
Бродячие собаки. Жизнь ребёнка тоже важна
Светлой памяти девятилетней девочки Вероники из Ставрополья, погибшей от зубов стаи собак, посвящается. Наш сайт…
Старые дороги довольно интересная тема для исследований. За последние 100 лет в Московском и других регионах появилось много новых дорог, шоссе и маршрутов. И в то же время за ненадобностью заброшены, заросли и оставлены людьми многие старинные дороги. От многих остались лишь тропы и даже старики в деревнях не всегда могут вспомнить, как на этих дорогах некогда кипела жизнь. Только поисковики, вооружившись картами (Шуберта, Генштаба и другими), штурмуют эти дороги, являясь по сути последними их путниками.
В архивах Библиотечного портала Московской области (Проект Министерства культуры Московской области, наш информационный партнёр, который писал о нашем сайте) была найдена интересная книга:
В этой книге более 1000 страниц. И она содержит описания всех путей Московского военного округа, нанесённых на 25-ти верстовую карту Европейской России. Маршруты составлены по рекогносцировкам офицеров, произведённых летом 1907 и 1908 годов. Изучить вы её можете здесь (а быстрый переход к страницам можно осуществить, нажав на кнопку меню справа от стрелочек).
Итак, 100 лет назад не было шоссе Коломна-Озёры и Озёры-Ступино. Предположу, что и переправа через Оку осуществлялась изредка и посредством плавсредств. Единственной дорогой «федерального значения» в этих краях была дорога Серпухов-Кашира-Коломна. Проходила она через Лужки, Зиброво, Турово, Прилуки, Соколову пустынь, Лужники, Белопесоцкий, Городище, Васильевку, Кобяково, Лядово, Туменское (Грайвороны), Подлипки и Паново.
Об этой дороге пишет и С. Рогов в своей статье Кобяково прокормит всякого:
Знаменитый уездный Каширский тракт – бойкая в то время дорога от Каширы на Коломну и далее на Москву. Поселения, стоящие на трактах, всегда считались зажиточными (торговля, трактиры, постоялые дворы, сено и овёс для лошадей, постоянный, хороший доход) и могли позволить себе строительство церквей, что зачастую делалось… Тракт этот очень древний. Есть версия, что по нему из Коломны на переправу под Серпуховым и далее на Куликово поле осенью 1380 г. шла часть войска Дмитрия Московского (впоследствии Донского) и дружественных ему князей. Эта дорога прямая и намного короче, чем путь по дуге, берегом Оки, да и не могло такое большое войско идти лишь одной дорогой. Так что версия эта вполне оправдана и вероятна. Подтверждением тому служат находки поисковиков – медные и даже серебряные украшения конской упряжи («конина», как они их называют), а так же серебряные ордынские монеты – дирхемы. Вообще, поисковики очень любят Кобяково и Каширский тракт. Они утверждают, что в здешних находках (монетах, крестиках, пряжках, украшениях конской сбруи) представлена вся наша история начиная от Дмитрия Донского и до сегодняшних дней.
С. П. Шибанова в своей книге «Страницы истории Озёрских текстильных фабрик» так пишет о Каширском тракте:
Это был «важный коммерческий тракт, по которому зимою тянулись к Москве обширные транспорта с хлебом. Через него же проходил Венёвский почтовый тракт.
Краевед А.П. Доронина отмечает, что «…на Каширский тракт выходили просёлочные пути из уездных города Коломны и селений. Выход на #Большак из села Озёры шёл по левому берегу Оки на Болотово, Комарёво (низом у берега), Тарбушево (рядом с берегом), ниже кургана-могильника, около прудов, Кременье, Восцы, Старую Каширу и другие селения.
В найденной нами книге описание Каширского тракта можно найти на 774—775—776—777 страницах. (796 и далее по оцифровке на сайте)
Описание дороги начинается со строк
В сухую погоду движение по дороге доступно для всех родов войск и обозов. Весной почти вся дорога заливается разливом Оки и движение по ней прекращается
Естественно, речь идёт об участке дороге в районе Каширы. Интересно далее описание моста через Оку:
Между с. Лужники и г. Кашира через Оку мост плавучий на бревнах, длиной 25 саженей, шириной 2,5 сажени (около 50*5 метров).
Описана ещё одна переправа — плавучий мост у Белопесоцкого длиной 95 саженей.
Далее описание дороги следующее:
От г.Кашира до д. Туменское транспортная дорога шириной 12 саженей. От Туменского до Коломны шоссе шириной 2,5 саженей. По сторонам шоссе неглубокие канавы.
12 саженей — это дорога шириной 25 метров. Если это не ошибка, то это было очень крупная магистраль. Странно, что она сужается ближе к Коломне.
Также вы можете найти описания мостов у д. Городище и Лядово. Указана и ширина рек Каширка (16 саженей) и Коломенка (2 сажени). То есть 100 лет назад эти реки были в два раза шире. Что только подтверждает предположение о том, то воды повсеместно становится меньше. В книге отмечены и места для биваков (расположение войск на отдых вне населённых пунктов) — у д. Городище на корпус и у д. Городок на дивизию пехоты с артиллерией и кавалерией. Также на 1067 странице расписаны позиции войск у Коломны.
100 лет назад эта была одна из ключевых магистралей в округе, связывавшая не только Каширу и Коломну, но и все окрестные деревни. Строительство новых дорог, в том числе асфальтовых, привело к тому, что дорогу эту теперь можно найти только на старых картах.
PS Посетив Кобяково этим летом, мы были на месте, где проходил этот тракт. Сейчас там проложены ЛЭП. От самой 25-метровой дороги ничего не осталось, на её месте только полузаросшие дороги для охотников и грибников.
PS. Вот эта дорога на интерактивной карте. Она проходит по центру (ныне заброшенная деревня Васильевская-Кобяково).
Посмотреть всю карту на портале retromap.ru
Заглавная фотография взята отсюда и приведена для наглядности
Метки: дороги, Кашира, Кобяково, Коломна
Интересная информация, благодарю!
«Только поисковики, вооружившись картами (Шуберта, Генштаба и другими), штурмуют эти дороги, являясь по сути последними их путниками.» Как красиво и даже романтично написано! Понравилось.
Вот такую охотничью рогатину случайно нашли в сентябре 2019 г. на Каширском тракте
Спасибо, Сергей Михайлович, перенимаю опыт, благо есть у кого)
Почему рогатина охотничья, а не боевая, кстати?
Ну тут много надо рассказывать, чем отличается рогатина от боевого копья. Если коротко, то размерами и весом лезвия. «Перо» (наконечник) рогатины весит 700-1000г. против 200-400г. у обычного копья. Эта рогатина весит 800 грамм. На длинном боевом древке она будет тяжёлая и не маневренная. Да и пробить кольчугу (панцирь)таким широким лезвием — это какую силищу надо иметь.
Рогатины применяли и в бою, но в основном ополчение. Брали из дома то, что есть: топоры и рогатины.
Эту железяку мне специалисты определили именно как охотничью РОГАТИНУ. Нашли на тракте неподалёку от деревни Нивки.
Вот Александр Петрович Баркашов, авторитетный знаток средневекового оружия, дополнил в группе ВК про рогатину:
«Специалисты видимо путают пешее копьё и копьё конного воина, когда говорят про вес. Копья пеших воинов были довольно разными. Например встречать конницу лучше было на копья с широким лезвием (пером), чтобы нанести широкие раны лошади. Что бы вывести её из строя. В довольно позднее время, где то в 15 веке появился вариант копья — совня, у которого лезвие длинной до 60 см и ширина 12-14 см. Им можно было и колоть и рубить. В основном его использовали пешие воины, но иногда и конные. Так что разница между охотничьим и боевым копьём пешего воина практически отсутствует.» (с)
Спасибо за пояснения, Сергей Михайлович!
Ширина 25 саженей. Это 53 метра. Довольно широко даже для совпеменных магистралей. Это не описка или опечатка в первоисточнике? А так довольно интересно и познавательно.
Юрий Анатольевич, я тоже подумал, что опечатка. Но полистав всю книгу понял, что это обычная ширина транспортных дорог того времени. Встречаются даже шириной 30 саженей (64 метра) и довольно часто.
Ответ я нашел здесь
https://zen.yandex.ru/media/tainyurala/ekaterininskii-trakt-dvuhsotletniaia-doroga-po-kotoroi-do-sih-por-mojno-ezdit-5be2a9f6ae7aa900a9377483
По приказу Александра I были утверждены правила обустройства трактов. Согласно требованиям, предполагалось использовать под устройство тракта полосу шириной в 30 сажен (порядка 60 метров). Под проезжую часть отводилось 10 сажен (около 22 метров), по 5 сажен (10 метров) с каждой стороны надлежало использовать для обустройства сточных канав и зеленых насаждений, остальную часть выделяли под перегон домашнего скота. Строили и поддерживали тракт крестьяне, обложенные дорожной повинностью. В качестве стимула им предлагали возможность заработать неплохие деньги на транспортной инфраструктуре, обустроив придорожный сервис: организуя постоялые дворы и торговые точки. Так что тракты становились довольно притягательным для крестьян и местечковых помещиков.
Тут по ширине просто всё. Тракт имел несколько «полос» движения. Когда совсем разбивали в ненастье одну колею, переходили на другую, а первая постепенно затягивалась, выравнивалась сама.
Спасибо. Удивительно как строили дороги ещё при царизмей.
Из книги «Страницы истории Озёрских текстильных фабрик»
Автор: Светлана Петровна Шибанова
Озёры, 2015г.
«Однако, большую часть времени Ока была не судоходна. В окрестностях села Озёры было несколько используемых населением дорожных трактов (большая проезжая дорога).
Самым большим был #Каширский тракт, назывался #Большаком. Это был «важный коммерческий тракт, по которому зимою тянулись к Москве обширные транспорта с хлебом. Через него же проходил Венёвский почтовый тракт.»
Краевед А.П. Доронина отмечает, что «…на Каширский тракт выходили просёлочные пути из уездных города Коломны и селений. Выход на #Большак из села Озёры шёл по левому берегу Оки на Болотово, Комарёво ( низом у берега), Тарбушево (рядом с берегом), ниже кургана-могильника, около прудов, Кременье, Восцы, Старую Каширу и другие селения.
По правому берегу Оки шёл #Люблинский тракт с его просёлочными дорогами. От уездов Тульской губернии тракт шёл на бывший город Люблин, проходил пристань на Оке с паромной переправой на Болотово, в селе Озёры он шёл по Большой (Главной), а затем Коломенской улице, бугор железнодорожной насыпи, железнодорожный мост, направляясь на восток через село Горы на Коломну и Москву».»
Елена, спасибо, дополнил статью!
Согласно приведенной карте Шуберта, из Москвы в Кашира шла прямая дорога через Ступино. Не менее древняя, чем описанная в статье. Так что ехать в Кашира через Коломну и сегодня не близко. Просто мостов через Оку было как бы по пальцам пересчитать. В Коломне своего не было. Хотя, восстановить эту трассу сейчас было бы их как полезно.
Вообще, если анализировать информацию в сети, то и Дмитрию Донскому это был наиболее удобный путь от Девичьего поля до Сенькиного брода. Так что, мне кажется, эта дорога намного древнее.
Верно. Эта дорога — однозначно древнее. Люди находили на ней монеты, крестики и другие предметы, которые можно датировать временами Дмитрия Донского и даже раньше. Ведь, если допустить, что Дмитрий с войском шёл по этому тракту (что, судя по находкам, вполне вероятно),то ведь не сам он эту дорогу в лесу прорубал и прокладывал. Значит, к моменту выхода его из Коломны, дорога эта уже была и была вполне проходимая и ездовая.