьеса «Замшевые люди» — актуальное драматическое произведение, где в комическом плане представлялась алчность чиновничества и фиглярство высшего света, заинтересовало выдающегося театрального деятеля К.С. Станиславского. Он обратился к автору с просьбой о разрешении поставить «Замшевых людей» на сцене Художественного театра. В 1891 году пьеса появилась на свет, и спектакль выдержал шесть представлений.
До нового века Д.В. Григорович не дожил всего несколько дней, скончавшись 22 декабря 1899 года. Осталось его литературное наследие. Оно не было предано забвению и в годы советской власти. Об этом мы расскажем вам в следующем очерке.
Текст и фото из архива Пирязева.
Метки: архив Пирязева, Дмитрий Васильевич Григорович