История развития Озёрского края
Из книги А.П.Дорониной «Страницы истории Озёрского края» (1994 год) Кропотливо и тщательно изучая дошедшие до…
Старые дороги довольно интересная тема для исследований. За последние 100 лет в Московском и других регионах появилось много новых дорог, шоссе и маршрутов. И в то же время за ненадобностью заброшены, заросли и оставлены людьми многие старинные дороги. От многих остались лишь тропы и даже старики в деревнях не всегда могут вспомнить, как на этих дорогах некогда кипела жизнь. Только поисковики, вооружившись картами (Шуберта, Генштаба и другими), штурмуют эти дороги, являясь по сути последними их путниками.
В архивах Библиотечного портала Московской области (Проект Министерства культуры Московской области, наш информационный партнёр, который писал о нашем сайте) была найдена интересная книга:
В этой книге более 1000 страниц. И она содержит описания всех путей Московского военного округа, нанесённых на 25-ти верстовую карту Европейской России. Маршруты составлены по рекогносцировкам офицеров, произведённых летом 1907 и 1908 годов. Изучить вы её можете здесь (а быстрый переход к страницам можно осуществить, нажав на кнопку меню справа от стрелочек).
Итак, 100 лет назад не было шоссе Коломна-Озёры и Озёры-Ступино. Предположу, что и переправа через Оку осуществлялась изредка и посредством плавсредств. Единственной дорогой «федерального значения» в этих краях была дорога Серпухов-Кашира-Коломна. Проходила она через Лужки, Зиброво, Турово, Прилуки, Соколову пустынь, Лужники, Белопесоцкий, Городище, Васильевку, Кобяково, Лядово, Туменское (Грайвороны), Подлипки и Паново.
Об этой дороге пишет и С. Рогов в своей статье Кобяково прокормит всякого:
Знаменитый уездный Каширский тракт – бойкая в то время дорога от Каширы на Коломну и далее на Москву. Поселения, стоящие на трактах, всегда считались зажиточными (торговля, трактиры, постоялые дворы, сено и овёс для лошадей, постоянный, хороший доход) и могли позволить себе строительство церквей, что зачастую делалось… Тракт этот очень древний. Есть версия, что по нему из Коломны на переправу под Серпуховым и далее на Куликово поле осенью 1380 г. шла часть войска Дмитрия Московского (впоследствии Донского) и дружественных ему князей. Эта дорога прямая и намного короче, чем путь по дуге, берегом Оки, да и не могло такое большое войско идти лишь одной дорогой. Так что версия эта вполне оправдана и вероятна. Подтверждением тому служат находки поисковиков – медные и даже серебряные украшения конской упряжи («конина», как они их называют), а так же серебряные ордынские монеты – дирхемы. Вообще, поисковики очень любят Кобяково и Каширский тракт. Они утверждают, что в здешних находках (монетах, крестиках, пряжках, украшениях конской сбруи) представлена вся наша история начиная от Дмитрия Донского и до сегодняшних дней.
С. П. Шибанова в своей книге «Страницы истории Озёрских текстильных фабрик» так пишет о Каширском тракте:
Это был «важный коммерческий тракт, по которому зимою тянулись к Москве обширные транспорта с хлебом. Через него же проходил Венёвский почтовый тракт.
Краевед А.П. Доронина отмечает, что «…на Каширский тракт выходили просёлочные пути из уездных города Коломны и селений. Выход на #Большак из села Озёры шёл по левому берегу Оки на Болотово, Комарёво (низом у берега), Тарбушево (рядом с берегом), ниже кургана-могильника, около прудов, Кременье, Восцы, Старую Каширу и другие селения.
В найденной нами книге описание Каширского тракта можно найти на 774—775—776—777 страницах. (796 и далее по оцифровке на сайте)
Описание дороги начинается со строк
В сухую погоду движение по дороге доступно для всех родов войск и обозов. Весной почти вся дорога заливается разливом Оки и движение по ней прекращается
Естественно, речь идёт об участке дороге в районе Каширы. Интересно далее описание моста через Оку:
Между с. Лужники и г. Кашира через Оку мост плавучий на бревнах, длиной 25 саженей, шириной 2,5 сажени (около 50*5 метров).
Описана ещё одна переправа — плавучий мост у Белопесоцкого длиной 95 саженей.
Далее описание дороги следующее:
От г.Кашира до д. Туменское транспортная дорога шириной 12 саженей. От Туменского до Коломны шоссе шириной 2,5 саженей. По сторонам шоссе неглубокие канавы.
12 саженей — это дорога шириной 25 метров. Если это не ошибка, то это было очень крупная магистраль. Странно, что она сужается ближе к Коломне.
Также вы можете найти описания мостов у д. Городище и Лядово. Указана и ширина рек Каширка (16 саженей) и Коломенка (2 сажени). То есть 100 лет назад эти реки были в два раза шире. Что только подтверждает предположение о том, то воды повсеместно становится меньше. В книге отмечены и места для биваков (расположение войск на отдых вне населённых пунктов) — у д. Городище на корпус и у д. Городок на дивизию пехоты с артиллерией и кавалерией. Также на 1067 странице расписаны позиции войск у Коломны.
100 лет назад эта была одна из ключевых магистралей в округе, связывавшая не только Каширу и Коломну, но и все окрестные деревни. Строительство новых дорог, в том числе асфальтовых, привело к тому, что дорогу эту теперь можно найти только на старых картах.
PS Посетив Кобяково этим летом, мы были на месте, где проходил этот тракт. Сейчас там проложены ЛЭП. От самой 25-метровой дороги ничего не осталось, на её месте только полузаросшие дороги для охотников и грибников.
PS. Вот эта дорога на интерактивной карте. Она проходит по центру (ныне заброшенная деревня Васильевская-Кобяково).
Посмотреть всю карту на портале retromap.ru
Заглавная фотография взята отсюда и приведена для наглядности
Метки: дороги, Кашира, Кобяково, Коломна
Интересная информация, благодарю!
«Только поисковики, вооружившись картами (Шуберта, Генштаба и другими), штурмуют эти дороги, являясь по сути последними их путниками.» Как красиво и даже романтично написано! Понравилось.
Вот такую охотничью рогатину случайно нашли в сентябре 2019 г. на Каширском тракте
Спасибо, Сергей Михайлович, перенимаю опыт, благо есть у кого)
Почему рогатина охотничья, а не боевая, кстати?
Ну тут много надо рассказывать, чем отличается рогатина от боевого копья. Если коротко, то размерами и весом лезвия. «Перо» (наконечник) рогатины весит 700-1000г. против 200-400г. у обычного копья. Эта рогатина весит 800 грамм. На длинном боевом древке она будет тяжёлая и не маневренная. Да и пробить кольчугу (панцирь)таким широким лезвием — это какую силищу надо иметь.
Рогатины применяли и в бою, но в основном ополчение. Брали из дома то, что есть: топоры и рогатины.
Эту железяку мне специалисты определили именно как охотничью РОГАТИНУ. Нашли на тракте неподалёку от деревни Нивки.
Вот Александр Петрович Баркашов, авторитетный знаток средневекового оружия, дополнил в группе ВК про рогатину:
«Специалисты видимо путают пешее копьё и копьё конного воина, когда говорят про вес. Копья пеших воинов были довольно разными. Например встречать конницу лучше было на копья с широким лезвием (пером), чтобы нанести широкие раны лошади. Что бы вывести её из строя. В довольно позднее время, где то в 15 веке появился вариант копья — совня, у которого лезвие длинной до 60 см и ширина 12-14 см. Им можно было и колоть и рубить. В основном его использовали пешие воины, но иногда и конные. Так что разница между охотничьим и боевым копьём пешего воина практически отсутствует.» (с)
Спасибо за пояснения, Сергей Михайлович!
Ширина 25 саженей. Это 53 метра. Довольно широко даже для совпеменных магистралей. Это не описка или опечатка в первоисточнике? А так довольно интересно и познавательно.
Юрий Анатольевич, я тоже подумал, что опечатка. Но полистав всю книгу понял, что это обычная ширина транспортных дорог того времени. Встречаются даже шириной 30 саженей (64 метра) и довольно часто.
Ответ я нашел здесь
https://zen.yandex.ru/media/tainyurala/ekaterininskii-trakt-dvuhsotletniaia-doroga-po-kotoroi-do-sih-por-mojno-ezdit-5be2a9f6ae7aa900a9377483
По приказу Александра I были утверждены правила обустройства трактов. Согласно требованиям, предполагалось использовать под устройство тракта полосу шириной в 30 сажен (порядка 60 метров). Под проезжую часть отводилось 10 сажен (около 22 метров), по 5 сажен (10 метров) с каждой стороны надлежало использовать для обустройства сточных канав и зеленых насаждений, остальную часть выделяли под перегон домашнего скота. Строили и поддерживали тракт крестьяне, обложенные дорожной повинностью. В качестве стимула им предлагали возможность заработать неплохие деньги на транспортной инфраструктуре, обустроив придорожный сервис: организуя постоялые дворы и торговые точки. Так что тракты становились довольно притягательным для крестьян и местечковых помещиков.
Тут по ширине просто всё. Тракт имел несколько «полос» движения. Когда совсем разбивали в ненастье одну колею, переходили на другую, а первая постепенно затягивалась, выравнивалась сама.
Спасибо. Удивительно как строили дороги ещё при царизмей.
Из книги «Страницы истории Озёрских текстильных фабрик»
Автор: Светлана Петровна Шибанова
Озёры, 2015г.
«Однако, большую часть времени Ока была не судоходна. В окрестностях села Озёры было несколько используемых населением дорожных трактов (большая проезжая дорога).
Самым большим был #Каширский тракт, назывался #Большаком. Это был «важный коммерческий тракт, по которому зимою тянулись к Москве обширные транспорта с хлебом. Через него же проходил Венёвский почтовый тракт.»
Краевед А.П. Доронина отмечает, что «…на Каширский тракт выходили просёлочные пути из уездных города Коломны и селений. Выход на #Большак из села Озёры шёл по левому берегу Оки на Болотово, Комарёво ( низом у берега), Тарбушево (рядом с берегом), ниже кургана-могильника, около прудов, Кременье, Восцы, Старую Каширу и другие селения.
По правому берегу Оки шёл #Люблинский тракт с его просёлочными дорогами. От уездов Тульской губернии тракт шёл на бывший город Люблин, проходил пристань на Оке с паромной переправой на Болотово, в селе Озёры он шёл по Большой (Главной), а затем Коломенской улице, бугор железнодорожной насыпи, железнодорожный мост, направляясь на восток через село Горы на Коломну и Москву».»
Елена, спасибо, дополнил статью!
Согласно приведенной карте Шуберта, из Москвы в Кашира шла прямая дорога через Ступино. Не менее древняя, чем описанная в статье. Так что ехать в Кашира через Коломну и сегодня не близко. Просто мостов через Оку было как бы по пальцам пересчитать. В Коломне своего не было. Хотя, восстановить эту трассу сейчас было бы их как полезно.
Вообще, если анализировать информацию в сети, то и Дмитрию Донскому это был наиболее удобный путь от Девичьего поля до Сенькиного брода. Так что, мне кажется, эта дорога намного древнее.
Верно. Эта дорога — однозначно древнее. Люди находили на ней монеты, крестики и другие предметы, которые можно датировать временами Дмитрия Донского и даже раньше. Ведь, если допустить, что Дмитрий с войском шёл по этому тракту (что, судя по находкам, вполне вероятно),то ведь не сам он эту дорогу в лесу прорубал и прокладывал. Значит, к моменту выхода его из Коломны, дорога эта уже была и была вполне проходимая и ездовая.