С Днём рождения, Максим Сергеевич!
Сайт "Я - Краевед" сердечно поздравляет с Днём рождения экстремального юриста, альпиниста, путешественника и туриста,…
20 марта 2021 г. в 12 час 37 мин по Москве было весеннее Равноденствие. Земная ось переместилась так, что Солнце пересекло экватор и вошло в наше, северное полушарие. День по продолжительности стал равен ночи и стал «щемить» ночь, удлиняясь за её счёт.
В годовом солнечном цикле — Коло, славяне отмечали четыре знаковых даты: дни зимнего и летнего Солнцестояния (Коляда 21 декабря и Купало 21 июня) и дни весеннего и осеннего Равноденствия (Масленица , Комоедица, Ярилин день 21 марта и Осенины, Велесень 21 сентября). Сами даты немного варьируются в зависимости от годов из-за несовершенства Григорианского календаря, по которому мы сейчас живём. В разных местностях у перечисленных четырёх знаковых в годовом круге днях есть и другие, свои названия, но это – тема отдельного разговора.
Ещё частенько дни осеннего и весеннего Равноденствия ошибочно называют днями СОЛНЦЕСТОЯНИЯ, хотя это в корне неверно, противоречит здравому смыслу и звучит диковато. Солнцестояние — это когда Земная ось остановила (условно) своё движение (наклон) относительно лучей Солнца на какое-то непродолжительное весьма время, бывает 21 декабря и 21 июня. А 21 марта и 21 сентября ось Земли как раз наоборот наклоняется с максимальной скоростью. Допустим, весной в это время по Коломне день ежедневно прибавляется аж на 4 мин и 32 сек! Какое СолнцеСТОЯНИЕ? Но эта (повторюсь) ошибка упорно кочует и копируется по интернету.
Ну, с двумя Равноденствиями и двумя Солнцестояниями в годовом солнечном цикле разобрались. Идём дальше.
Комоедица — славянская масленица(20 – 22 марта)
С этим днём у предков было связано много примет, обычаев, верований, гаданий, обрядов.
Считалось, что в этот день и всю последующую за ним неделю, обязательно надо печь и есть блины – символ Солнца. Блины несли за околицу в лес, в поля, клали на пеньки и на видные места для зверей, птиц, для лесных и полевых Духов и для Лешего.
Хорошо в это время ходить в гости, веселиться, отдыхать в кругу близких людей, есть от пуза. Считалось, что как проведёшь эти дни, так и весь год пройдёт. Да и наедались, отдыхали, сил набирались перед предстоящими весенними полевыми работами.
Прогоняли Зиму, кидаясь в её чучело снежками, а потом весело сжигали чучело Зимы, давая место Весне.
Растирались снегом и обливались талой водой, смывая зимнюю дремоту, болезни, обиды, неприятности, ошибки и даже грехи. (Предусмотрительно освобождая место для новых, весенних грехов). Делали душе «очистку кэша», перепрошивку, перезагрузку.
Вспоминали и переосмысливали Жизнь, проводили обряд Духовного очищения, «обнулялись», начинали всё с чистого листа.
Водили хороводы вокруг костров, бросив туда ветку магического можжевельника, вдыхая её дым. Прыгали через костры.
Закликали Весну. Ранним утром, на восходе Солнца выходили на высокие места (холмы, пригорки, обрывы берегов рек) и звали Весну. Радовались восходу Солнца, которое первыми малиновыми лучами освещало высокое ритуальное место, на котором собрались люди. Отсюда «Красная Гора». Красная в первых лучах восходящего Солнца, когда все окрестности ещё лежат в синей утренней дымке.
Верба. Распустившаяся верба – отдельная тема. Считалось, что она изгоняет болезни, порчу и всю нечисть из тела и души. Ветки вербы несли в дом, в сараи со скотиной, хлестали шуточно ими друг друга. И в этом есть здравый смысл. Установлено, что распустившиеся почки вербы – сильный природный антисептик. А пыльца с почек – хороший мужской стимулятор.
Планировали будущее, загадывали желания, ворожили на любовь, искали себе пару на масленичных гуляниях.
И самое главное — в это время надо как можно больше находиться на свежем воздухе, на природе, на солнышке греться — что мы и делали.
Ходили по лесу на большие расстояния, будили Лешего. По Обуховским полям путешествовали. Замеряли величину снежного покрова, наблюдали за Природой. Снег на полях под солнцем на ветру интенсивно испаряется. Когда ветер чуть стихает, над полями «вуаль» от испарения снега. Снега в лесу на 20 марта 57 см, на Обуховских полях 40 – 50 см. (при средней высоте снежного покрова у нас в лесу на эту дату 30-38 см).
В низинах и оврагах талой воды пока нет совсем. Можно сказать, что в лесу ещё Зима. Но почки на вербе лопнули и распустились, птицы весело поют, дятлы перекликаются и рассыпают барабанную дробь, стуча клювам по сухим деревьям.
А мы гуляем по лесу, вдыхаем аромат солнечной хвои, выполняем обряды, сжигаем дружно чучело Зимы и закликаем Весну!
P.S. Артём Ковалёв задал мне вопрос по этой статье на моей странице в ВК.
«А я вот хотел спросить.. неужели в старину всегда не любили зиму? Прогоняют.. пинают.. ведь это прекрасное время по своему..» (с)
Тут немножко иначе. В старину у славян не было такого полярного разделения на любовь и нелюбовь, на Добро и Зло, на плохое и хорошее, не было дуальности, деления на «чёрное» и «белое». (Это пришло позже, вместе с Христианством). А древние люди понимали, что Мир многогранен, и что многое зависит от нашего восприятия происходящих событий и от нашего к ним отношения.
Вот, допустим, тёплый, долгий летний дождь после продолжительного палящего зноя. Хорошо это? Для огорода, для полей, для домашних и диких животных и птиц вроде и очень хорошо, несомненно. А если этот дождь идёт в самый разгар сенокоса и заготовки сена на зиму? Ведь скошенную траву надо ворошить, быстро сушить и сухую быстро убрать на сеновал или собрать, скопнить в стога. А дождь идёт, а скошенная трава не сушится, гниёт, преет. Вот и получается, что один и тот же дождь для огородника – благо, а для заготовщиков сена – беда.
Или возьмём обычный топор. В руках плотника и в руках лесного разбойника это – совсем разный инструмент, с разным назначением.
Древние люди прекрасно всю эту житейскую мудрость понимали. Поэтому и со всем старым, отжившим они прощались без сожаления, освобождая место новому, молодому.
Зиму любили (как и другие времена года). Но время Зимы закончилось, поэтому в огонь её (её чучело), чтоб потом, в своё время, Зима возродилась вновь. Весна, глядя на то, как провожают, сжигают Зиму, радуется. Но 22 июня, в день летнего Солнцестояния и прихода астрономического Лета, точно так же сожгут с шутками чучело Ярилы — Бога Весны.
Это — позитивный взгляд на Жизнь, и нам урок. Не надо тащить и пытаться оживить то, что уже прошло, закончилось, осталось в прошлом. В огонь всё это, и живём дальше!
Впереди — только лучшее. Но для этого нужно освободиться от всего старого, отжившего своё. Пока не освободишься от старого, не придёт новое. Ему (новому) просто НЕКУДА будет придти, ведь Душа и мысли заняты старым. А посему, старое — в огонь нафиг!
Вот такой взгляд на Мир был у Предков.
Сергей Рогов 23 марта 2021 г.
Как всегда прочитал с удовольствием. Очень хорошие фотки, поднимают настроение.
Валерий Иваныч, привет!!! Многие лета!!!
Костя, привет! Тебе тоже не хворать.
Люди хорошие вопросы задают мне по этой статье. Их интересует славянское видение Мира. По вопросам статью дополню, чтоб ответить всем сразу.
Дополнил текст этой статьи, попытался рассказать о мировоззрении славян, о смысле их обрядов. Конечно, в одной публикации всего не расскажешь, но так, хотя бы вкратце.
Почему то морда лица не появляется… обидно жЫ…
Ну вот и появилась, любуемся.
Хороший рассказ. Вообще о нашем дохристианском прошлом полезно знать больше. К примеру, мало кто знает, что мы с вами, озерчане, происходим от древнего племени вятичей. Кто такие вятичи, какое место они занимали среди славянских племен и т.д.? Все это интересно.
Дождь в ночь с 30 на 31 марта ускорил таяние снега, и вода в Оке за сутки прибыла на 16 см. Но для того, чтоб Ока вылила на поля в Озёрских краях, ей надо ещё от сегодняшнего уровня подняться на 4 метра. Это — много очень. Хватит ли ей сил? Температура подводит, нет хорошего тепла, снег тает «измором».